Автор: Константинова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ"ООШ для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Челябинская область, город Коркино
Наименование материала: конспект урока
Тема: Нетрадиционный урок математики в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: "Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей".
Раздел: среднее образование
Нетрадиционный урок математики в 9-м классе специальной
(коррекционной) школы VIII вида по теме: "Сложение и вычитание целых
чисел и десятичных дробей".
Цели:
Образовательные цели: Закрепление сложение и вычитание многозначных целых
чисел и десятичных дробей;
Развивающие цели: развивать и коррегировать мышление, память,
математическую речь, навыки устного счета, умение решать задачи и примеры;
Воспитательные цели: воспитывать аккуратность, дисциплину, патриотизм,
интерес к предмету, любовь к малой Родине;
Оборудование: компьютер, презентация к уроку.
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им
следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); желание и умение
ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные
знания.
Регулятивные
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что
уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в
нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты
своих действий, а также возможные ошибки;
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(распределение ролей при парной, коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
включают действия поиска и отбора необходимой информации, ее
структурирования изучаемого содержания, логические действия и операции,
способы решения задач.
Типология современных учебных занятий
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, все ли готовы к уроку, обратите внимание, есть ли на рабочем столе
ручка, карандаш и линейка. Присаживайтесь.
В любое время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно уже в школе
Математику узнать.
На войне ли современной,
В годы ль мирного труда,
При расчетах непременно
Математика нужна.
Любой профессии военной
Учиться надо непременно
Чтобы быть опорой для страны
Чтобы в мире не было.....(войны)
2. Актуализация знаний.
Мы начнем наш необычный урок с одного стихотворения. Послушайте его, и
подумайте, чему будет посвящен наш урок.
Слайд 1.
Среди названий славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: танкоградцы!
Е.Ховив
- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (ВОВ)
- Кто знает, что такое Танкоград? (Так называли город Челябинск в годы ВОВ.)
- Почему он так назывался? (В Челябинске был завод по производству танков)
- Сегодня на уроке, мы поговорим о Челябинске во время Великой Отечественной
Войны. rti
-Сегодня весь Челябинск отмечает праздник – День героев Танкограда. 84 года
назад, в Челябинске, Челябинский тракторный завод и три эвакуированных завода –
Ленинградский, Кировский, Харьковский дизель-моторный и Московский
«Красный пролетарий» были объединены в один завод, который 6 октября 1941 г.
получил имя «Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске», названный в
народе Танкоградом. Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки Челябинского
тракторного завода, занятые изготовлением деталей для КВ, перешли на работу в
две смены по 11 часов.Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за
33 дня. По общим подсчетам каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была
сделана в Танкограде!
3. Устный счет.
Слайд 2.
1.
Назовите число, предшествующее данному при счете, и число, следующее за
данным:
…1941 … , ....1945 …, ... 2025 …, ....47..., ....9......
Слайд 3.
2.Разложите на разрядные слагаемые : 1710 – это ....0+10+700+1000
1418 – это .... 8+10+400+1000
Слайд 4.
3.-Назовите число по сумме его разрядных единиц.
800+70+1 - это ...... 871
Слайд 5.
4. Решите шуточные задачи.
а). 2 самолётов летели над нами 20 других за облаками
Ты сиди, не зевай самолёты сосчитай ( 22 )
б). Чтоб окопы нам копать брали инструменты
чтобы их не растерять нужно нам их сосчитать
40 лопат, 33 ведра, 10 граблей, 1 метла (84 )
5.Назовите числа в порядке убывания.
2025, 1941, 22, 871, 1418, 84, 1945, 47, 1710, 9
- Назовите числа устного счёта, что они обозначают? (Великая Отечественная
война: Началась 22 июня 1941 года. Разрушено 1710 городов. Длилась 1418
дней. В 2025 году отмечаем праздник – День героев Танкограда - 84 года.
Блокада города Ленинград продолжалась 871 день. Длилась ВОВ 47 месяцев.
Закончилась 9 мая 1945 года).
4. Изучение новой темы.
Слайд 6.
В октябре-ноябре 1941 года из Ленинграда на Большую землю, свыше 15
тысяч работников завода и членов их семей были переправлены на Урал. Это
был основной состав ведущих танковых цехов созданных на ЧТЗ.
- Назовите, тему нашего урока?
— Тема нашего урока: "Сложение и вычитание многозначных целых чисел и
десятичных дробей".
- Какие задачи мы поставим перед собой?
(Учитель записывает на доске опорные слова.)
Слайд 7.
УЗНАЕМ... НАУЧИМСЯ... ПОВТОРИМ...
-Открываем тетради, записываем число, классная работа, минутка чистописания.
- Что такое сложение и вычитание? ( математические действия)
- Как называются компоненты сложения и вычитания? (1слагаемое, 2слагаемое,
сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
-Как обозначается знак сложения, вычитания? (+; -)
- Чем отличаются веселые задачи и задачи для логической разминки?
- Какие задачи легче решать решать?
- А какие задачи заставляют задуматься, рассуждать?
- Какие качества надо проявить было людям, чтобы справиться с трудностями в
годы ВОВ? (Упорство, внимательность, смекалку, веру в победу, терпение.)
-Этих качеств и я вам желаю в решении примеров и задач.
-Запишите решение, посчитайте и назовите ответ этих задачь.
Слайд 8.
Для изготовления танка Т-34 потребовалось разработать 2 000 штук наименований
деталей, сделать свыше 500 штампов и более 5 000 различных приспособлений.
Сколько потребовалось разработать штук запчастей для танка Т-34 ?
1)
.2 000+5 000+500=7 500(штук)-всего запчастей.
Ответ: 7 500 штук.
Слайд 9.
По плану на I квартал 1942 года, в цехах завода должно было трудиться около 40
000 человек, а реально их насчитывалось всего 27 321. Чтобы восполнить кадровый
дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки. Сколько было
привлечено женщин и детей?
1)
. 40 000- 27 321=12 679(чел) -Женщины и дети.
Ответ: 12 679 человек.
- В чём разница между этими задачами?
-Кто решил правильно обе задачи?
-Кто допустил 1 ошибку?
-Кто 2 ошибки?
5. Систематизация знаний.
Слайд 10.
Задача:
К январю 1942 года на завод прибыли рабочие. 8 тысяч из них были размещены в
городе, 17 тысяч – в заводских домах, 3800 человек – на эвакопунктах – в ФЗУ,
заводском клубе и школе № 52 ёщё 1 050 человек (ныне № 48). Сколько человек
прибыло на завд к 1942 году?
- Прочитайте внимательно задачу.
- Выберите главные слова для краткой записи.
- Что надо узнать в задаче? (Сколько прибыло на завд к 1942 году -? чел.)
-Задача простая, или составная? (составная)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
-Что нам сначала нам нужно узнать? (В городе и в заводских домах.)
-Затем?(На эвакопунктах, заводском клубе и школе.)
- Потом? (всего человек )
- Сколько действий в задаче? (3)
-А есть ещё другой способ решения этой задачи?
-Какой? (Всё сложить вместе удобным способом ).
Запишем краткую запись:
В городе -8 000чел.
В заводских домах-17 000 чел.
На эвакопунктах -3 800 чел.
Заводском клубе и школе -1050 чел.
Сколько прибыло на завд к 1942 году -? чел.
-Молодцы.
-Запишите решение в тетрадь. ( Один у доски, остальные в тетради)
а. 1).8 000+17 000=25 000(чел.) -В городе и в заводских домах.
2). 3800+ 1050=4850(чел).- На эвакопунктах, заводском клубе и школе.
3). 25 000+4850=29 850 (чел).- всего.
Ответ: 29 850 человек.
- Решите наиболее удобным способом.
б. 1). (8 000+17 000)+(3800+ 1050) = 25 000+ 4850= 29 850 (чел).- всего.
Ответ: 29 850 человек.
- Молодцы! Вы легко справились с этим заданием.
Производство-первого танка Т-34 – , освоенное за 38 дней, остается
беспрецедентным трудовым подвигом Танкограда. С августа 1942 года
производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 – в
сентябре, а в октябре – уже 350.
Танкисты любовно называли танк «Т-34» «Ласточкой». Более 350
«тридцатьчетверок» установлены на постаментах там, где они прошли с боями. И в
уральских городах они тоже есть – в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и в
Челябинске.
В середине 1943 года, фронту потребовалась новая тяжелая боевая машина – танк
прорыва. И такой машиной стал тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»).
6.Физкультминутка.
Слайд 11.
Наши пушки метко бьют- раз, два, три (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с
раскрытыми ладонями)
В середине 1943 года, фронту потребовалась новая тяжелая боевая машина – танк
прорыва. И такой машиной стал тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»).
В ночь на 31 октября 1943 года завод досрочно начал серийное производство
танков массой до 50 тонн названный «Победа».
6. Работа с учебником.
Давайте выполним № 98 стр. 22 .
- Решение записать в тетрадь. Два человека у доски.
- Что неизвестно?(Второе слагаемое).
- Как найти второе слагаемое? (Из суммы вычесть первое слагаемое).
10,995 + х = 803,1
Х = 803,1- 10,995
Х = 792,105
10,995+ х= 803,1
- Что неизвестно? (Уменьшаемое.)
Как найти уменьшаемое? (Надо сложить вычитаемое и разность).
х - 67,415=23,19
х = 23, 19+67,415
х = 90, 605
90,605 - 67,415=23,19
Молодцы!
Во всех значительных сражениях Великой Отечественной войны участвовали
челябинские танки.
Но главное – сами люди, рядовые труженики. Все они представляли 55
национальностей. Работая в тяжелейших условиях.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Сейчас вам предстоит поработать всем вместе. Назовем эту работу «Плечо друга».
Вы должны, выполняя это задание, помогать товарищу, если у него что-то не
получается, выручить его.
Как говориться в поговорке :- «Сам пропадай, а друга выручай».
Слайд 12.
Используя найденные ответы, заполните пропуски в тексте (устно).
- Когда образовался в Челябинске Танкоград.........(6 октября 1941 г.)
-Сколько лет назад Челябинский тракторный завод, начал производство танков
Т-34.......(84 года назад).
-Выпуск танков был освоен всего за сколько дней ...... ( 33 дня).
-Как танкисты любовно называли танк «Т-34».......... («ласточкой») .
-В середине 1943 года, фронту потребовалась новая тяжелая боевая машина – танк
прорыва. И такой машиной стал тяжелый танк ИС. Как он полностью
называется....... («Иосиф Сталин»)
-31 октября 1943 года завод досрочно начал серийное производство этих танков
массой до 50 тонн названный ........ «Победа».
- Более скольки «тридцатьчетверок» установлены на постаментах там, где они
прошли с боями ........... (более 350) .
-Сколько в годы войны на заводе работало представителей разных национальностей
(55).
- В единстве наша......(СИЛА.)
8.Итог урока.
- Чтобы закончить урок, нужно ответить на вопросы.
- Что мы узнали на уроке? ( историю Танкограда (Челябинск).
- Чему училися на уроке? (складывать и вычитать многозначные числа и
десятичные дроби ).
- Что повторили ? (сложение и вычитание многозначных чисел и десятичных
дробей, решение простых и составных задач, уравнения ).
Слайд 13.
Я видел, как победа вырастала.
Свидетельствую: пролетят года –
Спасительное мужество Урала
Отчизна не забудет никогда. Михаил Львов.
Слайд 14.
Родина высоко оценила трудовой подвиг Танкограда. 5 августа 1944 года
Кировский завод был награжден орденом Красной Звезды, а в 1945 году орденом
Кутузова 1-й степени и Орденом Ленина в том же году получило конструкторское
бюро по дизелям. Более 400 кировцев удостоились орденов и медалей.
В статусе ордена Кутузова сказано, что им награждают за проведение важной
стратегической операции. Подвиг Танкограда, давшего фронту тысячи танков и
самоходных орудий, отмечен именно этим орденом.
- Ребята! Вы были трудолюбивы и настойчивы. Узнали много интересного про
свою малую Родину. Вам есть, чем гордиться. Желаю новых открытий и
достижений.
- А теперь оцените самостоятельно свою работу на уроке.
9. Домашняя работа.
Слайд 15.
Записывают д/з. - стр. 23 № 109 (1), № 110.
- Спасибо за работу и внимание.