Автор: Баришполец Татьяна Петровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Калининградская область, г. Калининград
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Актуальность эскизного разучивания музыкальных произведений"
Раздел: дополнительное образование
«Актуальность эскизного разучивания музыкальных произве-
дений».
В процессе обучения игре на инструменте, педагог в той или иной сте-
пени обращается к такой форме как эскизное разучивание произведений. Что
это означает? И почему именно в нынешнее время эта форма работы приоб-
ретает наиболее актуальное значение? В данном методическом сообщении я
опиралась на мнения ведущих педагогов по этому вопросу, а также имею
смелость высказать своё личное мнение, исходя из личного опыта. Прежде
всего хотелось бы заметить, что тема эскизного разучивания наиболее полно
освещена в работе «Обучение игре на фортепиано» Г.М. Цыпина. В дальней-
шем использую выдержки именно из этого методического пособия.
Итак: «Эскизное разучивание произведения – одна из специфиче-
ских форм деятельности в арсенале музыканта (как учащегося, так и сложив-
шегося мастера). Овладение материалом не доводится в этом случае до высо-
ких ступеней завершенности, концертно-исполнительской законченности; ра-
бота приостанавливается несколько ранее. Последним, заключительным ру-
бежом этой работы служит этап, на котором музыкант охватывает в общем и
целом образно-поэтический замысел произведения, получает художественно-
достоверное, неискаженное представление о нем и как исполнитель оказыва-
ется в состоянии убедительно воплотить этот замысел на инструменте».
Л.А. Боренбойм определял эскизное разучивание как особую форму
учебной деятельности. Тем самым она может быть охарактеризована как про-
межуточная между чтением с листа и доскональным освоением произведе-
ния.
«Сокращая сроки работы над произведением, эскизная форма занятий
учащегося ведет к существенному увеличению количества прорабатываемого
им музыкального материала». В данный период времени это как никогда ак-
туально. Занимаясь дистанционно, учащийся порой прорабатывает только
обязательную академическую программу, готовясь к зачету, концерту или
выпускному. У преподавателя и ученика не остается зачастую технических
ресурсов на произведения сверх программы. А это означает, что теряется ши-
рокий пласт музыкального материала и как правило, ведет к «обеднению»
музыкального запаса ученика. Трудно переоценить значение эскизного зна-
комства с произведениями, так как: «В игровую практику вовлекается значи-
тельно больший и разнообразный по составу учебно-педагогический репер-
туар.
Эскизная форма работы над произведением, равно как и чтение с листа,
полной мерой реализует один из центральных принципов развивающего обу-
чения, тот, что требует использования значительного по объему музыкально-
го материала в учебно-педагогической практике».
«…Чрезвычайное обилие проходимых в классе произведений застав-
ляет учеников быстро двигаться как в техническом, так и в художественном
отношении», - отмечал А.Д. Алексеев.
Именно здесь, в возможности обращаться ко «многому» и «разумно-
му», причина внимания к эскизной форме занятий выдающихся мастеров му-
зыкального преподавания, убежденных, что ученик должен стремиться по
возможности расширить список освоенных произведений, должен узнать и
исполнительски опробовать как можно больше произведений, поскольку его
первоочередная задача – обладать широким музыкальным кругозором.
Ограничение лимитов времени работы над произведением, имеющее
место при эскизной форме занятий, означает по существу убыстрение темпов
прохождения музыкального материала.
Ускоряется само протекание учебно-педагогического процесса; уча-
щийся встает перед необходимостью усвоения определенной информации в
сжатые, уплотненные сроки. Последнее же ведет к непрерывному обогаще-
нию учащихся всё новыми и новыми знаниями, к отказу от топтания на ме-
сте, от однообразно повторения ранее пройденного.
Тем самым эскизная форма занятий способствует воплощению в жизнь
дидактического принципа развивающего обучения в музыке, интенсивного и
безостановочного продвижения учащегося вперед.
Эскизное разучивание, как форма внутриклассной работы, заметно
сближает с чтением с листа. В рамках каждого из названных видов деятельно
учащийся постигает значительное число различных музыкальных явлений,
причем делает это быстро и оперативно.
В обоих случаях музыкально-образовательный процесс пронизан одни-
ми и теми же принципами развивающего обучения.
В отличии от однократного, эпизодичного ознакомления с новой музы-
кой, чем является чтение, эскизное разучивание произведения открывает воз-
можности для значительно более серьезной и основательной его проработки.
Учащийся в этом случае не ограничивается единичным ознакомлением
с художественным обликом того или иного произведения, а значительно
глубже постигает его интонационно-выразительную сущность, его конструк-
тивно-композиционные особенности и в конечном счете его эмоционально-
образное содержание.
Музыкальное мышление учащегося, работающего в эскизной манере,
вовлекается в весьма сложную по структуре, широко разветвленную анали-
тико-синтетическую деятельность.
Поэтому, занятия на инструменте, строящиеся по принципу создания
исполнительских «эскизов», имеют все основания быть причисленными к
наиболее результативным способам общемузыкального развития учащегося.
И, что особо важно, развития музыкально-интеллектуального. Наряду с чте-
нием с листа эти занятия способны приносить особенно весомые результаты
в тех ситуациях, когда расширение художественного кругозора, пополнение
музыкально-слухового опыта, формирование основ профессионального мыш-
ления у обучающихся музыке выдвигаются в качестве первоочерёдных педа-
гогических задач».
Далее Цыпин Г. М. отмечает, что «эскизная форма работы вправе быть
широко представленной в учебно-педагогическом плане. Её потенциальные
возможности в развивающем обучении принадлежат к особо многообещаю-
щим. Между тем в повседневной массовой практике музыкально-инструмен-
тального преподавания эскизная форма разучивания произведений использу-
ется недостаточно.
Каковы же причины такого положения вещей? В первой и, возможно
главной из этих причин является стремление современной педагогики к мак-
симальной «сделанности» каждого произведения, к многомесячной шлифов-
ки одних и тех же произведений, наведения лоска и глянца. А на эскизную
форму работы места уже не находится.
Во-вторых, отнюдь не все педагоги-практики осведомлены о его специ-
фических преимуществах, о тех благоприятных перспективах, которые он су-
лит формирующемуся интеллекту учащегося. Мало кто из педагогов не на-
слышан о видимых преимуществах эскизной формы работы, однако мало кто
действительно реально отдает себе отчет в целесообразности этой формы пе-
дагогической деятельности и, соответственно, использует её в работе с уче-
никами». Всё это относится к учащимся, которые занимаются по предпро-
фессиональным программам. Требования по этим программам довольно вы-
сокие были всегда и наши дни такими и остаются. В связи с этим мы зача-
стую замечаем, как способные и даже талантливые ученики после окончания
музыкальной школы не горят желанием продолжать музыкальное образова-
ние в колледже и консерватории. Они как бы «перегорают» за время обуче-
ния в музыкальной школе. Сложно винить в этом только их.
Преподаватели здесь должны быть более внимательны. Современных
учеников нужно знакомить с различной музыкой, в том числе и современной.
Без такого знакомства даже самый талантливый ученик теряет в какой то мо-
мент интерес к занятиям и часто занимается музыкой «из под палки». Чтобы
избежать таких «подводных» камней в процессе обучения необходимо всё
время «подогревать» интерес учащегося к музыке. И здесь на помощь может
прийти эскизное разучивание произведений, которые нравятся ученику, близ-
ки и понятны ему.
Не секрет, что многие учащиеся занимаются музыкой по велению ду-
ши. Они учатся для себя, для того чтобы музицировать в кругу семьи и дру-
зей. И если, заканчивая музыкальную школу, он с таким же удовольствием
будет продолжать музицировать, то это великая заслуга прежде всего мудро-
го преподавателя.
Те же учащиеся, которые занимаются по общеразвивающим програм-
мам, имеют более широкие возможности изучения различных направлений в
музыке. Это связано с особенностями таких программ. В них не такие высо-
кие требования. Есть возможность и время на освоение большего количества
произведений.
Существует ли методическая литература, которая наиболее полно бы
освещала данную проблему и предлагала определенную методику и выбор
репертуара? Г. М. Цыпин отмечает, что: «Специалистами уже обращалось
внимание на то, что «важные обязанности педагога», касающиеся эскизного
ознакомления с музыкой как части классной работы, мало освещены в мето-
дической литературе. И прежде всего ставится вопрос о репертуаре для эс-
кизного разучивания. Здесь может быть только одно требование: максималь-
но разнообразным по составу, стилистически богатым и многоплановым.
Важно, чтобы произведения, разучиваемые в эскизной форме, нрави-
лись учащемуся, будили у него живой и живой эмоциональный отклик.
Поэтому, как свидетельствует практический опыт, целесообразно и оправ-
данно идти навстречу пожеланиям учащихся при составлении перечней пьес
«для ознакомления».
Репертуарная политика педагога в этой ситуации имеет основания
быть значительно более смелой и гибкой, чем подбор академического репер-
туара для исполнения на зачетах, конкурсах и экзаменах. Но качественно вы-
ученная пьеса, которая с удовольствием исполняется учащимся, может быть
исполнена на классных мероприятиях, родительских собраниях и концертах
учебного заведения».
Как мы можем заметить, здесь особый акцент делается на качествен-
ный подбор репертуара. И нужно отметить, что учитываются именно пожела-
ния учащихся. Ученик в данном желании сыграть то или иное произведение,
может раскрыться совершенно с неожиданной стороны. Он может вдруг заи-
тересоваться произведениями в джазовом стиле, поп, рок. И не будет лишним
преподавателю познакомить его и с такими направлениями в музыке. При
чем это можно сделать не только в сольном исполнении, но и в совместном с
педагогом или другим учеником.
Наряду с сольным репертуаром, подходящим материалом для эскизной
работы могут служить различные ансамбли, аранжировки вокальных произ-
ведений.
Сейчас имеется довольно обширный репертуар для ансамблевого музи-
цирования разных направлений музыки. И это не только аранжировки во-
кальных, симфонических произведений, но и музыка к знаменитым саундтре-
кам, мультфильмам и фильмам.
В этом случае совсем не обязательно выучивать произведение наи-
зусть. Вполне достаточно «добротного», с точки зрения профессионализма
исполнения. «Нам важно добиваться того, чтобы ученики умели хорошо иг-
рать по нотам», - резонно считал М. Фейгин.
«Эскизное освоение произведений должно быть регулярным и система-
тическим, начиная с младших классов. Только такой подход приведет к
успешному освоению различных стилей, направлений и форм музыкальных
произведений» - Г.М. Цыпин.
Используемая литература:
1.
Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Часть 3 М.
1982
2.
Аркадьев М. Универсальные принципы пианизма (интернет ре-
курсы)
3.
Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполни-
тельства. Л. 1969
4.
Гольденвейзер А. Б. Статьи. Материалы. Воспоминания. М. 1969
5.
Зак Я.И.. Статьи. Материалы. Воспоминания. М. 1980
6.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М. 1982
7.
Петрушин В.И. Музыкальная психология (интернет ресурсы)
8.
Савшинский С. И. Пианист и его работа. Л. 1961
9.
Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М. 1965
10.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. «Просвещение»
1984.
Репертуарный список сборников и произведений для эскизного разучи-
вания.
1.
Барахтина Ю. В. « Музицирование для детей и взрослых»,
выпуск №4, издательство «Окарина» Новосибирск 2013 г.
(переложение классической и современной музыки).
2.
Марина Акулян. Нетрудные пьесы для младших классов.
3.
Мелоди Бобер, тетр.2 – для 2-3 класса
4.
Мелоди Бобер, тетр.6 – для средних классов
5.
Мелоди Бобер тетр.1 – ансамбли для средних классов.
6.
Елена Дэвис «Легкие пьесы для быстрого выучивания» 1-3
класс
7.
Елена Дэвис "Первый летний дождь" (38 пьес)- пьесы для 1
класса
8.
Елена Дэвис "Солнце светит сквозь листья" (30 пьес) - пьесы
для 2 -3 классов
9.
Елена Дэвис «Ночное небо" (26 пьес) - пьесы для 3 класса
10.Елена Дэвис "Самое главное чувство" (23 пьесы) - пьесы для 4-
5 классов
11.Елена Дэвис «Цветы для Полины» (24 пьесы) - пьесы для 1-5
классов.
12.Татьяна Киселёва. Переложение классической и эстрадной музы-
ки. Соло и ансамбли (для младших и средних классов)
13.Т. Юдовина-Галперина «Маленькому музыканту» «Большая му-
зыка», издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2-3 год обучения, 5-7
год обучения.
14.Вильям Гиллок – ансамбли для младших классов.
15.Вильям Гиллок «24 прелюдии в романтическом стиле» для сред-
них и старших классов.
16.Вильям Гиллок. Соло, часть№8 «Арабеска» (сборник).
17.И. Бойко «Джазовые акварели» (сборник)
18.Тимоти Браун, тетрадь №2- для средних классов.
19.Генрих Классен- «Меланхолия» (сборник) - произведения для
различных классов
20.Марта Майер «Осеннее сияние».
21.Катерина Роллин – «Ноктюрн», «Полонез» для средних и стар-
ших классов,
22.К. Керн «Поток света», «Когда- то давно»- средние классы.
23.Деннис Александер- «Буги»-для средних классов.
24.Джоплин «Рэгтаймы».
25.П.де Сенневиль- «Нежный цвет», «Близко к сердцу», «На кон-
церте», «Печальное сердце) -для средних и старших классов.
26.Ю. Весняк, сборник «Карлсон» - ансамбли для старших
классов.
27.Ю. Весняк, сборник «Благодарение» (Элегия, Нежность, Барка-
ролла, Ноктюрн)
28.Ю. Маркин «Свингуем вместе» 3-4 выпуск.
29.«Вместе весело играть», сборник ансамбля для 4-5 классов.
30.Е. Кузановский «Дюжина джазовых крохотулечек» , сборник
для 1 класса.