Напоминание

"Организация активного отдыха детей в ДОУ".


Автор: Андреева Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад"№102"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Организация активного отдыха детей в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организации активного отдыха детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание организации активного отдыха детей

старшего дошкольного возраста. Выделяет формы активного отдыха.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, активный

отдух, физкультурные праздники, физкультурный досуг, физкультурные

минутки, дошкольники, условия.

Работа по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных и

воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная

деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя

естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего

здоровья и физического развития воспитанников, обеспечить овладение

дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и

элементарными знаниями о физической культуре, а также создать условия

для разностороннего их развития и воспитания потребности к

систематическим занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время в дошкольном образовании существуют разные формы

организации физкультурно-оздоровительной работы, среди которых прочное

место занимает активный отдых. В научных исследованиях не представлено

единого подхода к пониманию сущности понятия «активный отдых».

Активный отдых рассматривает Э. Н. Вайнер, как целенаправленную

деятельность, отличающуюся от основной и используемую для

предупреждения наступления раннего утомления или восстановления

работоспособности.

Е. Н. Некрасовой, активный отдых рассматривается как культурно-

досуговая деятельность, которая снижает уровень усталости и напряжения,

восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка [5].

Одной их точек зрения является мнение Э. Я. Степаненковой, которая

предлагает рассматривать активный отдых как форму организации

двигательной деятельности ребенка, включающую туристские прогулки,

физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы.

Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки,

побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных

умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и

взрослыми. Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность

детей дошкольного возраста. Главная цель их состоит в том, чтобы,

удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.

Согласно точке зрения М. А. Кукушкиной, цель активного отдыха включает

в себя создание радостного бодрого настроения у детей дошкольного

возраста, закрепление имеющихся навыков, развитие физических качеств,

создание условий для воспитания морально-волевых качеств личности [3].

Условиями проведения мероприятий активного отдыха детей дошкольного

возраста, выделенными М. В. Мащенко, выступают: 1) активизация каждого

участника; 2) широкое использование разных игровых приемов, игровых

упражнений, загадок, музыкальных произведений; 3) обеспечение высокой

двигательной активности детей [4]. Содержание мероприятий активного

отдыха возможно выстроить в соответствии: возрастными особенностями,

состоянием здоровья, физической подготовленностью детей; содержанием

программы по физической культуре и объемом пройденного учебного

материала; временем года, погодными и климатическими условиями.

По мнению Н. И. Бочаровой, все формы организации активного отдыха

детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: крупные,

малые [1]. Среди крупных форм активного отдыха детей дошкольного

возраста можно выделить физкультурные праздники, физкультурные досуги,

дни здоровья, дошкольный туризм (прогулки — походы, экскурсии,

путешествия, занятия в кружках). В малые формы активного отдыха детей

дошкольного возраста включаются физкультминутки, физкультурные паузы.

Физкультурные праздники и досуги — формы организации двигательной

деятельности детей в дошкольной образовательной организации. Они

создают условия для возникновения эмоционально-психологического

благополучия, воздействуют на духовный настрой и благотворно влияют на

детскую психику. [1]. М. Руновой отмечается, что главная цель

физкультурных праздников — удовлетворить природную потребность детей

в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях

физкультурой и спортом, включающее решение оздоровительных,

образовательных и воспитательных задач [6]. Физкультурный досуг — одна

из наиболее эффективных форм активного отдыха, отмечает М. В. Мащенко.

Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на

организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает

двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию

чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость,

упорство, организованность [4].

Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга

является создание радостного настроения у детей и возможности

совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке,

располагающей всех детей к творческой дружеской деятельности.

Физкультурные досуги проводятся один-два раза в месяц с детьми одной

возрастной группы или двух смежных по возрасту групп. Каникулы — форма

активного отдыха детей, которая обеспечивает отдых нервной системы

ребенка, создает условия для оздоровления организма и поддержания

положительного эмоционального состояния. Они проводятся два раза в год,

обычно в январе и в конце марта, и продолжаются в течение недели.

В современной трактовке каникулы носят название недели «Игры и

игрушки». Проводятся физкультурные досуги, подвижные и спортивные

игры и упражнения, а также трудовая и художественно-творческая

деятельность, туристские прогулки. Организация и проведение недели

каникул требует тщательной подготовки со стороны воспитателя и

администрации дошкольной образовательной организации.

Физкультминутки — это физические упражнения, направленные на

восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят

комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3–5 упражнений и

продолжаются не более 1,5–3 минут. На физкультминутках решаются более

частные задачи (снятие утомления с мышц динамические паузы), речевые

обороты, которые свойственны непосредственно основным лексическим

формам и структурам обозначающие содержание и смысл речи, а так же

предоставляющие всю полноту функционального набора систем общения

кроме речевые обороты, которые свойственны непосредственно основным

лексическим формам и структурам обозначающие содержание и смысл речи,

а так же предоставляющие всю полноту функционального набора систем

общения достижения этих же целей, обеспечивается ритмической

гимнастики или ритмического танца.

Физкультурные мини-паузы — самая короткая форма активного отдыха и

выполняется в течение 20–30 секунд (до 1 минуты). Чаще всего

физкультурные мини-паузы проходят без особого перемещения. Это могут

быть движения головой, встряхивающие движения руками и ногами,

наклоны, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз. Таким образом ,

активный отдых представляет собой форму организации двигательной

деятельности ребенка, включающую разные формы (крупные, малые), в том

числе туристские прогулки, физкультурные досуги, физкультурные

праздники, дни здоровья, каникулы, физкультминутки и др.

Литература:

Бочарова. Н. И. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые

подходы, методические рекомендации / Н. И. Бочарова. — Текст:

непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 46–51.

Вайнер, Э. Н. Адаптивная физическая культура / Э. Н. Вайнер, С. А.

Кастюнин. — Москва: Флинта. 2012. — 225 с. — Текст: непосредственный.

Кукушкина, М. А. Организация активного отдыха детей в ДОУ. Дни

здоровья и каникулы / М. А. Кукушкина. — Текст: непосредственный //

Образование и воспитание. — 2018. — № 1. — С.18–20. Мащенко, М. В.

Какая физкультура нужна дошкольнику? / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина.

— Минск: НМ Центр, 1998. — 136 с. — Текст: непосредственный.

Некрасова, Е. Н. Активный отдых в детском саду как средство повышения

двигательной активности и эмоционально-психологического благополучия

дошкольников / Е. Н. Некрасова // Двигательная активность в формировании

образа жизни и профессионального становления специалиста в области

физической культуры и спорта: Сборник материалов региональной научно-

практической конференции с международным участием. — Новосибирск:

Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. — С.

153–157. — Текст: непосредственный. Рунова, М. Активный отдых —

физкультурные праздники и досуги / М. Рунова, М. Пукинская. — Текст:

непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 12. — С. 30–33.

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребенка: учебное пособие / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — Москва:

Академия, 2006. — 368 с. — ISBN 5–7695–2540–1. — Текст:

непосредственный.



В раздел образования