Автор: Мухгалиева Ольга Мигитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 2 "Родничок"
Населённый пункт: город Шадринск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного
возраста»
Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных
способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами.
В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного,
нравственного и физического развития ребенка, его личности.
Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий
детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь
песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком
улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому
рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового
мира песочной фантазии.
Я использую в своей педагогической деятельности такую технологию
как песочная терапия, потому что с помощью обычных материалов и простых приемов
можно решить много проблем у детей.
Опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности
в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со
сверстниками, капризы, агрессия, упрямство. Педагоги пытаются найти эффективные
приемы и средства педагогического воздействия. Наиболее подходящим средством
обогащения
социального опыта и
стабильного
психоэмоционального
состояния
ребенка является песочная терапия.
В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта».
Основное
внимание
обращается
на
творческое
самовыражение,
благодаря
которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития.
Актуальность:
Изучая теорию специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию» в
своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности
дошкольника. Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться
от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть
истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.
Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут
выразить свои переживания при помощи слов.
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и
познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность
занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к практической и
речевой
деятельности,
поддерживает
положительное
эмоциональное
состояние
малышей.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой,
направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие
познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического
напряжения;
речевой
материал,
сопровождаемый
действием;
дыхательные
упражнения. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно,
получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в
игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении
длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для
самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности,
агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Основная моя цель – используя игры с песком, позитивно влиять на
эмоциональное
самочувствие
детей,
снизить
уровень
нервно-психического
напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению
положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции
эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен
на:
понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве
важнейшего
компонента
процесса
обучения
и
формирования
навыков
проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки,
развитие
коммуникативных
навыков,
развитие
у
детей
способности
к
эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических
новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе
(произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того
же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя,
повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
песочница используется как среда для общения человека с самим собой и
символами реального мира.
Цели и задачи:
Цель: Создание
условий
для профилактики
и личностного
роста
ребенка
средствами песочной терапии.
Для достижения целевых ориентиров было решено начать в ДОУ занятия с
песком и определены следующие задачи:
Формировать навыки детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям в театре на песке.
Развивать
речь,
закреплять
навыки
звукопроизношения,
фонетико-
грамматического строя, обучение письму и грамоте, развивать тактильно-
кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Вызвать желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и
экспериментировать.
Развивать творческую личность
Совершенствовать развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-
игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.
Интенсивно и гармонично развивать все познавательные функции (память,
восприятие, мышление внимание).
Использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В
занятия включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии,
игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными
формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру,
выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в
суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Я создаю в группе естественную среду для работы с ребенком (важен комфорт
ребенка), узнать с каким персонажем ребенок хочет поработать («оживление»
персонажа), и наконец, реальное «проживание», проигрывание всевозможных
ситуаций, историй, сказок, песенок, музыки вместе с героями.
Посредством игр и игровых упражнений с песком у детей дошкольного возраста
формируются элементарные математические представления о множестве, числе,
величине, форме, пространстве;
Работу по развитию речи осуществляю через предметно-пространственную среду, с
использованием песочницы.
Песочная
терапия
так
же
позитивно
влияет
на
эмоциональное
проявление
самочувствия детей:
В своей работе я применяю методы и приемы песочной терапии:
Наглядные методы включают в себя:
наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
наглядно - зрительные (дидактический материал);
сенсорно - моторные (обследование);
тактильно
–
мышечные
(индивидуальная
помощь,
помощь
других
детей,
совместное выполнение, подражательное выполнение);
формы
несловесной
поддержки
(улыбка,
подбадривающее
пожатие
руки,
мимоходное
прижатие
к
себе,
поглаживание
по
спине,
голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д.);
элементы
психогимнастики
(релаксация,
контактный
массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования).
Словесные методы:
объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи,
использование фольклорного жанра
указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко
всем детям, так и индивидуально);
вопросы
(четкие,
понятные.
Этот
словесный
прием
очень
важен,
он
активизирует внимание, развивает мышление и память).
пояснения, уточнения;
Практические методы:
метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий;
выбором дидактического материала);
игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и
активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в
деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные
эмоции).
Формы:
Индивидуальные игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей,
являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры с песком в группе направлены в основном на развитие
коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с
другом, взаимодействовать.
В результате мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и
упражнений с песком, для детей разных групп, которые я использую при
составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых
состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с
целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется
в соответствии с настроением детей и т. п.
Опыт работы с детьми показал, что в результате использования песочной терапии в
группе произошли положительные изменения:
значительно повысился общий эмоциональный фон;
снизился уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со
взрослыми и сверстниками.
Я хочу пожелать воспитателям успехов в работе с дошколятами в применении
песочной терапии.
Методическое обеспечение программы.
Новиковская
О.А. Сборник
развивающих
игр
с
водой
и
песком
для
дошкольников. — СПб., 2005.
Савельева
Н. Настольная
книга
педагога-психолога
дошкольного
образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой
сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика
№4-2006, №1-2007.
Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой
психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
Валиева
А.Р.
Игры
на
песке.
Программа
по
песочной
терапии
для
дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
Бабина Н. 600 практических совета для родителей. Ребенок 0 до 9 лет. М.,
2002.
Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.
– с. 2
Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-
волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная
педагогика. – 2007. - №1. – с. 50
Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная
педагогика. – 2004. - №5. – с. 26
Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. «Чудеса на песке». Практикум по песочной
терапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб. Изд. «Речь»,
2007г.
Н.В. Козуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной Феи».
Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для
воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М.
«Сфера» 2011г- 61с.