Напоминание

Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Мухгалиева Ольга Мигитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 2 "Родничок"
Населённый пункт: город Шадринск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного

возраста»

Дошкольный возраст – время интенсивного освоения ребёнком разнообразных

способов деятельности с самыми разными предметами, материалами, инструментами.

В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного,

нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий

детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь

песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком

улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому

рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового

мира песочной фантазии.

Я использую в своей педагогической деятельности такую технологию

как песочная терапия, потому что с помощью обычных материалов и простых приемов

можно решить много проблем у детей.

Опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности

в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со

сверстниками, капризы, агрессия, упрямство. Педагоги пытаются найти эффективные

приемы и средства педагогического воздействия. Наиболее подходящим средством

обогащения

социального опыта и

стабильного

психоэмоционального

состояния

ребенка является песочная терапия.

В процессе работы с песком происходит создание нового «продукта».

Основное

внимание

обращается

на

творческое

самовыражение,

благодаря

которому происходит «снятие внутреннего напряжения» и поиск путей развития.

Актуальность:

Изучая теорию специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию» в

своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности

дошкольника. Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться

от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть

истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.

Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут

выразить свои переживания при помощи слов.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и

познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность

занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к практической и

речевой

деятельности,

поддерживает

положительное

эмоциональное

состояние

малышей.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой,

направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие

познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического

напряжения;

речевой

материал,

сопровождаемый

действием;

дыхательные

упражнения. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно,

получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в

игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении

длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для

самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности,

агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.

Основная моя цель – используя игры с песком, позитивно влиять на

эмоциональное

самочувствие

детей,

снизить

уровень

нервно-психического

напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению

положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции

эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен

на:

понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве

важнейшего

компонента

процесса

обучения

и

формирования

навыков

проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки,

развитие

коммуникативных

навыков,

развитие

у

детей

способности

к

эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических

новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе

(произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того

же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя,

повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

песочница используется как среда для общения человека с самим собой и

символами реального мира.

Цели и задачи:

Цель: Создание

условий

для профилактики

и личностного

роста

ребенка

средствами песочной терапии.

Для достижения целевых ориентиров было решено начать в ДОУ занятия с

песком и определены следующие задачи:

Формировать навыки детей разыгрывать несложные представления по знакомым

литературным произведениям в театре на песке.

Развивать

речь,

закреплять

навыки

звукопроизношения,

фонетико-

грамматического строя, обучение письму и грамоте, развивать тактильно-

кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Вызвать желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и

экспериментировать.

Развивать творческую личность

Совершенствовать развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-

игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.

Интенсивно и гармонично развивать все познавательные функции (память,

восприятие, мышление внимание).

Использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В

занятия включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии,

игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными

формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру,

выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в

суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.

Я создаю в группе естественную среду для работы с ребенком (важен комфорт

ребенка), узнать с каким персонажем ребенок хочет поработать («оживление»

персонажа), и наконец, реальное «проживание», проигрывание всевозможных

ситуаций, историй, сказок, песенок, музыки вместе с героями.

Посредством игр и игровых упражнений с песком у детей дошкольного возраста

формируются элементарные математические представления о множестве, числе,

величине, форме, пространстве;

Работу по развитию речи осуществляю через предметно-пространственную среду, с

использованием песочницы.

Песочная

терапия

так

же

позитивно

влияет

на

эмоциональное

проявление

самочувствия детей:

В своей работе я применяю методы и приемы песочной терапии:

Наглядные методы включают в себя:

наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);

наглядно - зрительные (дидактический материал);

сенсорно - моторные (обследование);

тактильно

мышечные

(индивидуальная

помощь,

помощь

других

детей,

совместное выполнение, подражательное выполнение);

формы

несловесной

поддержки

(улыбка,

подбадривающее

пожатие

руки,

мимоходное

прижатие

к

себе,

поглаживание

по

спине,

голове,

подмигивание, обнимание за плечи и т. д.);

элементы

психогимнастики

(релаксация,

контактный

массаж,

дыхательные упражнения, тактильные обследования).

Словесные методы:

объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);

рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи,

использование фольклорного жанра

указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко

всем детям, так и индивидуально);

вопросы

(четкие,

понятные.

Этот

словесный

прием

очень

важен,

он

активизирует внимание, развивает мышление и память).

пояснения, уточнения;

Практические методы:

метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий;

выбором дидактического материала);

игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и

активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в

деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные

эмоции).

Формы:

Индивидуальные игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей,

являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры с песком в группе направлены в основном на развитие

коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с

другом, взаимодействовать.

В результате мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и

упражнений с песком, для детей разных групп, которые я использую при

составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых

состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с

целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется

в соответствии с настроением детей и т. п.

Опыт работы с детьми показал, что в результате использования песочной терапии в

группе произошли положительные изменения:

значительно повысился общий эмоциональный фон;

снизился уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со

взрослыми и сверстниками.

Я хочу пожелать воспитателям успехов в работе с дошколятами в применении

песочной терапии.

Методическое обеспечение программы.

Новиковская

О.А. Сборник

развивающих

игр

с

водой

и

песком

для

дошкольников. — СПб., 2005.

Савельева

Н. Настольная

книга

педагога-психолога

дошкольного

образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по

песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой

сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика

№4-2006, №1-2007.

Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию

пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой

психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

Валиева

А.Р.

Игры

на

песке.

Программа

по

песочной

терапии

для

дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

Бабина Н. 600 практических совета для родителей. Ребенок 0 до 9 лет. М.,

2002.

Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2.

– с. 2

Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-

волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная

педагогика. – 2007. - №1. – с. 50

Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная

педагогика. – 2004. - №5. – с. 26

Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. «Чудеса на песке». Практикум по песочной

терапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб. Изд. «Речь»,

2007г.

Н.В. Козуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной Феи».

Организация педагогической песочницы и игр. Методическое пособие для

воспитателей и психологов дошкольного учреждения. СПб. Изд. «Речь», М.

«Сфера» 2011г- 61с.



В раздел образования