Автор: Тардаскина Лариса Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №35 Пушкинского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие по местам народных промыслов"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
№
35 Пушкинского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕСТАМ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ
»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
(ТНР)
Автор:
Тардаскина Лариса Петровна,
воспитатель
Санкт-Петербург
2025
Цель: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к русской
народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, воспитание
чувства гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают
своими руками сказочную красоту.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать у детей знания о различных видах народно-прикладного искусства
(хохломская роспись, дымковская роспись, гжель) и их характерных особенностях.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение к
народному творчеству и прикладному искусству;
- способствовать развитию эстетического восприятия, художественного вкуса;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность;
- воспитывать интерес и уважение к творчеству народных умельцев.
Демонстрационный материал: презентация «Сказка о Марье Искуснице», аудиозаписи
«Русские народные мелодии».
Раздаточный материал:
разрезные картинки, деревянные ложки (Хохломские),
одноразовые бумажные тарелки, кисточки, магнитные цветы.
Предварительная работа:
рассказ воспитателя об истории русского народного
художественного
промысла:«Дымково»,«Хохлома»,
«Гжель»,
возникновении
промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек, иллюстраций,
сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение пословиц и поговорок о
мастерах и мастерстве, труде.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Воспитатель: - Мой звоночек звенит, заливается,
И ребятки ко мне собираются!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что при встрече люди здороваются, и этим
желают друг другу здоровья. Давайте, пожелаем здоровья всем присутствующим.
Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия).
Большая, великая наша страна – много городов, сёл и деревень в ней. И везде живут
добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».
- Ребята, как можно еще объяснить это выражение? (ответы детей)
Мастером, умельцем можно назвать человека, который очень хорошо выполняет свою
работу. Откуда же берутся такие мастера?
Интересно вам узнать… (ответы детей)
- Тогда присаживайтесь и слушайте сказку о Марье - искуснице! (дети садятся к экрану в
полукруг)
Сказка в гости приходи с нами дружбу заводи.
( дети смотрят видеоролик про Марью - искусницу)
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была
мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными
расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость
людям. И прозвали ее за это Марья – искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный
и решил ее похитить, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и
понес в свое царство. А Марья – искусница обернулась в красивую Жар – птицу и стала
ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало пёрышко, там и
появлялись мастера и мастерицы, которые делали замечательные изделия, даря людям
красоту и радость. Увидев это, рассердился Кощей и задумал наложить страшное
заклятье, чтобы исчезли с земли русской народные умельцы и память об их мастерстве. А
как исчезнут мастера и рукодельницы, исчезнет красота и радость.
Чтобы не сбылось оно, надо нам ребята помочь мастерам.
Воспитатель: Вы готовы помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по местам русских
промыслов. А поможет нам в этом волшебный ручеек.
Возьмитесь за руки друзья, и повторяйте за мной!
Мой волшебный ручеек,
Много знаешь ты дорог.
Быстро весело беги,
К мастерам нас приведи.
Воспитатель: Ребята, а вот и первое перышко! (дети идут, взявшись за руки за
воспитателем ручейком, останавливаются возле первого перышка)
- Посмотрите внимательно на перышко, какое оно необычное, Марья – Искусница словно
дает подсказку, куда мы путь держим.
- Какие узоры на нем вы видите? (ответы детей)
- Какие цвета мы видим на перышке? (дети перечисляют цвета)
- Как вы думаете, в какое место мы с вами попали? (в деревню Дымково)
Воспитатель: Но, вот беда! Кащей решил встать у нас на пути! Дорожку в деревню он
заколдовал! Нам с вами придется ее расколдовать! А помогут нам наши ручки! Подойдите
к столу и встаньте возле листка с дорожкой! Перед выполнением задания нам необходимо
подготовить пальчики! Смотрите на меня и повторяйте: ОМ – ОМ – ОМ - По дорожке
мы пройдем
ЕМ – ЕМ – ЕМ - в Дымково мы попадем
А сейчас нам предстоит пройти по цветным элементам дорожи нужным пальчиком!
( дети выполняют задание по нейродорожке)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы расколдовали дорожку в деревню Дымково!
- Ребята, чем знаменита эта деревня?
(В деревне Дымково мастерили различные игрушки и свистульки из глины в виде коней,
баранов, козлов, индюшек, лепили скоморохов и барышень! Расписывали игрушки
яркими цветами, и различными узорами! )
- Какими узорами расписывали эти игрушки?
(Дымковские игрушки расписывали кругами, ромбами, волнистыми линиями.)
- Что обозначали эти узоры?
(Круг - символизировал солнца, ромбы – символ плодородия, волны – знак неба и воды.)
(дети подходят к накрытому столу, воспитатель убирает накидку со стала,, на столе
выставка Дымковской игрушки)
- Полюбуйтесь ребята, какая красота!
- Какие вы видите игрушки!
( дети называют игрушки)
- Какие цвета присутствуют в росписи этих игрушек! (красный, оранжевый, желтый,
белый, зеленый, синий)
- Что символизировали цвета в росписи, как вы думаете? ( красный- силу, здоровье; синий
– небо; белый – чистоту; зеленый – природу; желтый – солнце)
- Молодцы, ребята! Нам пора дальше в путь отправляться!
Мой волшебный ручеек,
Много знаешь ты дорог.
Быстро весело беги,
К мастерам нас приведи.
Воспитатель: А вот и второе перышко на нашем пути!
-Ребята, какие узоры мы видим на этом перышке? (дети называют элементы узоров)
- Как вы думаете, к какой росписи относятся эти элементы узоров? (ответы детей)
- Мы с вами очутились в посёлке Коверино, Нижегородской об.
Здесь зародился промысел под названием «Хохлома».
- Ребята, посмотрите какие здесь красивые изделия.
- Почему хохлому называют Золотой? (основной фон - золотой)
- Из какого материала изготавливали эту посуду? (из дерева)
- Какие узоры вы видите на посуде? (листочки, цветы, ягоды)
- Откуда мастера заимствовали узоры для росписи? (из природы)
- Перечислите, какие растительные узоры вы видите? - Ребята, Кащей и тут побывал!
Разорвал он образцы хохломсой росписи, не желает он, чтобы люди радовались при виде
хохломской красоты!
- Собрали жители этой деревни кусочки по конвертам и попросили нас собрать их в одно
целое!
- Вы готовы помочь, собрать картинки в одно целое? (дети подходят к столу, достают
детали разрезанной картинки, собирают картинку папами)
- Работу будем выполнять парами!
Игра «Собери картинку»
- Молодцы ребята, справились с заданием, помогли справиться с проделками Кощея!
- А сейчас предлагаю немножко отдохнуть, и поиграть с хохломскими ложками!
Физминутка " Хохлома, Хохлома!"
Танец - игра " Хохломские ложки"
- Замечательно отдохнули, нам пора отправляться в путь!
Мой волшебный ручеек,
Много знаешь ты дорог.
Быстро весело беги,
К мастерам нас приведи.
- А вот и третье пёрышко! Ребята, вам знакомы узоры на перышке?
- К какой росписи относятся эти узоры? (ответы детей)
- Как вы догадались? (ответы детей)
Упало оно в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на
все руки. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить
из нее посуду разную. И стали называть ее «нежно-голубое чудо».
- Какие цвета использовали для росписи? (синий, голубой)
- Какими узорами расписывали посуду? (цветами, полосочками, сеточкой)
- Из какого материала изготавливали мастера посуду? (из глины)
- Если посуду делали из глины, посуда какая? (глиняная)
- Посуда из стекла какая? (стеклянная)
- Посуда из металла? (металлическая)
- Посуда из дерева? (деревянная)
- Как вы думаете, из какого материала посуда самая прочная? (металлическая)
- А самая хрупкая? (стеклянная)
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу! Посмотрите, и тут успел Кащей натворить дела
свои темные! Заколдовал он узоры на тарелочках, и сделал их невидимыми! Нам с вами
предстоит расколдовать их!
- Вы согласны? (ответы детей)
- Присаживайтесь за столы, на столах стоят чашечки с волшебной водой, нам необходимо
намочить кисточку и нанести эту волшебную воду на дно тарелочки, аккуратными,
плавными мазками! (дети наносят воду на поверхность тарелки, узор начинает
проявляться)
- Какие вы молодцы, какая роспись появилась на тарелочках! (гжель)
- Спасая Марью – Искусницу, вы сами стали мастера на все руки! Все преодолели и со
всеми трудностями справились! Ваш труд помог расколдовать Марью-Искусницу!
- А вот и Марья - Искусница! Какая она красивая, только Кащей забрал с ее сарафана
цветы, но мы ей сейчас поможем! Смотрите, у меня есть разноцветные цветочки, давайте
их наклеим на сарафан Марье - Искуснице:
- Если вам больше понравилась «ХОХЛОМА», наклейте желтый цветок.
- Если «ДЫМКОВО», наклейте красный.
- Если «ГЖЕЛЬ», синий.
- Молодцы, ребята! Марья - Искусница благодарит вас! Ей очень понравился новый
сарафан!
- В благодарность она дарит вам раскраски с Красавицами из тех промысловых краев, в
которых мы с вами сегодня побывали!
- Возьмитесь за руки друзья, и повторяйте за мной!
Мой волшебный ручеек,
Много знаешь ты дорог.
Быстро весело беги,
В сад нас снова приведи !
Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев.
- Ребята, скажите, пожалуйста, в каких промысловых местах мы с вами побывали?
(Дымково, Хохлома, Гжель)
- Какие игрушки мастерили в Дымково? (свистульки, барышень, птиц, зверей)
- Какими узорами расписывали посуду хохломскую? (природными узорами)
- Почему Гжель называли «Нежно - голубое чудо»? (потому что роспись была в сине –
голубых тонах)
- Какое препятствие Кощея было самым трудным на ваш взгляд? (ответы детей)
- Что в нашем путешествии было самым интересным? (ответы детей)
- Спасибо вам ребята, мне с вами было очень интересно….
- Вы ребята молодцы, со всем справились. Никогда не исчезнут с нашей земли мастера и
рукодельницы.