Напоминание

Влияние «Я-концепции» на формирование учебной мотивации у младших школьников


Автор: Хмелева Вероника Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина
Населённый пункт: г. Архангельска
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние «Я-концепции» на формирование учебной мотивации у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




VK

Влияние «Я-концепции» на формирование

учебной мотивации у младших школьников

Что такое «Я-концепция»?

Определение

«

Я-концепция

»

– это совокупность

представлений о себе.

Самооценка

Самооценка оказывает существенное

влияние на формирование «Я-концепции».

Примеры: «Я хороший ученик», «У меня

все получается в математике».

Учебная мотивация:

основные понятия

Определение

Учебная мотивация – это побуждение к учебной деятельности.

Типы мотивации

Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Важны

потребности, интересы и цели.

Исследования показывают, что дети с высокой внутренней мотивацией

показывают результаты на 20% лучше.

Взаимосвязь «Я-концепции» и учебной мотивации

Положительная

«Я-концепция»

Способствует учебной мотивации,

повышает интерес к учебе и

уверенность в своих силах.

Негативная

«Я-концепция»

Подавляет учебную мотивацию,

вызывает тревогу и страх перед

неудачами.

Успехи и неудачи

Успехи и неудачи влияют на Я-

концепцию и мотивацию. Важно

поддерживать баланс.

Факторы, влияющие на формирование

«Я-концепции»

Семья

Поддержка, похвала и

конструктивная критика

играют важную роль.

Школа

Оценки, отношения с

учителями и сверстниками

оказывают влияние.

Личный

опыт

Успехи и неудачи в учебе и

других сферах формируют «Я-

концепцию».

70% младших школьников формируют «Я-концепцию» под влиянием отметок и оценок учителей.

Возрастные особенности

«Я-концепции»

1

7-10 лет

Ориентация на мнение взрослых и

сверстников.

2

Самооценка

Формирование на основе конкретных

достижений.

Первоклассник оценивает себя как хорошего ученика,

если получает хорошие отметки.

Методы исследования

«Я-концепции» и мотивации

Тесты самооценки

Методика «Дерево» (Д. Лампен), диагностика «Солнышко».

Анкетирование

Выявление мотивов учебной деятельности.

Наблюдение

За поведением детей в учебном процессе.

Рекомендации для учителей и родителей

Поддержка

1

Поощрение

2

Самооценка

3

Мотивация

4

Создание поддерживающей образовательной среды. Поощрение успехов и помощь в преодолении неудач.

Развитие внутренней мотивации. Использование индивидуального подхода.

Кейсы: примеры влияния «Я-концепции»

1

Успех

2

Негатив

3

Анализ

Ученик с низкой самооценкой, которого хвалят за каждое достижение, начинает верить в себя и учится

лучше. Работа с «Я-концепцией» помогла повысить мотивацию.

Заключение

Следует уделять внимание

формированию позитивной «Я-

концепции» у детей!



В раздел образования