Автор: Хмелева Вероника Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина
Населённый пункт: г. Архангельска
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние «Я-концепции» на формирование учебной мотивации у младших школьников
Раздел: начальное образование
VK
Влияние «Я-концепции» на формирование
учебной мотивации у младших школьников
Что такое «Я-концепция»?
Определение
«
Я-концепция
»
– это совокупность
представлений о себе.
Самооценка
Самооценка оказывает существенное
влияние на формирование «Я-концепции».
Примеры: «Я хороший ученик», «У меня
все получается в математике».
Учебная мотивация:
основные понятия
Определение
Учебная мотивация – это побуждение к учебной деятельности.
Типы мотивации
Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Важны
потребности, интересы и цели.
Исследования показывают, что дети с высокой внутренней мотивацией
показывают результаты на 20% лучше.
Взаимосвязь «Я-концепции» и учебной мотивации
Положительная
«Я-концепция»
Способствует учебной мотивации,
повышает интерес к учебе и
уверенность в своих силах.
Негативная
«Я-концепция»
Подавляет учебную мотивацию,
вызывает тревогу и страх перед
неудачами.
Успехи и неудачи
Успехи и неудачи влияют на Я-
концепцию и мотивацию. Важно
поддерживать баланс.
Факторы, влияющие на формирование
«Я-концепции»
Семья
Поддержка, похвала и
конструктивная критика
играют важную роль.
Школа
Оценки, отношения с
учителями и сверстниками
оказывают влияние.
Личный
опыт
Успехи и неудачи в учебе и
других сферах формируют «Я-
концепцию».
70% младших школьников формируют «Я-концепцию» под влиянием отметок и оценок учителей.
Возрастные особенности
«Я-концепции»
1
7-10 лет
Ориентация на мнение взрослых и
сверстников.
2
Самооценка
Формирование на основе конкретных
достижений.
Первоклассник оценивает себя как хорошего ученика,
если получает хорошие отметки.
Методы исследования
«Я-концепции» и мотивации
Тесты самооценки
Методика «Дерево» (Д. Лампен), диагностика «Солнышко».
Анкетирование
Выявление мотивов учебной деятельности.
Наблюдение
За поведением детей в учебном процессе.
Рекомендации для учителей и родителей
Поддержка
1
Поощрение
2
Самооценка
3
Мотивация
4
Создание поддерживающей образовательной среды. Поощрение успехов и помощь в преодолении неудач.
Развитие внутренней мотивации. Использование индивидуального подхода.
Кейсы: примеры влияния «Я-концепции»
1
Успех
2
Негатив
3
Анализ
Ученик с низкой самооценкой, которого хвалят за каждое достижение, начинает верить в себя и учится
лучше. Работа с «Я-концепцией» помогла повысить мотивацию.
Заключение
Следует уделять внимание
формированию позитивной «Я-
концепции» у детей!