"Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников при ознакомлении с якутским эпосом олонхо"
Автор: Полятинская Аксинья Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/с №3 "Катюша" Населённый пункт: город Якутск Наименование материала: статья Тема: "Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников при ознакомлении с якутским эпосом олонхо" Раздел: дошкольное образование
«Педагогические условия развития творческих способностей старших
дошкольников при ознакомлении с якутским эпосом олонхо»
В 2005г. якутский народный эпос олонхо объявлен мировым
шедевром.
Олонхо
является
гордостью
народа
саха,
вершиной
устного
творчества наших предков. На первый взгляд кажется, что эпос - достаточно
сложный жанр для восприятия ребёнка. Обилие сложных географических
названий, родословных связей и имён затрудняют понимание олонхо даже
взрослым человеком. Но то, что трудно для взрослого, гораздо легче освоить
ребёнку,
ведь
кроме
трудностей
в
олонхо
присутствуют
интереснейшие
персонажи и захватывающий сюжет.
Действие в олонхо развивается динамично, а это, как известно, соответствует
детскому
восприятию.
Образы
эпоса
вызывают
у
ребёнка
сильный
эмоциональный отклик. Знакомясь с эпосом ребёнок отождествляет себя с
полюбившимся героем, стремится ему подражать. В олонхо детей привлекает
также чудесное, волшебное, фантастическое.
Занятия изобразительным искусством являются важным фактором
формирования и развития художественных способностей ребёнка.
Направление работы по ознакомлению детей старшего возраста с якутским
народным
эпосом
олонхо
в
детском
саду
№
3
«Катюша»
определила
постановку следующих задач:
1
Создание
условий
для
эстетического
развития
детей
и
их
творческой
самореализации.
2 Развитие у детей творческих способностей.
3 Формирование представлений о культуре и быте народа саха.
Для реализации выдвинутых задач педагогами ДОУ создана развивающая
среда:
-мини – музей с предметами быта, национальными украшениями, куклами в
национальной одежде;
-сцена
в
национальном
стиле
на
участке
ДОУ
для
проведения
детского
ысыаха;
-уголки по ознакомлению с родным краем в возрастных группах ДОУ;
-мини – библиотека. Фотографии.
Мной
разработан
план
занятий
по
рисованию
«Ознакомление
детей
старшего дошкольного возраста с якутским эпосом олонхо».
Работа ведётся в 3 группах детского сада 2 раза в неделю в форме студийных
занятий.
В начале работы мы столкнулись с определёнными трудностями. У детей не
было
представления
об
олонхо.
Мы
пришли
к
выводу,
что
необходимо
провести обязательную предварительную работу, так как она является одним
из важнейших условий формирования интереса, внимания к изображаемому
сюжету. При этом важными являются следующие моменты:
-соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе
содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению);
-последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями в
рисовании.
Под
предварительной
работой,
способствующей
формированию
у
детей
познавательной
активности,
интереса
к
изображению
олонхо,
развитию
творческих способностей, мы понимали следующее:
-рассматривание
иллюстраций,
произведений
народного
декоративно
–
прикладного искусства;
-целенаправленное
прослушивание
олонхо,
адаптированное
к
детскому
восприятию;
- проведение цикла бесед «Представление древних якутов о мироздании»;
-организация экскурсий в краеведческий музей им. Е. Ярославского, мини –
музей детского сада;
-раскрашивание книжки – раскраски «Путешествие в мир олонхо»;
-проведение дидактических игр;
- рассматривание кукол в национальной якутской одежде;
-организация и проведение якутских национальных подвижных игр.
Предварительная работа способствовала развитию творческих способностей
у детей. Это отразилось в их рисунках. Например, в рисунке
Прокопьева
Гарика ярко выражен образ Нюргун Боотура.
«Внешность защитника племени айыы внушительная: вскинет голову - небо
загородит, плечи вздёрнет – луну заденет, шею вытянет - солнце затмит, вот
такого он могучего сложения».
Студийные занятия являются одним из компонентов всей педагогической
работы ДОУ по ознакомлению детей с эпосом олонхо:
-Колмогоровой А. В., старшим воспитателем, разработана книжка-раскраска
«Путешествие в мир олонхо»;
-В
перспективный
план
Заболоцкой
Н.
Б.,
инструктора
по
физической
культуре, включён этап ознакомления детей с национальными подвижными
играми;
-Аммосова
М.А.,
педагог
дополнительного
образования
по
двуязычию
проводит беседы по ознакомлению детей с героями олонхо;
-Суздалова А. В., музыкальный руководитель, Борисова К. Ю., хореограф
знакомят детей с народными песнями и танцами;
-Кроме этого коллектив ДОУ ежегодно проводит детский ысыах (якутский
национальный
праздник
встречи
лета).
Результатом
студийной
работы
явились
достижения детей в республиканских и городских
выставках
«Олонхо глазами детей».
Таким
образом,
процесс
ознакомления
старших
дошкольников
с
эпосом
олонхо
является
важнейшим
условием
формирования
творческих
способностей
воспитанников
и
комплексной
системной
работой
всего
педагогического коллектива ДОУ.