Напоминание

"Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников при ознакомлении с якутским эпосом олонхо"


Автор: Полятинская Аксинья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/с №3 "Катюша"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников при ознакомлении с якутским эпосом олонхо"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Педагогические условия развития творческих способностей старших

дошкольников при ознакомлении с якутским эпосом олонхо»
В 2005г. якутский народный эпос олонхо объявлен мировым шедевром. Олонхо является гордостью народа саха, вершиной устного творчества наших предков. На первый взгляд кажется, что эпос - достаточно сложный жанр для восприятия ребёнка. Обилие сложных географических названий, родословных связей и имён затрудняют понимание олонхо даже взрослым человеком. Но то, что трудно для взрослого, гораздо легче освоить ребёнку, ведь кроме трудностей в олонхо присутствуют интереснейшие персонажи и захватывающий сюжет. Действие в олонхо развивается динамично, а это, как известно, соответствует детскому восприятию. Образы эпоса вызывают у ребёнка сильный эмоциональный отклик. Знакомясь с эпосом ребёнок отождествляет себя с полюбившимся героем, стремится ему подражать. В олонхо детей привлекает также чудесное, волшебное, фантастическое. Занятия изобразительным искусством являются важным фактором формирования и развития художественных способностей ребёнка. Направление работы по ознакомлению детей старшего возраста с якутским народным эпосом олонхо в детском саду № 3 «Катюша» определила постановку следующих задач: 1 Создание условий для эстетического развития детей и их творческой самореализации. 2 Развитие у детей творческих способностей. 3 Формирование представлений о культуре и быте народа саха. Для реализации выдвинутых задач педагогами ДОУ создана развивающая среда: -мини – музей с предметами быта, национальными украшениями, куклами в национальной одежде; -сцена в национальном стиле на участке ДОУ для проведения детского ысыаха; -уголки по ознакомлению с родным краем в возрастных группах ДОУ; -мини – библиотека. Фотографии. Мной разработан план занятий по рисованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с якутским эпосом олонхо». Работа ведётся в 3 группах детского сада 2 раза в неделю в форме студийных занятий. В начале работы мы столкнулись с определёнными трудностями. У детей не было представления об олонхо. Мы пришли к выводу, что необходимо провести обязательную предварительную работу, так как она является одним из важнейших условий формирования интереса, внимания к изображаемому сюжету. При этом важными являются следующие моменты: -соблюдение принципа систематичности и последовательности при отборе содержания обучения (непосильная трудность снижает интерес к обучению);
-последовательное овладение детьми техническими навыками и умениями в рисовании. Под предварительной работой, способствующей формированию у детей познавательной активности, интереса к изображению олонхо, развитию творческих способностей, мы понимали следующее: -рассматривание иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства; -целенаправленное прослушивание олонхо, адаптированное к детскому восприятию; - проведение цикла бесед «Представление древних якутов о мироздании»; -организация экскурсий в краеведческий музей им. Е. Ярославского, мини – музей детского сада; -раскрашивание книжки – раскраски «Путешествие в мир олонхо»; -проведение дидактических игр; - рассматривание кукол в национальной якутской одежде; -организация и проведение якутских национальных подвижных игр. Предварительная работа способствовала развитию творческих способностей у детей. Это отразилось в их рисунках. Например, в рисунке Прокопьева Гарика ярко выражен образ Нюргун Боотура. «Внешность защитника племени айыы внушительная: вскинет голову - небо загородит, плечи вздёрнет – луну заденет, шею вытянет - солнце затмит, вот такого он могучего сложения». Студийные занятия являются одним из компонентов всей педагогической работы ДОУ по ознакомлению детей с эпосом олонхо: -Колмогоровой А. В., старшим воспитателем, разработана книжка-раскраска «Путешествие в мир олонхо»; -В перспективный план Заболоцкой Н. Б., инструктора по физической культуре, включён этап ознакомления детей с национальными подвижными играми; -Аммосова М.А., педагог дополнительного образования по двуязычию проводит беседы по ознакомлению детей с героями олонхо; -Суздалова А. В., музыкальный руководитель, Борисова К. Ю., хореограф знакомят детей с народными песнями и танцами; -Кроме этого коллектив ДОУ ежегодно проводит детский ысыах (якутский национальный праздник встречи лета). Результатом студийной работы явились достижения детей в республиканских и городских выставках «Олонхо глазами детей». Таким образом, процесс ознакомления старших дошкольников с эпосом олонхо является важнейшим условием формирования творческих способностей воспитанников и комплексной системной работой всего педагогического коллектива ДОУ.


В раздел образования