Автор: Ширяева Валентина Васильевна
Должность: заведующий дневным отделением
Учебное заведение: ГКУСОКК «Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Отечественные исследования развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
Отечественные исследования развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Ширяева
Валентина
Васильевна,
заведующий
дневным
отделением
ГКУСОКК «Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Новороссийск).
В
настоящее
время
система
отечественного
педагогического
образования
формируется
в
контексте
качественных
изменений
профессиональной
деятельности
учителя,
модернизации
его
труда
и
функций. Одной из весомых причин такого положения дел являлось недавнее
внедрение интеграции в образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), а сегодня - стремительная реализация инклюзии.
Несмотря на прочно утвердившуюся нормативно-правовую базу в
области инклюзивного образования лиц с ОВЗ, а также имеющиеся
публикации, связанные с различными аспектами инклюзии, остаются
нерешенные и часто обсуждаемые проблемы. В частности, это проблемы,
связанные с:
-
реализацией
Федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) и
разработкой адаптированных основных общеобразовательных программ
начального общего образования (АООП НОО) для качественного обучения
младших школьников;
- анализом психолого-педагогических инноваций, реализующихся в
медицинской практике и возможностями их применения при создании
специальных образовательных условий обучения и воспитания детей
младшего школьного возраста в условиях инклюзии;
-
комплексным
медико-психолого-педагогическим
сопровождением
ребенка с ОВЗ при начале школьного обучения;
-
использованием
технологических
основ
коррекции
трудностей
овладения детьми образовательными программами и др.
Особенно
выделим
проблему
взаимодействия
учителя
с
семьей
обучающихся с ОВЗ в целях расширения педагогической компетентности
родителей. Это способствует пониманию компенсаторных возможностей
ребенка и сотрудничеству родителей с образовательным учреждением, что
качественно изменяет учебно-воспитательный процесс. Учтем, что именно
родители способны предоставить учителю важнейшую информацию о
развитии их ребенка в предыдущий возрастной период, а, следовательно,
дать
новые
возможности
планирования
его
индивидуального
образовательного маршрута.
По мнению педагогов, психологов и других специалистов такой подход
существенно влияет на ожидания родителей в отношении обучения их
ребенка, меняет отношение к школе. Таким образом, родители становятся
активными
участниками
реализации
образовательных
программ
и
траекторий развития ребенка, наблюдают за его личностными изменениями.
В подтверждении этого укажем, что «…как бы ни были высоки моральные
устои родителей, они должны иметь элементарные педагогические знания, и
только тогда они смогут воспитывать детей без ошибок и ненужных проб»
[1, 95].
Выделенные выше проблемы требуют внедрения новых подходов в
деятельность учителя, связанные с умением учитывать многообразие
личностных
особенностей
школьников
с
ОВЗ
с
целью
повышения
эффективности их обучения и последующей социализации в общество.
Ключевыми понятиями в данном случае выступают «личность»,
«ограниченные возможности здоровья», «современные образовательные
условия».
Личность - многоаспектный феномен, который рассматривается как
интегративное образование, формирующееся в предметной деятельности и
общении. Согласно мнению А.Н. Леонтьева, личность представляет собой
совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных
деятельностях. Проблема развития личности всесторонне рассматривается в
педагогике и психологии, глубоко отражена в психолого-педагогических
концепциях и различных теориях. Однако, говоря о развитии личности
ребенка с ОВЗ, отметим, что ей свойственны особенности, обусловленные,
прежде всего, сложностью нарушения. В частности, среди особенностей
детей
с
ОВЗ
наиболее
часто
встречающимися
являются:
дефицит
побуждения к действию в сфере познавательной деятельности, замедленное
выполнение различных поручений и заданий, повышенная утомляемость,
низкая работоспособность, потребность в помощи со стороны взрослого,
невысокая вера в себя, детскость и др. В связи с этим процесс социализации
личности детей с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции их в
общество
посредством
формирования
определенных
ценностей
и
общепринятых
норм
поведения,
коммуникативной
и
социальной
компетентности.
В области аномального развития ребенка важнейшее методологическое
значение
представляют
исследования
Л.С.
Выготского.
В
них
сформулированы
фундаментальные
положения,
не
утратившие
своей
актуальности в настоящее время, в условиях реализации инклюзии. Выделим
огромное научно-практическое значение исследований ученого, в которых
подчеркивается значение социального воспитания в развитии аномального
ребенка. Обобщив работы своих предшественников (Г.Я.Трошина, А.С.
Грибоедова, Э.Сегена и др.), он разработал собственную концепцию
аномального развития. Выготским подробно рассмотрена роль не только
биологических причин, приводящих к нарушению развития, но и обосновано
значение социального фактора. В исследованиях ученого неоднократно
подчеркивается, что именно социальное, в частности, педагогическое
воздействие составляет неиссякаемый источник формирования высших
психических функций как при нормальном, так и нарушенном развитии.
Идея социальной обусловленности развития психических процессов и
свойств личности охватывает все работы Л.С.Выготского. Им высказана
мысль о том, что, влияя на социальную ситуацию, а также создавая
специальные условия развития аномального ребенка, можно добиться
компенсации нарушения и предотвратить негативные его последствия.
Последние связаны, как правило, с развитием личности.
Подчеркивая значение социального фактора в развитии личности,
обсуждая многообразие причин, приводящих к нарушению развития,
определяя наиболее эффективные формы обучения детей с ОВЗ на
различных
возрастных
этапах,
выделим
исследования
историка
педагогической
мысли,
талантливого
педагога
и
психолога
В.В.
Зеньковского. Обосновывая значение наследственности в развитии личности,
ученый пишет: «… наследственность, так или иначе оказывает мощное
влияние на развитие личности ребенка, наряду с окружающей средой,
воспитанием и собственно активностью личности» [2, 113]. Активность, по
мнению В.В. Зеньковского, обеспечивается, прежде всего, общением ребенка
с детьми и взрослыми. Ученым были представлены и охарактеризованы
факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и
собственно воспитание. Он делает акцент на воспитательном влиянии в
развитии личности, что является значимым в обучении и развитии ребенка с
ОВЗ.
Важно признать, что идеи Л.С. Выготского об аномальном развитии и в
настоящее время составляют методологию специальной психологии и
коррекционной педагогики. В тоже время, неоднократно возвращаясь к
историческому пласту, укажем, что исследования Г.Я. Трошина, крупного
врача и ученого, позднее утвердились в науке при взаимодействии смежных
с педагогикой научных областей знаний, включающих психологию и
медицину. Антрополого-гуманистическая концепция аномального детства,
диагностические подходы к изучению психических функции в норме и
патологии,
коррекционно-педагогические
основы
отбора
содержания
учебных предметов во вспомогательной школе, проблемы девиантного
поведения детей и подростков, рассмотренные Г.Я. Трошиным, бесспорно,
вписываются в историю специального образования, являются актуальными
для специальной психологии, а также представляют большой интерес для
практиков. Ученый был у истоков того направления в педагогике,
психологии,
психиатрии
и
дефектологии,
которое
отказалось
от
узкофункционального анализа как нормы, так и патологии детства, положив
в
его
основу
гуманистический
подход
с
позиций
медицинской
и
педагогической антропологии. Продолжая свои исследования в области
аномального детства ученый укажет: «Признавая безусловную ценность
любой личности, необходимо ставить важнейшую задачу оптимальной
социализации
неполноценной
личности,
обеспечивая
ее
право
быть
защищенной государством и обществом» [3, 9].
Подчеркивая значение межпредметных связей в обучении, воспитании и
развитии аномального ребенка, Г.Я. Трошин акцентирует внимание на таких
средствах обучения как игра, музыка и чтение. В тоже время понимание
значения деятельности для формирования личности аномального ребенка,
привело его к выводу, что такие виды деятельности, как игра, учеба и труд,
имеют особое значение для воспитания этой категории детей. Таким образом,
идея уважения личности ребенка, учет его индивидуальности, забота о
состоянии развития каждого пронизывает все творчество Трошина. В
настоящее время эти исследования составляют педагогические традиции
ушедшего столетия, оказывающие существенное влияние на решение
проблем
обучения,
воспитания
и
развития
детей
с
ОВЗ.
Следует
подчеркнуть, что оригинальные подходы к обучению аномального ребенка,
рассмотренные выше, были продолжены Л.С. Выготским, В.И. Лубовским,
Т.А.
Власовой,
В.В.
Лебединским,
В.В.
Ковалевым
и
другими
отечественными учеными.
Важное значение для определения образовательного маршрута ребенка с
ОВЗ имеет положение В.И. Лубовского об общих и специфических
закономерностях
аномального
развития.
Как
общую
закономерность
аномального развития ученый отмечал нарушение способности к приему и
переработке информации, а также ее хранению в памяти. Помимо общих
закономерностей есть специфические закономерности, или особенности,
которые свойственны только некоторым типам нарушенного развития и не
наблюдаются у детей других категорий. В.И. Лубовский делает вывод о том,
что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем
общих. Данное исследование свидетельствует о том, что дети с нарушениями
развития нуждаются в специально организованной педагогической и
психологической помощи, в ходе которой решаются следующие задачи:
формирование познавательной мотивации, целенаправленное формирование
высших психических функций и речи, профилактика и коррекция нарушений
социально-личностного развития и др. Эти задачи решает специальная
педагогика
и
психология,
используя
широкий
спектр
приемов
педагогического воздействия и психологической коррекции.
Отметим,
что
возможности
развития
личности
ребенка
с
ОВЗ
противоречивы. Они обусловлены не только сложностью нарушения, но и
особенностями возраста. Выделяя значение младшего школьного возраста,
укажем, что это период активного личностного и социального развития
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
освоения
новых
социальных установок, осознания своих индивидуальных способностей и
опыта конструктивного переживания удачи и неудачи во взаимоотношениях
со сверстниками. В связи с многообразием возрастных особенностей перед
учителем встает задача выбора методов развития личности ребенка с ОВЗ,
реализация которой дает возможность применения игровых методов, метода
создания воспитывающих ситуаций, а также методов арт-педагогики и арт-
терапии.
Данные технологии включают использование средств арт-педагогики и
арт-терапии. Например, из работ многих отечественных авторов (Е.А.
Медведевой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.В. Кузнецовой, Р.В. Овчаровой,
Л.Н. Комиссаровой, О.Н. Овчар и др.) известно, что использование средств
арт-педагогики
и,
особенно,
арт-терапии
существенно
повышает
эффективность
коррекционно-развивающей
работы
с
младшими
школьниками, имеющими нарушения развития. Эти средства могут явиться
тем объединяющим моментом в деятельности специалистов различной
профессиональной
направленности,
которые
позволят
разработать
содержание занятий в группах детей с ОВЗ средствами сказкотерапии.
Подчеркнем,
что
интеграция
личности,
совершенствование
коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром, а также
диагностика и коррекция - это основные возможности сказкотерапии.
Заметим, что практически любая сказка, применяемая на занятиях с детьми,
предусматривает
использование
наглядности,
кукол,
отражающей
ее
основное содержание. Однако при помощи кукол можно проводить
диагностику и коррекцию многих имеющихся у младших школьников
речевых проблем.
Таким
образом,
анализ
отечественных
исследований
в
области
аномального развития личности ребенка показал, что многими учеными была
предпринята
плодотворная
попытка
создания
единой
концепции,
учитывающей основные причины и механизмы нарушений. В настоящее
время они являются той действенной силой, которая оказывает влияние на
решение современных проблем инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Помимо
того,
исследования
Г.Я.
Трошина,
Л.С.
Выготского,
В.И.
Лубовского, В.В. Лебединского, В.В. Ковалева и других составляют
теоретико-методологические основы науки об особенностях детей с ОВЗ,
раскрывают возможности их обучения, воспитания и развития, показывают
пути интеграции в общество. Именно в исследованиях отечественных ученых
на первый план выдвигается личностное развитие обучающихся с ОВЗ, что
раскрывает возможности для взаимодействия специалистов различной
профессиональной
направленности
в
решении
проблем
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы.
1.
Трошанина, Г.А. Современная роль родителей в образовании /
Г.А. Трошанина. – Текст: непосредственный // Образование и личность:
разнообразие зон развития : к 120-летию Л.С. Выготского: материалы
Междунар. науч.-практ. конф. (окт.-дек. 2016 г.). – Казань : Центр социально-
гуманитарного образования ; Школа, 2017. – С. 95-96.
2.
Мальцева, М.В. Проблема развития личности в трудах В.В.
Зеньковского / М.В. Мальцева. – Текст : непосредственный // Российское
Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в. : материалы
Второй
Всерос.
науч.
конф.
Образование
и
педагогическая
мысль
Российского Зарубежья 20-50-е гг. XX в.» (Саранск, 16-18 окт. 1997 г.) / под
ред. Е.Г. Осовского. – Саранск, 1998. – С. 112-121.
3.
Беленкова,
Л.Ю.
Антрополого-гуманистическая
концепция
обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина
(1874-1938) : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.10 / Беленкова Лариса
Юрьевна. – Нижний Новгород, 2000. – 24 с. – Текст : непосредственный.