Напоминание

Отечественные исследования развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Ширяева Валентина Васильевна
Должность: заведующий дневным отделением
Учебное заведение: ГКУСОКК «Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Отечественные исследования развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отечественные исследования развития ребенка с ограниченными

возможностями здоровья.

Ширяева

Валентина

Васильевна,

заведующий

дневным

отделением

ГКУСОКК «Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации

детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Новороссийск).

В

настоящее

время

система

отечественного

педагогического

образования

формируется

в

контексте

качественных

изменений

профессиональной

деятельности

учителя,

модернизации

его

труда

и

функций. Одной из весомых причин такого положения дел являлось недавнее

внедрение интеграции в образование лиц с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ), а сегодня - стремительная реализация инклюзии.

Несмотря на прочно утвердившуюся нормативно-правовую базу в

области инклюзивного образования лиц с ОВЗ, а также имеющиеся

публикации, связанные с различными аспектами инклюзии, остаются

нерешенные и часто обсуждаемые проблемы. В частности, это проблемы,

связанные с:

-

реализацией

Федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) и

разработкой адаптированных основных общеобразовательных программ

начального общего образования (АООП НОО) для качественного обучения

младших школьников;

- анализом психолого-педагогических инноваций, реализующихся в

медицинской практике и возможностями их применения при создании

специальных образовательных условий обучения и воспитания детей

младшего школьного возраста в условиях инклюзии;

-

комплексным

медико-психолого-педагогическим

сопровождением

ребенка с ОВЗ при начале школьного обучения;

-

использованием

технологических

основ

коррекции

трудностей

овладения детьми образовательными программами и др.

Особенно

выделим

проблему

взаимодействия

учителя

с

семьей

обучающихся с ОВЗ в целях расширения педагогической компетентности

родителей. Это способствует пониманию компенсаторных возможностей

ребенка и сотрудничеству родителей с образовательным учреждением, что

качественно изменяет учебно-воспитательный процесс. Учтем, что именно

родители способны предоставить учителю важнейшую информацию о

развитии их ребенка в предыдущий возрастной период, а, следовательно,

дать

новые

возможности

планирования

его

индивидуального

образовательного маршрута.

По мнению педагогов, психологов и других специалистов такой подход

существенно влияет на ожидания родителей в отношении обучения их

ребенка, меняет отношение к школе. Таким образом, родители становятся

активными

участниками

реализации

образовательных

программ

и

траекторий развития ребенка, наблюдают за его личностными изменениями.

В подтверждении этого укажем, что «…как бы ни были высоки моральные

устои родителей, они должны иметь элементарные педагогические знания, и

только тогда они смогут воспитывать детей без ошибок и ненужных проб»

[1, 95].

Выделенные выше проблемы требуют внедрения новых подходов в

деятельность учителя, связанные с умением учитывать многообразие

личностных

особенностей

школьников

с

ОВЗ

с

целью

повышения

эффективности их обучения и последующей социализации в общество.

Ключевыми понятиями в данном случае выступают «личность»,

«ограниченные возможности здоровья», «современные образовательные

условия».

Личность - многоаспектный феномен, который рассматривается как

интегративное образование, формирующееся в предметной деятельности и

общении. Согласно мнению А.Н. Леонтьева, личность представляет собой

совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных

деятельностях. Проблема развития личности всесторонне рассматривается в

педагогике и психологии, глубоко отражена в психолого-педагогических

концепциях и различных теориях. Однако, говоря о развитии личности

ребенка с ОВЗ, отметим, что ей свойственны особенности, обусловленные,

прежде всего, сложностью нарушения. В частности, среди особенностей

детей

с

ОВЗ

наиболее

часто

встречающимися

являются:

дефицит

побуждения к действию в сфере познавательной деятельности, замедленное

выполнение различных поручений и заданий, повышенная утомляемость,

низкая работоспособность, потребность в помощи со стороны взрослого,

невысокая вера в себя, детскость и др. В связи с этим процесс социализации

личности детей с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции их в

общество

посредством

формирования

определенных

ценностей

и

общепринятых

норм

поведения,

коммуникативной

и

социальной

компетентности.

В области аномального развития ребенка важнейшее методологическое

значение

представляют

исследования

Л.С.

Выготского.

В

них

сформулированы

фундаментальные

положения,

не

утратившие

своей

актуальности в настоящее время, в условиях реализации инклюзии. Выделим

огромное научно-практическое значение исследований ученого, в которых

подчеркивается значение социального воспитания в развитии аномального

ребенка. Обобщив работы своих предшественников (Г.Я.Трошина, А.С.

Грибоедова, Э.Сегена и др.), он разработал собственную концепцию

аномального развития. Выготским подробно рассмотрена роль не только

биологических причин, приводящих к нарушению развития, но и обосновано

значение социального фактора. В исследованиях ученого неоднократно

подчеркивается, что именно социальное, в частности, педагогическое

воздействие составляет неиссякаемый источник формирования высших

психических функций как при нормальном, так и нарушенном развитии.

Идея социальной обусловленности развития психических процессов и

свойств личности охватывает все работы Л.С.Выготского. Им высказана

мысль о том, что, влияя на социальную ситуацию, а также создавая

специальные условия развития аномального ребенка, можно добиться

компенсации нарушения и предотвратить негативные его последствия.

Последние связаны, как правило, с развитием личности.

Подчеркивая значение социального фактора в развитии личности,

обсуждая многообразие причин, приводящих к нарушению развития,

определяя наиболее эффективные формы обучения детей с ОВЗ на

различных

возрастных

этапах,

выделим

исследования

историка

педагогической

мысли,

талантливого

педагога

и

психолога

В.В.

Зеньковского. Обосновывая значение наследственности в развитии личности,

ученый пишет: «… наследственность, так или иначе оказывает мощное

влияние на развитие личности ребенка, наряду с окружающей средой,

воспитанием и собственно активностью личности» [2, 113]. Активность, по

мнению В.В. Зеньковского, обеспечивается, прежде всего, общением ребенка

с детьми и взрослыми. Ученым были представлены и охарактеризованы

факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и

собственно воспитание. Он делает акцент на воспитательном влиянии в

развитии личности, что является значимым в обучении и развитии ребенка с

ОВЗ.

Важно признать, что идеи Л.С. Выготского об аномальном развитии и в

настоящее время составляют методологию специальной психологии и

коррекционной педагогики. В тоже время, неоднократно возвращаясь к

историческому пласту, укажем, что исследования Г.Я. Трошина, крупного

врача и ученого, позднее утвердились в науке при взаимодействии смежных

с педагогикой научных областей знаний, включающих психологию и

медицину. Антрополого-гуманистическая концепция аномального детства,

диагностические подходы к изучению психических функции в норме и

патологии,

коррекционно-педагогические

основы

отбора

содержания

учебных предметов во вспомогательной школе, проблемы девиантного

поведения детей и подростков, рассмотренные Г.Я. Трошиным, бесспорно,

вписываются в историю специального образования, являются актуальными

для специальной психологии, а также представляют большой интерес для

практиков. Ученый был у истоков того направления в педагогике,

психологии,

психиатрии

и

дефектологии,

которое

отказалось

от

узкофункционального анализа как нормы, так и патологии детства, положив

в

его

основу

гуманистический

подход

с

позиций

медицинской

и

педагогической антропологии. Продолжая свои исследования в области

аномального детства ученый укажет: «Признавая безусловную ценность

любой личности, необходимо ставить важнейшую задачу оптимальной

социализации

неполноценной

личности,

обеспечивая

ее

право

быть

защищенной государством и обществом» [3, 9].

Подчеркивая значение межпредметных связей в обучении, воспитании и

развитии аномального ребенка, Г.Я. Трошин акцентирует внимание на таких

средствах обучения как игра, музыка и чтение. В тоже время понимание

значения деятельности для формирования личности аномального ребенка,

привело его к выводу, что такие виды деятельности, как игра, учеба и труд,

имеют особое значение для воспитания этой категории детей. Таким образом,

идея уважения личности ребенка, учет его индивидуальности, забота о

состоянии развития каждого пронизывает все творчество Трошина. В

настоящее время эти исследования составляют педагогические традиции

ушедшего столетия, оказывающие существенное влияние на решение

проблем

обучения,

воспитания

и

развития

детей

с

ОВЗ.

Следует

подчеркнуть, что оригинальные подходы к обучению аномального ребенка,

рассмотренные выше, были продолжены Л.С. Выготским, В.И. Лубовским,

Т.А.

Власовой,

В.В.

Лебединским,

В.В.

Ковалевым

и

другими

отечественными учеными.

Важное значение для определения образовательного маршрута ребенка с

ОВЗ имеет положение В.И. Лубовского об общих и специфических

закономерностях

аномального

развития.

Как

общую

закономерность

аномального развития ученый отмечал нарушение способности к приему и

переработке информации, а также ее хранению в памяти. Помимо общих

закономерностей есть специфические закономерности, или особенности,

которые свойственны только некоторым типам нарушенного развития и не

наблюдаются у детей других категорий. В.И. Лубовский делает вывод о том,

что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем

общих. Данное исследование свидетельствует о том, что дети с нарушениями

развития нуждаются в специально организованной педагогической и

психологической помощи, в ходе которой решаются следующие задачи:

формирование познавательной мотивации, целенаправленное формирование

высших психических функций и речи, профилактика и коррекция нарушений

социально-личностного развития и др. Эти задачи решает специальная

педагогика

и

психология,

используя

широкий

спектр

приемов

педагогического воздействия и психологической коррекции.

Отметим,

что

возможности

развития

личности

ребенка

с

ОВЗ

противоречивы. Они обусловлены не только сложностью нарушения, но и

особенностями возраста. Выделяя значение младшего школьного возраста,

укажем, что это период активного личностного и социального развития

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

освоения

новых

социальных установок, осознания своих индивидуальных способностей и

опыта конструктивного переживания удачи и неудачи во взаимоотношениях

со сверстниками. В связи с многообразием возрастных особенностей перед

учителем встает задача выбора методов развития личности ребенка с ОВЗ,

реализация которой дает возможность применения игровых методов, метода

создания воспитывающих ситуаций, а также методов арт-педагогики и арт-

терапии.

Данные технологии включают использование средств арт-педагогики и

арт-терапии. Например, из работ многих отечественных авторов (Е.А.

Медведевой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.В. Кузнецовой, Р.В. Овчаровой,

Л.Н. Комиссаровой, О.Н. Овчар и др.) известно, что использование средств

арт-педагогики

и,

особенно,

арт-терапии

существенно

повышает

эффективность

коррекционно-развивающей

работы

с

младшими

школьниками, имеющими нарушения развития. Эти средства могут явиться

тем объединяющим моментом в деятельности специалистов различной

профессиональной

направленности,

которые

позволят

разработать

содержание занятий в группах детей с ОВЗ средствами сказкотерапии.

Подчеркнем,

что

интеграция

личности,

совершенствование

коммуникативных способов взаимодействия с окружающим миром, а также

диагностика и коррекция - это основные возможности сказкотерапии.

Заметим, что практически любая сказка, применяемая на занятиях с детьми,

предусматривает

использование

наглядности,

кукол,

отражающей

ее

основное содержание. Однако при помощи кукол можно проводить

диагностику и коррекцию многих имеющихся у младших школьников

речевых проблем.

Таким

образом,

анализ

отечественных

исследований

в

области

аномального развития личности ребенка показал, что многими учеными была

предпринята

плодотворная

попытка

создания

единой

концепции,

учитывающей основные причины и механизмы нарушений. В настоящее

время они являются той действенной силой, которая оказывает влияние на

решение современных проблем инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Помимо

того,

исследования

Г.Я.

Трошина,

Л.С.

Выготского,

В.И.

Лубовского, В.В. Лебединского, В.В. Ковалева и других составляют

теоретико-методологические основы науки об особенностях детей с ОВЗ,

раскрывают возможности их обучения, воспитания и развития, показывают

пути интеграции в общество. Именно в исследованиях отечественных ученых

на первый план выдвигается личностное развитие обучающихся с ОВЗ, что

раскрывает возможности для взаимодействия специалистов различной

профессиональной

направленности

в

решении

проблем

ребенка

с

ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы.

1.

Трошанина, Г.А. Современная роль родителей в образовании /

Г.А. Трошанина. – Текст: непосредственный // Образование и личность:

разнообразие зон развития : к 120-летию Л.С. Выготского: материалы

Междунар. науч.-практ. конф. (окт.-дек. 2016 г.). – Казань : Центр социально-

гуманитарного образования ; Школа, 2017. – С. 95-96.

2.

Мальцева, М.В. Проблема развития личности в трудах В.В.

Зеньковского / М.В. Мальцева. – Текст : непосредственный // Российское

Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в. : материалы

Второй

Всерос.

науч.

конф.

Образование

и

педагогическая

мысль

Российского Зарубежья 20-50-е гг. XX в.» (Саранск, 16-18 окт. 1997 г.) / под

ред. Е.Г. Осовского. – Саранск, 1998. – С. 112-121.

3.

Беленкова,

Л.Ю.

Антрополого-гуманистическая

концепция

обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина

(1874-1938) : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.10 / Беленкова Лариса

Юрьевна. – Нижний Новгород, 2000. – 24 с. – Текст : непосредственный.



В раздел образования