Напоминание

Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Османова Эльмира Сахрабовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСОКК «Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Османова

Эльмира

Сахрабовна,

воспитатель

ГКУСОКК

«Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации

детей и

подростков с ограниченными возможностями» (г. Новороссийск).

Игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного

возраста, способ познания окружающего. Игра для ребенка вдвойне

интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и

любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, некоторые родители не

часто играют с детьми дома. Одной из задач, стоящих перед педагогами

детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в

процессе игры.

Важно создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем

виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям, что они

такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и

педагоги. В то же время игра является важнейшим средством формирования

личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. Не зря

существует такое мнение: «Игра - вещь полезная, игра с взрослыми - вещь

очень полезная, игра с родителями - вещь особо полезна»! Действительно, в

игре

ребенок

развивается

физически,

у

него

воспитывается

сообразительность, трудолюбие, инициатива, развиваются познавательные

процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и

т. д.). Игра выступает как средство развития мышления, речи, воображения,

памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного

возраста, она как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ

должна иметь свое место в распорядке дня и в педагогическом процессе в

целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы

спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры,

последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в

развитии, формирует навыки самоорганизации.

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья очень слабо

выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо

не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет

место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в

песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться,

регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета).

Ярко

выражена

манипулятивная

деятельность

с

предметами

(кукла

укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и

закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок

действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не

выстраивает

сюжета

игры

(что

не

является

нормой

для

старших

дошкольников – 5-7 лет).

Ограниченные возможности здоровья - это понятие, которое говорит не

о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о

замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в

школу

и

выражается

в

недостаточности

общего

запаса

знаний,

ограниченности

представлений,

незрелости

мышления,

малой

интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов,

быстрой

пресыщаемости

в

интеллектуальной

деятельности.

Игровая

деятельность детей с ОВЗ значительно отстает в своем развитии от игровой

деятельности

здоровых

детей

того

же

возраста.

Если

у

нормально

развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего

высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого

возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития,

которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном

возрасте. У всех детей с задержкой психического развития различной

степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой

основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении

активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников

с ОВЗ характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего

игры у детей с ОВЗ различной степени выраженности носят неречевой

характер,

крайне

редко

используются

предметы-заменители.

Игровое

поведение у детей с ОВЗ часто носит недостаточно эмоциональный характер,

дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в

процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Для развития детей с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность

взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его

примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и

развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой,

показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С

помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки

общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая

станет основой для бурного развития высших психических функций.

Необходимо создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их

обустраивают, почаще делают перестановку.

Чтобы научить ребенка играть для этого необходимо организовать

поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры.

Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала

называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие.

Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются

действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый

показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с

ребенком при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с

ребенком все основные действия.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал

в

процессе

игры,

и

рекомендовал

стараться

делать

занятия

более

занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания

малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и

обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях

дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную

роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический

опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое

действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений

между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о

том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и

содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н.

Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в

ней

игровых

моментов:

загадок,

движений,

элементов

ожидания

и

неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также

использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы

обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических

задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно

добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом

познавательной

деятельности

становится

не

указания

логопеда,

а

естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не

только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой

форме образцы поведения в жизни.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет,

воображаемую

ситуацию,

ролевые

действия.

Своеобразным

игровым

элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных,

литературно-сказочных

персонажей,

героев

детских

телепередач

и

мультфильмов.

Таким образом, игровые приемы являются основными приемами,

способствуют

повышению

познавательной

активности

детей

данной

категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие

внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и

дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом

логопедического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-

образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения,

снижается

утомляемость,

формируется

интерес

к

познавательной

деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение

помогает

ребенку

почувствовать

собственные

возможности,

обрести

уверенность в себе.



В раздел образования