Автор: Османова Эльмира Сахрабовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСОКК «Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование
Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Османова
Эльмира
Сахрабовна,
воспитатель
ГКУСОКК
«Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации
детей и
подростков с ограниченными возможностями» (г. Новороссийск).
Игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного
возраста, способ познания окружающего. Игра для ребенка вдвойне
интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и
любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, некоторые родители не
часто играют с детьми дома. Одной из задач, стоящих перед педагогами
детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в
процессе игры.
Важно создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем
виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям, что они
такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и
педагоги. В то же время игра является важнейшим средством формирования
личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. Не зря
существует такое мнение: «Игра - вещь полезная, игра с взрослыми - вещь
очень полезная, игра с родителями - вещь особо полезна»! Действительно, в
игре
ребенок
развивается
физически,
у
него
воспитывается
сообразительность, трудолюбие, инициатива, развиваются познавательные
процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и
т. д.). Игра выступает как средство развития мышления, речи, воображения,
памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного
возраста, она как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ
должна иметь свое место в распорядке дня и в педагогическом процессе в
целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы
спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры,
последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в
развитии, формирует навыки самоорганизации.
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья очень слабо
выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо
не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет
место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в
песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться,
регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета).
Ярко
выражена
манипулятивная
деятельность
с
предметами
(кукла
укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и
закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок
действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не
выстраивает
сюжета
игры
(что
не
является
нормой
для
старших
дошкольников – 5-7 лет).
Ограниченные возможности здоровья - это понятие, которое говорит не
о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о
замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в
школу
и
выражается
в
недостаточности
общего
запаса
знаний,
ограниченности
представлений,
незрелости
мышления,
малой
интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов,
быстрой
пресыщаемости
в
интеллектуальной
деятельности.
Игровая
деятельность детей с ОВЗ значительно отстает в своем развитии от игровой
деятельности
здоровых
детей
того
же
возраста.
Если
у
нормально
развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего
высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого
возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития,
которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном
возрасте. У всех детей с задержкой психического развития различной
степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой
основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении
активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников
с ОВЗ характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего
игры у детей с ОВЗ различной степени выраженности носят неречевой
характер,
крайне
редко
используются
предметы-заменители.
Игровое
поведение у детей с ОВЗ часто носит недостаточно эмоциональный характер,
дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в
процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.
Для развития детей с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность
взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его
примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и
развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой,
показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С
помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки
общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая
станет основой для бурного развития высших психических функций.
Необходимо создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их
обустраивают, почаще делают перестановку.
Чтобы научить ребенка играть для этого необходимо организовать
поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры.
Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала
называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие.
Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются
действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый
показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с
ребенком при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с
ребенком все основные действия.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал
в
процессе
игры,
и
рекомендовал
стараться
делать
занятия
более
занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания
малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и
обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях
дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную
роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический
опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое
действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений
между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о
том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и
содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н.
Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в
ней
игровых
моментов:
загадок,
движений,
элементов
ожидания
и
неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также
использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы
обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических
задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно
добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом
познавательной
деятельности
становится
не
указания
логопеда,
а
естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не
только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой
форме образцы поведения в жизни.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет,
воображаемую
ситуацию,
ролевые
действия.
Своеобразным
игровым
элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных,
литературно-сказочных
персонажей,
героев
детских
телепередач
и
мультфильмов.
Таким образом, игровые приемы являются основными приемами,
способствуют
повышению
познавательной
активности
детей
данной
категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие
внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и
дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом
логопедического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-
образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения,
снижается
утомляемость,
формируется
интерес
к
познавательной
деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение
помогает
ребенку
почувствовать
собственные
возможности,
обрести
уверенность в себе.