Формирование здорового образа жизни в детском саду.
Автор: Акавова Саида Данияловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ" ДС "Радуга" Населённый пункт: г.Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: Формирование здорового образа жизни в детском саду. Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Формирование здорового образа жизни в детском сад»
Автор: Акавова Саида Данияловна
Воспитатель МАДОУ ДС «РАДУГА».
г . Новый Уренгой ЯНАО
«Забота
о
здоровье
-
это
важнейший
труд
во спитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение , умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Самая большая ценность для человека -это здоровье, поэтому так важно
помочь
детям
в
самом
раннем
возрасте
,
осознать
что
понять
что
представляет
здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических
процедур и других оздоровительных мероприятий.
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.
Вся
жизнедеятельность
ребенка
в
ДОУ
направлена
на
сохранение
и
укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные,
физкультурные
и
интегрированные
занятия
,
партнерская
совместная
деятельность педагога и ребенка в течении дня. Целью оздоровительной
работы в ДОУ
является создание устойчивой мотивации потребности в
сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому
очень
важно
правильно
сконструировать
содержание
воспитательного
–
образовательного
процесса
по
всем
направлениям
развития
ребенка,
отобрать
современные
программы
обеспечивающие
приобщение к ценностям
и прежде всего к ценностям здорового образа
жизни. Основные компоненты здорового образа жизни детей включает:
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональный двигательный активный режим.
Закаливание организма.
Рациональный режим быть стабильным и вместе с тем динамичным для
постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся и условиям внешней
социальной и биологической среды.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней
среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое
непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья
ребенка,
повышает
устойчивость
к
различным
неблагоприятным
воздействиям.
Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в
жизни
ребенка.
Активная
двигательная
деятельность
помимо
положительного
воздействия
на
здоровье
и
физическое
развитие,
обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в
двигательной активности детей . Для этого была собрана и изучена учебно-
методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной- работы
план внедрения оздоровительных мероприятий. Организация закаливания сна
, воспитания у детей привычек здорового образа жизни ,массаж и элементы
самомассажа,
витаминотерапия.
Каждый
этап
психического
развития
ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость
движений является одним из показателей правильного нервно-психического
развития
в
раннем
возрасте
.Использование
физических
упражнений
в
раннем возрасте имеет свои особенности:
1.
Все двигательные задания связаны с конкретной задачей «Бросим мяч
в корзину» и т. д.
2.
В
играх
прибегаем
к
сравнениям
:
«Попрыгаем
как
зайчики».
«Побежим тихо как мышки».
3.
Обязательно
следим
за
физической
нагрузкой,
не
допуская
перевозбуждения.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни
дошкольников:
формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а
болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть
побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не
злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на
свежем воздухе; соблюдать режим;
помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
вырабатывать навыки правильной осанки;
обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
развивать художественный интерес
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском
саду
являются
формирование
у
них
представлений
о
здоровье
как
одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа
жизни.
Педагоги
должны
научить
ребенка
правильному
выбору
в
любой
ситуации
только
полезного
для
здоровья
и
отказа
от
всего
вредного.
Привить
ребенку
с
малых
лет
правильное
отношение
к
своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны
решаться
путем
создания
целостной
системы
по
сохранению
физического, психического и социального благополучия ребенка.
Система физкультурно-оздоровительной работы.
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
- соблюдение правил санитарии и гигиены;
- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
Физические упражнения:
- утренняя гимнастика;
- физкультура;
- подвижные игры;
- гимнастика после сна;
- спортивные игры.
Выполнение режима дня.
Организация рационального питания.
Закаливающие процедуры:
- прогулки на свежем воздухе;
- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);
- босохождение;
- воздушные ванны;
Активный отдых:
- праздники, развлечения;
- дни здоровья;
- малая олимпиада;
- игры-забавы.
Организация развивающей среды:
- физкультурный уголок;
- дидактические, настольные игры, альбомы;
- таблицы, модели на валеологическую тему.
Работа с родителями:
- родительские собрания;
- беседы, консультации;
- анкетирование;
- письменные консультации («Уголок здоровья»).
Нетрадиционные формы оздоровления:
- точечный массаж;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика.
Занятия по валеологии и ОБЖ.
Чтение художественной литературы.
Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь
привычке
к
чистоте.
Дети
могут
успешно
усвоить
все
основные
гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически
выполнять их правильно и быстро.
В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности
большую
роль
играют
познавательные
занятия,
дидактические
игры.
Но
главное
внимание
уделяется
повседневному
закреплению
у
малышей
культурно-гигиенических
навыков
и
самостоятельности.
При
этом
используются
такие
разнообразные
приемы,
как
показ,
объяснение,
непосредственная помощь, поощрение.
Наиболее
эффективным
в
воспитании
здорового
ребенка
являются
физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма
особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку
усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества
кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют
закаливанию
организма
ребенка,
повышению
его
работоспособности
и
снижению заболеваемости.
Для
формирования
привычки
к
ЗОЖ
важно,
чтобы
ребенок
понял
необходимость
физических
упражнений,
к
которым
относится,
кроме
прочего,
утренняя
гимнастика.
Один-два
раза
в
неделю
гимнастика
проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения.
Этот
вид
закаливания
укрепляет
весь
дыхательный
тракт.
Суть
его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может
делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.
Педагог
также
знакомит
детей
с
тем,
как
устроено
тело
человека.
В
доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о
его
основных
системах
и
органах,
обращая
внимание
на
необходимость
прислушиваться к своему самочувствию.
В
итоге
можно
сделать
вывод,
что
данная
деятельность
принесла
определенные
результаты:
дети
знают
пользу
физических
упражнений,
свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не
уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во
дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша
задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться
жизни.
Берегите себя и будьте здоровы.