Напоминание

Формирование здорового образа жизни в детском саду.


Автор: Акавова Саида Данияловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ" ДС "Радуга"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни в детском сад» Автор: Акавова Саида Данияловна Воспитатель МАДОУ ДС «РАДУГА». г . Новый Уренгой ЯНАО «Забота о здоровье - это важнейший труд во спитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение , умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский. Самая большая ценность для человека -это здоровье, поэтому так важно помочь детям в самом раннем возрасте , осознать что понять что представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятий. Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия , партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течении дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательного – образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни детей включает: Рациональный режим. Правильное питание. Рациональный двигательный активный режим. Закаливание организма. Рациональный режим быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся и условиям внешней социальной и биологической среды. Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое
непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Культура здоровья и культура движения - два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей . Для этого была собрана и изучена учебно- методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной- работы план внедрения оздоровительных мероприятий. Организация закаливания сна , воспитания у детей привычек здорового образа жизни ,массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия. Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте .Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности: 1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей «Бросим мяч в корзину» и т. д. 2. В играх прибегаем к сравнениям : «Попрыгаем как зайчики». «Побежим тихо как мышки». 3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни

дошкольников:
 формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;  воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;  помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;  развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;  вырабатывать навыки правильной осанки;  обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;  развивать художественный интерес
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Система физкультурно-оздоровительной работы.
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий: - соблюдение правил санитарии и гигиены; - организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей); - поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С). Физические упражнения: - утренняя гимнастика; - физкультура; - подвижные игры; - гимнастика после сна; - спортивные игры. Выполнение режима дня. Организация рационального питания. Закаливающие процедуры: - прогулки на свежем воздухе; - водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); - босохождение; - воздушные ванны; Активный отдых:
- праздники, развлечения; - дни здоровья; - малая олимпиада; - игры-забавы. Организация развивающей среды: - физкультурный уголок; - дидактические, настольные игры, альбомы; - таблицы, модели на валеологическую тему. Работа с родителями: - родительские собрания; - беседы, консультации; - анкетирование; - письменные консультации («Уголок здоровья»). Нетрадиционные формы оздоровления: - точечный массаж; - дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика. Занятия по валеологии и ОБЖ. Чтение художественной литературы. Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом
используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости. Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день. Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию. В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья. Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни. Берегите себя и будьте здоровы.


В раздел образования