Автор: Садыхова Татьяна Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУСОКК «Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (методические рекомендации)
Раздел: дополнительное образование
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
(методические рекомендации).
Садыхова
Татьяна
Викторовна,
педагог-психолог
ГКУСОКК
«Новороссийский краевой комплексный центр реабилитации детей и
подростков с ограниченными возможностями» (г. Новороссийск).
В
статье
рассматриваются
проблемы
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Специалистам необходимо учитывать
методические рекомендации по работе с детьми данной категории, знать
социально-психологические особенности детей с ОВЗ, а также уметь
грамотно выстраивать взаимодействие с целью оказания им эффективной
помощи. По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей
с ОВЗ неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических
факторов
эндогенного
(внутреннего)
и
экзогенного
(внешнего)
происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность,
физические
и
психические
травмы,
соматические
и
инфекционные
заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде
случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий
для будущих матерей и детей, недостатки школьного и семейного
воспитания и многое другое.
В настоящее время основным направлением российского образования в
соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного
образования. Одной из основных функций образовательного стандарта
является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в
особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения, — детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современная
система
образования
предполагает
создание
таких
условий, при которых особый ребенок получит возможность реализации
потенциала
своей
личности
через
включение
(инклюзию)
в
общую
социально-образовательную среду. Нельзя сделать из обычного дошкольного
учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики,
инклюзивный
детский
сад.
Необходимы
знание
новых
методик,
профессиональной подготовки педагогов, организация развивающей среды,
преемственность между детским садом и школой, создание индивидуальной
программы, тьютор.
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
должны
быть
интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они
имеют возможность общаться со сверстниками. С раннего возраста попадая в
сообщество здоровых сверстников, они продвигаются вместе с ними и
достигают более высокого уровня социализации.
Одной
из
центральных
задач
в
развитии
организации
является
формирование у педагогов толерантности, т. е. способности понять и принять
ребенка таким, какой он есть. А также воспитать у сверстников толерантное
и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями
здоровья.
Наше учреждение посещают дети, которым нужен многогранный,
комплексный вид помощи, эта поддержка и помощь детям оказываются в
психологическом сопровождении.
Цель
психологического
сопровождения
—
помочь
детям
с
ограниченными возможностями найти свое место в жизни и занять активную
жизненную
позицию,
сформировав
и
укрепив
определенные
навыки
здоровой жизнедеятельности.
Содержание
психологического
сопровождения
реализуется
через
основные
направления,
включающие
комплексную
диагностику,
развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение
родителей.
Задачи психологического сопровождения
-Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
-Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе
совместной деятельности.
-Развитие
и
совершенствование
коммуникативных
функций,
эмоционально-волевой регуляции поведения.
-Формирование
и
стимулирование
сенсорно-перцептивных,
познавательных процессов.
-Формирование адекватных родительских установок на заболевание и
социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения
родителей в образовательный процесс.
-
Развитие
коммуникативных
навыков
в
процессе
совместной
деятельности
детей
и
взрослых,
актуальных
форм
сотрудничества
взаимодействия с семьей.
Основные этапы процесса психологического сопровождения
• Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. Установление
контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
•
Диагностика
особенностей
развития
ребенка,
профилактика
отклонений психического развития.
• Определение модели воспитания, используемой родителями, и
диагностика
их
личностных
характеристик
(составление
социально-
психологической карты семьи).
• Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
• Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными
возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
• Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
• Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие
внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
• Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
• Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной
нагрузки с учетом психофизических особенностей.
• Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы работы с детьми с ОВЗ
1. Личностно ориентированный подход к детям, родителям, где в центре
стоит
учет
личностных
особенностей
ребенка,
семьи;
обеспечение
комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный — всестороннее уважение и любовь к ребенку, к
каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции»
каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова
одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3.
Принцип
комплексности
—
психологическую
помощь
можно
рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом,
воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода — психологическая помощь
осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой
деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид
деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
5. Принцип конфиденциальности — вся информация, полученная о
ребенке
и
его
семье,
не
распространяется
за
пределы
ДОУ
без
соответствующего разрешения родителей или законных представителей
ребенка.
Методы и формы работы с детьми: сказкотерапия, игротерапия, арт-
терапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика.
Также
семьям
необходима
комплексная
психолого-педагогическая
помощь.
Формы
и
методы
работы
с
родителями:
анкетирование,
консультирование, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы.
Присутствие
родителей
на
индивидуальных
коррекционных
занятиях.
Проведение совместных праздников. Совместные тренинги для родителей по
оптимизации
детско-родительских
отношений.
Использование
информационных стендов для родителей. Организация обратной связи для
родителей: «почтовый ящик». Совместное заполнение дневника наблюдений
за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке. Организация
выставок книг и игрушек. Размещение информации на сайте учреждения;
разработка памяток с рекомендациями.
Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного
развития как детей с ОВЗ:
1. Преимущества социального характера:
— развитие самостоятельности всех детей через предоставление
помощи;
— обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта
детей;
— развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и
гуманность.
2. Преимущества психологического характера:
— исключение формирования чувства превосходства или развития
комплекса неполноценности.
3. Преимущества медицинского характера:
— подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме
конкретного социума;
— исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и
ведущей к развитию «ограниченных возможностей».
4. Преимущества педагогического характера:
— рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса
(отказ от сравнивания детей друг с другом);
—
активизация
когнитивного
развития
через
социальные
акты
коммуникации и имитации.
Ожидаемые результаты:
—
повышение
профессионального
уровня
воспитателей
в
плане
индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в
образовательном пространстве дошкольного учреждения;
— положительная динамика оздоровления детей с ОВЗ и успешная их
социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
— создание единой психологически комфортной образовательной среды
для детей с разными стартовыми возможностями;
— повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
— разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с
детьми с ОВЗ.
Таким образом, наша задача — научить родителей воспринимать
ребенка таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе,
развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного
процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, могут дать
положительные результаты — пусть заметные не сразу, а через длительный
срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию
не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и
специалистов.