Автор: Маслова Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Нерюнгри
Населённый пункт: поселок Чульман
Наименование материала: статья
Тема: ПОСЕЛКОВАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Раздел: дополнительное образование
ПОСЕЛКОВАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ: ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Детские школы искусств (ДШИ) в поселках играют важную роль в культурном и
эстетическом воспитании подрастающего поколения. Они дают детям возможность
развивать
творческие
способности,
приобщаться
к
миру
искусства
и
получать
возможность целенаправленного развития своего творческого потенциала.
Однако, несмотря на свою значимость, поселковые ДШИ сталкиваются с рядом проблем,
которые затрудняют их развитие. В то же время у таких учреждений есть потенциал для
роста и модернизации.
Основные проблемы поселковых ДШИ
1. Финансовая ограниченность
Одна из главных трудностей – недостаточное финансирование. В отличие от городских
школ, поселковые ДШИ часто получают меньше средств, что сказывается на:
• состоянии зданий и оборудования;
• закупке музыкальных инструментов, материалов для художественных отделений,
костюмов для хореографии;
• зарплатах преподавателей, что приводит к оттоку кадров.
2. Дефицит квалифицированных кадров
Молодые специалисты редко едут работать в поселки из-за ряда причин:
• низких зарплат;
• отсутствия перспектив карьерного роста;
• ограниченности культурной среды
В результате в ДШИ остаются работать педагоги предпенсионного возраста, что
замедляет внедрение современных методик обучения.
3. Недостаточная материально-техническая база
Многие сельские школы искусств располагаются в приспособленных помещениях, где
нет:
• специализированных классов (например, для занятий хореографией или театральным
искусством);
• качественных музыкальных инструментов;
• современного оборудования (компьютеров, звуковой и световой аппаратуры).
4. Транспортная доступность и низкая заинтересованность населения
В отдаленных поселках детям сложно добираться до школы искусств, особенно если нет
школьного автобуса. Кроме того, не все родители видят ценность дополнительного
образования в сфере искусства, отдавая предпочтение более "практичным" направлениям.
Перспективы развития поселковых ДШИ
Несмотря на трудности, у сельских школ искусств есть возможности для развития.
1. Государственная и региональная поддержка
Участие в федеральных и областных программах и проектах (например,
"Культура малой Родины", «Культура») позволяют привлекать дополнительные средства
на:
• ремонт и оснащение школ;
• закупку новых инструментов;
• повышение квалификации педагогов.
2. Дистанционное и смешанное обучение
Использование онлайн-курсов и мастер-классов ведущих педагогов страны поможет
компенсировать нехватку специалистов в поселках.
3. Сотрудничество с городскими ДШИ и вузами
Партнерство с более крупными учреждениями культуры может включать:
• обмен опытом;
• совместные концерты и выставки;
• профориентационные программы для талантливых детей.
4. Развитие внебюджетной деятельности
Привлечение дополнительных средств через:
• платные кружки для взрослых;
• организацию культурных мероприятий (концертов, ярмарок);
• гранты и спонсорскую помощь местного бизнеса.
5. Повышение престижа художественного образования
Популяризация искусства через:
• участие в конкурсах и фестивалях;
• социальные проекты (например, оформление общественных пространств силами
учеников);
• активную работу с родителями, разъясняя важность творческого развития детей.
Заключение
Поселковые детские школы искусств – важный элемент культурной жизни сельских
территорий. Несмотря на объективные трудности, у них есть значительный потенциал для
развития. Решение проблем финансирования, кадрового дефицита и материально-
технического оснащения, а также активное внедрение новых форм работы помогут этим
учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться, воспитывая новое
поколение творческих личностей, обеспечивать потребности школьников в творческом
развитии.
Преподаватель ДШИ г. Нерюнгри С.А. Маслова