Автор: Тяжкороб Оксана Евгеньевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: Курская область, г. Железногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР (СИПР).
Раздел: среднее образование
Реализация коррекционного курса «Сенсорное развитие» для
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,
ТМНР (СИПР).
Цель
обучения:
активизация
чувственного
опыта
в
процессе
целенаправленного
систематического
коррекционно-педагогического
воздействия на сохранные анализаторы.
В
основу
содержания
каждого
раздела
коррекционного
курса
"Сенсорное развитие» заложен принцип от простого к сложному - расширение
диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности,
формирование сенсорно-перцептивных действий.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции
ребенка,
например:
эмоционально-двигательная
отзывчивость,
концентрация внимания, вокализации.
На основе сенсорно-перцептивных действий ребенок учится не только
распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию,
что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
В реализуемой мной программе проводится педагогическое изучение
сенсорной сферы детей с выраженным нарушением интеллекта, применяются
диагностические пробы и диагностические задания. На этом этапе выявляется
реакция ребенка на различные сенсорные раздражители и проводится оценка
выполняемых ребёнком действий с сенсорными материалами и эталонами.
Это позволяет сделать прогностические выводы для определения содержания
коррекционно-педагогической
работы
по
развитию
сенсорной
сферы.
Диагностические
пробы
и
диагностические
задания
подбираются
и
предъявляются ребенку поэтапно, в зависимости от уровня развития и
возможностей
восприятия,
его
готовности
к
предметно-практической
деятельности.
Диагностические пробы и диагностические задания:
•
Изучение
реакций
обучающегося
на
тактильную
активизацию
(различных зон тела ребёнка, лица, рук, ног).
•
Изучение
реакций
обучающегося
на
тактильно-двигательную
активизацию (различных зон тела ребёнка, лица, рук, ног).
•
Изучение
реакций
обучающегося
на
вкусовую
и
обонятельную
активизацию.
•
Изучение реакций обучающегося на слуховую активизацию.
•
Изучение реакций обучающегося на зрительную активизацию.
•
Оценка восприятия формы, цвета, величины, объёмных тел.
•
Оценка слухового восприятия.
•
Оценка вкусового и обонятельного восприятия.
•
Оценка тактильно-двигательного восприятия.
•
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).
•
Восприятие длительности звука, ритма.
Ориентиры, на которые я опираюсь
для
проектирования
содержания
коррекционно-педагогической работы с учётом реакции ребёнка:
•
если ребенок не сотрудничает с педагогом, ведет себя неадекватно по
отношению к заданию и не понимает его цели, педагог формирует
начальные
навыки
коммуникации
в
совместной
деятельности
с
обучающимся, используя различный игровой материал для развития
сенсорной сферы;
•
если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с педагогом, но
не понимает условие задания и самостоятельно выполнить задание не
может,
педагог
учит
выполнять
действие
с
помощью
средств
альтернативной коммуникации, используя различный игровой материал;
•
если ребенок сотрудничает с педагогом, принимает задание, понимает
его цель, но самостоятельно задание не выполняет; педагог проводит
диагностическое обучение,
затем предлагает выполнить действие
самостоятельно
на
различном игровом материале;
•
если ребенок сразу начинает сотрудничать с педагогом, принимает и
понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения, то
алгоритм выполнения задания отработан, действие не считается
актуальным для коррекционно-педагогической работы.
Содержание коррекционно-педагогической работы по коррекционному
курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с ТМНР с различной степенью
выраженности интеллектуальных нарушений.
Виды деятельности обучающихся с глубокой умственной отсталостью,
организуемые педагогом (содержание коррекционно-педагогической работы
по сенсорному развитию) определяются с учётом уровня актуального развития
обучающегося,
его
возможностей
по
методу
базальной
стимуляции.
Ожидаемые (возможные) планируемые результаты.
Виды
деятельности
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью,
организуемые
педагогом
(содержание
коррекционно-
педагогической работы по сенсорному развитию
определяется
с
учётом
уровня актуального развития обучающегося, его возможностей).
Материал,
предлагаемый
обучающемуся,
зависит
от
уровня
развития
конкретного
ребенка.
В
начале
работы
по
формированию
и
развитию
сенсорных
эталонов
у
обучающихся
задания,
игры
и
предъявляемые
инструкции достаточно просты как для обучающихся с тяжелой умственной
отсталостью, так и для обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Для детей с умеренной умственной отсталостью, в конечном итоге, задания
будут более сложные, чем предъявляемые материалы и инструкции для детей
с тяжелой умственной отсталостью.
Умеренная уо
Тяжелая уо
Глубокая уо
Зрительное восприятие:
- объёмные фигуры
(шар, куб, конус,
брусок);
- плоскостные фигуры
(круг, квадрат,
треугольник,
прямоугольник, овал);
- восприятие размера;
- восприятие цвета
(белый, чёрный,
красный, зелёный,
жёлтый, синий,
оранжевый,
коричневый).
Зрительное восприятие:
- объёмные фигуры
(шар, куб, брусок);
- плоскостные фигуры
(круг, квадрат,
треугольник);
- восприятие размера;
- восприятие цвета
(белый, чёрный,
красный, зелёный,
жёлтый, синий).
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие.
Слуховое восприятие.
Слуховое восприятие.
Вкусовое восприятие.
Вкусовое восприятие.
Вкусовое восприятие.
Обоняние.
Обоняние.
Обоняние.
Кинестетическое и
проприоцептивное
восприятие.
Кинестетическое и
проприоцептивное
восприятие.
Кинестетическое и
проприоцептивное
восприятие.
Вестибулярное
восприятие.
Вестибулярное
восприятие.
Вестибулярное
восприятие.
Тактильное восприятие.
Тактильное восприятие.
Тактильное восприятие.
На
занятиях
по
коррекционному
курсу
«Сенсорное
развитие»,
использую
материалы
разной
фактуры,
вязкости и температуры;
тела
и
фигуры, различные по форме, цвету, размеру; предметы быта; дидактические
пособия; сенсорное оборудование.
Поскольку, при обучении применяется принцип от простого к
сложному, начинаем обучение с применения простых игр, используя простые
доступные инструкции, постепенно усложняя как игры,
дидактические
игрушки, так и инструкции.
При
выполнении
заданий
ребенком
постепенно
уменьшаю
степень
оказания помощи в следующей последовательности:
•
сопряженная, физическая помощь, совместные действия (рука-в-руке);
•
пошаговое выполнение действия ребенком с частичной помощью
педагога;
•
выполнение действия по подражанию;
•
выполнение действия по образцу;
•
выполнение задания по словесной инструкции.
Интеграция содержания коррекционного курса «Сенсорное развитие» с
содержанием
других
предметов
(курсов)
учебного
плана
повышает
познавательный
интерес,
служит
развитию
воображения,
внимания,
мышления, речи, памяти, повышает мотивацию учебной деятельности,
снимает
перенапряжение
обучающегося
за
счет
переключения
на
разнообразные виды деятельности.
В моей работе по реализации коррекционного курса «Сенсорное развитие»
хорошо зарекомендовали себя: закрепление изучаемого материала на занятиях
по двигательному развитию и адаптивной физкультуре, проведение занятия во
время
прогулки.
Такой
формат
нравится
как
самостоятельно
передвигающимся
детям,
так
и
маломобильным.
Здесь
практическим
материалом для занятия является то, что взял с собой и то, что находится
вокруг.
Отдельно
хотелось
бы
отметить
целесообразность
периодического
проведения занятия с двумя обучающимися. Из моей практики, это можно
делать как на изученном материале, так и на новом. Занятия, проводимые в
таком ключе, способствуют активизации обучающихся, их стремлению
сделать так же или лучше (не как учитель, который априори выполнит задание
лучше, а как ребенок, находящийся рядом с ним).
Важную роль играет работа с родителями в плане познания их ребенком
окружающего мира, перенос полученной на занятиях информации в бытовые
ситуации и постоянная ненавязчивая отработка навыков и проговаривание
действий с объяснением.
Сенсорное
развитие
детей
с
ТМНР
направлено
на
формирование
полноценного
восприятия
окружающей
действительности.
Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависят от качества сенсорного опыта, от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. Реализация курса «Сенсорное развитие»
способствует
активизации
чувственного
опыта
ребенка
в
процессе
целенаправленного
систематического
коррекционно-педагогического
воздействия на сохранные анализаторы.