Напоминание

Реализация коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР (СИПР).


Автор: Тяжкороб Оксана Евгеньевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОКОУ "Железногорская школа для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: Курская область, г. Железногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР (СИПР).
Раздел: среднее образование





Назад




Реализация коррекционного курса «Сенсорное развитие» для

обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,

ТМНР (СИПР).

Цель

обучения:

активизация

чувственного

опыта

в

процессе

целенаправленного

систематического

коррекционно-педагогического

воздействия на сохранные анализаторы.

В

основу

содержания

каждого

раздела

коррекционного

курса

"Сенсорное развитие» заложен принцип от простого к сложному - расширение

диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляция активности,

формирование сенсорно-перцептивных действий.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые

реакции

ребенка,

например:

эмоционально-двигательная

отзывчивость,

концентрация внимания, вокализации.

На основе сенсорно-перцептивных действий ребенок учится не только

распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию,

что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

В реализуемой мной программе проводится педагогическое изучение

сенсорной сферы детей с выраженным нарушением интеллекта, применяются

диагностические пробы и диагностические задания. На этом этапе выявляется

реакция ребенка на различные сенсорные раздражители и проводится оценка

выполняемых ребёнком действий с сенсорными материалами и эталонами.

Это позволяет сделать прогностические выводы для определения содержания

коррекционно-педагогической

работы

по

развитию

сенсорной

сферы.

Диагностические

пробы

и

диагностические

задания

подбираются

и

предъявляются ребенку поэтапно, в зависимости от уровня развития и

возможностей

восприятия,

его

готовности

к

предметно-практической

деятельности.

Диагностические пробы и диагностические задания:

Изучение

реакций

обучающегося

на

тактильную

активизацию

(различных зон тела ребёнка, лица, рук, ног).

Изучение

реакций

обучающегося

на

тактильно-двигательную

активизацию (различных зон тела ребёнка, лица, рук, ног).

Изучение

реакций

обучающегося

на

вкусовую

и

обонятельную

активизацию.

Изучение реакций обучающегося на слуховую активизацию.

Изучение реакций обучающегося на зрительную активизацию.

Оценка восприятия формы, цвета, величины, объёмных тел.

Оценка слухового восприятия.

Оценка вкусового и обонятельного восприятия.

Оценка тактильно-двигательного восприятия.

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).

Восприятие длительности звука, ритма.

Ориентиры, на которые я опираюсь

для

проектирования

содержания

коррекционно-педагогической работы с учётом реакции ребёнка:

если ребенок не сотрудничает с педагогом, ведет себя неадекватно по

отношению к заданию и не понимает его цели, педагог формирует

начальные

навыки

коммуникации

в

совместной

деятельности

с

обучающимся, используя различный игровой материал для развития

сенсорной сферы;

если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с педагогом, но

не понимает условие задания и самостоятельно выполнить задание не

может,

педагог

учит

выполнять

действие

с

помощью

средств

альтернативной коммуникации, используя различный игровой материал;

если ребенок сотрудничает с педагогом, принимает задание, понимает

его цель, но самостоятельно задание не выполняет; педагог проводит

диагностическое обучение,

затем предлагает выполнить действие

самостоятельно

на

различном игровом материале;

если ребенок сразу начинает сотрудничать с педагогом, принимает и

понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения, то

алгоритм выполнения задания отработан, действие не считается

актуальным для коррекционно-педагогической работы.

Содержание коррекционно-педагогической работы по коррекционному

курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с ТМНР с различной степенью

выраженности интеллектуальных нарушений.

Виды деятельности обучающихся с глубокой умственной отсталостью,

организуемые педагогом (содержание коррекционно-педагогической работы

по сенсорному развитию) определяются с учётом уровня актуального развития

обучающегося,

его

возможностей

по

методу

базальной

стимуляции.

Ожидаемые (возможные) планируемые результаты.

Виды

деятельности

обучающихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью,

организуемые

педагогом

(содержание

коррекционно-

педагогической работы по сенсорному развитию

определяется

с

учётом

уровня актуального развития обучающегося, его возможностей).

Материал,

предлагаемый

обучающемуся,

зависит

от

уровня

развития

конкретного

ребенка.

В

начале

работы

по

формированию

и

развитию

сенсорных

эталонов

у

обучающихся

задания,

игры

и

предъявляемые

инструкции достаточно просты как для обучающихся с тяжелой умственной

отсталостью, так и для обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Для детей с умеренной умственной отсталостью, в конечном итоге, задания

будут более сложные, чем предъявляемые материалы и инструкции для детей

с тяжелой умственной отсталостью.

Умеренная уо

Тяжелая уо

Глубокая уо

Зрительное восприятие:

- объёмные фигуры

(шар, куб, конус,

брусок);

- плоскостные фигуры

(круг, квадрат,

треугольник,

прямоугольник, овал);

- восприятие размера;

- восприятие цвета

(белый, чёрный,

красный, зелёный,

жёлтый, синий,

оранжевый,

коричневый).

Зрительное восприятие:

- объёмные фигуры

(шар, куб, брусок);

- плоскостные фигуры

(круг, квадрат,

треугольник);

- восприятие размера;

- восприятие цвета

(белый, чёрный,

красный, зелёный,

жёлтый, синий).

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие.

Слуховое восприятие.

Слуховое восприятие.

Вкусовое восприятие.

Вкусовое восприятие.

Вкусовое восприятие.

Обоняние.

Обоняние.

Обоняние.

Кинестетическое и

проприоцептивное

восприятие.

Кинестетическое и

проприоцептивное

восприятие.

Кинестетическое и

проприоцептивное

восприятие.

Вестибулярное

восприятие.

Вестибулярное

восприятие.

Вестибулярное

восприятие.

Тактильное восприятие.

Тактильное восприятие.

Тактильное восприятие.

На

занятиях

по

коррекционному

курсу

«Сенсорное

развитие»,

использую

материалы

разной

фактуры,

вязкости и температуры;

тела

и

фигуры, различные по форме, цвету, размеру; предметы быта; дидактические

пособия; сенсорное оборудование.

Поскольку, при обучении применяется принцип от простого к

сложному, начинаем обучение с применения простых игр, используя простые

доступные инструкции, постепенно усложняя как игры,

дидактические

игрушки, так и инструкции.

При

выполнении

заданий

ребенком

постепенно

уменьшаю

степень

оказания помощи в следующей последовательности:

сопряженная, физическая помощь, совместные действия (рука-в-руке);

пошаговое выполнение действия ребенком с частичной помощью

педагога;

выполнение действия по подражанию;

выполнение действия по образцу;

выполнение задания по словесной инструкции.

Интеграция содержания коррекционного курса «Сенсорное развитие» с

содержанием

других

предметов

(курсов)

учебного

плана

повышает

познавательный

интерес,

служит

развитию

воображения,

внимания,

мышления, речи, памяти, повышает мотивацию учебной деятельности,

снимает

перенапряжение

обучающегося

за

счет

переключения

на

разнообразные виды деятельности.

В моей работе по реализации коррекционного курса «Сенсорное развитие»

хорошо зарекомендовали себя: закрепление изучаемого материала на занятиях

по двигательному развитию и адаптивной физкультуре, проведение занятия во

время

прогулки.

Такой

формат

нравится

как

самостоятельно

передвигающимся

детям,

так

и

маломобильным.

Здесь

практическим

материалом для занятия является то, что взял с собой и то, что находится

вокруг.

Отдельно

хотелось

бы

отметить

целесообразность

периодического

проведения занятия с двумя обучающимися. Из моей практики, это можно

делать как на изученном материале, так и на новом. Занятия, проводимые в

таком ключе, способствуют активизации обучающихся, их стремлению

сделать так же или лучше (не как учитель, который априори выполнит задание

лучше, а как ребенок, находящийся рядом с ним).

Важную роль играет работа с родителями в плане познания их ребенком

окружающего мира, перенос полученной на занятиях информации в бытовые

ситуации и постоянная ненавязчивая отработка навыков и проговаривание

действий с объяснением.

Сенсорное

развитие

детей

с

ТМНР

направлено

на

формирование

полноценного

восприятия

окружающей

действительности.

Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени

зависят от качества сенсорного опыта, от того, насколько полно ребенок

воспринимает окружающий мир. Реализация курса «Сенсорное развитие»

способствует

активизации

чувственного

опыта

ребенка

в

процессе

целенаправленного

систематического

коррекционно-педагогического

воздействия на сохранные анализаторы.



В раздел образования