Автор: Муртазина Лилия Мавлидзяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 им А.А.Ивасенко"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Сценарий
Тема: Сценарий внеклассного занятия "Будущие космонавты"
Раздел: начальное образование
Познавательно-игровая программа в рамках поручения «Деловые хлопоты»-
Ассорти «Будущие космонавты»
Цель: углубление и расширение представлений учащихся начальных классов о
космосе
Задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся с историей развития космонавтики в
нашей стране;
-
содействовать становлению и проявлению индивидуальности и творческих
способностей учащихся путём использования игровых элементов;
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков и культуры
общения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину и историю родной страны;
- установка на здоровый образ жизни;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
выбирать наиболее эффективные способы для выполнения
предложенных
заданий;
контролировать
и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности; обобщать полученную во время занятия информацию.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
адекватно воспринимать предложения учителя и
товарищей
по
исправлению
допущенных
ошибок;
принимать
и
сохранять
поставленную задачу.
Коммуникативные:
проявлять
активность
во
взаимодействии
для
решения
коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности (группе); формулировать собственное
мнение и позицию.
Формы организации деятельности детей: игровые задания, работа в группе.
Оборудование:
ноутбук;
презентация,
запись
выступления
Ю.Б.
Левитана;
предметы (по выбору учителя) для игры на внимание, ребусы, пазл.
Оформление:
в классе организована выставка книг, фотографий, поделок и
рисунков, посвященных Дню космонавтики.
Ход занятия
Мотивирование к деятельности. Эмоциональный настрой.
Самида:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Вселенной знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Анварбой:
- Какое сегодня число? (12 апреля)
- Вам о чем-то говорит эта дата? (Сегодня День космонавтики)
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Предположения
учащихся)
Катя:
- С давних пор человек мечтал летать. Свои мечты он воплощал в
легендах и сказках.
Вы знаете, что многие герои народных сказок имели «летательные
аппараты». На чем они летали? (Баба Яга – в ступе, на метле; другие
герои – на ковре-самолете. Икар летал на крыльях из перьев.)
Виктория:
- Человек сумел подняться в воздух не только в сказке и легенде, но и в
реальной жизни.
Дирижабли, самолёты, вертолёты – вот его помощники. Но поднявшись в
небо, человек стал мечтать о большем. Его мечты летели все выше и
выше, в неизведанное пространство – в КОСМОС.
Аделина:
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг
Пилотом-космонавтом корабля-спутника является гражданин Советского
Союза летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!»
Иван:
- 108 минут первого космического полета потрясли человечество. Полет
Ю.А. Гагарина наполнил сердца людей гордостью за свою Родину, за
страну.
Вероника:
- После Ю.А. Гагарина в космосе побывали многие космонавты. Может
быть, кто-то из вас в будущем тоже побывает в космосе.
- Настоящий космонавт – это здоровый, ловкий, сильный, тренированный
человек.
Эльмир:
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправиться в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Аня:
Ну что, ребята, вы готовы испытать себя в роли космонавтов? Тогда мы
смело можем начинать нашу программу «Будущие космонавты».
Учитель:
Мы сейчас разделимся на 3 команды с помощью жеребьёвки и
отправимся в космическое путешествие. Та команда, которая будет
правильно выполнять задание получает звезду. У какой команды больше
будет звёзд, та команда – победитель.
(Ребята вытягивают бумажки с нарисованными картинками: звезда,
ракета, комета и рассаживаются за 3 стола (экипажа) с названиями
«Ракета», «Звезда» и «Планета»
Учитель:
-Для начала проведем разминку. Сейчас каждая из команд почувствует
себя в космосе в невесомости. Для этого вам нужно встать со своих мест,
или выйти к нам вперед. По команде вы должны прокрутится вокруг себя
5 раз. Готовы? Тогда начали! Считаем! А теперь попробуйте сделать
ласточку, это будет означать полет в невесомость. Поаплодируем всем
ребятам, я вижу, что вы очень старательные и терпеливые ребята.
Учитель:
- Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как
мы по земле, а парят в воздухе?
Дети: им мешает невесомость.
Учитель:
- Правильно. Наша планета притягивает к себе все предметы: людей,
животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если
бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль
уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты
находятся в невесомости, т. е. плавают, летают... Вот и следующий наш
конкурс — это испытание на невесомость.
В конкурсе участвует вся команда. Каждый из вас получает по 1
воздушному шарику. Ваша задача подкинуть вверх воздушный шарик (в
каждом из шариков лежат кусочки бумаги с буквами: 1) л,у,н,а, 2)м,а,р,с,
3)у,р,а,н.), и пока он находится в невесомости, в воздухе, вы должны
рассмотреть, какие буква внутри него находится. Как только вы увидели
букву, вы должны подбежать к стулу, написать ее. В результате у вас
должно получится 1 слово – название небесного тела.
Учитель:
- Отлично, я предлагаю закрепить знания о космосе. Проведем конкурс
«В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!» Я задаю вам
вопрос, а вы должны правильно на него ответить. Вопросы каждой
команде, будьте внимательны.
1. Назовите дату 1 полета в космос. (12 апреля 1961 г.)
2. Кто стал первым человеком, отправившимся в космос? (Ю.А. Гагарин)
3. Как назывался его корабль? (Корабль «Восток»)
1. Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские
ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
2. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
3. Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова,
Светлана Савицкая)
1. Как звали собак которые первыми вернулись из космоса? (Белка,
Стрелка)
2. Как называют американских космонавтов? (Астронавты)
3. Может ли звезда упасть? (Нет)
1. Какие падающие тела мы называем «падающими звездами»
(Метеориты)
2. Как называется оптический прибор для исследования космических тел?
(Телескоп)
3. Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
- Мы продолжаем наш полет в солнечную систему, где мы можем
повстречаться с неземными существами. И нам нужно быть готовыми к
встрече с ними. Давайте попробуем с ними подружиться. Итак,
следующий конкурс «Инопланетяне».
Приглашаю команды на старт. Каждому игроку нужно для начала
нарядиться инопланетянами (одеть тарелку на 1 ухо, другую – на другое,
а сверху положить третью тарелку). И без помощи рук с тарелкой на
голове добегаете до ориентира, так, чтобы ничего не упало, также
возвращаетесь обратно и передаете эстафету следующему игроку. Кто
первый справится с заданием, тот и побеждает.
Учитель:
-Полёт наш продолжается. Следующее задание «Строительное»
Каждая команда получает конверт с разрезанными картинками. Нужно за
определённое количество времени собрать пазл. Кто быстрее соберёт, тот
и получает звезду.
Учитель:
- Ну и в заключении нашей программы мы должны узнать какими
качествами характера должен обладать космонавт. Каждой команде
выдаём карточку, на каждую букву записать качества космонавта.
К –
О –
С –
М –
О –
Н –
А –
В –
Т –
Учитель:
Рефлексия. Итог занятия
- Ребята, мы сегодня провели большую работу для подготовки
космонавтов. Как вы думаете, вы можете уже отправиться в космическое
пространство?
(Нет.)
- Почему?
Учитель:
- Ну а теперь пора подводить итоги. (Считаем звёзды и награждаем
победителей)
Учитель:
- Молодцы, ребята! На этом наша программа подходит к концу и
завершить я бы хотела ее словами космонавта Юрия Гагарина: «Облетев
Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета, люди,
будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.
Приложение1
Приложение2