Напоминание

Предметно-практическая деятельность как средство формирования БУД у обучающихся с ТМНР в условиях надомного обучения


Автор: Григорьева Татьяна Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ Норильская школа-интернат
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: статья
Тема: Предметно-практическая деятельность как средство формирования БУД у обучающихся с ТМНР в условиях надомного обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Предметно-практическая деятельность как средство формирования БУД у

обучающихся с ТМНР в условиях надомного обучения

Введение

Предметно-практическая деятельность является основой воспитания в процессе

социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметно-практическая

деятельность одна из наиболее значимых областей обучения и развития детей с ТМНР и в

значительной степени соответствует особенностям познавательной деятельности ,

позволяет воспитателю организовать интересные формы занятий, а также более

интенсивно направить педагогические воздействия на воспитание детей с тяжелой

формой умственной отсталости. Предметно-практическая деятельность – это

практические действия с предметами и материалами, обеспечивающие ребенку

чувственное (сенсорное) познание действительности. Обучение предметно-практической

деятельности на коррекционно-воспитательных занятиях направлено на формирование у

детей элементарных действий с предметами и материалами и является основой для

дальнейшего обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями,

формирования навыков самообслуживания и развития элементарной трудовой

деятельности.

Таким образом, цель предметно – практической деятельности – это создание

возможности для особого ребенка реализовать свой творческий потенциал, корригировать

недостатки восприятия, внимания, зрительно – двигательной координации,

пространственных представлений, наглядно – действенного и наглядно – образного

мышления детей, их речи в связи с практической деятельностью.

Предметно-практическая деятельность сочетает в себе разделы: Рисование,

действия с предметами, аппликация, игры с конструктором, игры с мозаикой, лепка, игры

с природным материалом. Одним из наиболее интересных видов деятельности для

ребёнка является: аппликация.

Вид деятельности под названием «аппликация» известен давно. Аппликация (от лат.

applicatio — прикладывание) — создание художественных изображений наклеиванием,

нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала;

изображение, узор, созданный таким способом. Аппликация — одно из самых любимых

занятий детей. Им нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и

в итоге получать творение, сделанное своими руками. Любая творческая деятельность, в

частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей,

расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и

пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах,

многообразии оттенков цветов.

Основная часть

Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного

оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону

вырезанных декоративных или тематических форм. По своему содержанию аппликация

делится на предметную (состоит из

отдельных изображений), декоративную (орнаменты, узоры), сюжетную (отображает

совокупность действий, событий). По виду выполнения аппликация делится на плоскую

(детали наклеиваются на фон) и объемную. При выполнении объемной аппликации

отдельные детали наклеиваются на фон частью плоскости, либо на фон наклеивается

какая-нибудь объемная деталь (шишка, вата, нитки и т. д.). Различают монохромную

(одноцветную) и полихромную (многоцветную) аппликацию. Процесс выполнения

аппликации включает два этапа: вырезание (выкалывание, отрывание и др.) отдельных

форм и прикрепление их к фону.

Обучение аппликации основано на умениях и навыках сформированных в ходе

предметно-практической деятельности и нацелено на освоение детьми приемов

изготовления аппликационных работ. Аппликация позволяет ребенку увидеть контур

предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для

развития у ребенка изобразительных навыков (умение изображать предмет той или иной

формы).

Виды аппликации:

В аппликациях есть своя классификация.

В зависимости от содержания можно выделить:

Предметная аппликация осуществляется путем наклеивания на базовый лист с фоном

отдельных, заготовленных ранее предметных изображений. Эти изображения могут либо

вырезаться цельными, либо тоже состоять из отдельных элементов. Важно, что каждый

отдельный элемент уже является обобщенным и завершенным. Такая аппликация также

носит название мультипликации.

Декоративная аппликация носит абстрактный характер и применяется для

декорирования открыток, обложек книг, альбомов и других предметов.

— Сюжетная аппликация представляет собой несколько объединенных различных

фигур, которые часто используются для создания картин.

В зависимости от объемности изображения:

Плоскиекрепятся полностью на всю поверхность к основанию.

Объемные предусматривают крепление на основу всех деталей только одной своей

частью, таким образом достигается объемность композиции в пространстве.

Основные приёмы аппликации:

Сгибание; сминание; сложение; выгибание; выщипывание; обрывание; накручивание;

скручивание; надрезание; разрезание; прорезание; вырезывание; наклеивание;

приклеивание; заклеивание; присоединение; пришивание.

Все работы из бумаги, вне зависимости от способа выполнения, изготавливаются в

определённой последовательности:

— выбор сюжета;

— составление эскиза;

— подбор бумаги (цвет, фактура);

— изготовление деталей;

— раскладывание их на заготовленный лист;

— наклеивание деталей на фон;

— оформление готовой работы.

Какую пользу несет аппликация для детей:

Аппликация хорошо помогает ребёнку удерживать внимание на деятельности (сначала на

внешней поддержке взрослого, а позже самостоятельно), ребёнок отрабатывает

последовательность действий, которая должна привести к конечному результату.

(Увидеть детали, взять деталь, открыть клей, намазать деталь, закрыть клей, посмотреть

где эта деталь должна находиться, оценить зрительно-моторно куда клеить, нужно ли

переворачивать деталь и т.д, и этот повтор будет со всеми деталями).

Рекомендации по работе в технике с аппликацией:

Рекомендаций по аппликации определяется тем, что только при правильном проведении

занятий по аппликации в процессе обучения детей через использование различных

игровых приёмов происходит формирование социально-востребованной творческой

личности.

Предметная среда, разнообразие инструментов и материалов для творчества, удобное их

размещение с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог

выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат,

стимулируют деятельность детей. При этом надо помнить, что отношение и педагогов, и

родителей к творчеству ребят должно быть весьма благожелательным. Ознакомление с

разнообразными материалами и техникой аппликации расширяет кругозор ребенка,

обогащает его эстетическое чувство. Он становится способным ставить и решать более

сложные изобразительные задачи, находить оригинальные решения.

Основным материалом для занятия аппликацией является бумага ярких расцветок. Сам

вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка,

позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.

Помимо бумаги для аппликаций можно использовать самые различные материалы:

солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, листья.

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд

полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и

инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание,

складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д. На занятиях

происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная,

оберточная, гофрированная и др.), ее качественными показателями.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными

рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При пользовании

ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть,

после работы убирать на место. Очень нравятся детям ножницы «зиг-заг», ими можно

вырезать всякие украшения, травку, водоросли. Педагогу желательно иметь фигурные

дыроколы, позволяющие разнообразить работы мелкими деталями, а также трафареты с

геометрическими фигурами, которые упрощают выполнение аппликаций из

геометрических фигур, аппликаций с орнаментом и других.

Для наклеивания деталей аппликации, в зависимости от используемого материала, можно

использовать клеевой карандаш, клей ПВА. Для снятия излишков клея служит чистая

тряпочка. Кисти желательно использовать двух размеров: для приклеивания мелких и

крупных деталей.

Для рисования контуров изображения будущей аппликации можно использовать мягкие и

твёрдо-мягкие простые карандаши.

Технология выполнения аппликации предусматривает такие этапы работы:

— выбор натуры, сюжета, узора для аппликации;

— создание эскиза (несложные аппликации выполняют без эскиза);

— подготовка материала, его выбор;

— выбор инструментов, вспомогательных материалов;

— получение деталей и изображений различными способами;

— раскладывание деталей и изображений на фоне;

— прикрепление деталей на фон-основу.

Материалы и инструменты.

Бумага: белая или цветная (двусторонняя или односторонняя); писчая; чертёжно-

рисовальная; калька; глянцевая; гофрированная; самоклеющаяся; тонированная; фольга;

обёртки от конфет и шоколадок; газетная; обойная; книго-журнальная; салфетки;

обложечно-упаковочная, обёрточная.

Картон: белый и цветной картон разной плотности; гофрированный картон; прессованный

картон.Природные материалы:

— растительного происхождения (листья, цветки, плоды, ветки, корни, кора и т.д.);

— животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);

— минерального происхождения (камни, песок, ракушки, глина и т.д.).

Бросовые материалы:

— полимерные (пластиковые бутылки, пластмассовые пуговицы, пробки, крышки,

целлофановые пакеты и т.д.);

— деревянные (катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки и т.д.);

— резиновые (воздушные шарики, сантехнические прокладки, резинки для волос,

перчатки и т.д.);

— металлические (колечки для ковров, цепочки, скрепки и т.д.)

Ткани: хлопковые, вата, ватин; синтетические; шерстяные; шёлковые; пряжа; сукно;

войлок; нитки.

— ножницы небольшого размера с закруглёнными краями; клей, кисточки для клея,

подставки под кисточку, губки, клеёнка, подносы или коробочки для обрезков, салфетки,

вспомогательные материалы, глина, пластилин, воск).

Заключение

Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса

художественно – творческой деятельности по предметно-практической как средства

развития мелкой моторики руки у детей с ТМНР.

Результатом выполненной работы считаю следующее:

1. На основе анализа психолого — педагогической литературы выявлены особенности

развития мелкой моторики рук у воспитанников.

2. Подобран комплекс художественно – творческой деятельности

3. Предполагаемые возможности аппликации, как средства развития мелкой моторики у

детей подтвердились.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники

работы с аппликацией способствуют развитию мелкой моторики у детей . Дети освоили

различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к

работе с бумагой и другими материалами, они проявляют усидчивость и стремление к

успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать

работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим

решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их

взгляд материал, что соответствует стандарту образования.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что предметно-

практическая деятельность является одним из эффективных средств развития мелкой

моторики рук у детей.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук

средствами аппликации и создании комплекса художественно – творческой деятельности

для детей с ТМНР. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении

коллективных картины, в создании более сложных композиций с помощью

разнообразных и комплексных приёмов.

Через работу ребенок учится по-новому выражать себя, использовать свое умение для

достижения нужного результата, развивая чувство прекрасного.

Список литературы

1.

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем

развития / Пер. с англ. Юлии Даре. — М.: Теревинф, 2009.

2.

Андрющенко Я В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010

3.

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. «Игры-занятия с природным и рукотворным

материалом»: Методическое пособие. – Спб.: НОУ «Союз», 2005.

4.

Галнгузова Л. Я, Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. — М.:

ВЛАДОС, 2007.

5.

Дерягина Л.Б. «Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и

водой». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

6.

Дети с множественными нарушениями развития/Под ред. Л. М. Шипициной и Е. В.

Михайловой. — СПб., 2012.

7.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной

недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Изд-кий

центр «Академия, 2003.

8.

Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. — СПб., 2009.

9.

Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. —

СПб.: Союз художников, 2007.

10.

Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой

умственной отсталостью». Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. СПб.: 2012. —

45с.

11.

Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой

умственной отсталостью. Под ред. Н. Н. Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой,

2015. — 54с.



В раздел образования