Напоминание

Разработка дидактического инструментария для обеспечения объективности оценки предметных результатов при подготовке к итоговой аттестации по обществознанию


Автор: Кукушкина Елена Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина»
Населённый пункт: р.п.Радищево, Ульяновской области
Наименование материала: Разработка дидактического инструментария для обеспечения объективности оценки предметных результатов при подготовке к итоговой аттестации по обществознанию
Тема: Разработка дидактического инструментария для обеспечения объективности оценки предметных результатов при подготовке к итоговой аттестации по обществознанию
Раздел: полное образование





Назад




Разработка дидактического инструментария для обеспечения

объективности оценки предметных результатов при подготовке к

итоговой аттестации по обществознанию

Е.В. Кукушкина, учитель истории

и обществознания Радищевской сш №1

высшей квалификационной категории,

учитель методист.

В рамках реализации обновленных ФГОС необходимо получать

объективную информацию о результатах обучения школьников и

предоставлять ее всем заинтересованным участникам учебного процесса для

его дальнейшего совершенствования. Сегодня сделать это без

критериального оценивания не предоставляется возможным. Невозможно это

сделать и при подготовке ребят к сдаче основного общего и единого

государственного экзамена по предмету. Что же такое критериальное

оценивание?

Критериальное оценивание (или оценивание по определенному набору

критериев) – это универсальный способ оценивания любого вида работ,

который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю

целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть, как

сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста».

Обязательное условие для содержательного контроля и оценки – наличие у

ребенка четких, прозрачных, детальных критериев правильности

выполнения учебного действия.

Особенно большая ответственность за создание системы объективного

оценивания ложится на учителя при подготовке к ГИА. В первую очередь

речь идет, конечно, об обществознании: как известно, это самый

«популярный» из всех экзаменов по выбору, обычно его выбирает для сдачи

больше половины выпускников.

Поделюсь своим опытом работы в этом направлении. Подготовка

начинается с того, что ученики должны представлять, что же из себя

представляет ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для этого уже на одном из

первых занятий в 9 и 11 классах мы разбираем структуру КИМ по

обществознанию с опорой на демонстрационный вариант. Мы рассматриваем

задания, их формулировку, в чем они заключаются, какие темы проверяют,

во сколько баллов оцениваются. На критерии оценивания каждого задания

уделяется очень большое внимание. Выпускники должны четко понимать за

что ставиться тот или иной балл, чтобы при выполнении заданий не терять

эти баллы. Для большей наглядности ученики получают таблицы по

структуре и оценке экзаменационной работы.

Второй год подряд у меня 10 и 11 класс профильные классы.

Следовательно, вместо 2 часов в неделю на базовом уровне изучения у меня

4 часа, по 2 часа в день два раза в неделю. Это дает возможность проверять

домашнее задание с использованием заданий ЕГЭ систематически. Почти к

каждому уроку я готовлю контрольно-измерительный материал для проверки

пройденной темы. Для этого использую материал хорошо известного сайта

«Решу ЕГЭ» При чем ребята хорошо знают откуда я беру задания и дома при

подготовке могут порешать эти задания. К каждой работе беру по 1-3

вопроса из каждого задания ЕГЭ и формирую свою самостоятельную работу.

(показать на сайте)

При проверке пользуюсь критериями оценивания задания. Выставляю

баллы и перевожу их в оценку. 100-80% - «5», 77-60% - «4», 59-40% - «3»,

менее 39% - «2». Что это дает? Первое идет систематическая подготовка к

экзамену. Второе у меня есть четкое понимание какую оценку поставить. И

главное – полное отсутствие споров по поводу оценки.

Сейчас я и вам предлагаю поработать в качестве эксперта и оценить работу

ученика. На слайде мы видим критерии оценки задания №24 (самого

спорного) и у вас реальная работа ученика. Оцените это задание.

(Работа в группах)

В последние годы на своих уроках я стала использовать «Рабочие листы».

«Рабочий лист» – это уникальный инструмент, благодаря которому каждый

ребенок вовлечен в процесс обучения. Конечно подготовка «Рабочий листов»

к каждому уроку это очень трудоемкая и финансово затратная работа.

Поэтому в настоящее время я систематически использую их только в 9

классах. Работа с рабочим листом позволяет ученику быть включенным в

тему на протяжении всего урока. Также каждый рабочий лист содержит

задания для проверки. Все задания составлены в форме ОГЭ. А знание

четких критериев оценивания позволяет ученику самостоятельно оценить

свою работу на уроке. Вот пример некоторых рабочих листов.

Еще одной формой проверки знаний на уроке является использование

«Данеток» Задания к ним берутся из открытого банка ФИПИ.

Самое главное в этой работе заключается в систематическом, а не

одноразовом использование этих форм и только тогда будет результат.

И в заключении послушайте притчу.

«Притча о кофе»

Приходит к отцу молодая девушка и говорит -

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я

все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в

одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна

кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в

чашку кофе из 3 кастрюли.

- Что изменилось? - спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила

она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая

морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое

яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою

структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств -

кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками

там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...

- А кофе? - спросила дочь

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой

враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный

ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу

обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто

новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...

А эти особые люди профессионалы своего дела – педагоги - мы с вами.



В раздел образования