Автор: Шкунова Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Радищевская сш №1
Населённый пункт: р.п.Радищево
Наименование материала: статья
Тема: Творческие работы на уроках литературы (Критерии оценивания сочинения и письменного развернутого ответа на вопрос)
Раздел: среднее образование
Творческие работы на уроках литературы в основной школе (Критерии оценивания сочинения
и письменного развернутого ответа на вопрос).
Одна из целей изучения предмета «Литература» в основной школе – это формирование у
обучающихся понимания литературных текстов и создания собственных устных и
письменных высказываний, а один из предметных результатов:
- в 5 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее
70 слов;
- в 6 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения, аннотацию, отзыв, создавать устные и письменные высказывания разных
жанров (объёмом не менее 150 слов);
- в 7 классе писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные
письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-
творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую тему;
- в 8 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,
доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на
самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные
виды цитирования;
- в 9 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный
вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,
доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на
самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные
виды цитирования.
В тематическом планировании также предусмотрены различные виды контроля, чтобы
проверить уровень сформированности данных предметных результатов:
- в 5 классе: Развитие речи. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к
домашнему сочинению по произведению; Итоговая контрольная работа Русская классика
(письменный ответ, тесты, творческая работа) и т.д.;
- в 6 классе: Развитие речи. Древнерусская литература. Самостоятельный анализ фрагмента из
«Повести временных лет» по выбору; Итоговая контрольная работа. Тема семьи в
произведениях XX – начала XXI вв. (письменный ответ, тесты, творческая работа) и т.д.;
- в 7 классе: Развитие речи. А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Подготовка к
домашнему сочинению по поэме «Полтава»(фрагмент); Развитие речи. Развернутый ответ на
проблемный вопрос по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; Развитие речи. Сочинение-
рассуждение "Нужны ли сатирические произведения?" (по изученным сатирическим
произведениям отечественной и зарубежной литературы) и т.д.;
- в 8 классе: Развитие речи. А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": подготовка к
сочинению; Итоговая контрольная работа. Литература XX (письменный ответ, тесты,
творческая работа)и т.д.;
- в 9 классе: Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по "Слову о полку Игореве";
Развитие речи. Сочинение по лирике А.С. Пушкина; Развитие речи. Анализ лирического
произведения и т.д.
Возникает вопрос: как оценить ту или иную творческую работу?
Содержание сочинения в 5 классе оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность (логика) изложения материала.
При оценке речевого оформления сочинения или изложения учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых ошибок и недочётов.
В ВПР по литературе предлагаются следующие критерии оценивания развернутого ответа на
вопрос:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Ответ объёмом менее 20 слов оценивается 0 баллов
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации
Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0
баллов, то ответ по критериям «Опора на текст фрагмента» и «Умение строить связное
высказывание» оценивается 0 баллов
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста
2
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или
отдельные негрубые интерпретационные искажения
1
Ответ не дан.
ИЛИ Дан неверный ответ
0
К2. Опора на текст фрагмента
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст
произведения не искажён
2
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ
допущено незначительное искажение текста произведения
1
Текст не использован.
ИЛИ
Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста
произведения
0
К3. Умение строить связное высказывание
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют,
речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа
1
Ответ не является связным высказыванием.
ИЛИ
Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание
ответа
0
Максимальный балл
5
Я считаю, что оценивать письменный развернутый ответ на вопрос можно, опираясь на
критерии ВПР, а оценку ставить в зависимости от набранных баллов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Ответ объёмом менее 20 слов оценивается 0 баллов
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации
Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0
баллов, то ответ по критериям «Опора на текст фрагмента» и «Умение строить связное
высказывание» оценивается 0 баллов
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста
2
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или
отдельные негрубые интерпретационные искажения
1
Ответ не дан.
ИЛИ Дан неверный ответ
0
К2. Опора на текст фрагмента
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст
произведения не искажён
2
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ
допущено незначительное искажение текста произведения
1
Текст не использован.
ИЛИ
Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста
произведения
0
К3. Умение строить связное высказывание
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют,
речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа
1
Ответ не является связным высказыванием.
ИЛИ
Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание
ответа
0
Максимальный балл
5