Напоминание

Творческие работы на уроках литературы (Критерии оценивания сочинения и письменного развернутого ответа на вопрос)


Автор: Шкунова Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Радищевская сш №1
Населённый пункт: р.п.Радищево
Наименование материала: статья
Тема: Творческие работы на уроках литературы (Критерии оценивания сочинения и письменного развернутого ответа на вопрос)
Раздел: среднее образование





Назад




Творческие работы на уроках литературы в основной школе (Критерии оценивания сочинения

и письменного развернутого ответа на вопрос).

Одна из целей изучения предмета «Литература» в основной школе – это формирование у

обучающихся понимания литературных текстов и создания собственных устных и

письменных высказываний, а один из предметных результатов:

- в 5 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее

70 слов;

- в 6 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее

100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения, аннотацию, отзыв, создавать устные и письменные высказывания разных

жанров (объёмом не менее 150 слов);

- в 7 классе писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные

письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для

составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-

творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную

литературную или публицистическую тему;

- в 8 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее

200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать

материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,

доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на

самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные

виды цитирования;

- в 9 классе создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее

250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные

произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный

вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать

материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы,

доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на

самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные

виды цитирования.

В тематическом планировании также предусмотрены различные виды контроля, чтобы

проверить уровень сформированности данных предметных результатов:

- в 5 классе: Развитие речи. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к

домашнему сочинению по произведению; Итоговая контрольная работа Русская классика

(письменный ответ, тесты, творческая работа) и т.д.;

- в 6 классе: Развитие речи. Древнерусская литература. Самостоятельный анализ фрагмента из

«Повести временных лет» по выбору; Итоговая контрольная работа. Тема семьи в

произведениях XX – начала XXI вв. (письменный ответ, тесты, творческая работа) и т.д.;

- в 7 классе: Развитие речи. А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Подготовка к

домашнему сочинению по поэме «Полтава»(фрагмент); Развитие речи. Развернутый ответ на

проблемный вопрос по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; Развитие речи. Сочинение-

рассуждение "Нужны ли сатирические произведения?" (по изученным сатирическим

произведениям отечественной и зарубежной литературы) и т.д.;

- в 8 классе: Развитие речи. А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": подготовка к

сочинению; Итоговая контрольная работа. Литература XX (письменный ответ, тесты,

творческая работа)и т.д.;

- в 9 классе: Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по "Слову о полку Игореве";

Развитие речи. Сочинение по лирике А.С. Пушкина; Развитие речи. Анализ лирического

произведения и т.д.

Возникает вопрос: как оценить ту или иную творческую работу?

Содержание сочинения в 5 классе оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность (логика) изложения материала.

При оценке речевого оформления сочинения или изложения учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых ошибок и недочётов.

В ВПР по литературе предлагаются следующие критерии оценивания развернутого ответа на

вопрос:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные

формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ объёмом менее 20 слов оценивается 0 баллов

К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации

Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0

баллов, то ответ по критериям «Опора на текст фрагмента» и «Умение строить связное

высказывание» оценивается 0 баллов

Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста

2

Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или

отдельные негрубые интерпретационные искажения

1

Ответ не дан.

ИЛИ Дан неверный ответ

0

К2. Опора на текст фрагмента

Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст

произведения не искажён

2

Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ

допущено незначительное искажение текста произведения

1

Текст не использован.

ИЛИ

Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста

произведения

0

К3. Умение строить связное высказывание

Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют,

речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа

1

Ответ не является связным высказыванием.

ИЛИ

Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание

ответа

0

Максимальный балл

5

Я считаю, что оценивать письменный развернутый ответ на вопрос можно, опираясь на

критерии ВПР, а оценку ставить в зависимости от набранных баллов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные

формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ объёмом менее 20 слов оценивается 0 баллов

К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации

Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0

баллов, то ответ по критериям «Опора на текст фрагмента» и «Умение строить связное

высказывание» оценивается 0 баллов

Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста

2

Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или

отдельные негрубые интерпретационные искажения

1

Ответ не дан.

ИЛИ Дан неверный ответ

0

К2. Опора на текст фрагмента

Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; текст

произведения не искажён

2

Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, И/ИЛИ

допущено незначительное искажение текста произведения

1

Текст не использован.

ИЛИ

Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста

произведения

0

К3. Умение строить связное высказывание

Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют,

речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа

1

Ответ не является связным высказыванием.

ИЛИ

Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание

ответа

0

Максимальный балл

5



В раздел образования