Автор: Суворская Олеся Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18 им.И.И.Богатыря"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья по теме
Тема: "Военно - патриотическое воспитание в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)"
Раздел: начальное образование
Военно - патриотическое воспитание в начальной школе
(из опыта работы учителя начальных классов)
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и
сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным ее
патриотом»
С.В. Михалков
Актуальность темы обусловлена тем,
что уважение к своей стране, к ее
национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого
воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и
достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В
проекте
«Национальная
доктрина
образования
в
Российской
Федерации»
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов
России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих
права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих
национальную и религиозную терпимость».
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной
школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия
– страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и
приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость
своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был
патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная
привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре,
всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и
политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны
духовных
ценностей.
Утрата
нашим
обществом
традиционного
российского
патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и
пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё
острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных
характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности…
Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный
интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Это есть
идеологическая нагруженная способность, что – то очень уж возвышенное. Изучая
Стандарт второго поколения,
я нигде не увидела слово патриот, патриотическое
воспитание, используются слова гражданин и гражданственность. Наверное, это
правильно и более приемлемо к современной школе.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей
страны.
Гражданское
воспитание
не
предусматривает
однозначно
позитивного
отношения к какой - либо
сфере жизни, но
пересекается с патриотическим,
нравственным, духовным и социальным развитием личности. Гражданское воспитание в
современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную
позицию участника и созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое
воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Но в процессе
целенаправленного воспитания такого рода качества будут сформированы надлежащим
образом.
Патриотическое
воспитание
и
гражданское
становление
личности
–
неотъемлемая часть общей культуры государства.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было
хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее
поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою
семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о
нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её
традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для
процветания нашей России.
Цель работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан
России, патриотов своего Отечества.
Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская
деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родного
края, города, сел и деревень, проектная деятельность.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда,
беседы,
диспуты,
викторины,
коллективные
творческие
дела,
смотры-конкурсы,
выставки,
соревнования,
экскурсии,
поездки,
походы,
трудовые
дела,
тренинг,
знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с
традициями и обычаями русского народа, фольклором.
В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и
“Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:
1.
Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые
поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.
2.
Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории
семьи и ее традициям.
3.
Формировать представление о природном и социальном окружении человека,
умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Во втором классе работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Мой
город”. На данном этапе ставлю следующие задачи:
1.
Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;
2.
Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее
интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями
республики и города;
3.
Формировать качества личности, способствующие успешному обучению
школьников;
4.
Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со
статусом учащегося школы.
Содержание работы по первому направлению
включает в себя следующие
разделы: история лицея, правила поведения в школе; умения распределять обязанности
в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания;
основные
формы
общения:
приветствие,
просьба,
извинение;
традиционные
мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах
школы.
По второму направлению “Мой город”: история жизни города, интересные люди,
местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы
местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по
благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.
В третьем классе работа ведется по направлению “Моя Волгоградская область”.
На данном этапе ставлю следующие задачи:
1.
Воспитать любовь к родному краю и уважение к его прошлому, настоящему,
а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;
2.
Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.
3.
Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание работы
включает в себя: история Волгограда и Волгоградской
области, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры,
хозяйственно – промышленная деятельность области, природа, экологические проблемы,
интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы,
произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения в музее,
театре. Активное участие в городских творческих конкурсах.
В четвертом классе работа ведется по направлению “Россия – родина моя!”. На
данном этапе ставлю следующие задачи:
1.
Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также
чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.
2.
Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей,
политических взглядов и убеждений.
Содержание материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая
справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры
и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие,
охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья
человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа
добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и
политические конфликты.
Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков,
концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли,
фотовыставки, выставки прикладного творчества Согласно выше сказанному я в своем
классе провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей
Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников,
осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления
«Отечественная война 1812 года – 200 лет», час общения: «Олимпиада. История
олимпийских игр». Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой
целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство»,
«Тепло родного очага», составляли свою родословную. Класс участвовал в мероприятиях
«День пожилых людей», «День матери». Учу уважать окружающих их людей,
товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями.
Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки,
пишут поздравления и пожелания, придумывают игры.
Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно
и нужно на каждом уроке. В учебниках хорошо подобран необходимый материал,
задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы
исподволь подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво
каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся
в заочные путешествия по знаменитым городам
нашей страны: «Путешествие по
Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля»,
«Путешествие по Санкт – Петербургу».
На уроках литературного чтения – через
различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских
писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших
людях. Учебник математики: рубрика «Путешествие в прошлое», где дети, решая
старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими
учеными, великими открытиями, великими путешественниками. Уроки русского языка
учат любить русский язык и русское слово.
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные
мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся
дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия
сплачивают детей.
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную
тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику
родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные
обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что
составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках
ИЗО и технологии.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи
вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению
вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет
будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать
при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого
такта и терпения, так как во многих
семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как
экскурсия. С учениками необходимо посещать музеи и выставки (выставка А.М.Шилова
«История России в лицах»), так как это позволяет школьникам изучить многие
особенности коренных народов, их традиции и обычаи. В процессе экскурсий школьники
получают
новую
информацию,
наблюдая
за
деятельностью
экскурсоводов,
обрабатывают, а так же успешно ее представляют. На классных мероприятиях стремлюсь
развивать такие качества как трудолюбие, коммуникабельность, уверенность в себе.
По итогам работы проводится диагностика, направленная на выявление уровней
воспитанности у младших школьников.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная,
разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить
свою страну, но и активно действовать на ее благо.
Основной формой патриотического воспитания являются классные
часы. На
классных часах дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране.
Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к
общественной жизни, воспитание патриотических чувств, я продумывала форму,
структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи,
использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и
эмоциональную нагрузку каждого классного часа. Тематическое планирование помогло
мне устанавливать логическую связь между различными рода сведениями. Важно,
чтобы дети, воспринимая материал, активно думали.
Использование на занятии игровых приемов важно одновременно для создания
эмоциональной атмосферы занятия и для развития познавательной активности. Полезно
включать дидактические игры. Эмоциональная атмосфера на классном часе играет
большую роль в воспитании чувств детей.
Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра,
начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием
понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную
игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт.
Моя задача поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление. Беседой можно
подвести детей к распределению ролей, функций между играющими. В беседе
происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В
процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и
поступки того или иного ребенка .
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все,
что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения,
складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в
полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача
образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными
традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную,
духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую
становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала
положительный результат. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, которая
проводилась во 2 классе. Сравнивая итоги, я увидела, что во всех разделах видна
положительная динамика, следовательно, подобранная система мероприятий оказалась
эффективной.
Работу в данном направлении я продолжаю. Вместе с детьми и родителями мы
планируем:
1.
Проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций,
обычаев, через создание клуба и мини-музея семейных реликвий и традиций.
2.
Разработать проекты: «Знаменитые люди родного города»,
«Мой город» - об истории происхождения названий улиц,
«Чтим и помним» - о ветеранах в годы Великой Отечественной Войны.
Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей
жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.
Я надеюсь, что мои дети вырастут продолжателями семейных традиций своих
родителей и настоящими патриотами своей Родины.