«Организация сюжетно-ролевой игры с учётом ФГОС ДО»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в ней
развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это
своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного
опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка,
происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают
переход к новой, более высокой стадии развития.
Жизнь ребенка тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем
взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и
магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и
телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу
на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он
многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-
прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он
любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые
создаются самими детьми, это творческие или сюжетно - ролевые игры. В них
дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом
коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих
товарищей и свои собственные.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более
осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и
формирует его чувства.
Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:
1. Выбор игры
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей,
определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет
специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее
реальные возможности.
2. Педагогическая разработка плана игры
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки
ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным
содержанием.
3. Ознакомление детей с планом игры совместная его доработка
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям
старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так
вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана
игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации
Это важнейшая основа начала сюжетно - ролевой игры. Педагогу очень важно
помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его
воображение, принесла ему радость творчества.
5. Распределение ролей
При распределение ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель
руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в
развернутой творческой игре: он стремиться удовлетворять игровые
потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает
очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет
возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую
роль.
6. Начало игры
Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры,
воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в
котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно
использовать некоторые методические приемы. Например, подготовить группу
детей к разыгрыванию игрового эпизода.
7. Сохранение игровой ситуации
Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса
1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон обращения с играющими
детьми, употреблять условную терминологию
2) Педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского
коллектива
3) Все меры педагогического воздействия на детей педагог должен
осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать
развернутые творческие игры
5) Можно организовать коллективные соревнования между небольшими
группами играющего коллектива
8. Завершение игры
Педагог разрабатывая план игры должен наметить предлагаемую концовку,
чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание. Следует
помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию
игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего
ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в
своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком в игре
от его имени. Сюжетно-ролевые игры требуют коллектива, то есть несколько
партнеров.
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их
заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний,
интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за
куклу, направляет все действия. В режиссерской игре ребенок выступает в
качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает
ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не
требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В
режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия
развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального
пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное
руководство деятельностью ребенка.
Идеальный детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где
дети играют, слушают сказки, участвуют в разных видах деятельности.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации
жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды
детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы –
педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными
событиями.
В современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт
от старших детей младшим (а так же от родителей детям) единственным
носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей
темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее
многогранности. В игре между собой взаимосвязываются все образовательные
области.
Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма
тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-
ролевой и режиссерской игр должна проводиться НОД, включающая в себя
беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного материала,
обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной
литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием
профессиональной лексики. Так же должна осуществляться разнообразная
продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по
изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма
деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки
развития творчества. Для более успешного проведения игры желательно
планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры. Где
воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером,
демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.
Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные по времени игры.
Поэтому при организации жизни детей в возрастных группах нужно
учитывать:
- проведение режимных моментов, прогулок и НОД по физической культуре не
меняется
- НОД и II-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с
ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной
деятельности, чтение соответствующей художественной литературы
- Образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной
деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности
дошкольников.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение
их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в
той или иной группе детей. Немаловажным для развития сюжетно-ролевой
игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых
материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие
игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в
соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с
учетом ближайшей перспективы их развития. При подборе игрушек
воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований,
которые предъявляют к игрушке дети данного возраста. В старших группах
игрушки могут быть скомплектованы по темам. Наличие готовых комплектов,
состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее
развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор
игрушек должен составляться воспитателем совместно детьми по мере
развития игры, а не даваться только в готовом виде. Дети совместно с
воспитателем могут изготавливать сами игрушки – самоделки.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться
таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности.
Предметно развивающая среда должна подбираться с учетом принципа
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других
областей.
В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью
детской деятельности.