Напоминание

Литературное чтение на родном языке


Автор: Пальянова Татьяна Сергеевна
Должность: МБОУ "СОШ"№2
Учебное заведение: МБОУ "СОШ"№2
Населённый пункт: ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, САЛЕХАРД
Наименование материала: учебная программа
Тема: Литературное чтение на родном языке
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

«РАССМОТРЕНО»

протокол № __от ______

заседания ШМО

«СОГЛАСОВАНО»

протокол № ___ от ____. заседания НМС

«УТВЕРЖДЕНО»

приказ № _______

Руководитель ШМО _________

Председатель НМС___________

Директор школы___________

Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Педагогический работник

Класс:

Срок реализации:

3 года

Разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС

НОО)программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение. Учебная хрестоматия»

программа 1- 4 класс, М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2014г., учебник Литературное чтение: 2

класс, учебная хресстоматия, в 2 Ч. Авт – сост. Л.А. Ефросинина. -4-е изд., стереотип. – М. : Вентана – Граф

2018. – 160 с.: ил.

Салехард

2020

Пояснительная записка

1

Цели обучения литературному чтению на русском языке:

1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.

3. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Курс литературного чтения на русском языке в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

«Литературное чтение на родном языке» обеспечивают:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как

явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и

культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении

на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3)

использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть

овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-

популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего

народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении

прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой

аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят

правила групповой работы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

2

В учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Салехард на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе выделяется

118 ч, из них в 1 классе – 33 ч (1 час в неделю, 33 учебные недели),

из них во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе - 34 ч

(1 час в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Курс литературного чтения на родном языке в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение

является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в

ФГОС НОО:

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие

или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития –

формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

3

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

Первоклассник научится:

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения

после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в

соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя,

при прослушивании) для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные

художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям

произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль

текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по

содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с

использованием словарей и другой справочной литературы.

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными

нормами (только для художественных текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,

соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех

видов текстов).

Первоклассник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в

произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и

авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение,

сравнение, эпитет);

4

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

2 КЛАСС

Личностные результаты:

1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей

этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические

ценностные ориентации.

2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения.

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) эстетические потребности, ценности и чувства.

8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций.

10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к

материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты: изучения курса «Литературное чтение на родном языке.

Регулятивные :

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные :

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование

функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

5

Коммуникативные :

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как

основе национального самосознания.

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого

общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской

позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,

грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные

языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и

коммуникативных задач.

Обучающиеся должны

научиться:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- различать рассказ и стихотворение

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

3 КЛАСС

6

Личностные результаты:в результате формирования личностных универсальных учебных действий у ребенка будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на

содержательные моменты школьной действительности;

- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и

энциклопедической литературы как источнику получения информации;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных

произведениях;

- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать

свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

- осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;

- осознавать нравственный смысл понятий поступок, подвиг.

Метапредметные результаты:

результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- работать в соответствии с заявленным планом;

- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным

заданием;

7

- находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- работать в паре, группе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

- готовить самостоятельно проекты;

- создавать письменное высказывание.

Предметные результаты:

результатом формирования предметных умений будут являться умения:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе

выбранной пословицы;

- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;

- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать

характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в

соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-

познавательном тексте для подготовки сообщения;

- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться умения:

- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

- самостоятельно составлять аннотацию;

- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

- пользоваться алфавитным и тематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

8

- самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться умения:

- сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности;

- выявлять особенности героя художественного рассказа;

- выявлять особенности юмористического произведения;

- находить в тексте сравнения, олицетворение;

- выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;

- отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

- сравнивать былину сказочный текст;

- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

- определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений будут являться умения:

- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

- составлять самостоятельно тексты разных жанров;

- писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;

- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций,

личного опыта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

4 КЛАСС

Личностными результатами изучения предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

9

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,

технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных

достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами

речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является сформированность следующих умений:

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически

обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

10

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и

антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без

союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов,

глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием

после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать

текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова; - создавать связные устные высказывания на грамматическую

и иную тему.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС

Виды речевой и читательской деятельности аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей

речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого

высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Работа с разными видами текста. Общее представление о художественных текстах. Определение целей создания этих видов текста.

Особенности фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с

разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по

ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало

книгопечатания (общее представление).

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия

произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор

есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм

морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:

11

последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по

иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и

выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по

аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный

пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,

составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,

позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на

основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру

поступков героев.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать

вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению

(учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе

фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного

словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по

предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного

или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,

художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение

плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей

монологического высказывания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

2 КЛАСС

О нашей родине (1 ч.): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведение Н. Рубцов.

Народная мудрость (1 ч.): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.

О детях и для детей (9 ч.): произведения Б. Заходера, С. Михалкова, Я. Акима, П. Воронько, А. Рубинова, В. Осеевой, В. Катаева, В. Берестова, Н.

Носова, Братьев Гримм, Х-К. Андерсена,

12

Уж небо осенью дышало (1 ч.): произведения М. Пришвина, А. Твардовского

Снежок порхает, кружится… (3 ч.): произведения В. Одоевского, С. Есенина, Е. Пермяка.

Здравствуй, праздник новогодний (1 ч.): произведения Х.-К. Андерсена.

Произведения о животных (4 ч.): произведения народов мира; произведения М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, Н. Рубцова.

Зарубежные сказки (2 ч.): сказки народов мира, сказки Дж. Харириса.

Рассказы, стихи, сказки о семье (3 ч.): произведение И. Панькина.

Весна, весна красная… (6 ч.): произведения фольклора, произведения Н. Сладкова, В. Маяковского, К. Ушинского, С. Михалкова, К. Коровина, М.

Горького, Э. Шима, Р. Сеф.

Волшебные сказки (3 ч.): сказки народов мира; произведения А. Пушкина, Л. Кэрролл.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3 КЛАСС

Речь. Слово (32ч.) Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация:

сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной

подготовки. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов.

Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и

назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова.

Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с

происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Тема, микротема, основная мысль текста.

Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в

заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном

стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с

параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

13

Культура общения (2ч) Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать

вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4 КЛАСС

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих

сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-

нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и

элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его

жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об

изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности

стихотворной речи). Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и

дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный

характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература,

произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о

подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге,

умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или, о

чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату

и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций,

поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному

чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на

утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Основные виды деятельности и предполагаемые формы.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога:

занятие-диспут,

занятие-спектакль,

занятие-праздник,

занятие-интервью,

интегрированное занятие,

конференция,

устный журнал,

конкурсы,

литературные встречи,

литературная гостиная,

литературный ринг и т. д.

14

Формы и средства контроля результатов по программе. В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы

разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка

наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются: - диагностика (проверка читательского кругозора); - проверка техники чтения; -

беседа, которая проводится в конце каждого занятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Умение говорить (культура речевого общения)

12 ч

2

Круг детского чтения

21 ч

Всего часов:

33 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

№ п\

п

Содержание программного материала

Количество часов

1

О нашей Родине

1

2

Народная мудрость

1

3

О детях и для детей

9

4

Уж небо осенью дышало

1

5

Снежок порхает, кружится

3

6

Здравствуй, праздник новогодний

1

7

Произведения о животных

4

8

Зарубежные сказки

2

9

Рассказы, стихи, сказки о семье

3

10

Весна, весна красная…

6

11

Волшебные сказки

3

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Речь. Слово

32 ч

15

2

Культура общения

2 ч

Всего часов:

34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Круг чтения

14 ч

2

Работа с детской книгой.

3 ч

Всего часов:

17 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-Б класс. Морозова Татьяна Алексеевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Умение говорить (культура речевого общения)

1.

Диалог- как вид речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.

1

6/09

2.

Диалог- как вид речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.

1

13/09

3.

Особенности диалогического общения.

1

20/09

4.

Особенности диалогического общения.

1

2709

5.

Использование норм речевого этикета.

1

1/10

6.

Использование норм речевого этикета

8/10

7.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных

произведений. Загадки, песни.

1

15/10

8.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных

произведений. Загадки, песни.

1

22/10

9.

Русские народные песенки. Небылицы. Сочинение небылиц

1

8/11

16

10.

Русские народные песенки. Небылицы. Сочинение небылиц

1

15/11

11.

Монолог-

как

формы

речевого

высказывания.

Построение

речевого

высказывания с опорой на текст

1

22/11

12.

Монолог-

как

формы

речевого

высказывания.

Построение

речевого

высказывания с опорой на текст

1

29/11

Круг детского чтения

13.

Русские народные сказки

1

6/12

14.

Русские народные сказки

1

13/12

15.

Русские народные сказки

1

20/12

16.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

27/12

17.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

17/01

18.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

24/01

19.

Стихи русских поэтов о природе.

1

31/01

20.

Стихи русских поэтов о природе.

1

7/02

21.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

21/02

22.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

28/02

23.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

6/03

24.

Стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница»

1

13/03

25.

Стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница»

1

20/03

26.

Как хорошо уметь читать.

Стихи А. Барто для детей

1

03/04

27.

Как хорошо уметь читать.

Стихи А. Барто для детей

1

10/04

28.

Стихи С. Маршака. «Автобус № 25»

1

17/04

29.

Стихи С. Маршака. «Автобус № 25»

1

24/04

30.

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

01/05

31.

Рассказы о детях. Н.Артюхова «Саша Дразнилка»

1

8/05

32.

Рассказы о детях. Н.Артюхова «Саша Дразнилка»

1

15/05

33.

Стихи о детях. С. Маршак «Хороший день»

1

22/05

1-Г: Чеченева Нина Аркадьевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

17

Умение говорить (культура речевого общения)

1.

Диалог- как вид речи, в которой говорящие обмениваются

высказываниями.

1

3/09

2.

Диалог- как вид речи, в которой говорящие обмениваются

высказываниями.

1

10/09

3.

Особенности диалогического общения.

1

17/09

4.

Особенности диалогического общения.

1

24/09

5.

Использование норм речевого этикета.

1

1/10

6.

Использование норм речевого этикета

8/10

7.

Знакомство

с

особенностями

национального

этикета

на

основе

фольклорных произведений. Загадки, песни.

1

15/10

8.

Знакомство

с

особенностями

национального

этикета

на

основе

фольклорных произведений. Загадки, песни.

22/10

9.

Русские народные песенки. Небылицы. Сочинение небылиц

1

5/11

10.

Русские народные песенки. Небылицы. Сочинение небылиц

1

12/11

11.

Монолог- как формы речевого высказывания. Построение речевого

высказывания с опорой на текст

1

19/11

12.

Монолог- как формы речевого высказывания. Построение речевого

высказывания с опорой на текст

1

26/11

Круг детского чтения

13.

Русские народные сказки

1

3/12

14.

Русские народные сказки

1

10/12

15.

Русские народные сказки

1

17/12

16.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

24/12

17.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

14/01

18.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

21/01

19.

Стихи русских поэтов о природе.

1

28/01

20.

Стихи русских поэтов о природе.

1

4/02

21.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

18/02

22.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

25/02

23.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

3/03

24.

Стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница»

1

10/03

25.

Стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница»

1

17/03

18

26.

Как хорошо уметь читать.

Стихи А. Барто для детей

1

31/03

27.

Как хорошо уметь читать.

Стихи А. Барто для детей

1

7/04

28.

Стихи С. Маршака. «Автобус № 25»

1

14/04

29.

Стихи С. Маршака. «Автобус № 25»

1

21/04

30.

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

28/04

31.

Рассказы о детях. Н.Артюхова «Саша Дразнилка»

1

5/05

32.

Рассказы о детях. Н.Артюхова «Саша Дразнилка»

1

12/05

33.

Стихи о детях. С. Маршак «Хороший день»

1

19/05

1-Д: Пальянова Татьяна Сергеевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Умение говорить (культура речевого общения)

1.

Диалог- как вид речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.

1

4/09

2.

Диалог- как вид речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.

1

11/09

3.

Особенности диалогического общения.

1

18/09

4.

Особенности диалогического общения.

1

25/09

5.

Использование норм речевого этикета.

1

2/10

6.

Использование норм речевого этикета

9/10

7.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных

произведений. Загадки, песни.

1

16/10

8.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных

произведений. Загадки, песни.

23/10

9.

Русские народные песенки. Небылицы. Сочинение небылиц

1

6/11

10.

Русские народные песенки. Небылицы. Сочинение небылиц

1

13/11

11.

Монолог-

как

формы

речевого

высказывания.

Построение

речевого

высказывания с опорой на текст

1

20/11

12.

Монолог-

как

формы

речевого

высказывания.

Построение

речевого

высказывания с опорой на текст

1

27/11

19

Круг детского чтения

13.

Русские народные сказки

1

4/12

14.

Русские народные сказки

1

11/12

15.

Русские народные сказки

1

18/12

16.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

25/12

17.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

15/01

18.

Рассказы Н. Толстого для детей.

1

22/01

19.

Стихи русских поэтов о природе.

1

29/01

20.

Стихи русских поэтов о природе.

1

5/02

21.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

19/02

22.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

26/02

23.

Рассказы В. Осеевой для детей.

1

4/03

24.

Стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница»

1

11/03

25.

Стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница»

1

18/03

26.

Как хорошо уметь читать.

Стихи А. Барто для детей

1

1/04

27.

Как хорошо уметь читать.

Стихи А. Барто для детей

1

8/04

28.

Стихи С. Маршака. «Автобус № 25»

1

15/04

29.

Стихи С. Маршака. «Автобус № 25»

1

22/04

30.

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

29/04

31.

Рассказы о детях. Н.Артюхова «Саша Дразнилка»

1

6/05

32.

Рассказы о детях. Н.Артюхова «Саша Дразнилка»

1

13/05

33.

Стихи о детях. С. Маршак «Хороший день»

1

20/05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

20

2-Б класс. Морозова Татьяна Алексеевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» Проектная деятельность

«Стихи о Родине»

1

02.09

.2.

Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки

загадки. Проектная деятельность «Колыбельная моего детства»

1

09.09

3.

Б. Заходер «Перемена». С. Михалков «Прогулка»

1

16.09

4

Нанайская сказка «Айога».

1

23.09

5

Я. Аким. Жадина. П. Воронько «Мальчик Помогай»

1

30.09

6

А. Рубинов «Ступенька», В Осеева «Волшебная иголочка»

1

7/10

7.

В. Катаев «Цветик – семицветик» В Берестов «Прощание с другом»

1

14/10

8.

Х-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Х.-К. Андерсен «Принцесса на

горошине».

1

21/10

9.

Братья Гримм. Три брата.

1

28/10

10.

Н. Носов «На горке».

1

4/11

11.

Б. Заходер «Серая звездочка»

1

7/11

12.

М. Пришвин. «Осеннее утро» А. Твардовский «Начало осени».

А. Майков «Осень».

1

18/11

13.

С. Есенин «Пороша». Немецкая сказка «Бабушка Метелица»,

1

25/11

14.

Х.-К. Андерсен «Ель»

1

2/12

15.

Е. Пермяк «Четыре брата» В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

1

9/12

16.

Японская сказка «Журавлиные перья».

1

16/12

17

М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» М. Пришвин «Журка»

1

23/12

18.

В. Бианки «Хвосты» К. Паустовский «Барсучий нос»

1

13/01

19.

Африканская сказка «О том, как лиса обманула жену».

Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1

20/01

20

Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». Н. Рубцов «Про зайца»

1

27/01

21.

Французская сказка «Волк, улитка и осы».

1

3/02

22

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».

Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Чере-паха».

1

10/02

23.

И. Панькин «Легенда о матерях». Проектная деятельность «Моя семья»

1

17/02

24.

Б. Заходер «Сморчки»,

1

24/02

25.

С. Михалков «А что у вас?» В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда

1

3/03

21

вернулся на родину»

26.

Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»

1

10/03

27.

В. Маяковский «Тучкины штучки», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

1

17/03

28.

Произведения о Дне Победы. С. Михалков «Быль для детей».

1

24/03

29.

Н. Сладков «Проталина», Н. Сладков «Весенний разговор»

1

7/04

30.

К. Коровин «Баран, заяц и еж». М. Горький «Воробьишко»

1

14/04

31.

Э. Шим «Муравейник» Р. Сеф «Чудо». М. Пришвин «Лесная капель»

1

21/04

32.

А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

28/04

33.

Индийская сказка «Золотая рыба».

1

12/09

34.

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1

19/05

2Г-Чеченева Нина Аркадьевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» Проектная деятельность

«Стихи о Родине»

1

02.09

.2.

Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки

загадки. Проектная деятельность «Колыбельная моего детства»

1

09.09

3.

Б. Заходер «Перемена». С. Михалков «Прогулка»

1

16.09

4

Нанайская сказка «Айога».

1

23.09

5

Я. Аким. Жадина. П. Воронько «Мальчик Помогай»

1

30.09

6

А. Рубинов «Ступенька», В Осеева «Волшебная иголочка»

1

7/10

7.

В. Катаев «Цветик – семицветик» В Берестов «Прощание с другом»

1

14/10

8.

Х-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Х.-К. Андерсен «Принцесса на

горошине».

1

21/10

9.

Братья Гримм. Три брата.

1

28/10

10.

Н. Носов «На горке».

1

4/11

11.

Б. Заходер «Серая звездочка»

1

7/11

12.

М. Пришвин. «Осеннее утро» А. Твардовский «Начало осени».

А. Майков «Осень».

1

18/11

13.

С. Есенин «Пороша». Немецкая сказка «Бабушка Метелица»,

1

25/11

14.

Х.-К. Андерсен «Ель»

1

2/12

15.

Е. Пермяк «Четыре брата» В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

1

9/12

22

16.

Японская сказка «Журавлиные перья».

1

16/12

17

М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» М. Пришвин «Журка»

1

23/12

18.

В. Бианки «Хвосты» К. Паустовский «Барсучий нос»

1

13/01

19.

Африканская сказка «О том, как лиса обманула жену».

Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1

20/01

20

Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». Н. Рубцов «Про зайца»

1

27/01

21.

Французская сказка «Волк, улитка и осы».

1

3/02

22

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».

Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Чере-паха».

1

10/02

23.

И. Панькин «Легенда о матерях». Проектная деятельность «Моя семья»

1

17/02

24.

Б. Заходер «Сморчки»,

1

24/02

25.

С. Михалков «А что у вас?» В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда

вернулся на родину»

1

3/03

26.

Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»

1

10/03

27.

В. Маяковский «Тучкины штучки», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

1

17/03

28.

Произведения о Дне Победы. С. Михалков «Быль для детей».

1

24/03

29.

Н. Сладков «Проталина», Н. Сладков «Весенний разговор»

1

7/04

30.

К. Коровин «Баран, заяц и еж». М. Горький «Воробьишко»

1

14/04

31.

Э. Шим «Муравейник» Р. Сеф «Чудо». М. Пришвин «Лесная капель»

1

21/04

32.

А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

28/04

33.

Индийская сказка «Золотая рыба».

1

12/09

34.

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1

19/05

Лит чтение на родном языке

2Д-Пальянова Татьяна Сергеевна

23

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» Проектная деятельность

«Стихи о Родине»

1

9.09

.2.

Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки

загадки. Проектная деятельность «Колыбельная моего детства»

1

18.09

3.

Б. Заходер «Перемена». С. Михалков «Прогулка»

1

21.09

4

Нанайская сказка «Айога».

1

28.09

5

Я. Аким. Жадина. П. Воронько «Мальчик Помогай»

1

30.09

6.10

6

А. Рубинов «Ступенька», В Осеева «Волшебная иголочка»

1

7/10

13.10

7.

В. Катаев «Цветик – семицветик» В Берестов «Прощание с другом»

1

14/10

20.10

8.

Х-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Х.-К. Андерсен «Принцесса на

горошине».

1

21/10

10.10

9.

Братья Гримм. Три брата.

1

28/10

17.10

10.

Н. Носов «На горке».

1

4/11

24.10

11.

Б. Заходер «Серая звездочка»

1

7/11

1.12

12.

М. Пришвин. «Осеннее утро» А. Твардовский «Начало осени».

А. Майков «Осень».

1

18/11

8.12

13.

С. Есенин «Пороша». Немецкая сказка «Бабушка Метелица»,

1

25/11

15.12

14.

Х.-К. Андерсен «Ель»

1

2/12

22.12

15.

Е. Пермяк «Четыре брата» В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»

1

9/12

29.12

16.

Японская сказка «Журавлиные перья».

1

16/12

17

М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» М. Пришвин «Журка»

1

23/12

18.

В. Бианки «Хвосты» К. Паустовский «Барсучий нос»

1

13/01

19.

Африканская сказка «О том, как лиса обманула жену».

Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

1

20/01

20

Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». Н. Рубцов «Про зайца»

1

27/01

21.

Французская сказка «Волк, улитка и осы».

1

3/02

22

Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг».

Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Чере-паха».

1

10/02

23.

И. Панькин «Легенда о матерях». Проектная деятельность «Моя семья»

1

17/02

24.

Б. Заходер «Сморчки»,

1

24/02

25.

С. Михалков «А что у вас?» В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда

вернулся на родину»

1

3/03

24

26.

Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»

1

10/03

27.

В. Маяковский «Тучкины штучки», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

1

17/03

28.

Произведения о Дне Победы. С. Михалков «Быль для детей».

1

24/03

29.

Н. Сладков «Проталина», Н. Сладков «Весенний разговор»

1

7/04

30.

К. Коровин «Баран, заяц и еж». М. Горький «Воробьишко»

1

14/04

31.

Э. Шим «Муравейник» Р. Сеф «Чудо». М. Пришвин «Лесная капель»

1

21/04

32.

А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

28/04

33.

Индийская сказка «Золотая рыба».

1

12/09

34.

Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».

1

19/05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

3-Б класс. Морозова Татьяна Алексеевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Раздел 1. Речь. Слово 32ч.

1 - 2

История рождения славянской письменности. Мой любимый писатель.

2

03.09

12.09

3

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

17.09

4.

Рассказы И.Соколова – Микитова о природе

1

25.09

5.

Книги прочитанные летом.

1

1.10

6

В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.

1

8.10

7

Л.Толстой «Два товарища».

1

15.10

8

Рассказы В.Бурлакова о природе.

1

23.10

25

9

Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.

1

5.11

10

Рассказы и сказки Е.Пермяка.

1

12.11

11

С.Михалков «Аисты и лягушки».

1

19.11

12

Весёлые стихи Б.Заходера.

1

26.11

13

И.Пузанов «Рыбалка».

1

3.12

14

Сказки Г.Х Андерсена.

Фразеологизмы.

1

10.12

15

Рассказы Е.Чарушина.

1

17.12

16

Рассказы Н.Н.Носова. Олицетворение.

1

24.12

17

Стихи В.В.Маяковского для детей.

1

14.01

18

Знакомство с журналом «Мурзилка»

1

21.01

19

Рассказы о животных В.Чаплиной.

1

28.01

20

Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их

дрессируют..В.Л.Дуров.

1

4.02

21

Стихи русских поэтов –классиков о природе.

1

11.02

22

Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима.

1

18.02

23

Сказки А, Пушкина и П.П.Ершова.

1

25.02

24

Сказки А. Толстого для детей.

1

3.03

25

«Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).

1

10.03

26

Былины о русских богатырях.

1

16.03

26

27

Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар,Е. Благинина.

1

7.04

28

Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова).

1

14.04

29

Мама и мы . (Стихи, рассказы, сказки).

1

21.04

30

Вн. чт. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах).

1

28.04

31

Мой любимый писатель.

1

7.05

32

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка). Книги о труде. Газеты и

журналы для детей.

1

14.05

Культура общения 2ч.

33 - 34

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка). Мимика и жесты в устной

речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение».Итоговое тестирование.

2

21.05

28.05

3Г-Чеченева Нина Аркадьевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Раздел 1. Речь. Слово 32ч.

1 - 2

История рождения славянской письменности. Мой любимый писатель.

2

03.09

12.09

3

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

17.09

4.

Рассказы И.Соколова – Микитова о природе

1

25.09

5.

Книги прочитанные летом.

1

1.10

27

6

В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.

1

8.10

7

Л.Толстой «Два товарища».

1

15.10

8

Рассказы В.Бурлакова о природе.

1

23.10

9

Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.

1

5.11

10

Рассказы и сказки Е.Пермяка.

1

12.11

11

С.Михалков «Аисты и лягушки».

1

19.11

12

Весёлые стихи Б.Заходера.

1

26.11

13

И.Пузанов «Рыбалка».

1

3.12

14

Сказки Г.Х Андерсена. Фразеологизмы.

1

10.12

15

Рассказы Е.Чарушина.

1

17.12

16

Рассказы Н.Н.Носова. Олицетворение.

1

24.12

17

Стихи В.В.Маяковского для детей.

1

14.01

18

Знакомство с журналом «Мурзилка»

1

21.01

19

Рассказы о животных В.Чаплиной.

1

28.01

20

Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их

дрессируют..В.Л.Дуров.

1

4.02

21

Стихи русских поэтов –классиков о природе.

1

11.02

22

Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима.

1

18.02

23

Сказки А, Пушкина и П.П.Ершова.

1

25.02

24

Сказки А. Толстого для детей.

1

3.03

28

25

«Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).

1

10.03

26

Былины о русских богатырях.

1

16.03

27

Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар,Е. Благинина.

1

7.04

28

Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова).

1

14.04

29

Мама и мы . (Стихи, рассказы, сказки).

1

21.04

30

Вн. чт. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах).

1

28.04

31

Мой любимый писатель.

1

7.05

32

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка). Книги о труде. Газеты и

журналы для детей.

1

14.05

Культура общения 2ч.

33 - 34

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка). Мимика и жесты в устной

речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение».Итоговое тестирование.

2

21.05

28.05

3 Д-Пальянова Татьяна Сергеевна

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество

часов

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Раздел 1. Речь. Слово 32ч.

1 - 2

История рождения славянской письменности.Мой любимый писатель.

2

03.09

12.09

3

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

17.09

4.

Рассказы И.Соколова – Микитова о природе

1

25.09

29

5.

Книги прочитанные летом.

1

1.10

6

В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.

1

8.10

7

Л.Толстой «Два товарища».

1

15.10

8

Рассказы В.Бурлакова о природе.

1

23.10

9

Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.

1

5.11

10

Рассказы и сказки Е.Пермяка.

1

12.11

11

С.Михалков «Аисты и лягушки».

1

19.11

12

Весёлые стихи Б.Заходера.

1

26.11

13

И.Пузанов «Рыбалка».

1

3.12

14

Сказки Г.Х Андерсена.

Фразеологизмы.

1

10.12

15

Рассказы Е.Чарушина.

1

17.12

16

Рассказы Н.Н.Носова.

Олицетворение.

1

24.12

17

Стихи В.В.Маяковского для детей.

1

14.01

18

Знакомство с журналом «Мурзилка»

1

21.01

19

Рассказы о животных В.Чаплиной.

1

28.01

20

Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их

дрессируют..В.Л.Дуров.

1

4.02

30

21

Стихи русских поэтов –классиков о природе.

1

11.02

22

Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима.

1

18.02

23

Сказки А, Пушкина и П.П.Ершова.

1

25.02

24

Сказки А. Толстого для детей.

1

3.03

25

«Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).

1

10.03

26

Былины о русских богатырях.

1

16.03

27

Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар,Е. Благинина.

1

7.04

28

Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова).

1

14.04

29

Мама и мы . (Стихи, рассказы, сказки).

1

21.04

30

Вн. чт. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах).

1

28.04

31

Мой любимый писатель.

1

7.05

32

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка). Книги о труде. Газеты и

журналы для детей.

1

14.05

Культура общения 2ч.

33 - 34

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка). Мимика и жесты в устной

речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение».Итоговое тестирование.

2

21.05

28.05

31

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

4-Б класс. Морозова Татьяна Алексеевна

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Раздел 1. Круг чтения 14 ч

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

13.09

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

27.09

3.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

04.10

4.

Красна сказка складом, а песня-ладом

1

18.10

5.

Красна сказка складом, а песня-ладом

1

15.11

6.

Красное словцо не ложь

1

29.11

7.

Красное словцо не ложь

1

13.12

8.

Язык языку весть подает

1

27.12

9.

Язык языку весть подает

1

17.01

10.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

31.01

11.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

07.02

12.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

21.02

13.

Как и когда появились знаки препинания?

1

06.03

14.

Задаем вопросы в диалоге

1

20.03

Раздел 2.

Работа с детской книгой.

15.

Учимся передавать в заголовке тему или основную

1

10.04

32

мысль текста

16.

Учимся составлять план текста

1

24.04

17.

Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и

редактировать тексты

1

08.05

4 Г-Чеченева Нина Аркадьевна

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Раздел 1. Круг чтения 14 ч

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

13.09

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

27.09

3.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

04.10

4.

Красна сказка складом, а песня-ладом

1

18.10

5.

Красна сказка складом, а песня-ладом

1

15.11

6.

Красное словцо не ложь

1

29.11

7.

Красное словцо не ложь

1

13.12

8.

Язык языку весть подает

1

27.12

9.

Язык языку весть подает

1

17.01

10.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

31.01

11.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

07.02

12.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

21.02

13.

Как и когда появились знаки препинания?

1

06.03

14.

Задаем вопросы в диалоге

1

20.03

Раздел 2.

Работа с детской книгой.

15.

Учимся передавать в заголовке тему или основную

мысль текста

1

10.04

16.

Учимся составлять план текста

1

24.04

33

17.

Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и

редактировать тексты

1

08.05

4 Д-Пальянова Татьяна Сергеевна

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Раздел 1. Круг чтения 14 ч

1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

13.09

2.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

27.09

3.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

04.10

4.

Красна сказка складом, а песня-ладом

1

18.10

5.

Красна сказка складом, а песня-ладом

1

15.11

6.

Красное словцо не ложь

1

29.11

7.

Красное словцо не ложь

1

13.12

8.

Язык языку весть подает

1

27.12

9.

Язык языку весть подает

1

17.01

10.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

31.01

11.

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

07.02

12.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

21.02

13.

Как и когда появились знаки препинания?

1

06.03

14.

Задаем вопросы в диалоге

1

20.03

Раздел 2.

Работа с детской книгой.

15.

Учимся передавать в заголовке тему или основную

мысль текста

1

10.04

16.

Учимся составлять план текста

1

24.04

34

17.

Учимся пересказывать текст. Учимся оценивать и

редактировать тексты

1

08.05

35



В раздел образования