Автор: Егомин Василий Спиридонович
Должность: тренер- преподаватель по шашкам и шахматам
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ имени А.Н. Платонова
Населённый пункт: г.Олекминское
Наименование материала: Шашки и шахматы.
Тема: Интеллектуальная игра шашки и шахматы.
Раздел: дополнительное образование
Интеллектуальная игра шашки и шахматы.
Шашки- игра творческая, обладает сложным и занимательным
игровым механизмом, представляет широкие возможности для
применение логических и творческих способностей играющих. Поиски
комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в
игре – все это нужно отнести к категории творчества.
Новизной программы является большой акцент на начальную
подготовку детей, в основном среднего дошкольного возраста,
начинающих с нуля. Программа занятий по шашкам предусматривает в
кратком, описательном виде усвоение основы знаний по теории и
практике игры в шашки. В творческом отношении систематические
занятия по данной программе должны приблизить начинающего
шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на
шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы
партнера, и дальнейшем научиться искать и терпеливо находить
целесообразный ход.
Актуальные программы заключаются на реализацию умственной
потребности ребенка с учетом его особенностей и физических
возможностей.
Шахматы –замечательный способ познакомить детей с
математическими понятиями и привить им важные навыки мышления,
которые не раз пригодятся в жизни.
Список преимуществ:
- приобретаются умственные навыки, а также алгебраические и
геометрические мышления, умение решать любые задачи;
- повышаются самооценка, возрастает уверенность в себе;
- увеличивается объем памяти;
- развивается представление о выборе способа решения проблем и
последствиях этого выбора, игра помогает ощутить ответственность за
свои действие;
воспитывается соревновательный дух и энтузиазм, развивается
бдительность ума;
- тренируется спортивное мастерство;
-развивается навыки устного и письменного общение.
Многочисленные исследование доказывает, что шахматы
способствуют умственному развитию детей, их оценки по
математическим и языковым дисциплинам становятся выше.
Педагогическое наблюдение
В целом следует отметить, что влияние учебных занятий по шашкам
зависит от эффективного использования всего многообразия средств и
методов, содействующих решению этой задачи.
Благодаря
внеклассной
работе
по
шашкам
и
по
шахматам
количестводетей,
занимающихся
в
спортивных
секциях,
растет,
на
сегодняшний день в школе занимается 70% детей. Уменьшается количество
пропущенных уроков по болезни, занятия интеллектуальными играми
(шашки,шахматы) и физическими упражнениями отвлекают детей от
вредного влияния улицы, снижается число курящих детей. Это игра может
заложить основу будущего успеха в карьере
.
Благодаря шашкам и шахматам
особенно хорошо развивается навыки управление временем. Игрок имеющий
запас времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так
и в жизни, и во время учебы – школьникам необходимо эффективно
использовать свое время.
Учитывая возрастные особенности детей, корректируем в нужном
направлении. Занимаясь, дети приобретают ряд качеств усидчивость,
сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность,
умение анализировать и логически мыслить, применять фантазию, которые
помогут им решить многие жизненные ситуации.
Предмет исследования: влияние внеклассной работы по шашкам и по
шахматам на подготовку учащихся.
Занятия шашками и шахматами имеют значительное влияние на развитие
психологических и когнитивных способностей детей младших классов. Игра
вшашки способствуют развитию аналитических навыков, концентрации
внимания, памяти и способности принимать решения. Эти игры так же
способствуют развитию терпения, самоконтроля, логического мышления,
умение предвидеть последствие своих действий.
Психологический аспект занятий шашками и шахматами, заключается
втом, что эти игры помогают детям развивать стратегическое мышление. В
процессе игры они вынуждены рассчитывать ходы соперника, предугадать
его намерения и придумывать свои собственные тактические планы. Это
развивает у детей способность видеть целостные картины игровой ситуации,
обдумывать несколько возможных ходов вперед и принимать решения на
основе анализа последствий.
Когнитивный аспект занятий шашками и шахматами также очень важен для
развития детей. Игра в эти настольные игры тренируют память, логики,
умение делать выводы из наблюдений. Дети учатся рассчитывать
вероятность определенных ходов соперника, предугадывать его намерение на
основании имеющейся информации.
Таким образом, занятия шашками и шахматами имеют положительное
влияние на психологическое состояние детей младших классов:
онистановятся более сфокусированными, терпеливыми и стратегами. Кроме
того, это способствует развитие критического мышления у детей уже на
начальной ступени обучения.