Автор: Лукьянова Анастасия Владиславовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: г.Новомосковск, Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации деятельности учащихся для работы над индивидуальным проектом
Раздел: среднее образование
П О Д Г О Т О В И Л А : Л У К Ь Я Н О В А А . В . ,
У Ч И Т Е Л Ь Т Е Х Н О Л О Г И И
М Б О У « С О Ш № 2 »
Г . Н О В О М О С К О В С К
Особенности организации
деятельности учащихся для работы
над индивидуальным проектом
Суть метода проектов
1.
Достижение
дидактической
цели
через
детальную
разработку
проблемы
(технологию),
которая
завершается
реальным,
практическим
результатом,
оформленным
тем
или
иным
образом.
2.
Совокупность
действий
учащихся
в
определённой
последовательности
для
достижения
поставленной
цели
—
решение
проблемы,
лично
значимой
для
учащихся
и
оформленной в виде некоего продукта
Предназначение метода проектов
Предоставление
учащимся
возможности
самостоятельного
приобретения
знаний
в
процессе
решения
практических
задач
или
проблем,
требующих
интеграции
знаний
из
различных предметных областей.
Отличие проекта от исследования
Проект
Работа
направлена
на
разрешение
конкретной
лично
значимой
или
социально
значимой проблемы
Исследование
Не
предполагает
создание
заранее
планируемого
объекта;
это
процесс
поиска
новых знаний
Общая характеристика
проектирования и исследования
Общественно значимые цели и задачи
Не только предметные результаты, но и
личностное развитие школьника
Общие компоненты структуры
Этапы исследовательской деятельности
Постановка проблемы
Изучение теории по данной проблеме.
Подбор методик исследования
Сбор собственного материала.
Анализ и обобщение материала.
Комментарий.
Собственные выводы
Обязательные условия проектной
деятельности
Заранее выработанные представления о
конечном продукте деятельности.
Соблюдение этапов проектирования
(выработка концепции, определение цели
и задач, определение оптимальных ресурсов,
создание плана, организация деятельности по
программе, оформление продукта
деятельности).
Реализация проекта, его осмысление и
рефлексия.
Требования к использованию
метода проектов
Наличие проблемы
Практическая, теоретическая, социальная и
познавательная значимость
Самостоятельная деятельность учащихся
Структурирование содержательной части проекта
Использование исследовательских методов в
определённой последовательности
Требования к названию проекта
Точность
Лаконичность
Правильное стилевое оформление
Оптимальный вариант – 7-9 слов
Проблема
Форма
научного
отображения
проблемной
ситуации
и
реальных объективных противоречий её вызывающих, -- с
одной стороны, а с другой – указывающая на противоречие
между осознанием потребности определённых практических
действий и незнанием средств и методов их реализации.
Формулирование
проблемы
отражает
различие
между
«сущим» и «должным», между существующим, чаще всего
нежелательным состоянием объекта или явления
и желательным положением дел.
Актуальность проблемы
Описание
и
анализ
проблемной
ситуации,
выделение противоречий, постановка проблемы,
краткий анализ её изученности.
Проблемная ситуация —
состояние
в
развитии
объекта
или
явления,
характеризующееся
неустойчивостью,
несоответствием
его
функционирования
потребностям дальнейшего развития
Задачи анализа проблемной ситуации
Представить структуру проблемной
ситуации
Определить существенные факторы
проблемной ситуации
Выявить уже известные компоненты
Выявить главные для изучения компоненты
Типичные ошибки
при определении проблемы проекта
отождествление темы и проблемы;
отождествление проблемы проекта с
социальной проблемой;
отождествление проблемы и задач проекта.
Как определить объект
и предмет проекта?
Объектом выступает то, что изучается.
Объект проекта -
это процесс или явление,
которое избрано для изучения.
Предметом — то, что в этом объекте получает
объяснение.
Предмет
проекта.
Более
конкретен
и
включает только те связи и отношения, которые
подлежат непосредственному
изучению в данной работе.
Как определить цель и задачи?
Цель проекта
есть
его
продукт
(справочник,
буклет,
статья,
студия, газета, видеофильм, сценарий праздника,
карта, коллекция, модель).
Задачи
есть
содержательная,
методическая
и
организационная конкретизация цели;
формулировка
того,
что
нужно
сделать,
чтобы
достичь цели.
Типичные ошибки
в определении цели проекта
процессная
формулировка (например,
«изготовление чего-либо»);
принципиальная недостаточность;
практическая недостаточность;
неудачная формулировка.
Типичной
ошибкой
в
определении
задач
проекта является её чрезмерная детализация
Описание проекта включает в себя
Цель, задачи
Этапы, методы и формы деятельности
Основные мероприятия
Механизм контроля
Описание партнёров проекта
Подробное описание действий исполнителей
Наиболее важные результаты
Этапы и календарный план проекта
Подготовительный этап
Этап реализации
Заключительный этап
Ожидаемые результаты проекта
отражают
позитивные
изменения,
произошедшие
в
людях,
образующих
целевую группу, или в изучаемых
явлениях
Перспективы развития проекта
•
Как ещё могут использоваться полученные
продукты проектной деятельности
•
Возможно ли распространение результатов
проекта на другие сферы деятельности
•
Какие
новые
проблемы
выявились
в
ходе
проектирования
Как
можно
решить
новые
проблемы
в
последующих проектах
Как и кого можно привлечь к дальнейшей работе над
проектом
Защита проекта
Паспорт проекта включает:
Название проекта
Название учебного заведения
Сведения об исполнителях и руководителе проекта
Цель и задачи проекта
Актуальность и значимость проекта
Ожидаемые результаты
Продукт проекта
Этапы, сроки
Обязанности
Проектная папка включает
Паспорт проекта
Всю собранную информацию по теме проекта
Записи всех идей, гипотез и решений
Результаты исследований и анализа в таблицах,
графиках, диаграммах
Отчёты о совещаниях проектных групп,
проведённых дискуссиях
Промежуточные отчёты группы
Эскизы, чертежи, наброски и другие рабочие
материалы и черновики
Вариации продукта проекта
•
Web-сайт
•
Мультимедийный продукт
•
Атлас
•
Пакет рекомендаций
•
Видеофильм; видеоклип
•
Письмо; публикация
•
Электронная газета; электронный журнал
•
Путеводитель, рекламный проспект
•
Коллекция
•
Серия иллюстраций
•
Дизайн-макет
•
Музыкальное произведение
•
Сказка, справочник, словарь, дневник путешествий