Авторы: Комарова Елизавета Геннадьевна, Босенко Елена Митрофановна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: Областное государственное автономное образовательное учреждение "Образовательный комплекс "Алгоритм Успеха"
Населённый пункт: Белгородская Область, р-н Белгородский, п. Дубовое
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Изменение имён прилагательных по числам"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта УРОКА
Предмет: русский язык
Тема урока: Изменение имен прилагательных по числам
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: создание условий для формирования представлений об изменении имен прилагательных по числам.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои
учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои
достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные действия: искать, использовать информацию; слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с
имеющимися знаниями, опытом; пользоваться словарём, имеющимся в учебнике; формулировать выводы на основе выделения
существенных признаков; проводить сравнение; строить объяснение в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные действия: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного
материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе.
Технология
проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
УУД
I. Мотивация к
учебной
деятельности
Цели:-проверка
готовности
обучающихся, их
настроя на работу
1 мин
-Сделайте глубокий вдох, выход. Ещё раз
вдох – выдох. Улыбнитесь друг другу. А
теперь проверьте свою готовность к
занятию: на столе должно лежать учебник
по русскому языку, тетрадь, дневник, пенал.
Настраиваются на
работу
Личностные: личностное,
профессиональное, жизненное
самоопределение и построение
жизненных планов во временной
перспективе.:
I.I.
Актуализация
знаний.
5 мин
С какой частью речи вы работали на
прошлых уроках?
Предлагаю вспомнить все, что нам известно
об этой части речи.
«Кластер» в парах
Сегодня на уроке мы продолжим
исследовать имя прилагательное. Что мы
будем изучать вы скажите мне сами, только
чуть позже.
- Давайте подготовим руки к работе:
1. Сжимание – разжимание пальцев рук
2. Вращение кистевым суставом.
3. Замок.
Минутка чистописания:
- Отгадайте загадку:
Пришла, улыбнулась – утихли
метели.
Позванивать стал колокольчик
Имя
прилагательное
отвечает
на
вопросы
изменяется
по ......
обозначает
.....
капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-Что же это? (весна)
- Назовите первый звук в слове «весна»?
([вь])
- Дайте ему характеристику (согласный,
мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой
«вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки
чистописания (на доске и в тетради).
Пропишем заглавную букву вэ в соединении
со строчной. Вв Вв Вв
II.
Формулирование
темы урока,
постановка цели
Цели:- подведение
детей к
формулированию
темы и постановке
задач урока.
Составление плана
работы
2 мин
- Что меняется в природе с приходом весны?
Послушайте легенду.
Жили в лесу брат и сестра. Однажды сестра
отправилась в лес, чтобы набрать хвороста.
Увидев её, старый леший решил утащить
девушку к себе в берлогу. Девушка стала
бросать на дорогу жемчужные бусинки,
чтобы брат смог найти её, но жемчужинки
просто терялись в снегу. Заплакала девушка,
и увидевшее её солнышко пожалело
бедняжку и пригрело снег. Там, куда упали
бусинки, выросли жемчужные цветочки –
подснежники. По ним брат нашёл и
освободил свою сестрицу.
- О каком цветке речь?
- Это 1 весенний цветок. Символ весны.
Оживает природа
Подснежник
Познавательные: самостоятельное
выделение-формулирование
познавательной
цели ,формулирование проблемы.
Коммуникативные: :планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками
Регулятивные: .целеполагание
- Сравните 2 словосочетания на слайде. Что
общего? Что отличается?
Белый подснежник ---- Белые подснежники.
Общее значение слов, различно количество
предметов.
Первый подснежник – подразумевает 1
цветок, первые подснежники – много
цветов.
Какие изменения произошли? Что
изменилось?
Какая тема урока?
- Какие цели перед собой поставим?
Изменение имен
прилагательны
• узнаем как
изменяются имена
прилагательные
• будем учиться
определять число
имен прилагательных
• научимся изменять
прилагательные по
числам
III. Изучение
нового
Цели: -выявление
обучающимися
новых знаний,
развитие умения
находить ответы на
проблемные
вопросы,
подведение детей к
самостоятельному
выводу способа
С приходом весны оживает не только лес, но
и его жители. Отгадайте загадку:
Зверь хищный, рыжий, красный, для кур
опасный.
Правильно, это лиса. А какие слова вам
помогли разгадать загадку?
Какой частью речи являются эти слова? На
какой вопрос они отвечают?
-- Запишите прилагательные из этого
предложения в столбик и выделите
окончание.
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе
информации.
Познавательные: моделирование,
решение проблемы, построение
логической цепи
рассуждений ,выдвижение гипотез и
их обоснование.
.Регулятивные:- определение
последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата;
- составление плана и
действия с
информацией
5 мин
- Что такое окончание?
-В каком числе стоит
существительное «зверь»?
--Давайте поставим слово «зверь» во
множественном числе. Как у нас будет
звучать предложение теперь? Что ещё
изменилось?
-Давайте запишем получившиеся
прилагательные через тире.
- А кто может ответить, почему изменились
прилагательные, если мы изменяли только
одно существительное?
-И что из этого следует? Кто сделает вывод
из нашего наблюдения?
(В этом предложении изменилось число
существительного. Прилагательное связано
с им. существительным, поэтому
изменилось и число прилагательных.
-При изменении числа существительного
меняется число имени прилагательного,
т.е. изменилось окончание.)
Вывод: Имена прилагательные стоят в
том же числе, что и имена
существительные.
последовательности действий
IV. Закрепление
нового
Цель:- освоение
способа действия с
полученными
знаниями в
практической
Сравним вывод с правилом в учебнике на
стр.76.
…., прочитай правило совы.
Давайте составим памятку, как определить
число имени прилагательного.
Работа по учебнику
Познавательные: умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение осознанно и
произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: управление
поведением партнера, контроль,
деятельности
8 мин
1. Найдём существительное,
2. Определим число у существительного.
3. Определим число у прилагательного,
связанного с этим существительным.
Выполним упражнение 131.
- Прочитайте пары словосочетаний.
Назовите пропущенные окончания.
- Сравните пары словосочетаний. Чем они
похожи и в чем их различие?
В каком числе стоят имена
прилагательные с пропущенными
окончаниями?
- Запишите в тетради два любых
словосочетания.
Интересный фильм – интересные фильмы.
Синий василёк – синие васильки.
Дальняя прогулка – дальние прогулки.
Белая фиалка – белые фиалки.
Лёгкое облако – лёгкие облака.
Прочитайте правило на странице 77.
-На какой вопрос отвечают имена
прилагательные во множественном числе?
-Какие окончания имеют имена
прилагательные во множественном числе?
- Работа на интерактивной доске: Составь
словосочетания, согласуя имя
прилагательное
с именем существительным в роде и
числе.
коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
Самостоятельная работа:
Исправь ошибки в окончаниях имен
прилагательных:
Интересная книги, красивые альбом,
голубые небо, дружная семьи.
Сверьте свою работу со слайдом.
Поднимите руку, у кого нет ошибок, 1
ошибка, 2 ошибки, больше 2 ошибок.
Молодцы. Будем работать.
V. Включение
нового
знания в систему
знаний и
повторение.
Цель:
1)Организовать
выявление типов
заданий, где
используется новый
способ действия
2)Организовать
повторение
учебного
содержания,
необходимого для
обеспечения
содержательной
непрерывности
- А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили
материал урока.
- Вам надо поработать в группах. Повторим
правила работы в группах:
1. Работать дружно.
2. Слушать, что говорят другие.
3. Говорить спокойно, ясно и только по
делу.
4. Не согласен – предлагай.
Задание: дописать окончания имен
прилагательных. Расположить предложения
так, чтобы получился текст.
Появились первые лучи весеннего солнца.
Прошла долгая и холодная зима. Греет
теплое солнце. Тает снег и бегут быстрые
ручьи. На полянах появляются первые
цветы.
Работа в группах
Регулятивные: контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и
уровня усвоения, внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта;
выделение и осознание учащимся
того что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения;
Личностные: личностное,
профессиональное, жизненное
самоопределение и построение
жизненных планов во временной
перспективе.
Познавательные: умение
структурировать знания, выбор
5 мин
Подберите заголовок.
Молодцы.
19 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТСЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПЕРВОЦВЕТА
– день подснежника. Берегите природу.
наиболее эффективных способов
решения задания, умение осознанно и
произвольно строить высказывания.
VII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цели:- соотнесение
поставленных задач
с достигнутым
результатом,
фиксация нового
знания, постановка
дальнейших целей
5 мин
- Сегодня мы исследовали имя
прилагательное.
- Что вы можете сказать про число имён
прилагательных?
- На какой вопрос отвечают имена
прилагательные во множественном числе?
- А какие окончания имеют?
- Какую цель мы поставили?
- сейчас узнаем насколько хорошо мы ее
добились.
Рефлексия.
«Букет настроения» В начале урока детям
раздаются бумажные цветы: голубые и
красные. В конце урока учитель говорит:
«Если вам все было понятно на уроке, и вы
узнали, что – то новое, то прикрепите к вазе
красный цветок, а если остались вопросы, то
- голубой».
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия, их
контроль и оценка; критичность
Личностные: установление
учащимся значения результатов своей
деятельности для удовлетворения
своих потребностей, мотивов,
жизненных интересов.
Домашнее задание
1 мин
Резерв: учебник стр. 77 №132.
Кластер
Имя
прилагательно
е
это ...................................часть речи
отвечает на вопросы:
изменяется по ......
обозначает
Памятка «Как определить число имени прилагательного»
1. Найдём главное слово - имя существительное.
2. Определим число у существительного.
3. Определим число у прилагательного, связанного с этим существительным.
Памятка «Как определить число имени прилагательного»
1. Найдём главное слово - имя существительное.
2. Определим число у существительного.
3. Определим число у прилагательного, связанного с этим существительным.
Памятка «Как определить число имени прилагательного»
1. Найдём главное слово - имя существительное.
2. Определим число у существительного.
3. Определим число у прилагательного, связанного с этим существительным.
Самостоятельная работа
Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:
Интересная книги;
красивые альбом;
голубые небо;
дружная семьи.
Самостоятельная работа
Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:
Интересная книги;
красивые альбом;
голубые небо;
дружная семьи.
Самостоятельная работа
Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:
Интересная книги;
красивые альбом;
голубые небо;
дружная семьи.
Самостоятельная работа
Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:
Интересная книги;
красивые альбом;
голубые небо;
дружная семьи.
Задание: поставить каждое слово в словосочетании во
множественное число.
Задание: поставить каждое слово в словосочетании во
множественное число.
Берёза кудрявая - _______________________________
Облако пушистое - ______________________________
Река быстрая - _________________________________
Бабочка красивая - ______________________________
Облако белое -__________________________________
Берёза кудрявая - _______________________________
Облако пушистое - ______________________________
Река быстрая - _________________________________
Бабочка красивая - ______________________________
Облако белое -__________________________________
Задание: поставить каждое слово в словосочетании во
множественное число.
Берёза кудрявая - _______________________________
Облако пушистое - ______________________________
Река быстрая - _________________________________
Бабочка красивая - ______________________________
Облако белое -__________________________________
Задание: поставить каждое слово в словосочетании во
множественное число.
Берёза кудрявая - _______________________________
Облако пушистое - ______________________________
Река быстрая - _________________________________
Бабочка красивая - ______________________________
Облако белое -__________________________________