Напоминание

"Изменение имён прилагательных по числам"


Авторы: Комарова Елизавета Геннадьевна, Босенко Елена Митрофановна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: Областное государственное автономное образовательное учреждение "Образовательный комплекс "Алгоритм Успеха"
Населённый пункт: Белгородская Область, р-н Белгородский, п. Дубовое
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Изменение имён прилагательных по числам"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта УРОКА

Предмет: русский язык

Тема урока: Изменение имен прилагательных по числам

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: создание условий для формирования представлений об изменении имен прилагательных по числам.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои

учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои

достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные действия: искать, использовать информацию; слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с

имеющимися знаниями, опытом; пользоваться словарём, имеющимся в учебнике; формулировать выводы на основе выделения

существенных признаков; проводить сравнение; строить объяснение в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные действия: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного

материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе.

Технология

проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I. Мотивация к

учебной

деятельности

Цели:-проверка

готовности

обучающихся, их

настроя на работу

1 мин

-Сделайте глубокий вдох, выход. Ещё раз

вдох – выдох. Улыбнитесь друг другу. А

теперь проверьте свою готовность к

занятию: на столе должно лежать учебник

по русскому языку, тетрадь, дневник, пенал.

Настраиваются на

работу

Личностные: личностное,

профессиональное, жизненное

самоопределение и построение

жизненных планов во временной

перспективе.:

I.I.

Актуализация

знаний.

5 мин

С какой частью речи вы работали на

прошлых уроках?

Предлагаю вспомнить все, что нам известно

об этой части речи.

«Кластер» в парах

Сегодня на уроке мы продолжим

исследовать имя прилагательное. Что мы

будем изучать вы скажите мне сами, только

чуть позже.

- Давайте подготовим руки к работе:

1. Сжимание – разжимание пальцев рук

2. Вращение кистевым суставом.

3. Замок.

Минутка чистописания:

- Отгадайте загадку:

Пришла, улыбнулась – утихли

метели.

Позванивать стал колокольчик

Имя

прилагательное

отвечает

на

вопросы

изменяется

по ......

обозначает

.....

капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-Что же это? (весна)

- Назовите первый звук в слове «весна»?

([вь])

- Дайте ему характеристику (согласный,

мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой

«вэ»)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки

чистописания (на доске и в тетради).

Пропишем заглавную букву вэ в соединении

со строчной. Вв Вв Вв

II.

Формулирование

темы урока,

постановка цели

Цели:- подведение

детей к

формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы

2 мин

- Что меняется в природе с приходом весны?

Послушайте легенду.

Жили в лесу брат и сестра. Однажды сестра

отправилась в лес, чтобы набрать хвороста.

Увидев её, старый леший решил утащить

девушку к себе в берлогу. Девушка стала

бросать на дорогу жемчужные бусинки,

чтобы брат смог найти её, но жемчужинки

просто терялись в снегу. Заплакала девушка,

и увидевшее её солнышко пожалело

бедняжку и пригрело снег. Там, куда упали

бусинки, выросли жемчужные цветочки –

подснежники. По ним брат нашёл и

освободил свою сестрицу.

- О каком цветке речь?

- Это 1 весенний цветок. Символ весны.

Оживает природа

Подснежник

Познавательные: самостоятельное

выделение-формулирование

познавательной

цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование

учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание

- Сравните 2 словосочетания на слайде. Что

общего? Что отличается?

Белый подснежник ---- Белые подснежники.

Общее значение слов, различно количество

предметов.

Первый подснежник – подразумевает 1

цветок, первые подснежники – много

цветов.

Какие изменения произошли? Что

изменилось?

Какая тема урока?

- Какие цели перед собой поставим?

Изменение имен

прилагательны

• узнаем как

изменяются имена

прилагательные

• будем учиться

определять число

имен прилагательных

• научимся изменять

прилагательные по

числам

III. Изучение

нового

Цели: -выявление

обучающимися

новых знаний,

развитие умения

находить ответы на

проблемные

вопросы,

подведение детей к

самостоятельному

выводу способа

С приходом весны оживает не только лес, но

и его жители. Отгадайте загадку:

Зверь хищный, рыжий, красный, для кур

опасный.

Правильно, это лиса. А какие слова вам

помогли разгадать загадку?

Какой частью речи являются эти слова? На

какой вопрос они отвечают?

-- Запишите прилагательные из этого

предложения в столбик и выделите

окончание.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: инициативное

сотрудничество в поиске и выборе

информации.

Познавательные: моделирование,

решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений ,выдвижение гипотез и

их обоснование.

.Регулятивные:- определение

последовательности промежуточных

целей с учетом конечного результата;

- составление плана и

действия с

информацией

5 мин

- Что такое окончание?

-В каком числе стоит

существительное «зверь»?

--Давайте поставим слово «зверь» во

множественном числе. Как у нас будет

звучать предложение теперь? Что ещё

изменилось?

-Давайте запишем получившиеся

прилагательные через тире.

- А кто может ответить, почему изменились

прилагательные, если мы изменяли только

одно существительное?

-И что из этого следует? Кто сделает вывод

из нашего наблюдения?

(В этом предложении изменилось число

существительного. Прилагательное связано

с им. существительным, поэтому

изменилось и число прилагательных.

-При изменении числа существительного

меняется число имени прилагательного,

т.е. изменилось окончание.)

Вывод: Имена прилагательные стоят в

том же числе, что и имена

существительные.

последовательности действий

IV. Закрепление

нового

Цель:- освоение

способа действия с

полученными

знаниями в

практической

Сравним вывод с правилом в учебнике на

стр.76.

…., прочитай правило совы.

Давайте составим памятку, как определить

число имени прилагательного.

Работа по учебнику

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания, умение осознанно и

произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление

поведением партнера, контроль,

деятельности

8 мин

1. Найдём существительное,

2. Определим число у существительного.

3. Определим число у прилагательного,

связанного с этим существительным.

Выполним упражнение 131.

- Прочитайте пары словосочетаний.

Назовите пропущенные окончания.

- Сравните пары словосочетаний. Чем они

похожи и в чем их различие?

В каком числе стоят имена

прилагательные с пропущенными

окончаниями?

- Запишите в тетради два любых

словосочетания.

Интересный фильм – интересные фильмы.

Синий василёк – синие васильки.

Дальняя прогулка – дальние прогулки.

Белая фиалка – белые фиалки.

Лёгкое облако – лёгкие облака.

Прочитайте правило на странице 77.

-На какой вопрос отвечают имена

прилагательные во множественном числе?

-Какие окончания имеют имена

прилагательные во множественном числе?

- Работа на интерактивной доске: Составь

словосочетания, согласуя имя

прилагательное

с именем существительным в роде и

числе.

коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме

сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и

отличий от эталона;

Самостоятельная работа:

Исправь ошибки в окончаниях имен

прилагательных:

Интересная книги, красивые альбом,

голубые небо, дружная семьи.

Сверьте свою работу со слайдом.

Поднимите руку, у кого нет ошибок, 1

ошибка, 2 ошибки, больше 2 ошибок.

Молодцы. Будем работать.

V. Включение

нового

знания в систему

знаний и

повторение.

Цель:

1)Организовать

выявление типов

заданий, где

используется новый

способ действия

2)Организовать

повторение

учебного

содержания,

необходимого для

обеспечения

содержательной

непрерывности

- А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили

материал урока.

- Вам надо поработать в группах. Повторим

правила работы в группах:

1. Работать дружно.

2. Слушать, что говорят другие.

3. Говорить спокойно, ясно и только по

делу.

4. Не согласен – предлагай.

Задание: дописать окончания имен

прилагательных. Расположить предложения

так, чтобы получился текст.

Появились первые лучи весеннего солнца.

Прошла долгая и холодная зима. Греет

теплое солнце. Тает снег и бегут быстрые

ручьи. На полянах появляются первые

цветы.

Работа в группах

Регулятивные: контроль, коррекция,

выделение и осознание того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и

уровня усвоения, внесение

необходимых дополнений и

корректив в план и способ действия в

случае расхождения эталона,

реального действия и его продукта;

выделение и осознание учащимся

того что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознание

качества и уровня усвоения;

Личностные: личностное,

профессиональное, жизненное

самоопределение и построение

жизненных планов во временной

перспективе.

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

5 мин

Подберите заголовок.

Молодцы.

19 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТСЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПЕРВОЦВЕТА

– день подснежника. Берегите природу.

наиболее эффективных способов

решения задания, умение осознанно и

произвольно строить высказывания.

VII. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке

Цели:- соотнесение

поставленных задач

с достигнутым

результатом,

фиксация нового

знания, постановка

дальнейших целей

5 мин

- Сегодня мы исследовали имя

прилагательное.

- Что вы можете сказать про число имён

прилагательных?

- На какой вопрос отвечают имена

прилагательные во множественном числе?

- А какие окончания имеют?

- Какую цель мы поставили?

- сейчас узнаем насколько хорошо мы ее

добились.

Рефлексия.

«Букет настроения» В начале урока детям

раздаются бумажные цветы: голубые и

красные. В конце урока учитель говорит:

«Если вам все было понятно на уроке, и вы

узнали, что – то новое, то прикрепите к вазе

красный цветок, а если остались вопросы, то

- голубой».

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

способов и условий действия, их

контроль и оценка; критичность

Личностные: установление

учащимся значения результатов своей

деятельности для удовлетворения

своих потребностей, мотивов,

жизненных интересов.

Домашнее задание

1 мин

Резерв: учебник стр. 77 №132.

Кластер

Имя

прилагательно

е

это ...................................часть речи

отвечает на вопросы:

изменяется по ......

обозначает

Памятка «Как определить число имени прилагательного»

1. Найдём главное слово - имя существительное.

2. Определим число у существительного.

3. Определим число у прилагательного, связанного с этим существительным.

Памятка «Как определить число имени прилагательного»

1. Найдём главное слово - имя существительное.

2. Определим число у существительного.

3. Определим число у прилагательного, связанного с этим существительным.

Памятка «Как определить число имени прилагательного»

1. Найдём главное слово - имя существительное.

2. Определим число у существительного.

3. Определим число у прилагательного, связанного с этим существительным.

Самостоятельная работа

Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:

Интересная книги;

красивые альбом;

голубые небо;

дружная семьи.

Самостоятельная работа

Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:

Интересная книги;

красивые альбом;

голубые небо;

дружная семьи.

Самостоятельная работа

Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:

Интересная книги;

красивые альбом;

голубые небо;

дружная семьи.

Самостоятельная работа

Исправь ошибки в окончаниях имен прилагательных:

Интересная книги;

красивые альбом;

голубые небо;

дружная семьи.

Задание: поставить каждое слово в словосочетании во

множественное число.

Задание: поставить каждое слово в словосочетании во

множественное число.

Берёза кудрявая - _______________________________

Облако пушистое - ______________________________

Река быстрая - _________________________________

Бабочка красивая - ______________________________

Облако белое -__________________________________

Берёза кудрявая - _______________________________

Облако пушистое - ______________________________

Река быстрая - _________________________________

Бабочка красивая - ______________________________

Облако белое -__________________________________

Задание: поставить каждое слово в словосочетании во

множественное число.

Берёза кудрявая - _______________________________

Облако пушистое - ______________________________

Река быстрая - _________________________________

Бабочка красивая - ______________________________

Облако белое -__________________________________

Задание: поставить каждое слово в словосочетании во

множественное число.

Берёза кудрявая - _______________________________

Облако пушистое - ______________________________

Река быстрая - _________________________________

Бабочка красивая - ______________________________

Облако белое -__________________________________



В раздел образования