Автор: Земш Марина Борисовна
Должность: доцент
Учебное заведение: Московский гуманитарно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика коучинговой ролевой игры “Суд над сказочным героем”
Раздел: среднее профессиональное
Земш М.Б.
Методика коучинговой ролевой игры
“Суд над сказочным героем”
Автор: кандидат педагогических наук,
доцент Земш Марина Борисовна
1
Земш М.Б.
Методика коучинговой ролевой игры
“Суд над сказочным героем”
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность, новизна и значимость методики коучинговой ролевой
игры………………………………………………………………………………с. 3
Обоснование применения современных образовательных технологий и
методик в психотренинге “Суд над сказочным героем”……………………с.7
Критерии и показатели результативности тренинга “Суд над сказочным
героем”, индивидуальные результаты и привязка к ролям………………с.9
Ролевые позиции и ролевые задачи участников коучинговой ролевой
игры «Суд над сказочным героем»…………………………………………с.14
Сценарий коучинговой сессии………………………………………….........с.18
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..с.26
2
Земш М.Б.
Актуальность, новизна и значимость коучинговой ролевой игры
как психолого-педагогической технологии
Коучинговая ролевая игра “Суд над сказочным героем” является авторской
разработкой и направлена на развитие навыков аргументации через ролевую
игру на основе русской народной сказки “Курочка Ряба”
Актуальность:
В
современном
мире,
где
эффективная
коммуникация
и
способность
аргументированно отстаивать свою точку зрения играют ключевую роль в
профессиональном и личном успехе, формирование соответствующих навыков
у взрослых является крайне важным профессиональным и личным навыком.
Трудности в выстраивании убедительных аргументов, неумение анализировать
доводы оппонента и использовать их в свою пользу приводят к неэффективным
переговорам, конфликтам и снижению результативности в различных сферах
деятельности.
Данный психотренинг, основанный на методе сказкотерапии и коучинговых
моделях,
предлагает
инновационный
подход
к
развитию
навыков
аргументации, используя знакомый и понятный контекст русской народной
сказки “Курочка Ряба”. Использование сказочного сюжета позволяет создать
безопасную и увлекательную атмосферу, снизить уровень тревожности и
повысить
вовлеченность
участников
в
процесс
обучения
эффективной
коммункации.
Цель:
Сформировать у участников психотренинга навыки аргументации в споре,
научить эффективно выстраивать аргументы в защиту своей позиции,
используя аргументы оппонента и выявляя их слабые места, посредством
коучинговой ролевой игры “Суд над сказочным героем” на основе русской
народной сказки “Курочка Ряба”.
Задачи:
1.
Актуализировать знания о базовых принципах аргументации через
предоставление участникам основных понятий, структуры и стратегий
эффективной аргументации.
3
Земш М.Б.
2.
Обучать анализу аргументов оппонента на основе развития навыков
выявления сильных и слабых сторон аргументов, определения логических
ошибок и манипуляций.
3.
Формировать
навыки
построения
контраргументов
на
основе
использования аргументов оппонента для построения убедительных
контраргументов.
4.
Развивать
умения
убедительно
отстаивать
свою
позицию
и
совершенствовать навыки уверенной и логичной речи, умения
отвечать на вопросы и парировать возражения.
5.
Поддерживать
позитивный
эмоциональный
настрой
через
обеспечение
комфортной
и
поддерживающей
атмосферы,
способствующей активному участию и эффективному обучению.
6.
Практическое применение полученных знаний,
когда
участники
смогут применить полученные навыки в смоделированной ситуации.
7.
Обеспечить возможность для анализа и рефлексии полученного
опыта, выявления сильных сторон и зон роста, а также для планирования
дальнейшего развития навыков аргументации.
Новизна:
Интеграция
сказкотерапии
и
коучинга:
Уникальное
сочетание
сказкотерапевтического подхода с техниками коучинга для развития
навыков аргументации.
Использование фольклорного материала: Применение классической
русской народной сказки “Курочка Ряба” в качестве основы для ролевой
игры,
что
обеспечивает
доступность
и
эмоциональную
связь
с
материалом.
Коучинговая ролевая игра: Разработка специальной ролевой игры в
формате судебного процесса, где участники активно применяют навыки
аргументации в конкретных ситуациях.
Практическая
направленность:
Тренинг
ориентирован
на
формирование практических навыков, которые могут быть применены в
различных профессиональных ситуациях и сферах жизни.
Теоретическая значимость:
1.
Вклад в теорию сказкотерапии: Расширение возможностей применения
сказкотерапии для решения задач развития коммуникативных навыков и
навыков аргументации у взрослых. Анализ эффективности использования
4
Земш М.Б.
фольклорного
материала
как
инструмента
для
эмоционального
вовлечения и создания безопасной обучающей среды.
2.
Развитие
теории
коучинга:
Интеграция
принципов
коучинга
(ориентация на результат, раскрытие потенциала, осознанность и
ответственность) в контекст ролевой игры для усиления эффекта
обучения
и
формирования
навыков
саморегуляции
в
процессе
аргументации.
3.
Обогащение
педагогической
теории:
Разработка
инновационного
подхода к формированию навыков аргументации, основанного на
игровом моделировании и активном участии обучающихся.
4.
Систематизация
знаний
о
развитии
коммуникативных
навыков:Выявление
и
систематизация
факторов,
влияющих
на
эффективность
процесса
аргументации,
таких
как
эмоциональный
интеллект, уверенность в себе, умение слушать и понимать оппонента.
5.
Создание теоретической базы для дальнейших исследований: Данное
исследование может послужить отправной точкой для разработки других
тренинговых
программ,
направленных
на
развитие
различных
коммуникативных навыков с использованием сказкотерапевтических и
коучинговых методов.
Практическая значимость:
1.
Разработка
эффективного
тренингового
инструмента:
Создание
готового
к
использованию
психотренинга,
направленного
на
формирование навыков аргументации у взрослых.
2.
Применимость в различных сферах деятельности:
Возможность
использования
тренинга
в
бизнес-среде
(для
развития
навыков
переговоров,
продаж,
управления),
в
образовательной
сфере
(для
подготовки к публичным выступлениям, дебатам), в социальной сфере
(для разрешения конфликтов, защиты прав).
3.
Повышение конкурентоспособности: Развитие навыков аргументации
позволяет участникам тренинга более эффективно представлять свои
идеи, убеждать других в своей правоте и достигать поставленных целей.
4.
Улучшение
межличностных
отношений:
Формирование
навыков
конструктивного диалога и умения слушать оппонента способствует
улучшению взаимопонимания и разрешению конфликтов в личной
жизни.
5.
Развитие личностного потенциала: Тренинг способствует повышению
уверенности в себе, развитию критического мышления и способности к
5
Земш М.Б.
саморегуляции, что в целом положительно влияет на личностное
развитие участников.
6.
Методические рекомендации: Разработка методических рекомендаций
по
проведению
тренинга,
которые
могут
быть
использованы
психологами, тренерами и педагогами.
7.
Апробация и внедрение: Тренинг может быть апробирован и внедрен в
образовательных
учреждениях,
организациях
и
центрах
развития
личности.
Методологическая основа:
1.
Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн):
Подход
рассматривает
формирование
навыков
аргументации
как
процесс
активной деятельности, направленной на достижение цели (убеждение
оппонента). Ролевая игра создает условия для моделирования реальной
деятельности, в которой участники могут применять полученные знания
и навыки.
2.
Теория коучинга (Т. Голви, Дж. Уитмор): В тренинге используются
принципы коучинга, такие как ориентация на результат, выявление
сильных сторон, постановка целей и разработка стратегий достижения.
Это позволяет участникам не только усвоить теоретические знания, но и
развить навыки саморегуляции и ответственности за свой прогресс.
3.
Теория сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю. Соколов):
Использование сказочного сюжета создает безопасную и увлекательную
среду
для
обучения,
снижает
уровень
тревожности
и
повышает
вовлеченность участников. Сказка “Курочка Ряба” становится метафорой
для анализа различных стратегий поведения и принятия решений.
4.
Теория развития критического мышления (Д. Халперн, Р. Эннис):
Тренинг
направлен
на
развитие
критического
мышления,
что
предполагает умение анализировать информацию, выявлять логические
ошибки, формулировать аргументы и оценивать доводы оппонента.
5.
Теория коммуникации (К. Шеннон, П. Вацлавик):
В тренинге
рассматриваются
различные
аспекты
коммуникации,
такие
как
вербальная и невербальная коммуникация, эффективное слушание,
умение задавать вопросы и давать обратную связь.
6.
Принципы активного обучения:
Тренинг предполагает активное
участие участников в процессе обучения, использование интерактивных
методов (ролевая игра, дискуссии, мозговой штурм) и создание условий
для обмена опытом.
6
Земш М.Б.
7.
Личностно-ориентированный
подход:
Учет
индивидуальных
особенностей
и
потребностей
участников,
создание
условий
для
самореализации и развития личностного потенциала.
8.
Компетентностный подход: Ориентация на формирование конкретных
навыков и умений, необходимых для эффективной аргументации в
различных сферах деятельности.
Обоснование применения современных образовательных технологий и
методик в психотренинге “Суд над сказочным героем”
Психотренинг “Суд над сказочным героем” для формирования навыков
аргументации у взрослых, основанный на русской народной сказке “Курочка
Ряба” и коучинговых принципах, активно использует ряд современных
образовательных технологий и методик, обеспечивающих его эффективность и
результативность. Обоснование их применения приведено ниже:
1. Сказкотерапия:
Обоснование: Сказка обладает мощным терапевтическим потенциалом,
позволяя работать с бессознательным материалом в безопасной и
символической форме. Использование знакомой с детства сказки
“Курочка Ряба” создает ситуацию узнавания и эмоционального отклика,
снижает сопротивление и тревожность участников, позволяя им более
открыто исследовать свои стратегии поведения и коммуникации. Сказка
становится метафорой, позволяющей анализировать различные подходы
к решению проблем и убеждению других людей.
Механизм
действия:
Сказкотерапия
активизирует
воображение,
позволяет увидеть ситуацию под другим углом, стимулирует поиск новых
решений и способствует развитию эмпатии. Анализ поведения сказочных
персонажей
помогает
участникам
осознать
собственные
модели
поведения и их последствия, а также выработать более эффективные
стратегии.
2. Коучинг:
Обоснование:
Коучинг - это партнерский процесс, направленный на
раскрытие потенциала человека и достижение поставленных целей. В
контексте тренинга коучинговый подход помогает участникам осознать
свои сильные стороны и зоны роста в области аргументации, определить
конкретные цели и разработать стратегии их достижения.
Механизм
действия:
Коучинговые
техники
(задавание
открытых
вопросов,
активное
слушание,
предоставление
обратной
связи)
7
Земш М.Б.
стимулируют
самоанализ,
осознание
собственных
убеждений
и
ценностей, а также развитие навыков саморегуляции и ответственности за
свой прогресс.
3. Ролевая игра:
Обоснование:
Ролевая
игра
-
это
активный
метод
обучения,
позволяющий моделировать реальные ситуации и практиковать навыки в
безопасной среде. В тренинге ролевая игра “Суд над сказочным героем”
создает
условия
для
применения
полученных
знаний
и
навыков
аргументации в конкретной ситуации, а также для получения обратной
связи от других участников и тренера.
Механизм действия:
Участие в ролевой игре позволяет участникам
примерить на себя разные роли, почувствовать себя в разных ситуациях и
развить эмпатию. Игра стимулирует творческое мышление, помогает
освоить новые стратегии поведения и развить уверенность в себе.
4. Активные методы обучения:
Обоснование: Активные методы обучения (дискуссии, мозговой штурм,
работа в группах), коммуникативные навыки и умение работать в
команде.
5. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ):
Обоснование:
Использование
цифровых
технологий
(презентации,
видеоматериалы,
онлайн-инструменты)
позволяет
сделать
процесс
обучения более наглядным, интерактивным и привлекательным для
участников. ИКТ также могут быть использованы для предоставления
дополнительной информации, организации онлайн-дискуссий и обмена
опытом.
Механизм действия:
ИКТ расширяют возможности представления
информации,
позволяют
использовать
различные
мультимедийные
средства
для
визуализации,
моделирования
и
интерактивного
взаимодействия.
6. Принципы андрагогики (обучения взрослых):
Обоснование:В тренинге учитываются особенности обучения взрослых,
такие
как
ориентация
на
практику,
учет
жизненного
опыта,
самостоятельность и потребность в осознанном обучении.
8
Земш М.Б.
Механизм действия:Применение принципов андрагогики позволяет
создать условия для эффективного обучения, учитывающего потребности
и возможности взрослых участников.
7. Формирующее оценивание:
Обоснование:
Непрерывный
процесс
получения
обратной
связи,
позволяющий корректировать процесс обучения и достигать лучших
результатов.
Механизм действия: Позволяет участникам понимать свои сильные и
слабые стороны и определять направления для дальнейшего развития.
Интеграция этих современных образовательных технологий и методик в
психотренинге “Суд над сказочным героем” обеспечивает его высокую
эффективность, практическую направленность и позитивное влияние на
развитие навыков аргументации у взрослых участников.
Критерии и показатели результативности тренинга “Суд над сказочным
героем”, индивидуальные результаты и привязка к ролям
Общие критерии результативности тренинга:
1.
Когнитивный:
Критерий: Уровень понимания принципов аргументации.
Показатели:
Знание основных понятий (тезис, аргумент, контраргумент,
доказательство).
Понимание структуры аргументации (введение, основная
часть, заключение).
Способность выявлять логические ошибки в аргументах.
2.
Операциональный:
Критерий: Сформированность навыков аргументации.
Показатели:
Умение формулировать четкие и убедительные аргументы.
Умение анализировать аргументы оппонента и выявлять их
слабые места.
9
Земш М.Б.
Умение
строить
контраргументы,
используя
аргументы
оппонента.
Умение
эффективно
использовать
вербальные
и
невербальные средства коммуникации.
Умение уверенно и убедительно отстаивать свою позицию.
3.
Эмоционально-волевой:
Критерий: Уровень
уверенности
в
себе
и
эмоциональной
устойчивости в процессе аргументации.
Показатели:
Уверенность в своей правоте и способность отстаивать свою
позицию.
Способность
контролировать
эмоции
в
конфликтных
ситуациях.
Умение сохранять спокойствие и уверенность в себе под
давлением.
Готовность
к
конструктивному
диалогу
и
поиску
компромиссов.
Индивидуальные результаты участников в зависимости от роли:
1. Курочка Ряба (Истец):
Критерии:
Убедительность: Способность вызвать сочувствие и понимание
своей ситуации у присяжных.
Ясность: Четкое и понятное изложение своей позиции.
Аргументированность: Подкрепление
обвинений
фактами
и
доказательствами.
Показатели:
Выразительное и эмоциональное выступление.
Четкое формулирование обвинений в адрес Мышки Норушки.
Представление
убедительных
аргументов,
подкрепленных
сказочными событиями.
10
Земш М.Б.
Активное взаимодействие с прокурором для усиления позиции
обвинения.
2. Прокурор (Помощник Курочки Рябы):
Критерии:
Логичность: Последовательное и логичное построение линии
обвинения.
Доказательность: Представление
убедительных
доказательств
вины Мышки Норушки.
Аналитичность: Выявление слабых мест в аргументации защиты.
Показатели:
Четкое формулирование обвинений и юридической квалификации
действий Мышки Норушки (в сказочном контексте).
Представление убедительных доказательств вины, основанных на
сказочных событиях и логических рассуждениях.
Умелое использование аргументов Курочки Рябы для усиления
позиции обвинения.
Выявление и опровержение аргументов адвоката, направленных на
защиту Мышки Норушки.
3. Мышка Норушка (Ответчик):
Критерии:
Убедительность: Способность вызвать сочувствие и понимание
своей ситуации у присяжных.
Логичность: Последовательное
и
логичное
опровержение
обвинений.
Самообладание: Способность
сохранять
спокойствие
и
уверенность в себе под давлением.
Показатели:
Уверенное и спокойное поведение во время судебного процесса.
Четкое формулирование своей позиции и отрицание обвинений.
11
Земш М.Б.
Представление
аргументов
в
свою
защиту,
основанных
на
сказочных событиях и моральных принципах.
Активное взаимодействие с адвокатом для защиты своей позиции.
4. Адвокат (Помощник Мышки Норушки):
Критерии:
Аналитичность: Выявление
слабых
мест
в
аргументации
обвинения.
Креативность: Поиск нестандартных аргументов в защиту Мышки
Норушки.
Убедительность: Представление аргументов, способных вызвать
сомнения в виновности Мышки Норушки.
Показатели:
Четкое формулирование линии защиты и опровержение обвинений.
Выявление
слабых
мест
в
аргументации
Курочки
Рябы
и
прокурора.
Представление
убедительных
аргументов
в
защиту
Мышки
Норушки,
основанных
на
сказочных
событиях,
моральных
принципах или смягчающих обстоятельствах.
Умелое использование аргументов Мышки Норушки для усиления
позиции защиты.
5. Присяжные Судьи:
Критерии:
Объективность: Способность оценивать аргументы обеих сторон
беспристрастно.
Аналитичность: Способность выявлять сильные и слабые стороны
аргументов.
Аргументированность: Способность четко и логично обосновать
свой вердикт.
Совпадение
вердикта
с
“заданным”
вердиктом
ведущего
(дополнительный критерий успеха)
Показатели:
12
Земш М.Б.
Внимательное выслушивание аргументов обеих сторон.
Анализ представленных доказательств и выявление логических
ошибок.
Формулирование четкого и убедительного вердикта, основанного
на анализе аргументов обеих сторон.
Аргументированное обоснование своего решения, объясняющее,
почему была выбрана та или иная сторона.
Совпадение вердикта с заранее заданным, что демонстрирует навык
выявления наиболее убедительной аргументации.
Важно отметить:
Критерии и показатели могут быть адаптированы в зависимости от
конкретных целей и задач тренинга.
Оценка результативности тренинга должна проводиться комплексно, с
использованием
различных
методов
(наблюдение,
самооценка,
взаимооценка).
Результаты тренинга следует анализировать не только на уровне группы,
но и на индивидуальном уровне, учитывая особенности каждого
участника.
Роль
ведущего
заключается
в
создании
условий
для
раскрытия
потенциала каждого участника и помощи в достижении поставленных
целей.
Привязка к ролям позволяет участникам конкретнее понять, какие именно
навыки и качества им необходимо проявить для успешного выполнения своей
задачи в рамках тренинга. Наличие чётких критериев и показателей, а также
возможность сравнения своего результата с «заданным» вердиктом для
присяжных, повышает мотивацию участников и способствует более глубокому
усвоению материала.
Ролевые позиции и ролевые задачи участников коучинговой ролевой
игры «Суд над сказочным героем»
Общее правило: Все участники, исполняя свои роли, должны оставаться в
рамках сказочного контекста и использовать аргументы, основанные на
событиях и персонажах сказки “Курочка Ряба”.
1. Курочка Ряба (Истец):
13
Земш М.Б.
Ролевая
позиция:
Пострадавшая,
требующая
справедливости
и
возмещения ущерба.
Ролевая задача:
Четко
и
эмоционально
изложить
свою
версию
событий,
подчеркивая причиненный ущерб и страдания.
Убедить присяжных в виновности Мышки Норушки, опираясь на
факты и свидетельства (сказочные события).
Вызвать сочувствие и поддержку со стороны присяжных.
Отвечать
на
вопросы
адвоката,
сохраняя
эмоциональную
стабильность и уверенность в своей правоте.
2. Прокурор (Помощник Курочки Рябы):
Ролевая позиция: Представитель обвинения, стремящийся доказать вину
подсудимого.
Ролевая задача:
Сформулировать логичную и убедительную линию обвинения,
опираясь на предоставленные Курочкой Рябой факты.
Представить
присяжным
доказательства
виновности
Мышки
Норушки, используя сказочные события и логические рассуждения.
Опровергать аргументы адвоката, выявляя их слабые места и
противоречия.
Задавать вопросы свидетелям (Курочке Рябе и Мышке Норушке)
для укрепления позиции обвинения.
Поддерживать Курочку Рябу и усиливать ее эмоциональное
воздействие на присяжных.
3. Мышка Норушка (Ответчик):
Ролевая позиция: Обвиняемая, отрицающая свою вину и стремящаяся
избежать наказания.
Ролевая задача:
Четко и спокойно изложить свою версию событий, опровергая
обвинения Курочки Рябы.
Убедить
присяжных
в
своей
невиновности
или
наличии
смягчающих обстоятельств.
14
Земш М.Б.
Вызвать сочувствие и понимание со стороны присяжных, если это
необходимо для защиты.
Отвечать на вопросы прокурора, сохраняя самообладание и
уверенность в своей правоте.
4. Адвокат (Помощник Мышки Норушки):
Ролевая позиция:
Представитель защиты, стремящийся оправ дать
подсудимого или смягчить его вину.
Ролевая задача:
Сформулировать
логичную
и
убедительную
линию
защиты,
опираясь на показания Мышки Норушки.
Выявить слабые места в аргументации Курочки Рябы и прокурора.
Представить присяжным доказательства невиновности Мышки
Норушки, или обстоятельства, смягчающие ее вину (например,
случайность, неосторожность).
Задавать вопросы свидетелям (Курочке Рябе и Мышке Норушке)
для укрепления позиции защиты.
Поддерживать Мышку Норушку и усиливать ее воздействие на
присяжных.
5. Присяжные Судьи (2 человека):
Ролевая
позиция:
Беспристрастные
наблюдатели,
принимающие
решение на основе представленных доказательств.
Ролевая задача:
Внимательно выслушать аргументы обеих сторон (обвинения и
защиты).
Проанализировать
представленные
доказательства
и
выявить
сильные и слабые стороны каждой стороны.
Обсудить свои впечатления и аргументы с другим присяжным
судьей.
Принять
решение
о
виновности
или
невиновности
Мышки
Норушки, основываясь на справедливости и логике.
Четко и убедительно обосновать свой вердикт, объясняя причины
принятого решения.
15
Земш М.Б.
Обеспечить максимальное совпадение с “истинным” вердиктом
(заранее известным ведущему).
6. Главный Судья (Ведущий):
Ролевая позиция:
Организатор и модератор судебного процесса,
обеспечивающий соблюдение правил и справедливость.
Ролевая задача:
Объяснить участникам правила игры и их роли.
Поддерживать атмосферу серьезности и уважения в ходе судебного
процесса.
Предоставлять слово участникам в установленном порядке.
Следить за соблюдением регламента и не допускать отклонений от
темы.
Направлять
ход
дискуссии
и
стимулировать
участников
к
активному участию.
Объявить вердикт присяжных и предоставить им возможность
обосновать свое решение.
Провести анализ и обсуждение результатов игры, акцентируя
внимание на навыках аргументации, коммуникации и принятия
решений.
Ключевые условия:
Четкое
распределение
ролей
и
задач
позволяет
участникам
сосредоточиться на развитии конкретных навыков и умений.
Соблюдение сказочного контекста делает процесс обучения более
интересным и увлекательным.
Ограниченное
время
на
подготовку
и
выступление
стимулирует
креативность
и
умение
быстро
адаптироваться
к
изменяющимся
обстоятельствам.
Обсуждение результатов игры позволяет закрепить полученные знания и
навыки, а также выявить области для дальнейшего развития.
Ведущий
выступает
в
роли
фасилитатора,
обеспечивающего
эффективность процесса обучения и поддерживающего позитивную
атмосферу.
Интерес ведущего в том, чтобы как можно больше присяжных пришли к
тому решению, которое он изначально получил в руки( “виновен/не
16
Земш М.Б.
виновен”), для этого ему,как судье-ведущему, необходимо выстраивать
линии аргументирования каждой стороны и стимулировать активность
адвоката и прокурора, а также Курочки Рябы и Мышки Норушки. Эти
четкие формулировки ролевых задач позволят участникам тренинга
максимально эффективно использовать свои знания и навыки для
достижения поставленных целей в рамках ролевой игры.
СЦЕНАРИЙ КОУЧИНГОВОЙ СЕССИИ
Этапы коучинговой сессии
в форме ролевой игры «Суд над сказочным героем»
(Рекомендации для тренера/ ведущего игры)
Общая цель:
Создать безопасную, увлекательную и обучающую среду, в
которой участники смогут развить навыки аргументации, критического
мышления и эффективной коммуникации.
Общая
продолжительность:
2-3
часа
(время
может
варьироваться
в
зависимости от количества участников и глубины обсуждения).
Этапы:
I. Подготовка (15-20 минут)
1.
Вводное слово тренера:
17
Земш М.Б.
Цель:
Установить
контакт
с
группой,
создать
позитивную
атмосферу, обозначить цели и задачи тренинга, снять напряжение.
Рекомендации:
Начать с приветствия и краткого представления тренера.
Провести icebreaker - небольшое упражнение на знакомство и
создание командного духа (например, “Две правды и одна
ложь” о себе).
Кратко рассказать о теме тренинга и его актуальности.
Подчеркнуть, что тренинг - это не только обучение, но и
возможность получить удовольствие и узнать что-то новое о
себе.
Озвучить цели и задачи тренинга, акцентируя внимание на
развитии навыков аргументации и критического мышления.
Установить правила работы в группе: уважение к мнению
других, активное участие, открытость и конфиденциальность.
2.
Погружение в сказку и распределение ролей:
Цель:
Подготовить
участников
к
ролевой
игре,
создать
эмоциональную
связь
с
персонажами,
распределить
роли
справедливо и эффективно.
Рекомендации:
Кратко напомнить сюжет сказки “Курочка Ряба”, акцентируя
внимание на ключевых событиях и персонажах.
Объяснить, что сегодня участники станут частью судебного
процесса, где Курочка Ряба будет судиться с Мышкой
Норушкой.
Описать каждую роль: Курочка Ряба, Прокурор, Мышка
Норушка, Адвокат, Присяжные Судьи, Главный Судья
(ведущий).
Предложить
участникам
самостоятельно
выбрать
роли,
учитывая свои интересы и сильные стороны. Если желающих
на какую-то роль больше, можно провести мини-конкурс
(например, кто лучше расскажет о своем персонаже).
18
Земш М.Б.
Убедиться, что каждый участник понимает свою роль и
задачи.
Выдать участникам краткие памятки с описанием их ролей и
задач (заготовлены заранее).
Выдать Главному Судье (“Ведущему”) карту с заранее
выбранным решением “Виновна / Не Виновна”
II. Подготовка к судебному процессу (30-40 минут)
1.
Подготовка сторон обвинения и защиты:
Цель: Дать участникам время для подготовки к своим ролям, сбора
аргументов, разработки стратегии выступления.
Рекомендации:
Разделить участников на две группы: сторона обвинения
(Курочка Ряба и Прокурор) и сторона защиты (Мышка
Норушка и Адвокат).
Предоставить каждой группе отдельное помещение (или
уголок в помещении) для подготовки.
Обеспечить группы необходимыми материалами: листы
бумаги, ручки, маркеры, сказка “Курочка Ряба” (текст или
краткое содержание).
Помочь участникам сформулировать четкие тезисы, собрать
аргументы
и
доказательства,
продумать
структуру
выступления.
Предложить участникам потренироваться в произнесении
речи, чтобы чувствовать себя увереннее во время судебного
процесса.
Прокурору
и
Адвокату
обратить
особое
внимание
на
выявление
сильных
и
слабых
сторон
аргументации
противоположной стороны.
Напомнить, что аргументы должны быть основаны на
событиях и персонажах сказки.
2.
Подготовка Присяжных Судей:
Цель: Подготовить присяжных к объективной оценке аргументов
обеих сторон.
19
Земш М.Б.
Рекомендации:
Объяснить присяжным их задачу: внимательно выслушать
аргументы обеих сторон и принять решение о виновности или
невиновности
Мышки
Норушки,
основываясь
на
справедливости и логике.
Предложить присяжным составить список критериев, по
которым
они
будут
оценивать
выступления
сторон
(например,
убедительность,
логичность,
ясность,
эмоциональность).
Подчеркнуть важность объективности и беспристрастности
при принятии решения.
III. Судебный процесс (45-60 минут)
1.
Вступительное слово Главного Судьи:
Цель:
Открыть
судебный
процесс,
представить
участников,
обозначить правила и регламент.
Рекомендации:
Приветствовать
участников
и
объявить
об
открытии
судебного процесса.
Представить Курочку Рябу, Мышку Норушку, Прокурора и
Адвоката.
Обозначить регламент: время на вступительное слово, время
на представление доказательств, время на заключительное
слово.
2.
Выступление Курочки Рябы (5-7 минут):
Рекомендации:
Дать Курочке Рябе возможность эмоционально и убедительно
изложить свою версию событий, подчеркивая причиненный
ущерб и страдания.
Следить за соблюдением регламента и мягко прерывать, если
время истекло.
20
Земш М.Б.
3.
Выступление Мышки Норушки (5-7 минут):
Рекомендации:
Дать
Мышке
Норушке
возможность
представить
свою
версию событий, опровергая обвинения Курочки Рябы.
Следить за соблюдением регламента и мягко прерывать, если
время истекло.
4.
Представление доказательств и аргументов (15-20 минут)
Рекомендации:
Предоставить
слово
Прокурору
и
Адвокату
для
представления доказательств и аргументов в поддержку
своих сторон.
Следить
за
соблюдением
регламента
и
чередовать
выступления сторон, чтобы обеспечить баланс.
Поощрять участников использовать не только логические
аргументы,
но
и
эмоциональные
приемы
(в
рамках
сказочного контекста).
5.
Вопросы присяжных (5-7 минут):
Рекомендации:
Предоставить
присяжным
возможность
задать
вопросы
Курочке Рябе, Мышке Норушке, Прокурору и Адвокату для
уточнения информации и прояснения спорных моментов.
Следить за тем, чтобы вопросы были корректными и
относились к делу.
6.
Заключительное слово сторон (5-7 минут):
Рекомендации:
Предоставить
слово
Прокурору
и
Адвокату
для
заключительного слова, в котором они должны убедить
присяжных в своей правоте.
21
Земш М.Б.
Следить
за
соблюдением
регламента
и
чередовать
выступления сторон.
IV. Вынесение вердикта (10-15 минут)
1.
Удаление присяжных на совещание:
Рекомендации:
Объявить о завершении судебного процесса и предложить
присяжным удалиться на совещание для вынесения вердикта.
Убедиться, что присяжные имеют достаточно времени для
обсуждения и принятия решения (5-7 минут).
2.
Объявление вердикта и обоснование решения:
Рекомендации:
После возвращения присяжных в зал суда, предложить им
огласить свой вердикт: “Виновна” или “Не виновна”.
Попросить каждого присяжного обосновать свое решение,
объясняя причины, по которым они выбрали ту или иную
сторону.
Подчеркнуть, что важен не только сам вердикт, но и
аргументация, подтверждающая правильность решения.
Обязательно
сравнить
реальный
вердикт
присяжных
с
“истинным” (заранее выбранным ведущим), подчеркивая
насколько их выбор совпал со стратегическим решением
V. Выгрузка и анализ (20-30 минут)
1.
Выгрузка из ролей:
Цель: Помочь участникам вернуться из ролевой игры в реальность,
снять напряжение и эмоциональную нагрузку.
Рекомендации:
Поблагодарить всех участников за активное участие в
судебном процессе.
22
Земш М.Б.
Предложить участникам поделиться своими впечатлениями и
чувствами, которые они испытали во время игры.
Задать вопросы, направленные на деконструкцию ролей:
“Что было самым сложным в вашей роли?”
“Что вам удалось лучше всего?”
“Что бы вы сделали по-другому, если бы у вас была
возможность?”
Напомнить, что это была всего лишь игра, и не стоит
переносить эмоции и отношения, возникшие во время игры, в
реальную жизнь.
2.
Анализ и обсуждение:
Цель: Закрепить полученные знания и навыки, выявить области
для дальнейшего развития, связать опыт, полученный в игре, с
реальной жизнью.
Рекомендации:
Провести
общее
обсуждение,
акцентируя
внимание
на
ключевых моментах судебного процесса:
“Какие аргументы были наиболее убедительными?”
“Какие
стратегии
оказались
наиболее
эффективными?”
“Какие логические ошибки были допущены?”
Предложить
участникам
поделиться
своим
опытом
и
инсайтами:
“Что нового вы узнали о себе и своих навыках
аргументации?”
“Какие выводы вы сделали для себя?”
“Как вы планируете использовать полученные знания и
навыки в своей реальной жизни?”
23
Земш М.Б.
Подвести итоги тренинга, обобщив основные выводы и
рекомендации.
Поблагодарить
участников
за
активное
участие
и
предоставить возможность задать вопросы.
Ключевые моменты для тренера:
Будьте внимательны к потребностям участников и готовы адаптировать
программу тренинга в зависимости от их интересов и уровня подготовки.
Создавайте атмосферу доверия и поддержки, поощряйте активное
участие и обмен опытом.
Используйте разнообразные методы и приемы для поддержания интереса
и вовлеченности участников.
Будьте гибкими и креативными, не бойтесь экспериментировать и
пробовать новые подходы.
Помните, что ваша главная задача - помочь участникам развить навыки
аргументации, критического мышления и эффективной коммуникации,
чтобы они могли успешно применять их в своей реальной жизни.
Этот подробный план коучинговой сессии с рекомендациями для тренера
поможет провести эффективный и запоминающийся тренинг, который принесет
участникам ощутимую пользу в развитии их навыков аргументации.
24
Земш М.Б.
25
Земш М.Б.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карточки для игроков
Адвокат (Помощник Мышки
Норушки)
Ролевая
позиция: Представитель защиты,
стремящийся оправдать
подсудимого или смягчить его
вину.
Ролевая задача:
Сформулировать логичную и
убедительную линию защиты,
опираясь на показания Мышки
Норушки.
Выявить слабые места в
аргументации Курочки Рябы и
Курочка Ряба (Истец)
Ролевая позиция: Пострадавшая,
требующая справедливости и
возмещения ущерба.
Ролевая задача:
Четко и эмоционально изложить
свою версию событий, подчеркивая
причиненный ущерб и страдания.
Убедить присяжных в виновности
Мышки Норушки, опираясь на факты
и свидетельства (сказочные
события).
Вызвать сочувствие и поддержку со
26
Земш М.Б.
прокурора.
Представить присяжным
доказательства невиновности
Мышки Норушки, или
обстоятельства, смягчающие ее
вину (например, случайность,
неосторожность).
Задавать вопросы свидетелям
(Курочке Рябе и Мышке Норушке)
для укрепления позиции защиты.
Поддерживать Мышку Норушку
и
усиливать ее воздействие на
присяжных.
стороны присяжных.
Отвечать на вопросы адвоката,
сохраняя эмоциональную
стабильность и уверенность в своей
правоте.
27
Земш М.Б.
Мышка Норушка (Ответчик)
Ролевая позиция: Обвиняемая,
отрицающая свою вину и
стремящаяся избежать наказания.
Ролевая задача:
Четко и спокойно изложить свою
версию событий, опровергая
обвинения Курочки Рябы.
Убедить присяжных в своей
невиновности или наличии
смягчающих обстоятельств.
Вызвать сочувствие и понимание
со стороны присяжных, если это
необходимо для защиты.
Отвечать на вопросы прокурора,
сохраняя самообладание и
уверенность в своей правоте.
Обвинитель (Помощник Курочки
Рябы)
Ролевая позиция: Представитель
обвинения, стремящийся доказать
вину подсудимого.
Ролевая задача:
Сформулировать логичную и
убедительную линию обвинения,
опираясь на предоставленные
Курочкой Рябой факты.
Представить присяжным
доказательства виновности Мышки
Норушки, используя сказочные
события и логические рассуждения.
Опровергать аргументы адвоката,
выявляя их слабые места и
противоречия.
Задавать вопросы свидетелям
(Курочке Рябе и Мышке Норушке)
28
Земш М.Б.
для укрепления позиции
обвинения.
Поддерживать Курочку Рябу и
усиливать ее эмоциональное
воздействие на присяжных.
29
Земш М.Б.
Присяжный Судья 1
Ролевая
позиция: Беспристрастные
наблюдатели, принимающие
решение на основе
представленных доказательств.
Ролевая задача:
Внимательно выслушать
аргументы обеих сторон
(обвинения и защиты).
Проанализировать
представленные доказательства и
выявить сильные и слабые
стороны каждой стороны.
Обсудить свои впечатления и
аргументы с другим присяжным
судьей.
Принять решение о виновности или
невиновности Мышки Норушки,
Присяжный Судья 2
Ролевая
позиция: Беспристрастные
наблюдатели, принимающие
решение на основе
представленных доказательств.
Ролевая задача:
Внимательно выслушать
аргументы обеих сторон
(обвинения и защиты).
Проанализировать
представленные доказательства и
выявить сильные и слабые
стороны каждой стороны.
Обсудить свои впечатления и
аргументы с другим присяжным
судьей.
Принять решение о виновности
или невиновности Мышки Норушки,
30
Земш М.Б.
основываясь на справедливости и
логике.
Четко и убедительно обосновать
свой вердикт, объясняя причины
принятого решения.
Обеспечить максимальное
совпадение с “истинным”
вердиктом (заранее известным
ведущему).
основываясь на справедливости и
логике.
Четко и убедительно обосновать
свой вердикт, объясняя причины
принятого решения.
Обеспечить максимальное
совпадение с “истинным”
вердиктом (заранее известным
ведущему).
31
Земш М.Б.
Приложение 2
Презентация к игре
32
Земш М.Б.
33
Земш М.Б.
34
Земш М.Б.
35
Земш М.Б.
36
Земш М.Б.
37