Напоминание

Методика коучинговой ролевой игры “Суд над сказочным героем”


Автор: Земш Марина Борисовна
Должность: доцент
Учебное заведение: Московский гуманитарно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика коучинговой ролевой игры “Суд над сказочным героем”
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Земш М.Б.

Методика коучинговой ролевой игры

“Суд над сказочным героем”

Автор: кандидат педагогических наук,

доцент Земш Марина Борисовна

1

Земш М.Б.

Методика коучинговой ролевой игры

“Суд над сказочным героем”

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность, новизна и значимость методики коучинговой ролевой

игры………………………………………………………………………………с. 3

Обоснование применения современных образовательных технологий и

методик в психотренинге “Суд над сказочным героем”……………………с.7

Критерии и показатели результативности тренинга “Суд над сказочным

героем”, индивидуальные результаты и привязка к ролям………………с.9

Ролевые позиции и ролевые задачи участников коучинговой ролевой

игры «Суд над сказочным героем»…………………………………………с.14

Сценарий коучинговой сессии………………………………………….........с.18

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..с.26

2

Земш М.Б.

Актуальность, новизна и значимость коучинговой ролевой игры

как психолого-педагогической технологии

Коучинговая ролевая игра “Суд над сказочным героем” является авторской

разработкой и направлена на развитие навыков аргументации через ролевую

игру на основе русской народной сказки “Курочка Ряба”

Актуальность:

В

современном

мире,

где

эффективная

коммуникация

и

способность

аргументированно отстаивать свою точку зрения играют ключевую роль в

профессиональном и личном успехе, формирование соответствующих навыков

у взрослых является крайне важным профессиональным и личным навыком.

Трудности в выстраивании убедительных аргументов, неумение анализировать

доводы оппонента и использовать их в свою пользу приводят к неэффективным

переговорам, конфликтам и снижению результативности в различных сферах

деятельности.

Данный психотренинг, основанный на методе сказкотерапии и коучинговых

моделях,

предлагает

инновационный

подход

к

развитию

навыков

аргументации, используя знакомый и понятный контекст русской народной

сказки “Курочка Ряба”. Использование сказочного сюжета позволяет создать

безопасную и увлекательную атмосферу, снизить уровень тревожности и

повысить

вовлеченность

участников

в

процесс

обучения

эффективной

коммункации.

Цель:

Сформировать у участников психотренинга навыки аргументации в споре,

научить эффективно выстраивать аргументы в защиту своей позиции,

используя аргументы оппонента и выявляя их слабые места, посредством

коучинговой ролевой игры “Суд над сказочным героем” на основе русской

народной сказки “Курочка Ряба”.

Задачи:

1.

Актуализировать знания о базовых принципах аргументации через

предоставление участникам основных понятий, структуры и стратегий

эффективной аргументации.

3

Земш М.Б.

2.

Обучать анализу аргументов оппонента на основе развития навыков

выявления сильных и слабых сторон аргументов, определения логических

ошибок и манипуляций.

3.

Формировать

навыки

построения

контраргументов

на

основе

использования аргументов оппонента для построения убедительных

контраргументов.

4.

Развивать

умения

убедительно

отстаивать

свою

позицию

и

совершенствовать навыки уверенной и логичной речи, умения

отвечать на вопросы и парировать возражения.

5.

Поддерживать

позитивный

эмоциональный

настрой

через

обеспечение

комфортной

и

поддерживающей

атмосферы,

способствующей активному участию и эффективному обучению.

6.

Практическое применение полученных знаний,

когда

участники

смогут применить полученные навыки в смоделированной ситуации.

7.

Обеспечить возможность для анализа и рефлексии полученного

опыта, выявления сильных сторон и зон роста, а также для планирования

дальнейшего развития навыков аргументации.

Новизна:

Интеграция

сказкотерапии

и

коучинга:

Уникальное

сочетание

сказкотерапевтического подхода с техниками коучинга для развития

навыков аргументации.

Использование фольклорного материала: Применение классической

русской народной сказки “Курочка Ряба” в качестве основы для ролевой

игры,

что

обеспечивает

доступность

и

эмоциональную

связь

с

материалом.

Коучинговая ролевая игра: Разработка специальной ролевой игры в

формате судебного процесса, где участники активно применяют навыки

аргументации в конкретных ситуациях.

Практическая

направленность:

Тренинг

ориентирован

на

формирование практических навыков, которые могут быть применены в

различных профессиональных ситуациях и сферах жизни.

Теоретическая значимость:

1.

Вклад в теорию сказкотерапии: Расширение возможностей применения

сказкотерапии для решения задач развития коммуникативных навыков и

навыков аргументации у взрослых. Анализ эффективности использования

4

Земш М.Б.

фольклорного

материала

как

инструмента

для

эмоционального

вовлечения и создания безопасной обучающей среды.

2.

Развитие

теории

коучинга:

Интеграция

принципов

коучинга

(ориентация на результат, раскрытие потенциала, осознанность и

ответственность) в контекст ролевой игры для усиления эффекта

обучения

и

формирования

навыков

саморегуляции

в

процессе

аргументации.

3.

Обогащение

педагогической

теории:

Разработка

инновационного

подхода к формированию навыков аргументации, основанного на

игровом моделировании и активном участии обучающихся.

4.

Систематизация

знаний

о

развитии

коммуникативных

навыков:Выявление

и

систематизация

факторов,

влияющих

на

эффективность

процесса

аргументации,

таких

как

эмоциональный

интеллект, уверенность в себе, умение слушать и понимать оппонента.

5.

Создание теоретической базы для дальнейших исследований: Данное

исследование может послужить отправной точкой для разработки других

тренинговых

программ,

направленных

на

развитие

различных

коммуникативных навыков с использованием сказкотерапевтических и

коучинговых методов.

Практическая значимость:

1.

Разработка

эффективного

тренингового

инструмента:

Создание

готового

к

использованию

психотренинга,

направленного

на

формирование навыков аргументации у взрослых.

2.

Применимость в различных сферах деятельности:

Возможность

использования

тренинга

в

бизнес-среде

(для

развития

навыков

переговоров,

продаж,

управления),

в

образовательной

сфере

(для

подготовки к публичным выступлениям, дебатам), в социальной сфере

(для разрешения конфликтов, защиты прав).

3.

Повышение конкурентоспособности: Развитие навыков аргументации

позволяет участникам тренинга более эффективно представлять свои

идеи, убеждать других в своей правоте и достигать поставленных целей.

4.

Улучшение

межличностных

отношений:

Формирование

навыков

конструктивного диалога и умения слушать оппонента способствует

улучшению взаимопонимания и разрешению конфликтов в личной

жизни.

5.

Развитие личностного потенциала: Тренинг способствует повышению

уверенности в себе, развитию критического мышления и способности к

5

Земш М.Б.

саморегуляции, что в целом положительно влияет на личностное

развитие участников.

6.

Методические рекомендации: Разработка методических рекомендаций

по

проведению

тренинга,

которые

могут

быть

использованы

психологами, тренерами и педагогами.

7.

Апробация и внедрение: Тренинг может быть апробирован и внедрен в

образовательных

учреждениях,

организациях

и

центрах

развития

личности.

Методологическая основа:

1.

Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн):

Подход

рассматривает

формирование

навыков

аргументации

как

процесс

активной деятельности, направленной на достижение цели (убеждение

оппонента). Ролевая игра создает условия для моделирования реальной

деятельности, в которой участники могут применять полученные знания

и навыки.

2.

Теория коучинга (Т. Голви, Дж. Уитмор): В тренинге используются

принципы коучинга, такие как ориентация на результат, выявление

сильных сторон, постановка целей и разработка стратегий достижения.

Это позволяет участникам не только усвоить теоретические знания, но и

развить навыки саморегуляции и ответственности за свой прогресс.

3.

Теория сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю. Соколов):

Использование сказочного сюжета создает безопасную и увлекательную

среду

для

обучения,

снижает

уровень

тревожности

и

повышает

вовлеченность участников. Сказка “Курочка Ряба” становится метафорой

для анализа различных стратегий поведения и принятия решений.

4.

Теория развития критического мышления (Д. Халперн, Р. Эннис):

Тренинг

направлен

на

развитие

критического

мышления,

что

предполагает умение анализировать информацию, выявлять логические

ошибки, формулировать аргументы и оценивать доводы оппонента.

5.

Теория коммуникации (К. Шеннон, П. Вацлавик):

В тренинге

рассматриваются

различные

аспекты

коммуникации,

такие

как

вербальная и невербальная коммуникация, эффективное слушание,

умение задавать вопросы и давать обратную связь.

6.

Принципы активного обучения:

Тренинг предполагает активное

участие участников в процессе обучения, использование интерактивных

методов (ролевая игра, дискуссии, мозговой штурм) и создание условий

для обмена опытом.

6

Земш М.Б.

7.

Личностно-ориентированный

подход:

Учет

индивидуальных

особенностей

и

потребностей

участников,

создание

условий

для

самореализации и развития личностного потенциала.

8.

Компетентностный подход: Ориентация на формирование конкретных

навыков и умений, необходимых для эффективной аргументации в

различных сферах деятельности.

Обоснование применения современных образовательных технологий и

методик в психотренинге “Суд над сказочным героем”

Психотренинг “Суд над сказочным героем” для формирования навыков

аргументации у взрослых, основанный на русской народной сказке “Курочка

Ряба” и коучинговых принципах, активно использует ряд современных

образовательных технологий и методик, обеспечивающих его эффективность и

результативность. Обоснование их применения приведено ниже:

1. Сказкотерапия:

Обоснование: Сказка обладает мощным терапевтическим потенциалом,

позволяя работать с бессознательным материалом в безопасной и

символической форме. Использование знакомой с детства сказки

“Курочка Ряба” создает ситуацию узнавания и эмоционального отклика,

снижает сопротивление и тревожность участников, позволяя им более

открыто исследовать свои стратегии поведения и коммуникации. Сказка

становится метафорой, позволяющей анализировать различные подходы

к решению проблем и убеждению других людей.

Механизм

действия:

Сказкотерапия

активизирует

воображение,

позволяет увидеть ситуацию под другим углом, стимулирует поиск новых

решений и способствует развитию эмпатии. Анализ поведения сказочных

персонажей

помогает

участникам

осознать

собственные

модели

поведения и их последствия, а также выработать более эффективные

стратегии.

2. Коучинг:

Обоснование:

Коучинг - это партнерский процесс, направленный на

раскрытие потенциала человека и достижение поставленных целей. В

контексте тренинга коучинговый подход помогает участникам осознать

свои сильные стороны и зоны роста в области аргументации, определить

конкретные цели и разработать стратегии их достижения.

Механизм

действия:

Коучинговые

техники

(задавание

открытых

вопросов,

активное

слушание,

предоставление

обратной

связи)

7

Земш М.Б.

стимулируют

самоанализ,

осознание

собственных

убеждений

и

ценностей, а также развитие навыков саморегуляции и ответственности за

свой прогресс.

3. Ролевая игра:

Обоснование:

Ролевая

игра

-

это

активный

метод

обучения,

позволяющий моделировать реальные ситуации и практиковать навыки в

безопасной среде. В тренинге ролевая игра “Суд над сказочным героем”

создает

условия

для

применения

полученных

знаний

и

навыков

аргументации в конкретной ситуации, а также для получения обратной

связи от других участников и тренера.

Механизм действия:

Участие в ролевой игре позволяет участникам

примерить на себя разные роли, почувствовать себя в разных ситуациях и

развить эмпатию. Игра стимулирует творческое мышление, помогает

освоить новые стратегии поведения и развить уверенность в себе.

4. Активные методы обучения:

Обоснование: Активные методы обучения (дискуссии, мозговой штурм,

работа в группах), коммуникативные навыки и умение работать в

команде.

5. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ):

Обоснование:

Использование

цифровых

технологий

(презентации,

видеоматериалы,

онлайн-инструменты)

позволяет

сделать

процесс

обучения более наглядным, интерактивным и привлекательным для

участников. ИКТ также могут быть использованы для предоставления

дополнительной информации, организации онлайн-дискуссий и обмена

опытом.

Механизм действия:

ИКТ расширяют возможности представления

информации,

позволяют

использовать

различные

мультимедийные

средства

для

визуализации,

моделирования

и

интерактивного

взаимодействия.

6. Принципы андрагогики (обучения взрослых):

Обоснование:В тренинге учитываются особенности обучения взрослых,

такие

как

ориентация

на

практику,

учет

жизненного

опыта,

самостоятельность и потребность в осознанном обучении.

8

Земш М.Б.

Механизм действия:Применение принципов андрагогики позволяет

создать условия для эффективного обучения, учитывающего потребности

и возможности взрослых участников.

7. Формирующее оценивание:

Обоснование:

Непрерывный

процесс

получения

обратной

связи,

позволяющий корректировать процесс обучения и достигать лучших

результатов.

Механизм действия: Позволяет участникам понимать свои сильные и

слабые стороны и определять направления для дальнейшего развития.

Интеграция этих современных образовательных технологий и методик в

психотренинге “Суд над сказочным героем” обеспечивает его высокую

эффективность, практическую направленность и позитивное влияние на

развитие навыков аргументации у взрослых участников.

Критерии и показатели результативности тренинга “Суд над сказочным

героем”, индивидуальные результаты и привязка к ролям

Общие критерии результативности тренинга:

1.

Когнитивный:

Критерий: Уровень понимания принципов аргументации.

Показатели:

Знание основных понятий (тезис, аргумент, контраргумент,

доказательство).

Понимание структуры аргументации (введение, основная

часть, заключение).

Способность выявлять логические ошибки в аргументах.

2.

Операциональный:

Критерий: Сформированность навыков аргументации.

Показатели:

Умение формулировать четкие и убедительные аргументы.

Умение анализировать аргументы оппонента и выявлять их

слабые места.

9

Земш М.Б.

Умение

строить

контраргументы,

используя

аргументы

оппонента.

Умение

эффективно

использовать

вербальные

и

невербальные средства коммуникации.

Умение уверенно и убедительно отстаивать свою позицию.

3.

Эмоционально-волевой:

Критерий: Уровень

уверенности

в

себе

и

эмоциональной

устойчивости в процессе аргументации.

Показатели:

Уверенность в своей правоте и способность отстаивать свою

позицию.

Способность

контролировать

эмоции

в

конфликтных

ситуациях.

Умение сохранять спокойствие и уверенность в себе под

давлением.

Готовность

к

конструктивному

диалогу

и

поиску

компромиссов.

Индивидуальные результаты участников в зависимости от роли:

1. Курочка Ряба (Истец):

Критерии:

Убедительность: Способность вызвать сочувствие и понимание

своей ситуации у присяжных.

Ясность: Четкое и понятное изложение своей позиции.

Аргументированность: Подкрепление

обвинений

фактами

и

доказательствами.

Показатели:

Выразительное и эмоциональное выступление.

Четкое формулирование обвинений в адрес Мышки Норушки.

Представление

убедительных

аргументов,

подкрепленных

сказочными событиями.

10

Земш М.Б.

Активное взаимодействие с прокурором для усиления позиции

обвинения.

2. Прокурор (Помощник Курочки Рябы):

Критерии:

Логичность: Последовательное и логичное построение линии

обвинения.

Доказательность: Представление

убедительных

доказательств

вины Мышки Норушки.

Аналитичность: Выявление слабых мест в аргументации защиты.

Показатели:

Четкое формулирование обвинений и юридической квалификации

действий Мышки Норушки (в сказочном контексте).

Представление убедительных доказательств вины, основанных на

сказочных событиях и логических рассуждениях.

Умелое использование аргументов Курочки Рябы для усиления

позиции обвинения.

Выявление и опровержение аргументов адвоката, направленных на

защиту Мышки Норушки.

3. Мышка Норушка (Ответчик):

Критерии:

Убедительность: Способность вызвать сочувствие и понимание

своей ситуации у присяжных.

Логичность: Последовательное

и

логичное

опровержение

обвинений.

Самообладание: Способность

сохранять

спокойствие

и

уверенность в себе под давлением.

Показатели:

Уверенное и спокойное поведение во время судебного процесса.

Четкое формулирование своей позиции и отрицание обвинений.

11

Земш М.Б.

Представление

аргументов

в

свою

защиту,

основанных

на

сказочных событиях и моральных принципах.

Активное взаимодействие с адвокатом для защиты своей позиции.

4. Адвокат (Помощник Мышки Норушки):

Критерии:

Аналитичность: Выявление

слабых

мест

в

аргументации

обвинения.

Креативность: Поиск нестандартных аргументов в защиту Мышки

Норушки.

Убедительность: Представление аргументов, способных вызвать

сомнения в виновности Мышки Норушки.

Показатели:

Четкое формулирование линии защиты и опровержение обвинений.

Выявление

слабых

мест

в

аргументации

Курочки

Рябы

и

прокурора.

Представление

убедительных

аргументов

в

защиту

Мышки

Норушки,

основанных

на

сказочных

событиях,

моральных

принципах или смягчающих обстоятельствах.

Умелое использование аргументов Мышки Норушки для усиления

позиции защиты.

5. Присяжные Судьи:

Критерии:

Объективность: Способность оценивать аргументы обеих сторон

беспристрастно.

Аналитичность: Способность выявлять сильные и слабые стороны

аргументов.

Аргументированность: Способность четко и логично обосновать

свой вердикт.

Совпадение

вердикта

с

“заданным”

вердиктом

ведущего

(дополнительный критерий успеха)

Показатели:

12

Земш М.Б.

Внимательное выслушивание аргументов обеих сторон.

Анализ представленных доказательств и выявление логических

ошибок.

Формулирование четкого и убедительного вердикта, основанного

на анализе аргументов обеих сторон.

Аргументированное обоснование своего решения, объясняющее,

почему была выбрана та или иная сторона.

Совпадение вердикта с заранее заданным, что демонстрирует навык

выявления наиболее убедительной аргументации.

Важно отметить:

Критерии и показатели могут быть адаптированы в зависимости от

конкретных целей и задач тренинга.

Оценка результативности тренинга должна проводиться комплексно, с

использованием

различных

методов

(наблюдение,

самооценка,

взаимооценка).

Результаты тренинга следует анализировать не только на уровне группы,

но и на индивидуальном уровне, учитывая особенности каждого

участника.

Роль

ведущего

заключается

в

создании

условий

для

раскрытия

потенциала каждого участника и помощи в достижении поставленных

целей.

Привязка к ролям позволяет участникам конкретнее понять, какие именно

навыки и качества им необходимо проявить для успешного выполнения своей

задачи в рамках тренинга. Наличие чётких критериев и показателей, а также

возможность сравнения своего результата с «заданным» вердиктом для

присяжных, повышает мотивацию участников и способствует более глубокому

усвоению материала.

Ролевые позиции и ролевые задачи участников коучинговой ролевой

игры «Суд над сказочным героем»

Общее правило: Все участники, исполняя свои роли, должны оставаться в

рамках сказочного контекста и использовать аргументы, основанные на

событиях и персонажах сказки “Курочка Ряба”.

1. Курочка Ряба (Истец):

13

Земш М.Б.

Ролевая

позиция:

Пострадавшая,

требующая

справедливости

и

возмещения ущерба.

Ролевая задача:

Четко

и

эмоционально

изложить

свою

версию

событий,

подчеркивая причиненный ущерб и страдания.

Убедить присяжных в виновности Мышки Норушки, опираясь на

факты и свидетельства (сказочные события).

Вызвать сочувствие и поддержку со стороны присяжных.

Отвечать

на

вопросы

адвоката,

сохраняя

эмоциональную

стабильность и уверенность в своей правоте.

2. Прокурор (Помощник Курочки Рябы):

Ролевая позиция: Представитель обвинения, стремящийся доказать вину

подсудимого.

Ролевая задача:

Сформулировать логичную и убедительную линию обвинения,

опираясь на предоставленные Курочкой Рябой факты.

Представить

присяжным

доказательства

виновности

Мышки

Норушки, используя сказочные события и логические рассуждения.

Опровергать аргументы адвоката, выявляя их слабые места и

противоречия.

Задавать вопросы свидетелям (Курочке Рябе и Мышке Норушке)

для укрепления позиции обвинения.

Поддерживать Курочку Рябу и усиливать ее эмоциональное

воздействие на присяжных.

3. Мышка Норушка (Ответчик):

Ролевая позиция: Обвиняемая, отрицающая свою вину и стремящаяся

избежать наказания.

Ролевая задача:

Четко и спокойно изложить свою версию событий, опровергая

обвинения Курочки Рябы.

Убедить

присяжных

в

своей

невиновности

или

наличии

смягчающих обстоятельств.

14

Земш М.Б.

Вызвать сочувствие и понимание со стороны присяжных, если это

необходимо для защиты.

Отвечать на вопросы прокурора, сохраняя самообладание и

уверенность в своей правоте.

4. Адвокат (Помощник Мышки Норушки):

Ролевая позиция:

Представитель защиты, стремящийся оправ дать

подсудимого или смягчить его вину.

Ролевая задача:

Сформулировать

логичную

и

убедительную

линию

защиты,

опираясь на показания Мышки Норушки.

Выявить слабые места в аргументации Курочки Рябы и прокурора.

Представить присяжным доказательства невиновности Мышки

Норушки, или обстоятельства, смягчающие ее вину (например,

случайность, неосторожность).

Задавать вопросы свидетелям (Курочке Рябе и Мышке Норушке)

для укрепления позиции защиты.

Поддерживать Мышку Норушку и усиливать ее воздействие на

присяжных.

5. Присяжные Судьи (2 человека):

Ролевая

позиция:

Беспристрастные

наблюдатели,

принимающие

решение на основе представленных доказательств.

Ролевая задача:

Внимательно выслушать аргументы обеих сторон (обвинения и

защиты).

Проанализировать

представленные

доказательства

и

выявить

сильные и слабые стороны каждой стороны.

Обсудить свои впечатления и аргументы с другим присяжным

судьей.

Принять

решение

о

виновности

или

невиновности

Мышки

Норушки, основываясь на справедливости и логике.

Четко и убедительно обосновать свой вердикт, объясняя причины

принятого решения.

15

Земш М.Б.

Обеспечить максимальное совпадение с “истинным” вердиктом

(заранее известным ведущему).

6. Главный Судья (Ведущий):

Ролевая позиция:

Организатор и модератор судебного процесса,

обеспечивающий соблюдение правил и справедливость.

Ролевая задача:

Объяснить участникам правила игры и их роли.

Поддерживать атмосферу серьезности и уважения в ходе судебного

процесса.

Предоставлять слово участникам в установленном порядке.

Следить за соблюдением регламента и не допускать отклонений от

темы.

Направлять

ход

дискуссии

и

стимулировать

участников

к

активному участию.

Объявить вердикт присяжных и предоставить им возможность

обосновать свое решение.

Провести анализ и обсуждение результатов игры, акцентируя

внимание на навыках аргументации, коммуникации и принятия

решений.

Ключевые условия:

Четкое

распределение

ролей

и

задач

позволяет

участникам

сосредоточиться на развитии конкретных навыков и умений.

Соблюдение сказочного контекста делает процесс обучения более

интересным и увлекательным.

Ограниченное

время

на

подготовку

и

выступление

стимулирует

креативность

и

умение

быстро

адаптироваться

к

изменяющимся

обстоятельствам.

Обсуждение результатов игры позволяет закрепить полученные знания и

навыки, а также выявить области для дальнейшего развития.

Ведущий

выступает

в

роли

фасилитатора,

обеспечивающего

эффективность процесса обучения и поддерживающего позитивную

атмосферу.

Интерес ведущего в том, чтобы как можно больше присяжных пришли к

тому решению, которое он изначально получил в руки( “виновен/не

16

Земш М.Б.

виновен”), для этого ему,как судье-ведущему, необходимо выстраивать

линии аргументирования каждой стороны и стимулировать активность

адвоката и прокурора, а также Курочки Рябы и Мышки Норушки. Эти

четкие формулировки ролевых задач позволят участникам тренинга

максимально эффективно использовать свои знания и навыки для

достижения поставленных целей в рамках ролевой игры.

СЦЕНАРИЙ КОУЧИНГОВОЙ СЕССИИ

Этапы коучинговой сессии

в форме ролевой игры «Суд над сказочным героем»

(Рекомендации для тренера/ ведущего игры)

Общая цель:

Создать безопасную, увлекательную и обучающую среду, в

которой участники смогут развить навыки аргументации, критического

мышления и эффективной коммуникации.

Общая

продолжительность:

2-3

часа

(время

может

варьироваться

в

зависимости от количества участников и глубины обсуждения).

Этапы:

I. Подготовка (15-20 минут)

1.

Вводное слово тренера:

17

Земш М.Б.

Цель:

Установить

контакт

с

группой,

создать

позитивную

атмосферу, обозначить цели и задачи тренинга, снять напряжение.

Рекомендации:

Начать с приветствия и краткого представления тренера.

Провести icebreaker - небольшое упражнение на знакомство и

создание командного духа (например, “Две правды и одна

ложь” о себе).

Кратко рассказать о теме тренинга и его актуальности.

Подчеркнуть, что тренинг - это не только обучение, но и

возможность получить удовольствие и узнать что-то новое о

себе.

Озвучить цели и задачи тренинга, акцентируя внимание на

развитии навыков аргументации и критического мышления.

Установить правила работы в группе: уважение к мнению

других, активное участие, открытость и конфиденциальность.

2.

Погружение в сказку и распределение ролей:

Цель:

Подготовить

участников

к

ролевой

игре,

создать

эмоциональную

связь

с

персонажами,

распределить

роли

справедливо и эффективно.

Рекомендации:

Кратко напомнить сюжет сказки “Курочка Ряба”, акцентируя

внимание на ключевых событиях и персонажах.

Объяснить, что сегодня участники станут частью судебного

процесса, где Курочка Ряба будет судиться с Мышкой

Норушкой.

Описать каждую роль: Курочка Ряба, Прокурор, Мышка

Норушка, Адвокат, Присяжные Судьи, Главный Судья

(ведущий).

Предложить

участникам

самостоятельно

выбрать

роли,

учитывая свои интересы и сильные стороны. Если желающих

на какую-то роль больше, можно провести мини-конкурс

(например, кто лучше расскажет о своем персонаже).

18

Земш М.Б.

Убедиться, что каждый участник понимает свою роль и

задачи.

Выдать участникам краткие памятки с описанием их ролей и

задач (заготовлены заранее).

Выдать Главному Судье (“Ведущему”) карту с заранее

выбранным решением “Виновна / Не Виновна”

II. Подготовка к судебному процессу (30-40 минут)

1.

Подготовка сторон обвинения и защиты:

Цель: Дать участникам время для подготовки к своим ролям, сбора

аргументов, разработки стратегии выступления.

Рекомендации:

Разделить участников на две группы: сторона обвинения

(Курочка Ряба и Прокурор) и сторона защиты (Мышка

Норушка и Адвокат).

Предоставить каждой группе отдельное помещение (или

уголок в помещении) для подготовки.

Обеспечить группы необходимыми материалами: листы

бумаги, ручки, маркеры, сказка “Курочка Ряба” (текст или

краткое содержание).

Помочь участникам сформулировать четкие тезисы, собрать

аргументы

и

доказательства,

продумать

структуру

выступления.

Предложить участникам потренироваться в произнесении

речи, чтобы чувствовать себя увереннее во время судебного

процесса.

Прокурору

и

Адвокату

обратить

особое

внимание

на

выявление

сильных

и

слабых

сторон

аргументации

противоположной стороны.

Напомнить, что аргументы должны быть основаны на

событиях и персонажах сказки.

2.

Подготовка Присяжных Судей:

Цель: Подготовить присяжных к объективной оценке аргументов

обеих сторон.

19

Земш М.Б.

Рекомендации:

Объяснить присяжным их задачу: внимательно выслушать

аргументы обеих сторон и принять решение о виновности или

невиновности

Мышки

Норушки,

основываясь

на

справедливости и логике.

Предложить присяжным составить список критериев, по

которым

они

будут

оценивать

выступления

сторон

(например,

убедительность,

логичность,

ясность,

эмоциональность).

Подчеркнуть важность объективности и беспристрастности

при принятии решения.

III. Судебный процесс (45-60 минут)

1.

Вступительное слово Главного Судьи:

Цель:

Открыть

судебный

процесс,

представить

участников,

обозначить правила и регламент.

Рекомендации:

Приветствовать

участников

и

объявить

об

открытии

судебного процесса.

Представить Курочку Рябу, Мышку Норушку, Прокурора и

Адвоката.

Обозначить регламент: время на вступительное слово, время

на представление доказательств, время на заключительное

слово.

2.

Выступление Курочки Рябы (5-7 минут):

Рекомендации:

Дать Курочке Рябе возможность эмоционально и убедительно

изложить свою версию событий, подчеркивая причиненный

ущерб и страдания.

Следить за соблюдением регламента и мягко прерывать, если

время истекло.

20

Земш М.Б.

3.

Выступление Мышки Норушки (5-7 минут):

Рекомендации:

Дать

Мышке

Норушке

возможность

представить

свою

версию событий, опровергая обвинения Курочки Рябы.

Следить за соблюдением регламента и мягко прерывать, если

время истекло.

4.

Представление доказательств и аргументов (15-20 минут)

Рекомендации:

Предоставить

слово

Прокурору

и

Адвокату

для

представления доказательств и аргументов в поддержку

своих сторон.

Следить

за

соблюдением

регламента

и

чередовать

выступления сторон, чтобы обеспечить баланс.

Поощрять участников использовать не только логические

аргументы,

но

и

эмоциональные

приемы

рамках

сказочного контекста).

5.

Вопросы присяжных (5-7 минут):

Рекомендации:

Предоставить

присяжным

возможность

задать

вопросы

Курочке Рябе, Мышке Норушке, Прокурору и Адвокату для

уточнения информации и прояснения спорных моментов.

Следить за тем, чтобы вопросы были корректными и

относились к делу.

6.

Заключительное слово сторон (5-7 минут):

Рекомендации:

Предоставить

слово

Прокурору

и

Адвокату

для

заключительного слова, в котором они должны убедить

присяжных в своей правоте.

21

Земш М.Б.

Следить

за

соблюдением

регламента

и

чередовать

выступления сторон.

IV. Вынесение вердикта (10-15 минут)

1.

Удаление присяжных на совещание:

Рекомендации:

Объявить о завершении судебного процесса и предложить

присяжным удалиться на совещание для вынесения вердикта.

Убедиться, что присяжные имеют достаточно времени для

обсуждения и принятия решения (5-7 минут).

2.

Объявление вердикта и обоснование решения:

Рекомендации:

После возвращения присяжных в зал суда, предложить им

огласить свой вердикт: “Виновна” или “Не виновна”.

Попросить каждого присяжного обосновать свое решение,

объясняя причины, по которым они выбрали ту или иную

сторону.

Подчеркнуть, что важен не только сам вердикт, но и

аргументация, подтверждающая правильность решения.

Обязательно

сравнить

реальный

вердикт

присяжных

с

“истинным” (заранее выбранным ведущим), подчеркивая

насколько их выбор совпал со стратегическим решением

V. Выгрузка и анализ (20-30 минут)

1.

Выгрузка из ролей:

Цель: Помочь участникам вернуться из ролевой игры в реальность,

снять напряжение и эмоциональную нагрузку.

Рекомендации:

Поблагодарить всех участников за активное участие в

судебном процессе.

22

Земш М.Б.

Предложить участникам поделиться своими впечатлениями и

чувствами, которые они испытали во время игры.

Задать вопросы, направленные на деконструкцию ролей:

Что было самым сложным в вашей роли?”

“Что вам удалось лучше всего?”

“Что бы вы сделали по-другому, если бы у вас была

возможность?”

Напомнить, что это была всего лишь игра, и не стоит

переносить эмоции и отношения, возникшие во время игры, в

реальную жизнь.

2.

Анализ и обсуждение:

Цель: Закрепить полученные знания и навыки, выявить области

для дальнейшего развития, связать опыт, полученный в игре, с

реальной жизнью.

Рекомендации:

Провести

общее

обсуждение,

акцентируя

внимание

на

ключевых моментах судебного процесса:

“Какие аргументы были наиболее убедительными?”

“Какие

стратегии

оказались

наиболее

эффективными?”

“Какие логические ошибки были допущены?”

Предложить

участникам

поделиться

своим

опытом

и

инсайтами:

Что нового вы узнали о себе и своих навыках

аргументации?”

“Какие выводы вы сделали для себя?”

“Как вы планируете использовать полученные знания и

навыки в своей реальной жизни?”

23

Земш М.Б.

Подвести итоги тренинга, обобщив основные выводы и

рекомендации.

Поблагодарить

участников

за

активное

участие

и

предоставить возможность задать вопросы.

Ключевые моменты для тренера:

Будьте внимательны к потребностям участников и готовы адаптировать

программу тренинга в зависимости от их интересов и уровня подготовки.

Создавайте атмосферу доверия и поддержки, поощряйте активное

участие и обмен опытом.

Используйте разнообразные методы и приемы для поддержания интереса

и вовлеченности участников.

Будьте гибкими и креативными, не бойтесь экспериментировать и

пробовать новые подходы.

Помните, что ваша главная задача - помочь участникам развить навыки

аргументации, критического мышления и эффективной коммуникации,

чтобы они могли успешно применять их в своей реальной жизни.

Этот подробный план коучинговой сессии с рекомендациями для тренера

поможет провести эффективный и запоминающийся тренинг, который принесет

участникам ощутимую пользу в развитии их навыков аргументации.

24

Земш М.Б.

25

Земш М.Б.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карточки для игроков

Адвокат (Помощник Мышки

Норушки)

Ролевая

позиция: Представитель защиты,

стремящийся оправдать

подсудимого или смягчить его

вину.

Ролевая задача:

Сформулировать логичную и

убедительную линию защиты,

опираясь на показания Мышки

Норушки.

Выявить слабые места в

аргументации Курочки Рябы и

Курочка Ряба (Истец)

Ролевая позиция: Пострадавшая,

требующая справедливости и

возмещения ущерба.

Ролевая задача:

Четко и эмоционально изложить

свою версию событий, подчеркивая

причиненный ущерб и страдания.

Убедить присяжных в виновности

Мышки Норушки, опираясь на факты

и свидетельства (сказочные

события).

Вызвать сочувствие и поддержку со

26

Земш М.Б.

прокурора.

Представить присяжным

доказательства невиновности

Мышки Норушки, или

обстоятельства, смягчающие ее

вину (например, случайность,

неосторожность).

Задавать вопросы свидетелям

(Курочке Рябе и Мышке Норушке)

для укрепления позиции защиты.

Поддерживать Мышку Норушку

и

усиливать ее воздействие на

присяжных.

стороны присяжных.

Отвечать на вопросы адвоката,

сохраняя эмоциональную

стабильность и уверенность в своей

правоте.

27

Земш М.Б.

Мышка Норушка (Ответчик)

Ролевая позиция: Обвиняемая,

отрицающая свою вину и

стремящаяся избежать наказания.

Ролевая задача:

Четко и спокойно изложить свою

версию событий, опровергая

обвинения Курочки Рябы.

Убедить присяжных в своей

невиновности или наличии

смягчающих обстоятельств.

Вызвать сочувствие и понимание

со стороны присяжных, если это

необходимо для защиты.

Отвечать на вопросы прокурора,

сохраняя самообладание и

уверенность в своей правоте.

Обвинитель (Помощник Курочки

Рябы)

Ролевая позиция: Представитель

обвинения, стремящийся доказать

вину подсудимого.

Ролевая задача:

Сформулировать логичную и

убедительную линию обвинения,

опираясь на предоставленные

Курочкой Рябой факты.

Представить присяжным

доказательства виновности Мышки

Норушки, используя сказочные

события и логические рассуждения.

Опровергать аргументы адвоката,

выявляя их слабые места и

противоречия.

Задавать вопросы свидетелям

(Курочке Рябе и Мышке Норушке)

28

Земш М.Б.

для укрепления позиции

обвинения.

Поддерживать Курочку Рябу и

усиливать ее эмоциональное

воздействие на присяжных.

29

Земш М.Б.

Присяжный Судья 1

Ролевая

позиция: Беспристрастные

наблюдатели, принимающие

решение на основе

представленных доказательств.

Ролевая задача:

Внимательно выслушать

аргументы обеих сторон

(обвинения и защиты).

Проанализировать

представленные доказательства и

выявить сильные и слабые

стороны каждой стороны.

Обсудить свои впечатления и

аргументы с другим присяжным

судьей.

Принять решение о виновности или

невиновности Мышки Норушки,

Присяжный Судья 2

Ролевая

позиция: Беспристрастные

наблюдатели, принимающие

решение на основе

представленных доказательств.

Ролевая задача:

Внимательно выслушать

аргументы обеих сторон

(обвинения и защиты).

Проанализировать

представленные доказательства и

выявить сильные и слабые

стороны каждой стороны.

Обсудить свои впечатления и

аргументы с другим присяжным

судьей.

Принять решение о виновности

или невиновности Мышки Норушки,

30

Земш М.Б.

основываясь на справедливости и

логике.

Четко и убедительно обосновать

свой вердикт, объясняя причины

принятого решения.

Обеспечить максимальное

совпадение с “истинным”

вердиктом (заранее известным

ведущему).

основываясь на справедливости и

логике.

Четко и убедительно обосновать

свой вердикт, объясняя причины

принятого решения.

Обеспечить максимальное

совпадение с “истинным”

вердиктом (заранее известным

ведущему).

31

Земш М.Б.

Приложение 2

Презентация к игре

32

Земш М.Б.

33

Земш М.Б.

34

Земш М.Б.

35

Земш М.Б.

36

Земш М.Б.

37



В раздел образования