Напоминание

"Значение оценки в педагогической практике"


Автор: Баришполец Татьяна Петровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Калининградская область, г. Калининград
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Значение оценки в педагогической практике"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значение оценки в педагогической практике.

В музыкальной школе осуществляется образовательный процесс и

ученик включен в учебную деятельность. Одним из компонентов учебной

деятельности является оценка.

Следует отметить, что в педагогической практике сложился нечёткий

характер отношений между отметкой и оценкой знаний. Зачастую под

отметкой понимается оценка и наоборот. Но оценка не тождественна

отметке.

Попробуем разобраться в этом. Их различие является важным

условием психологически грамотного построения и организации учебной

деятельности.

Главная задача отметки – установить степень усвоения школьником

программы.

Также

через

отметку

осуществляется

связь

между

преподавателем, учащимися и родителями.

Оценка – это процесс оценивания,

осуществляемый человеком;

отметка является результатом этого процесса, его отражением в баллах.

Главная задача отметки – установить степень усвоения учебной

программы. А главная задача оценки:

Определить характер личных усилий учащегося;

Установить глубину и объем индивидуальных знаний;

Помочь ученику сравнить себя с самим собой некоторое время назад.

В учебной практике процесс оценивания обычно выступает в форме

развернутого суждения, в котором педагог обосновывает отметку, или в

свернутой форме, как прямое выставление отметки.

Конечно, развернутые оценочные суждения несомненно являются

более важными для ученика, особенно для учеников младших классов. Ведь

до школы его никто не оценивал с помощью отметок.

Словесная оценка, или процесс оценивания, представляет собой

краткую характеристику результатов учебного труда ученика, раскрывает

перед ним динамику результатов его учебной деятельности, раскрывает как

положительные, так и отрицательные её стороны, т.е. чётко фиксирует

успешные результаты и раскрывает причины неудач. Причем прежде всего!

Должна быть фиксация успешных результатов

и лишь потом следует

говорить о неудачах. Важно помнить о том, что причины неудач в работе

ученика не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив»,

«невнимателен», «не можешь запомнить» и т.д.).

Развернутые оценочные суждения могут иметь, например, следующее

содержание: «Молодец, ты сегодня постарался. Пьесу сыграл очень хорошо:

без единой ошибки, аккуратно, вдумчиво, красивым звуком. Ставлю тебе

сегодня «пять».

«А у тебя, Маша, сегодня «четверка». Но ты её сегодня честно

заслужил; ты исполнила произведение без ошибок и очень выразительно. Ты

очень стараешься, много занимаешься и это очень заметно. Продолжай также

активно заниматься. Я верю в тебя, у тебя всё получится».

В развернутой оценке отмечаются не только продемонстрированные

учеником знания и умения, но также его усилия и старания. Указания на

положительные стороны учащегося являются обязательным компонентом

такой оценки. Ведь всегда можно найти за что похвалить ученика.

Таким образом, в оценочном суждении педагог сначала разъясняет

положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие

или отсутствие продвижений, дает рекомендации, и только затем, как вывод

из сказанного, называет отметку.

Успех обучения зависит, прежде всего, от знания педагога и родителями

закономерностей возрастного развития детей.

Остановимся на младшем школьном возрасте (7-11 лет).

Учащиеся младших классов, особенно 1-2 классов, за очень редким

исключение, любят заниматься и в общеобразовательной школе, и в

музыкальной, художественной школе. Им правится

новое положение

ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное,

ответственное отношение младших школьников к учению в школе. Не

случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих

стараний, прилежания, а не качества проделанной работы.

Ученики

считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Младшие

школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на неё много

времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что получили в

результате.

Итак, в начале своей школьной жизни, имею внутреннюю позицию

школьника, ребёнок хочет учиться. Причем учиться хорошо и отлично. Но

каковы мотивы, т.е. побудительная сила его учения?

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное

место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для

маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального

благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят

и педагог, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно

значительные

успехи

отмечают

сладким

пирогом

или

подарком,

в

зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя

– не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все

считаются,

высокие

отметки

и

прочие

оценки

обеспечивают

соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность,

необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети)

и т. п. – тоже осознаются учениками, но они остаются только «знаемыми».

Вот отметка – реально действующий мотив; чтобы получить высокую

отметку или похвалу, ребёнок готов сесть заниматься и старательно

выполнить все задания. Абстрактное для него понятие долга или далёкая

перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его

к учебной работе не могут.

Что касается познавательных мотивов, то глубокий интерес к

изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается

редко.

Большинству

младших

школьников

присущи

познавательные

интересы не слишком высокого уровня.

Престижная мотивация встречается достаточно редко, характерна

для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она

побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них,

быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно

развитые способности, она становится мощным двигателем развития

ребёнка.

Таким образом, главное место у младших школьников занимает

мотив получения высоких отметок.

Основная, базовая потребность младшего школьника – потребность в

уважении. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение,

на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если

потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет

строить отношения с этим ребенком на основе понимания. Здесь действует

принцип: «Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают».

Подавляющее большинство педагогов считают, что ученики младших

классов всегда согласны с их оценками, поэтому педагог редко анализирует

их. Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать своё мнение и

тактично направляя рассуждения ученика, педагог тем самым проявляет

уважение к нему и помогает ему в формировании самооценки.

С вхождением ребёнка в подростковый период в качестве ведущего

мотива в средних классах исследователи называют стремление подростка

завоевать

определённое

положение

в

классе,

добиться

признания

сверстников, что продиктовано общими особенностями этого возрастного

периода.

Чувство

взрослости

становится

центральным

новообразованием

младшего подросткового периода. Для школьника среднего возраста учебные

занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать

себя лишними упражнениями, выполняют задания в пределах заданного или

даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. Думаю, что всем

знакома такая ситуацию с учениками средних классов.

То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет

теперь такой роли, а новые побуждения к учёбе (установка на будущее,

дальние перспективы) еще не появились.

В этот период вместе с самостоятельностью мышления развивается и

критичность. В отличии от младшего школьника, который всё принимает на

веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию

рассказов и объяснений педагога, он ждёт доказательности, убедительности.

Базовая потребность этого возраста – понимание.

Проявление собственно познавательных интересов подростков, как

правило расходятся. У одних проявляются применительно к узкому кругу

учебных предметов. Однако в целом исследователи отмечают у детей в этом

возрасте достаточно низкий уровень познавательных интересов.

В среднем лишь 22% школьников средних и старших классов имеют

устойчивый интерес к учебным предметам. У большинства подростков

сформированного активного интереса к учёбе нет, а для значительной части

учащихся (примерно 54%) характерно преобладание ориентации не на

получение знаний, а на оценку. Т. е. продолжают работать те же мотивы,

что и в младшем школьном возрасте.

Так всё- таки ставить или не ставить отметки, всегда ли давать

оценку…. Б.Г. Ананьев писал по этому поводу: «Отсутствие оценки есть

самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а

дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее.

Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных силах,

знаниях и действиях, к потере ориентировки и на их основе приводит к

известному осознанию собственной малоценности».

Таким образом, уважаемые преподаватели, если вы решили не ставить

отметку, вы всё равно должны дать содержательную оценку работе ученика,

донести свои положительные ожидания до каждого, создать положительный

эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Сейчас психологи и педагоги предпринимают попытки выведения

отметки из школьной практики. Безотметочное обучение введено и в первых

классах массовых школ. Одним из решающих оснований для этого

послужили результаты психофизических обследований первоклассников,

согласно которым низкие отметки являются сильным психо травмирующим

фактором.

Но, отказ от отметки в начальной школе, решая одни проблемы,

порождает другие. В начальных классах нередко приходится сталкиваться с

тем, что дети выпрашивают отметки за выполненные ими неучебные задания

(психологические тесты, рисунки и пр.) Потребность детей в обратной связи

естественна

и

закономерна.

Но

отметка

как

единственная

форма

удовлетворения этой потребности может свидетельствовать о том, что

содержательный способ оценивания детям не знаком.

Из всего выше сказанного следует, что обучение без отметок не должно

отменять содержательной оценки, без которой невозможно формирование

полноценной учебной деятельности. Именно оценка дает ученику понимание

того, что он уже достиг, чем овладел, а что получается у него еще

недостаточно хорошо.

Вывод:

1. Отметка и оценка – это не одно и тоже. Оценка – это процесс оценивания,

содержательное суждение о положительных и отрицательных сторонах

работы ученика, о приложенных усилиях и стараниях, о положительных

ваших ожиданиях. Отметка – оценка, переведенная в баллы, показывающая

степень усвоения программы.

2. Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поэтому, если мы не

ставим ученику отметку, то содержательную оценку обязательно должны

дать.

3. Оценивать мы должны только конкретную работу, но не личность, не

сравнивать учеников между собой, ориентировать учеников на

индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше

вчерашней. Не стоит захваливать хороших учеников, особенно тех, что

достигают высоких результатов без особых усилий. И, наоборот, следует

поощрять малейшее продвижение в учении слабого, но старательного

ученика.



В раздел образования