Напоминание

Особенности подготовки к соревнованиям в учебно-тренировочных группах


Автор: Шабашов Евгений Валерьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГБУ СШ "Самбо и дзюдо"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подготовки к соревнованиям в учебно-тренировочных группах
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ В УЧЕБНО-

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ

Подготовка к соревнованиям в учебно-тренировочных группах

(УТГ)

имеет

свои

специфические

особенности,

отличающиеся

от

тренировок

в

спортивных

школах

высшего

мастерства

или

индивидуальных

занятий

с

профессиональными

спортсменами.

Учащиеся таких групп, как правило, находятся на этапе формирования

спортивных

навыков,

что

требует

особого

подхода

к

организации

тренировочного процесса и психологической подготовки.

1. Цели и задачи подготовки

Основная

цель

подготовки

в

УТГ

-

развитие

у

спортсменов

базовых

технических,

тактических

и

физических

качеств,

формирование соревновательного опыта и воспитание дисциплины.

На этом этапе важно не только достичь результатов, но и заложить

прочную основу для дальнейшего спортивного роста.

К основным задачам подготовки к соревнованиям можно отнести:

формирование устойчивой мотивации к занятиям спортом;

отработка техники и тактики;

развитие общей и специальной физической подготовки;

обучение навыкам самоконтроля и стрессоустойчивости;

социализация через участие в командных мероприятиях.

2. Планирование тренировочного процесса

Тренировочный процесс в УТГ требует грамотного планирования

с учетом возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов.

Он включает следующие этапы:

подготовительный

период

-

наращивание

функциональных

возможностей организма, углублённое освоение техники;

предсоревновательный

период

-

моделирование

условий

соревнований,

отработка

тактики,

повышение

интенсивности

тренировок;

соревновательный период - участие в соревнованиях различного

уровня;

восстановительный

период

-

снижение

нагрузок,

анализ

выступлений, устранение ошибок.

Важно

соблюдать

принципы

постепенности,

цикличности

и

вариативности

тренировок,

избегать

переутомления

и

перетренированности.

3. Психологическая подготовка

Для учащихся УТГ особенно важна психологическая подготовка.

Часто спортсмены на этом этапе впервые сталкиваются с волнением,

страхом

поражения

и

стрессом

соревнований.

Задача

тренера

-

помочь справиться с этими трудностями, формируя уверенность в

себе и положительное отношение к самому процессу участия.

Методы психологической подготовки включают:

аутогенную тренировку;

визуализацию успешного выступления;

групповые обсуждения и поддержку;

индивидуальные беседы с тренером;

моделирование соревновательных ситуаций на тренировках.

4. Роль тренера

Тренер

в

учебно-тренировочной группе

выполняет

не

только

роль наставника, но и педагога, психолога, организатора. Он должен

уметь адаптировать тренировочную программу под каждого ученика,

поддерживать мотивацию и следить за общим состоянием здоровья

спортсменов.

Большое

значение

имеет

создание

благоприятного

эмоционального климата в коллективе.

5. Участие в соревнованиях

Для УТГ важна регулярная практика участия в соревнованиях

разного уровня - от школьных до городских и региональных. Это

способствует

развитию

спортивного

мышления,

укреплению

уверенности в себе и мотивации к дальнейшим занятиям. Не менее

важно

грамотно

разбирать

итоги

каждого

выступления,

чтобы

извлекать из них уроки и корректировать дальнейший тренировочный

процесс.

Заключение

Подготовка к соревнованиям в учебно-тренировочных группах -

это сложный и многогранный процесс, требующий баланса между

физической, технической и психологической подготовкой. Грамотно

организованная

система

тренировок,

индивидуальный

подход

и

поддержка тренера позволяют учащимся раскрыть свой потенциал и

сделать уверенные шаги к спортивному мастерству.



В раздел образования