Напоминание

Индивидуальное занятие по развитию сенсомоторной сферы у ребёнка младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). «Времена года. Весна»


Автор: Беленькая Елена Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ НСО ОЦДК Купинский филиал
Населённый пункт: г.Купино, НСО
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: Индивидуальное занятие по развитию сенсомоторной сферы у ребёнка младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). «Времена года. Весна»
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи детям

«Областной центр диагностики и консультирования»

Купинский филиал

Мастер - класс

Индивидуальное занятие по развитию сенсомоторной сферы у ребёнка

младшего школьного возраста с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

«Времена года. Весна»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Беленькая Елена Сергеевна

г. Купино 2025 г.

Введение

Мастер - класс индивидуального занятия «Времена года. Весна»,

разработан для педагогов, работающих с обучающимися

с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

По статистическим данным, в последнее время увеличивается число

школьников, имеющих умственную отсталость, при этом возможности

оказания необходимой помощи ребенку в образовательной организации

часто ограничены дефицитом кадровых и методических ресурсов. Поэтому и

возникла необходимость в разработке и проведении данного мастер-класса

для педагогов.

Актуальность данного занятия заключается в том, что в процессе его

реализации демонстрируются условия для развития у ребенка таких

способностей,

как

мышление,

воображение,

речевая

деятельность,

графомоторные и обще двигательные навыки.

По результатам обследований детей с умственной отсталостью,

выявлено, что формирование сенсомоторного развития у таких детей

происходит чрезвычайно неравномерно и со значительным отставанием по

срокам. Пониженная активность, недифференцированность, низкий уровень

зрительного восприятия и моторная недостаточность затрудняют его

знакомство с окружающим миром.

Исходя

из

этого,

формируется

цель

занятия:

повышение

компетентности

педагогов

в

использовании

приёмов

организации

деятельности ребёнка, которые способствуют развитию сенсомоторной

сферы у школьника с умственной отсталостью.

Задачи

мастер-класса:

продемонстрировать

приемы

и

методы,

которые способствуют развитию у детей данной категории:

зрительного восприятия;

межполушарных связей и межполушарного взаимодействия;

мелкой

и

общей

моторики,

графомоторных

навыков,

памяти,

внимания;

развитию знаний о времени года «Весна»;

совершенствованию речи.

Содержание занятия

В

процессе

проведения

занятия

демонстрируются

различные

упражнения.

Гимнастика

для

глаз

позволяет

расширить

зрительно-

пространственную активность, улучшить восприятие.

Работа одновременно и правой и левой рукой способствует развитию

межполушарной связи и межполушарного взаимодействия, которые имеют

большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации

работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на

развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи.

Дыхательная

гимнастика

способствует

правильному

речевому

дыханию, что благоприятно сказывается на развитии речи.

Использование загадок позволяет поднять общий тонус, настроить на

активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию.

Проведение

физ. минутки

позволяет развивать общую моторику,

координацию

движений,

деятельности

зрительного

и

слухового

анализаторов, она проводится в виде подвижной игры малой активности, так

как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и

отмечается низкий уровень концентрации внимания.

В основной части занятия продемонстрированы упражнения на

внимание,

обобщение,

на

развитие

целостного

восприятия,

совершенствования навыков связной речи.

Педагог на протяжении всего занятия возвращается к изученному ранее

материалу, включает ребенка в беседу, что способствует лучшему усвоению

материала, расширению общей осведомлённости, развивает речь ребёнка.

Заканчивается занятие подведением итогов занятия

и оценивания

работы учащегося, ритуалом прощания педагога с ребенком.

Во время проведения мастер-класса демонстрируются следующие

методы и методические приемы:

словесные, практические, игровые методы;

прием

использования

сюжетной

картинки

для

развития

общей

осведомленности и связной речи;

прием

речедвигательных

упражнений

для

развития

слухового

внимания и памяти, произвольного внимания, общей и мелкой

моторики, координации движений;

прием использования наглядности для повышения познавательного

интереса, смена видов деятельности;

прием работы по алгоритму;

прием разгадывания загадок - для повышения интереса ребенка к

занятию;

приемы сравнения (найти сходства и различия).

Ожидаемые результаты.

В ходе занятия:

у ребенка будет развиваться зрительное восприятие, речь, память,

внимание, мелкая и общая моторика, совершенствуются навыки

связной речи, систематизируются знания о времени года «Весна»;

у педагогов повысится уровень компетентности в вопросах по

развитию

сенсомоторной

сферы

у

школьника

с

умственной

отсталостью.

Оборудование:

вырезанные из бумаги птицы, картинка зонтов с

узором; цветные карандаши; картинка весенней тематики, разрезанная

на части та же картинка.

Ход занятия

Организационный этап.

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Учитель-дефектолог:

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай! (ребенок за педагогом повторяет слова).

Упражнение 1. Гимнастика для глаз.

Цель: профилактика нарушения зрения.

Не двигая головой, начинай

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо

Введение в тему, психологический настрой.

Цель: создание атмосферы интереса к занятию.

- Отгадай загадку.

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня … (Весна)

- Сегодня мы отправимся в гости к весне, а для этого необходимо

перечислить все зимние месяцы (март, апрель, май).

Основной этап.

- Весна приготовила для нас задания.

Упражнение 2. «Дыхательное упражнение»

Цель: развитие речевого дыхания.

Вырезать из бумаги птиц и прикрепить их на нитки.

Предложить ребенку дуть на птичек так, чтобы они летали.

-Давай с тобой подуем на птичек, так, чтобы они взлетели (дуют сначала

потихоньку, потом сильнее).

Упражнение 3. «Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно».

Цель: развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, межполушарного

взаимодействия.

Инструкция: Возьми в обе руки по простому карандашу и выполни задание

одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй

и правой и левой рукой. Карандаш от листа отрывать нельзя.

-Нам пора подвигаться и поиграть в весеннюю игру.

Физ. минутка «

Пришла весна

».

Улыбаются все люди-весна, весна, весна!

(поднимаем руки над головой и ритмично хлопаем)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делаем ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагаем на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахиваем обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкаем пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потираем ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делаем из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

- Весна нам с тобой приготовила загадку.

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт,

Сделает – наоборот (Зонт)

- Поиграем с зонтиками.

Упражнение 4. «Зонтики».

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Для упражнения нужна картинка с зонтами, с различным не закрашенным

узором. Ребенку предлагается найти два одинаковых зонта. Когда пара

одинаковых зонтиков найдётся, ребенок должен одинаково раскрасить их.

Упражнение 5. «Скажи наоборот. Закончи предложения».

Цель:

совершенствование

знаний

о

противоположных

значениях,

систематизация знаний о весне.

Зимой солнце тусклое, а весной - …(Яркое)

Зимой лёд на реке толстый, а весной - …(Тонкий)

Зимой снег чистый, а весной - … (Грязный)

Зимой дни холодные, а весной -…(Тёплые)

Зимой погода часто пасмурная, а весной - …(Ясная)

Упражнение 6. «Продолжи предложение»

Цель: развитие логического мышления.

Закончилась долгая, холодная… (зима);

Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

Появляются первые… (проталины);

Бегут звонкие…(ручьи);

С крыш домов капают… (сосульки);

На деревьях набухают… (почки);

С тёплых краёв прилетают… (птицы);

Мы очень любим первые весенние… (цветы);

Первые весенние цветы это… (подснежники);

Весной на деревьях почки… (набухают);

Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

После зимы наступает … (весна);

Зима ушла, а весна - …(пришла);

Зима холодная, а весна - … (тёплая);

- А теперь весна желает услышать рассказ о себе, но сначала необходимо

собрать картинку из частей.

Упражнение 7. «Собери картинку из частей».

Цель: формирование целостного образа, совершенствование навыков связной

речи.

Картинка разрезана на части. Учащийся должен собрать картинку и

составить рассказ. Если ребенок затрудняется составить предложение,

задаются наводящие вопросы. От школьника необходимо добиваться

развернутых ответов.

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов и оценивание работы учащегося.

- О чем мы сегодня говорили? Перечисли признаки времени года «Весна».

Ты хорошо сегодня поработал, молодец!

Ритуал прощания: раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!

До свидания!

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М:

ГЕНЕЗИС, 2003

2.

Антакова - Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего

возраста путем тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л.В. Антакова -

Фомина. – М.: Просвещение, 1974.

3.

Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович,

Л.Ю. Ковалева. – СПб., 2015. – 304 с.

4.

Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в

развитии. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.,2001

4.

Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии.-

М.: Парадигма.- 2010.- С. 79.

5.

Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга

ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. –193 с

6.

Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А.Р. Лурия – М.,

1996.

7.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. М54 Сенсорное воспитание детей с

отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М.:

Издательство «Книголюб», 2007. - 120 с.

8.

Мозговой

В.М.,

Яковлева

И.М.,

Еремина

А.А.

“Основы

олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.:

Издательский центр Академия”, 2006 г.

9.

Особенности методики Монтессори в занятиях с детьми дошкольного

возраста// Эксперимент и инновации в школе. – 2011, № 5. С. 80.



В раздел образования