Напоминание

Основные подходы оценивания уровня читательской грамотности учащихся 5-7 классов


Автор: Сапунцова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №32"
Населённый пункт: г. Полысаево, Ленинск-Кузнецкий МО, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные подходы оценивания уровня читательской грамотности учащихся 5-7 классов
Раздел: среднее образование





Назад




ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5–7 КЛАССОВ

Читательская грамотность – ключевая компетенция, необходимая

для успешного обучения и социализации учащихся. В 5–7 классах

формируются базовые навыки работы с текстом, которые влияют на

дальнейшую

академическую

успеваемость.

Оценка

уровня

читательской

грамотности

позволяет

выявить

сильные

и

слабые

стороны

учеников,

скорректировать

методики

преподавания

и

разработать индивидуальные траектории развития.

1. Понятие читательской грамотности

Согласно

международным

исследованиям

(PISA,

PIRLS), читательская

грамотность

это

способность

понимать,

интерпретировать, анализировать и использовать письменные тексты

для достижения целей, развития знаний и участия в социальной жизни.

Для учащихся 5–7 классов важны следующие аспекты:

понимание явной и скрытой информации;

интерпретация текста (сравнение, обобщение, выводы);

рефлексия и оценка (критическое осмысление, соотнесение с

личным опытом);

использование информации для решения практических задач.

2. Основные подходы к оцениванию

2.1. Стандартизированные тесты

Наиболее объективный метод, позволяющий сравнить результаты

учащихся с нормативами. Примеры:

PIRLS (оценка читательской грамотности в начальной школе);

PISA (акцент на функциональном чтении);

ВПР и НИКО (российские проверочные работы).

Преимущества:

объективность;

возможность

сравнения

на

национальном

и

международном

уровнях.

Недостатки:

ограниченность творческих заданий;

стрессовый фактор для учащихся.

2.2. Диагностические работы и контрольные задания

Разрабатываются учителями и включают:

вопросы на понимание текста;

задания на анализ и интерпретацию;

творческие задачи (например, написание эссе или продолжение

истории).

Преимущества:

гибкость (можно адаптировать под уровень класса);

возможность оценить глубину понимания.

Недостатки:

субъективность проверки;

трудоемкость разработки.

2.3. Формативное оценивание (текущий контроль)

Включает:

наблюдение за работой учеников на уроке;

обсуждение текстов (дискуссии, круглые столы);

ведение читательских дневников;

проектные работы (создание презентаций, инсценировок).

Преимущества:

постоянная обратная связь;

развитие критического мышления.

Недостатки:

требует много времени;

сложность в систематизации данных.

2.4. Метод экспертной оценки

Применяется в исследованиях и включает:

анализ письменных работ учеников;

интервью и беседы;

оценку по критериальным шкалам.

Преимущества:

глубокая диагностика;

учет индивидуальных особенностей.

Недостатки:

требует высокой квалификации экспертов;

трудоемкость.

3. Критерии оценивания

При оценке читательской грамотности учитываются:

1. Скорость чтения (норма для 5–7 классов – 120–150 слов в

минуту).

2. Понимание (умение отвечать на вопросы по тексту).

3. Анализ (выделение главной мысли, аргументов).

4. Интерпретация (сравнение, выводы).

5. Применение (использование информации в новых условиях).

4. Рекомендации для учителей

Использовать разнообразные тексты (художественные, научно-

популярные, публицистические).

Включать задания

на

критическое

мышление (например,

"Согласны ли вы с позицией автора?").

Применять игровые методы (квизы, викторины).

Развивать метапредметные связи (анализ текстов по истории,

естествознанию).

Заключение

Оценивание

читательской

грамотности

в

5–7

классах

должно

быть многоаспектным и включать как стандартизированные методы,

так и творческие задания. Комбинация разных подходов позволяет

получить

наиболее

полную

картину

уровня

развития

учащихся

и

вовремя скорректировать процесс обучения.



В раздел образования