Автор: Пятаева Анастасия Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Научная статья
Тема: Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни
Раздел: начальное образование
Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни
Аннотация: в статье раскрываются особенности приобщения младших
школьников
к
здоровому
образу
жизни
посредством
современных
образовательных технологий.
Ключевые слова: здоровье, культура, образ жизни, младший школьный
возраст, образовательные технологии.
В настоящее время в системе образования все более значимым
становится изучение аспектов педагогической деятельности, направленной
на
достижение
физического
и
духовного
развития
детей
младшего
школьного возраста посредством воспитания у них культуры здорового
образа жизни.
Приобщение
младших
школьников
к
здоровому
образу
жизни
представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия участников
учебно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) в среде
начальной школы, семьи, социального окружения, целью которого является
восстановление, сохранение, укрепление и формирование физического,
психического, социального и духовного здоровья обучающихся [5].
Приобщение
младших
школьников
к
здоровому
образу
жизни
представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мероприятий,
направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей [3].
Целесообразно приобщать детей к здоровому образу жизни в младшем
школьном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент
здоровья – происходит созревание и совершенствование жизненно важных
систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности;
формируются движения, осанка, развиваются физические качества.
Главным результатом приобщение младших школьников к здоровому
образу жизни является: высокий уровень здоровья детей, их умственной и
физической
работоспособности,
психоэмоциональная
устойчивость
и
способность противостоять разнообразным стрессовым ситуациям [5].
Приобщение
младших
школьников
к
здоровому
образу
жизни
характеризуется следующими показателями: оптимальный двигательный
режим, рациональное питание, закаливание, оптимальный режим труда и
отдыха и соблюдение правил личной гигиены.
О.А. Семакова отмечает, что приобщение младших школьников к
здоровому
образу
жизни
возможно
средствами
современных
образовательных технологий [5].
Современными
образовательными
технологиями
в
приобщении
младших школьников к здоровому образу жизни являются:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
3. Технологии проектной деятельности.
4. Игровые технологии.
В качестве основных принципов здоровьесберегающих технологий в
приобщении младших школьников к здоровому образу жизни Л.В. Баль
выделяет:
1)
создание
образовательной
среды,
обеспечивающей
снятие
стрессовых ситуаций у обучающих;
2)
учет
педагогом
здоровьесберегающих
факторов
учебно-
воспитательного процесса;
3) рациональная организация урока: объем учебной нагрузки –
количество уроков и их продолжительность, занятия активно-двигательного
характера
(уроки
физической
культуры,
спортивные
мероприятия,
динамические паузы) [2].
Например,
физкультурные
паузы
представляют
собой
комплекс
упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока. Время
проведения 2-3 минуты. В состав упражнений для физкультурных минуток
включают: упражнения по формированию правильной осанки, укреплению
зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для рук и
ног.
Второй
вид
технологий
–
информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ). Формирование и развитие культуры здорового образа
жизни младшего школьника непосредственно связано с использованием ИКТ
[4].
На
уроках
для
привлечения
внимания
младших
школьников
необходимо
использовать
инновационные
технологии,
в
частности
мультимедиа и интернет-ресурсы, поскольку волевое внимание у них
недостаточно развито, а новое и неожиданное привлечет внимание учащихся
без волевых усилий. Например, игра «Веселые человечки» на экране
схематично
изображены
человечки,
выполняющие
различные
гимнастические упражнения. Дети повторяют движения человечка [4].
С помощью мультимедийных презентаций с младшими школьниками
проводятся комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия
зрительного утомления.
Сопровождение беседы с обучающимися мультимедиа материалами
обеспечивает
формирование
ценностных
установок
и
жизненных
приоритетов детей по вопросам здоровья, владение культурными нормами в
сфере
здоровья,
активизирует
интерес
ребенка
к
участию
в
здоровьесберегающих
и
пропагандирующих
здоровый
образ
жизни
мероприятиях.
Проектные образовательные технологии направлены на формирование
здорового образа жизни, позволяют формировать знания детей младшего
школьного возраста о здоровье и здоровом образе жизни.
Использование проектного метода в учебно-воспитательном процессе
позволяет
развивать
физическое
и
психическое
здоровье
младших
школьников.
Одним из важных условий организации проектной деятельности по
формированию основ здорового образа жизни у младших школьников
является
обеспечение
оптимального
двигательного
режима,
который
позволяет
удовлетворить
физиологическую
потребность
в
движении,
способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию
работоспособности
на
высоком
уровне,
и
позволяет
предотвратить
переутомляемость учеников.
При использование проектной деятельности повышаются ценности
здоровья, приобщение их к здоровому образу жизни, развитие творческого
потенциала младших школьников, формирование готовности к сохранению и
укреплению своего здоровья [2].
Применение игровых технологий укрепляет мотивацию на изучение
предмета, помогает вызвать положительные эмоции. Игровые технологии
учат овладевать своим телом, развивать не только физические, но и
умственные способности.
Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка.
Основным содержание игр является усвоение культурно-гигиенических
навыков, культуры поведения. [3]
На уроках в игровой форме можно применять словарную работу.
Например, дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают
слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на
здоровье.
В формировании всесторонней развитой личности ребенка подвижным
играм отводится важное место. Они рассматриваются как основное
важнейшее средство и метод физического воспитания. Являясь важным
средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает
оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Большое
количество
движений
активизирует
дыхание,
кровообращение
и
обменные
процессы.
Оздоровительный
эффект
подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Увлеченность ребенка игрой не только мобилизирует его физические
ресурсы, но и улучшает результативность движения, является незаменимым
средством
совершенствования
движений,
развивая
их,
способствует
формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения.
Таким
образом,
современные
образовательные
технологии
(здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные,
технологии
проектной деятельности и игровые технологии) позволяют постепенно
улучшать здоровье учащихся, снижают заболеваемость, приобщают к
культуре здорового образа жизни. А использование средств данных
технологий позволяет сделать процесс приобщения младших школьников к
здоровому образу жизни эффективным, создает условия для воспитания
навыков культуры здорового образа жизни.
Список литературы
1.
Амосова Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. –
Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – 119с.
2.
Баль Л.В., Барканова С.В. Здоровьесберегающая педагогика. –
М.: Владос, 2013. – 190 с.
3.
Пашин А.А. Физическая культура – основа формирования
ценностей здорового образа жизни // Известия Пензенского государственного
педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2013. – №24. – С. 736-
741.
4.
Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. – М.:
Народное образование, 2009. – 183 с.
5.
Семакова О.А. Формирование навыков здорового образа жизни,
как направление социально педагогической работы // Первое сентября. –
2014. – №23. – 307 с.