Напоминание

Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни


Автор: Пятаева Анастасия Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Научная статья
Тема: Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни
Раздел: начальное образование





Назад




Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни

Аннотация: в статье раскрываются особенности приобщения младших

школьников

к

здоровому

образу

жизни

посредством

современных

образовательных технологий.

Ключевые слова: здоровье, культура, образ жизни, младший школьный

возраст, образовательные технологии.

В настоящее время в системе образования все более значимым

становится изучение аспектов педагогической деятельности, направленной

на

достижение

физического

и

духовного

развития

детей

младшего

школьного возраста посредством воспитания у них культуры здорового

образа жизни.

Приобщение

младших

школьников

к

здоровому

образу

жизни

представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия участников

учебно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) в среде

начальной школы, семьи, социального окружения, целью которого является

восстановление, сохранение, укрепление и формирование физического,

психического, социального и духовного здоровья обучающихся [5].

Приобщение

младших

школьников

к

здоровому

образу

жизни

представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мероприятий,

направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья

детей [3].

Целесообразно приобщать детей к здоровому образу жизни в младшем

школьном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент

здоровья – происходит созревание и совершенствование жизненно важных

систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности;

формируются движения, осанка, развиваются физические качества.

Главным результатом приобщение младших школьников к здоровому

образу жизни является: высокий уровень здоровья детей, их умственной и

физической

работоспособности,

психоэмоциональная

устойчивость

и

способность противостоять разнообразным стрессовым ситуациям [5].

Приобщение

младших

школьников

к

здоровому

образу

жизни

характеризуется следующими показателями: оптимальный двигательный

режим, рациональное питание, закаливание, оптимальный режим труда и

отдыха и соблюдение правил личной гигиены.

О.А. Семакова отмечает, что приобщение младших школьников к

здоровому

образу

жизни

возможно

средствами

современных

образовательных технологий [5].

Современными

образовательными

технологиями

в

приобщении

младших школьников к здоровому образу жизни являются:

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

3. Технологии проектной деятельности.

4. Игровые технологии.

В качестве основных принципов здоровьесберегающих технологий в

приобщении младших школьников к здоровому образу жизни Л.В. Баль

выделяет:

1)

создание

образовательной

среды,

обеспечивающей

снятие

стрессовых ситуаций у обучающих;

2)

учет

педагогом

здоровьесберегающих

факторов

учебно-

воспитательного процесса;

3) рациональная организация урока: объем учебной нагрузки –

количество уроков и их продолжительность, занятия активно-двигательного

характера

(уроки

физической

культуры,

спортивные

мероприятия,

динамические паузы) [2].

Например,

физкультурные

паузы

представляют

собой

комплекс

упражнений, проводимых между 15-20 минутами каждого урока. Время

проведения 2-3 минуты. В состав упражнений для физкультурных минуток

включают: упражнения по формированию правильной осанки, укреплению

зрения, укреплению мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для рук и

ног.

Второй

вид

технологий

информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ). Формирование и развитие культуры здорового образа

жизни младшего школьника непосредственно связано с использованием ИКТ

[4].

На

уроках

для

привлечения

внимания

младших

школьников

необходимо

использовать

инновационные

технологии,

в

частности

мультимедиа и интернет-ресурсы, поскольку волевое внимание у них

недостаточно развито, а новое и неожиданное привлечет внимание учащихся

без волевых усилий. Например, игра «Веселые человечки» на экране

схематично

изображены

человечки,

выполняющие

различные

гимнастические упражнения. Дети повторяют движения человечка [4].

С помощью мультимедийных презентаций с младшими школьниками

проводятся комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия

зрительного утомления.

Сопровождение беседы с обучающимися мультимедиа материалами

обеспечивает

формирование

ценностных

установок

и

жизненных

приоритетов детей по вопросам здоровья, владение культурными нормами в

сфере

здоровья,

активизирует

интерес

ребенка

к

участию

в

здоровьесберегающих

и

пропагандирующих

здоровый

образ

жизни

мероприятиях.

Проектные образовательные технологии направлены на формирование

здорового образа жизни, позволяют формировать знания детей младшего

школьного возраста о здоровье и здоровом образе жизни.

Использование проектного метода в учебно-воспитательном процессе

позволяет

развивать

физическое

и

психическое

здоровье

младших

школьников.

Одним из важных условий организации проектной деятельности по

формированию основ здорового образа жизни у младших школьников

является

обеспечение

оптимального

двигательного

режима,

который

позволяет

удовлетворить

физиологическую

потребность

в

движении,

способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию

работоспособности

на

высоком

уровне,

и

позволяет

предотвратить

переутомляемость учеников.

При использование проектной деятельности повышаются ценности

здоровья, приобщение их к здоровому образу жизни, развитие творческого

потенциала младших школьников, формирование готовности к сохранению и

укреплению своего здоровья [2].

Применение игровых технологий укрепляет мотивацию на изучение

предмета, помогает вызвать положительные эмоции. Игровые технологии

учат овладевать своим телом, развивать не только физические, но и

умственные способности.

Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка.

Основным содержание игр является усвоение культурно-гигиенических

навыков, культуры поведения. [3]

На уроках в игровой форме можно применять словарную работу.

Например, дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают

слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на

здоровье.

В формировании всесторонней развитой личности ребенка подвижным

играм отводится важное место. Они рассматриваются как основное

важнейшее средство и метод физического воспитания. Являясь важным

средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает

оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Большое

количество

движений

активизирует

дыхание,

кровообращение

и

обменные

процессы.

Оздоровительный

эффект

подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Увлеченность ребенка игрой не только мобилизирует его физические

ресурсы, но и улучшает результативность движения, является незаменимым

средством

совершенствования

движений,

развивая

их,

способствует

формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения.

Таким

образом,

современные

образовательные

технологии

(здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные,

технологии

проектной деятельности и игровые технологии) позволяют постепенно

улучшать здоровье учащихся, снижают заболеваемость, приобщают к

культуре здорового образа жизни. А использование средств данных

технологий позволяет сделать процесс приобщения младших школьников к

здоровому образу жизни эффективным, создает условия для воспитания

навыков культуры здорового образа жизни.

Список литературы

1.

Амосова Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие. –

Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – 119с.

2.

Баль Л.В., Барканова С.В. Здоровьесберегающая педагогика. –

М.: Владос, 2013. – 190 с.

3.

Пашин А.А. Физическая культура – основа формирования

ценностей здорового образа жизни // Известия Пензенского государственного

педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2013. – №24. – С. 736-

741.

4.

Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. – М.:

Народное образование, 2009. – 183 с.

5.

Семакова О.А. Формирование навыков здорового образа жизни,

как направление социально педагогической работы // Первое сентября. –

2014. – №23. – 307 с.



В раздел образования