Автор: Хромова Надежда Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "МДС "Лесная поляна"
Населённый пункт: д. Бухловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Финансовая грамотность: "Такие разные деньги"
Раздел: дошкольное образование
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МДОУ «Муниципальный детский сад «Лесная поляна»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОД
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Область: познание
Тема: «Такие разные деньги»
Автор: воспитатель Н.Б. Хромова
д. Бухловка 2025 г.
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и
является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних
лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи,
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,
овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Данный методический материал предназначен для педагогов и наставников,
занимающихся финансовым просвещением подрастающего поколения. Он
призван стимулировать у детей интерес к повышению уровня финансовой
грамотности. Кроме того, этот материал может быть полезен для родителей,
стремящихся привить своим детям основы финансовой грамотности.
Введение
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере
финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих
ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности
и благополучия на протяжении жизни.
В данной разработке учитывались: возрастная категория воспитанников
и
их
уровень
подготовки.
Дошкольники
начинают
понимать,
как
оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт.
Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности,
что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. Таким образом,
выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и
представлений о финансах.
Главная образовательная и воспитательная задача – дать простые
экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение
детей к деньгам.
Технологическая карта образовательной деятельности
Тема: «Такие разные деньги»
Методический блок, образовательная область: познание
Интеграция
образовательных
областей:
социально-коммуникативное,
речевое развитие, физическое развитие, художественное творчество.
Цель:
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
- образовательные: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,
«банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить
знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и
банкнотой.
- развивающие: развивать понимание роли денег в жизни людей;
развивать мелкую моторику рук; воображение.
- воспитательные: воспитывать сотрудничество; взаимодействие,
активность, самостоятельность.
Форма занятия: фронтальное, комбинированное.
Время занятия: 25 – 30 минут.
Материал (оборудование): мяч; лист белой бумаги А4; копилка с набором
разных монет, и банкнот; пластиковая банковская карта; цветные карандаши,
кошелек.
Предварительная работа: чтение художественной литературы и просмотры
мультфильмов где упоминаются деньги; беседы с дошкольниками о значении
денег в жизни людей; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья».
Словарная работа: монета, купюра, банковская карта, рубль, кошелек.
Взаимодействие воспитателя с детьми:
формулирование проблемы,
введение в игровую ситуацию, помощь в решении задач.
Обратная связь (анализ занятия): Контрольные закрепляющие вопросы в
конце образовательной деятельности.
Содержательный блок
I.
Вводная
часть
ОД
–
организационный
момент,
приветствие
«Здравствуй солнышко родное».
II.
Основная часть.
1.
Загадывание загадки про Незнайку.
2.
Обозначение проблемной ситуации – «Как вы думаете, в чем удобнее
носить деньги с собой?», «Как же нам помочь Незнайке?».
3.
Обдумывание, высказывание, обсуждение предложений.
4.
Предложение сделать для Незнайки кошельки.
5.
Дидактическая игра с мячом «Для чего нужны деньги».
6.
Сравнение монет и банкнот, сходства и различия.
7.
Знакомство с банковской картой и понятием «наличные» деньги и
«безналичные».
8.
Физкультминутка «Покупка». Повторяется 2-3 раза.
9.
Изготовление кошелька в технике оригами.
10. Рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент.
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня такой замечательный день. Давайте
поздороваемся.
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!
(Садятся на стульчики)
Воспитатель: К нам в группу пришла посылка, отгадайте от кого.
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного………….(Незнайку)
Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.
Воспитатель: Что это такое нам прислал Незнайка?
Дети: копилку.
Воспитатель: Ребята здесь еще письмо от Незнайки. (воспитатель
зачитывает письмо)
- Здравствуйте ребята! Мне на День рождения друзья подарили копилку,
наверно потому что раньше я всегда терял деньги. Теперь мне есть куда их
складывать.
Когда я иду в магазин, я беру копилку с собой, только не удобно
доставать деньги из нее. Однажды я ее даже чуть не разбил. Но мне все
равно она очень нравится, поэтому я решил и вам подарить копилку, чтобы
вы могли складывать в нее деньги и не терять их.
До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, скажите удобно ли с собой носить копилку?
Дети: Нет.
Воспитатель: В чем удобно носить деньги, в чем носят деньги ваши мамы и
папы? Ответы детей.
Воспитатель:
Как же нам помочь Незнайке? Предположения детей.
Решают, что ему нужно подарить кошелек.
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте сделаем для Незнайки кошельки,
чтобы ему было удобно ходить в магазин. Но сначала давайте разберемся для
чего же нужна копилка? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно
узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Ответы
детей
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны
деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы
продолжаете.
Итак, деньги нам нужны:
Дети: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для
оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений
нам нужны деньги?); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты
проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным
(воспитатель
уточняет,
что
такая
деятельность
называется
благотворительностью) и т.д.
Воспитатель
опрашивает
всех
детей
по
очереди.
Если
дети
указывают не все значения денег, можно предложить решение данного
вопроса в виде проблемных ситуаций.
-
Если мы едим на автобусе, мы платим?
-
Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И
т.д.
Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги
там есть?
Воспитатель достает из копилки сначала монеты и предлагает их
рассмотреть.
Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей)
Дети: монеты
Воспитатель: Правильно. Опишите монеты, какие они?
Дети: Круглые, металлические, звенят (можно взять в руки несколько
монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный
признак).
Воспитатель:
Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось.
Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют
«Банкноты»
В: Ребята, расскажите какие банкноты?
Д: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно
продемонстрировать
шуршание
банкнотой.
Воспитатель
показывает детям какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их,
подержать в руках.
В: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный
признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота…
Банкнота
бумажная,
а
монета…
Монета
звенит,
а
банкнота …
Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)
В: Ребята все эти деньги и монеты и банкноты можно назвать наличными
деньгами. Их можно увидеть, потрогать. А есть деньги безналичные, нельзя
потрогать или увидеть. Как вы думаете, что это за деньги? (Если дети
затрудняются ответить, то воспитатель показывает им банковскую
карту и объясняет, что ею тоже можно расплачиваться в магазинах за
покупки).
Физкультминутка
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы,
обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на
пяточку, то правую, то левую ножку). Повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Ну а теперь давайте приступим к изготовлению кошельков для
Незнайки его друзей.
Воспитатель показывает, как сложить кошелек из бумаги способом
оригами. После того как кошелек готов воспитатель предлагает его
раскрасить.
Рефлексия
Воспитатель с детьми рассматривают кошельки. Вспоминают, о чем
сегодня разговаривали, что им больше понравилось, что запомнилось. Что
узнали нового.