Напоминание

Финансовая грамотность: "Такие разные деньги"


Автор: Хромова Надежда Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "МДС "Лесная поляна"
Населённый пункт: д. Бухловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Финансовая грамотность: "Такие разные деньги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МДОУ «Муниципальный детский сад «Лесная поляна»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОД

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Область: познание

Тема: «Такие разные деньги»

Автор: воспитатель Н.Б. Хромова

д. Бухловка 2025 г.

Пояснительная записка

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -

сравнительно новое направление в дошкольной педагогике и

является

глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних

лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи,

сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,

участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,

овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Данный методический материал предназначен для педагогов и наставников,

занимающихся финансовым просвещением подрастающего поколения. Он

призван стимулировать у детей интерес к повышению уровня финансовой

грамотности. Кроме того, этот материал может быть полезен для родителей,

стремящихся привить своим детям основы финансовой грамотности.

Введение

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере

финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих

ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности

и благополучия на протяжении жизни.

В данной разработке учитывались: возрастная категория воспитанников

и

их

уровень

подготовки.

Дошкольники

начинают

понимать,

как

оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт.

Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности,

что родители с помощью банкомата обналичивают деньги. Таким образом,

выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и

представлений о финансах.

Главная образовательная и воспитательная задача – дать простые

экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение

детей к деньгам.

Технологическая карта образовательной деятельности

Тема: «Такие разные деньги»

Методический блок, образовательная область: познание

Интеграция

образовательных

областей:

социально-коммуникативное,

речевое развитие, физическое развитие, художественное творчество.

Цель:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

- образовательные: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,

«банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить

знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и

банкнотой.

- развивающие: развивать понимание роли денег в жизни людей;

развивать мелкую моторику рук; воображение.

- воспитательные: воспитывать сотрудничество; взаимодействие,

активность, самостоятельность.

Форма занятия: фронтальное, комбинированное.

Время занятия: 25 – 30 минут.

Материал (оборудование): мяч; лист белой бумаги А4; копилка с набором

разных монет, и банкнот; пластиковая банковская карта; цветные карандаши,

кошелек.

Предварительная работа: чтение художественной литературы и просмотры

мультфильмов где упоминаются деньги; беседы с дошкольниками о значении

денег в жизни людей; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья».

Словарная работа: монета, купюра, банковская карта, рубль, кошелек.

Взаимодействие воспитателя с детьми:

формулирование проблемы,

введение в игровую ситуацию, помощь в решении задач.

Обратная связь (анализ занятия): Контрольные закрепляющие вопросы в

конце образовательной деятельности.

Содержательный блок

I.

Вводная

часть

ОД

организационный

момент,

приветствие

«Здравствуй солнышко родное».

II.

Основная часть.

1.

Загадывание загадки про Незнайку.

2.

Обозначение проблемной ситуации – «Как вы думаете, в чем удобнее

носить деньги с собой?», «Как же нам помочь Незнайке?».

3.

Обдумывание, высказывание, обсуждение предложений.

4.

Предложение сделать для Незнайки кошельки.

5.

Дидактическая игра с мячом «Для чего нужны деньги».

6.

Сравнение монет и банкнот, сходства и различия.

7.

Знакомство с банковской картой и понятием «наличные» деньги и

«безналичные».

8.

Физкультминутка «Покупка». Повторяется 2-3 раза.

9.

Изготовление кошелька в технике оригами.

10. Рефлексия.

Ход занятия

Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня такой замечательный день. Давайте

поздороваемся.

Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

(Садятся на стульчики)

Воспитатель: К нам в группу пришла посылка, отгадайте от кого.

Все в Цветочном городишке

Знают этого мальчишку.

Коротышку и зазнайку,

Беззаботного………….(Незнайку)

Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.

Воспитатель: Что это такое нам прислал Незнайка?

Дети: копилку.

Воспитатель: Ребята здесь еще письмо от Незнайки. (воспитатель

зачитывает письмо)

- Здравствуйте ребята! Мне на День рождения друзья подарили копилку,

наверно потому что раньше я всегда терял деньги. Теперь мне есть куда их

складывать.

Когда я иду в магазин, я беру копилку с собой, только не удобно

доставать деньги из нее. Однажды я ее даже чуть не разбил. Но мне все

равно она очень нравится, поэтому я решил и вам подарить копилку, чтобы

вы могли складывать в нее деньги и не терять их.

До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята, скажите удобно ли с собой носить копилку?

Дети: Нет.

Воспитатель: В чем удобно носить деньги, в чем носят деньги ваши мамы и

папы? Ответы детей.

Воспитатель:

Как же нам помочь Незнайке? Предположения детей.

Решают, что ему нужно подарить кошелек.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте сделаем для Незнайки кошельки,

чтобы ему было удобно ходить в магазин. Но сначала давайте разберемся для

чего же нужна копилка? Ответы детей

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно

узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Ответы

детей

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны

деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы

продолжаете.

Итак, деньги нам нужны:

Дети: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для

оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений

нам нужны деньги?); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты

проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным

(воспитатель

уточняет,

что

такая

деятельность

называется

благотворительностью) и т.д.

Воспитатель

опрашивает

всех

детей

по

очереди.

Если

дети

указывают не все значения денег, можно предложить решение данного

вопроса в виде проблемных ситуаций.

-

Если мы едим на автобусе, мы платим?

-

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И

т.д.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги

там есть?

Воспитатель достает из копилки сначала монеты и предлагает их

рассмотреть.

Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей)

Дети: монеты

Воспитатель: Правильно. Опишите монеты, какие они?

Дети: Круглые, металлические, звенят (можно взять в руки несколько

монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный

признак).

Воспитатель:

Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось.

Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют

«Банкноты»

В: Ребята, расскажите какие банкноты?

Д: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно

продемонстрировать

шуршание

банкнотой.

Воспитатель

показывает детям какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их,

подержать в руках.

В: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный

признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота…

Банкнота

бумажная,

а

монета…

Монета

звенит,

а

банкнота …

Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)

В: Ребята все эти деньги и монеты и банкноты можно назвать наличными

деньгами. Их можно увидеть, потрогать. А есть деньги безналичные, нельзя

потрогать или увидеть. Как вы думаете, что это за деньги? (Если дети

затрудняются ответить, то воспитатель показывает им банковскую

карту и объясняет, что ею тоже можно расплачиваться в магазинах за

покупки).

Физкультминутка

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы,

обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на

пяточку, то правую, то левую ножку). Повторить 2-3 раза.

Воспитатель: Ну а теперь давайте приступим к изготовлению кошельков для

Незнайки его друзей.

Воспитатель показывает, как сложить кошелек из бумаги способом

оригами. После того как кошелек готов воспитатель предлагает его

раскрасить.

Рефлексия

Воспитатель с детьми рассматривают кошельки. Вспоминают, о чем

сегодня разговаривали, что им больше понравилось, что запомнилось. Что

узнали нового.



В раздел образования