"Роль дидактической игры в развитии мышления у детей с задержкой психического развития"
Автор: Абросимова Людмила Юрьевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №93" Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Стерлитамак Наименование материала: Статья Тема: "Роль дидактической игры в развитии мышления у детей с задержкой психического развития" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Роль дидактической игры в развитии мышления у детей с задержкой
психического развития»
Дошкольное
детство
-
уникальный
возраст,
обладающий
своеобразной
логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими
границами, ценностями, чувствами, действиями.
Мы постигаем мир дошкольного детства через игру. И не случайно игра
названа спутником детства.
Проблема детской игры оказалась неисчерпаемой для исследователей и
до сих пор не утратила своей актуальности.
Перед коллективами дошкольных учреждений компенсирующего вида, часто
стоит
задача
подготовить
детей
к
обучению
в
школе,
а
в
будущем
и
к
самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция
и развития компенсаторных механизмов у детей.
В связи с особенностями развития детей с задержкой психического
развития, они особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Учёные,
исследующие
особенности
развития
детей
с
задержкой
психического
развития,
в
первую
очередь
отмечают
у
них
отсутствия
интереса
к
окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей
особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их
познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и
воспитания занимают дидактические игры. Дидактическая игра одна из форм
обучающего воздействия
взрослого
на
ребёнка. В тоже время игра –
основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна
обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой
действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и
обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть
использована при усвоении любого программного материала и проводится на
индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и
воспитателем.
Игра
включается
также
в
музыкальное
занятие,
является
одним из занимательных элементов на прогулке.
Важным
в
психическом
развитии
ребёнка,
является
формирование
мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные
формы
наглядного
мышления,
наглядно-образного,
но
и
закладываются
основы логического мышления, способность к анализу, синтезу. Формируя у
детей целостное восприятие предметов, их свойств и отношений, необходимо
одновременно развивать
представления, которые могут быть вызваны в
памяти ребёнка и в отсутствии самих предметов. Это одна из важнейших
задач наглядно-образного мышления. Таким образом сенсорное воспитание
ребёнка
смыкается
с
формированием
его
мышления,
ложится
в
основу
наглядно-образного мышления.
Развитие
восприятие,
оказывается
очередным
этапом
обобщения,
подводит детей к классификации, основанной на выделении существенного
признака. Кроме этого происходит упорядочивание и систематизация свойств
и отношений предметов, которые лежат в основу сериации.
В дошкольном возрасте дети способны к систематизации, составлению
сериации, упорядочиванию, основанном на логическом построении объектов,
выстраивании
их
в
ряд
по
какому-либо
чувственно
воспринимаемому
предмету. Это свойство постепенно идёт по убывающей или по возрастной.
Переход детей от представления к мышлению – процесс длительный. Для
детей
с
задержкой
психического
развития
без
целенаправленной
коррекционной работы такой переход может не произойти. В результате чего
они
не
понимают
прочитанный
текст,
не
умеют
пользоваться
схемами,
планом.
Дети
с
задержкой
психического
развития
не
осознают
наличие
проблемной ситуации
и не связывают поиски решения с необходимостью
использования вспомогательных средств. У них отсутствует активный поиск,
они
могут
быть
равнодушными
к
результату
и
процессу
решения
практических задач, даже если она игровая.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при
решении
наглядных
задач.
Задача
дидактических
игр:
научить
детей
оперировать представлениями в знакомых ситуациях и находить правильный
выход.
Система
игр-упражнений
на
развитие
мыслительной
деятельности
детей
с
задержкой
психического
развития
должна
учитывать
следующие
принципы:
- Игровая мотивация действий;
- Доступность заданий;
- Постепенное усложнение практических задач;
-
Повторяемость,
возможность
самостоятельного
поиска
решения
задачи
каждым ребёнком;
-
Наблюдение
детей
за
действиями
сверстников
в
целях
подкрепления
собственного опыта, опытом наблюдения, что даёт материал для обобщения.
Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы
и
служить
как
для
развития
познавательной
деятельности,
так
и
для
формирования собственной игры, поведения в коллективе.
Успешному
проведению
дидактических
игр
способствует
умелое
педагогическое руководство ими. Для
детей
с задержкой психического
развития
эмоциональная
сторона
организации
игры
–
важное
условие.
Взрослый своим поведением, эмоциональным настроем, должен вызвать у
детей положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность
взрослого,
благодаря
которой
и
появляется
сотрудничество,
обеспечивающее желание ребёнка
действовать
вместе
и
добиваться
положительного
результата.
Роль
взрослого
в
дидактической
игре
двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом,
организует обучение детей, а с другой стороны – выполняет роль участника
игры, направляет каждого ребёнка на выполнения игровых действий, а при
необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый
одновременно следит за выполнением правил.
Таким образом, игры и упражнения по развитию мышления у детей с
задержкой психического развития
создают необходимую
предпосылку к
формированию речи, к решению наглядных
задач, развитию восприятия,
памяти, воображения. Важным условием
результативного использования
дидактических игр в обучении, является соблюдение последовательности в
подборе игр. При этом должны учитываться
дидактические принципы:
доступность,
повторяемость,
постепенность
выполнения
заданий.
Становление
мыслительных
процессов
требует повседневной, хорошо
продуманной коррекционной работы.