Автор: Ольга Борисовна Федулеева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад компенсирующего вида №223"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "В дружбе с людьми и природой"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида
№223» г. Саратова
Проект по экологическому воспитанию
«В дружбе с людьми и природой»
в подготовительной группе
совместно с библиотекой
Саратов
2022-2023 год
Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над родным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
М.Дудин
I. Предпосылки реализации проекта
Мы часто произносим слово « природа» о ней написано много книг, ей
посвящают свои произведения поэты и художники. Долг человека -
сохранять природу и приумножать ее богатства, бережно относиться ко всем
живым организмам, охранять растения и животных.
Первоочередной
задача
при
реализации
программы
по
экологическому воспитанию и образованию детей - помочь им осознать
ответственность за взаимоотношения человека и природы, понять причины
неблагоприятной экологической обстановки там, где они живут.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с
природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит
в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как
реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение
наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых
существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют
формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм,
трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих
природные богатства.
Мы, воспитатели не можем чувствовать себя непричастными к
проблемам
общества,
которое
поручило
нам
ответственную
задачу:
выпускать в жизнь воспитанных и образованных людей.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только
тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.
Прежде всего - это воспитание человечности, т.е. доброты,
ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут
рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для
полноценной жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и
все, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в
природе
и
среди
людей.
Нам
необходимо
сделать
свою
работу
привлекательной для детей.
Библиотека и детский сад имеют много возможностей для
успешной
реализации
программы.
Во-первых,
библиотека
обладает
огромным количеством книг и журналов по экологии. Во-вторых, кроме
методов непосредственного ознакомления с материалом, библиотекарь
использует для дополнения знаний детей чтение рассказов и стихотворений о
природе,
предлагает
ребятам
нарисовать
или
вылепить
особенно
понравившихся.
Детский
сад
использует
в
своей
работе
наиболее
естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей
–
игру.
Игры,
где
присутствует
активная
экологическая
игровая
деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют
их яркими красками, делают их живыми, а следовательно более интересными
для детей.
Все занятия предполагают творческий подход библиотекаря и
воспитателя, без чего успешная работа с детьми просто невозможна.
Выбирая занятие для детей, мы должны исходить из своих организационных
способностей, личностных качеств и поставленных перед собою задач.
В своей деятельности мы используем принцип сотрудничества и
сотворчества. Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на
ребенка экологически правильной игровой деятельности, но мы уверены, что
усилия библиотекаря и воспитателя не пройдут бесследно.
II. Цель и задачи
Цель. Воспитать у дошкольников познавательно-эстетическое
отношение к природе, научить применять экологические знания на практике.
Задачи:
1.
Научить детей размышлять над экологическими проблемами.
2.
Вызвать интерес к чтению литературы экологической тематики.
3.
Способствовать развитию творческих способностей через участие в
конкурсах рисунков и поделок.
4.
Пополнить ресурсы (книжные и электронные) экологического
содержания.
III. Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
4 этап - Ожидаемые результаты
Подготовительный этап
1.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
2.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
3.Достижение договоренности о сотрудничестве. – Сентябрь 2022 г.
4.Рекламные кампании в библиотеке и детском саду.
5.Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1.Взаимодействие с библиотекой, направленное на знакомство с проектной
деятельностью.
2.Проведение мероприятий в группах.
.
Заключительный этап
Презентация проекта.
Участники проекта:
дети;
воспитатели;
сотрудники библиотеки
Срок реализации проекта: октябрь 2022 – май 2023 г.
Основные мероприятия по
реализации проекта
Предпочтение отдается таким формам и методам: работы, которые
стимулируют познавательную творческую активность.
Проведение экскурсии в библиотеку
Презентация
Беседы
Игры – занятия с детьми
Конкурсы рисунков, стихов
Викторина
Проведение опытов
Организация просмотра тематических видеофильмов
Продуктивная деятельность детей
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры,
Помощь в оформлении выставки книг по теме
Чтение художественной литературы
Сценарий развлечения экологического характера
Мастер-классы
IV. Ожидаемые результаты.
1 Программа будет работать на имидж детского сада.
2 Программа способствует целенаправленному формированию
экологической культуры у дошкольников.
Перспективный план
Октябрь
1.
Презентация «Профессия-эколог»
2.
Беседа «Для чего нужна «Красная книга»?»
3.
Викторина «Что опасно для природы?»
4.
Выставка литературы «Мир природы в произведениях писателей и поэтов»
Ноябрь
1.
Виртуальная экскурсия «Вода-источник жизни»
2.
Беседа «Что мы знаем о воде» (свойства, значение)
3.
Опыты: «Как вытолкнуть воду?» и т.п.
4.
Чтение «История одной капли».
Декабрь
5.
Урок доброты «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
6.
Творческая мастерская «Изготовление кормушек»
7.
Беседа «Покормите птиц зимой»
8.
Игры «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»
9.
Раскраска «Птицы»
Январь
1.
Видео презентация «Как люди помогают лесным обитателям зимой»
2.
Рассказывание по схеме-мнемотаблице «Расскажи о диких животных зимой»
3.
Разгадывание кроссворда
4.
Лепка «В зимнем лесу»
Февраль
1.Познавательный час «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
2.Чтение Д.Мамина-Сибиряка «Лесная сказка»
3.Правила поведения в лесу. (игра-экологические знаки)
4.Рисование «Зимние деревья»
Март
1.Игра-путешествие «Царство насекомых»
2.Экологические игры: Представь себе- «Ты маленький паучок», «Зимой
проснулся муравей», «Летом пошёл снег».
3.Загадки о насекомых. Игра «Четвёртый лишний»
4.Подвижные игры: «Бабочки и птицы», «Медведь и пчёлы»
Апрель
1.Эко-путешествие «В страну здоровья»
2.Беседа «Царство лекарственных растений»
3.Правила сбора лекарственных трав.
4.Игра «Береги руки»
Май
К. В. Н. «Люби и знай свой край родной