Напоминание

Метод мозгового штурма


Авторы: Макомова Марина Анатольевна, Луконина Елена Михайловна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Кугесьский детский сад "Крепыш" Чебоксарского муниципального округа
Населённый пункт: п.Кугеси
Наименование материала: Статья
Тема: Метод мозгового штурма
Раздел: дошкольное образование





Назад




Существует множество методик для повышения эффективности работы

педагогического коллектива. Сегодня расскажем об одном из методов ТРИЗ -

теории решения изобретательских задач. А именно о методе мозгового

штурма, о возможностях использования данного метода в организации

методической работы, который способствует достижении эффективности и

результативности

методического

сопровождения

педагогических

работников, решении педагогических задач и создания инновационных

подходов.

Что же такое метод мозгового штурма или брейнсторминг? Метод

мозгового штурма, или брейнсторминг ― это способ коллективного поиска

решений для самых разных задач. Его используют в сферах, связанных с

анализом информации. Целью мозгового штурма является получение

нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени.

Добиваются

этого

за

счет

генерирования

максимального

количества

разнообразных идей в процессе совместного обсуждения в коллективе,

команде, которые могут быть использованы на практике.Метод мозгового

штурма еще называют методом мозговой атаки, имея ввиду атаку на задачи.

Эту технику придумал американский психолог и основатель сети

рекламных агентств Алекс Осборн. Один из вариантов мозгового штурма он

использовал со своими с сотрудниками еще в 1930-х и описал в книге Как

придумывать», впервые опубликованной в 1942 году. Ключевая мысль

Осборна заключалась в том, что чем больше разных предложений получится

сгенерировать, тем выше будут шансы найти подходящее решение. Позже

его метод перекочевал в сферу бизнес-образования и стал применяться для

обучения предпринимателей как в США, так и в Европе. В 60-е годы этот

метод пользовался популярностью и его считали самым перспективным,

преподватели

различных

университетов

выработали

множество

модификаций.Сейчас придумано уже много способов брейнсторминга, но

все они основаны на технике, описанной Осборном.

Несмотря на хаотичность процесса поиска идей, у хорошего мозгового

штурма есть определенные правила. Осборн сформулировал главные

правила мозгового штурма так:

1. Нельзя осуждать и критиковать чужие идеи.

2.

Участников

надо

настроить

на

то,

чтобы

они

предлагали

самые

невероятные решения, которые могут прийти им на ум.

3. Важно обсудить максимально возможное количество идей, в надежде, что

количество перейдет в качество.

4. Участники должны дополнять, интегрировать и развивать идеи, которые

уже были озвучены другими.

Чтобы мозговой штурм привел к результатам, необходимо подобрать

подходящую технику в зависимости от количества участников в коллективе, а

также назначить модератора. ( выбрать в каждой группе «Аналитика» и

«Генераторов идей». Он будет фиксировать все идеи на флип-чарте, чтобы

ни одна не потерялась в пылу обсуждения, а также контролировать

обстановку,

не

допуская

балагана.

Нужно

выбрать

место

и

время,

подходящие для всех, а также ознакомить сотрудников с техниками и

правилами брейнсторминга заранее. Важно убедиться, что все участники

группы могут свободно высказывать свои идеи и не боятся критики и

негативной оценки.

Мозговая атака проводится в несколько этапов:

В начале перед участниками процесса четко ставится задача — чего нужно

достичь и в какие сроки, какое количество идей необходимо предложить,

кто является заказчиком, к какому решению команда в итоге придет.

Затем команда переходит к генерированию идей. На этом этапе все

участники мозгового штурма предлагают варианты решения проблемы —

чем больше, тем лучше. Здесь важно не отметать даже самые абсурдные, на

первый взгляд, идеи, а тщательно фиксировать все предложения. На этом

этапе жестко пресекается любая критика и оценка идей.

После того как все предложения зафиксированы и есть из чего выбрать,

можно переходить к оценке и анализу. Это экспертный этап, где включается

критическое мышление и навыки систематизации, взвешивание всех за и

против, при котором отбираются только самые подходящие идеи. На этом

этапе ни в коем случае нельзя критиковать авторов идей, которые не войдут

в шорт-лист лучших. Это противоречит концепции брейнсторминга.

Методов проведения мозгового штурма множество.

1.Существует несколько основных методов мозговой атаки. Среди них даже

есть индивидуальный

мозговой

штурм,

который

предполагает,

что

высказывает разные идеи и оценивает их критически, отбирая лучшие, один

и тот же человек.

2.Другой интересный пример брейнсторминга — это обратный мозговой

штурм, когда участники должны предлагать ответы на вопросы типа «Как

сделать самый худший проект?» или «Как добиться провала нашего

проекта?». Целью такого мозгового штурма является выявление явных и

потенциальных недостатков, сформулировав которые можно будет искать

способы их предотвратить или преодолеть.

3.Еще один метод брейнсторминга — штурм с предварительной экспертной

оценкой идей. Он задает высокие требования к участникам, которые должны

обладать профессиональной экспертизой в своей сфере, а также иметь опыт

мозгового штурма в группе. Такой процесс проводится в несколько этапов:

— каждый из участников заранее готовится и самостоятельно генерирует

идеи;

— группа собирается для ознакомления с озвученными идеями, выбирает

несколько лучших вариантов, обсуждает их плюсы и минусы;

— затем каждую отобранную идею участники обсуждают в мини-группах,

сужая список вариантов до основных и ранжируя их по приоритетности;

— еще один раунд брейнсторминга с обсуждением каждой идеи, который

приводит к финальному отбору лучших вариантов.

Из опыта своей профессиональной деятельности. Часто на практике мы

сталкиваемсяс

вопросами

расстановки

кадров,

разногласиями

между

педагогами и родителями и тд, различными педагогическими ситуациями.

Данную

методику

мы

используем

часто.

Она

привлекает

нас

своей

простотой. Если приглядется, то казалось бы в кратчайшие сроки с

минимальной тратой аремени в четыре шага можно эффективно решить ту

или иную проблему.

План

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3.Обсуждение идей.

4. И принятие решения.

На педагогических советах, семинарах, круглых столах он эффективен

для

решения

проблемных

и

педагогических

ситуаций,

с

которыми

повседневно сталкиваются педагоги. Он нравится и коллегам, тем, что он

является

коллективнымметодом

решения

задач,

и

поэтому

здесь

увеличивается сила за счет объединения усилий.

Метод привлекателен тем, что он помогает работать с людьми разных

возрастов, разного уровня специальностей. Он доступен и для детей и для

взрослых. Доступен даже для тех, если кто-то не компетентен в этом

вопросе. Здесь не требуется предварительное обучение кроме ведущего,

который должен знать теорию метода.

Также мозговой штурм мы можем использовать ежедневно, для

развития фантазий, воображения, для раскрепощения. Можно показать , что

у одной и той же задачи есть

много разных решений и что каждая

правильна, но только для своих конкретных условий..

Таким образом, подводя итоги, мозговой штурм - это система, которая

помогает нам работать с людьми разных возрастов, разного уровня

компетентности педагогов в рамках педагогического сообщества. Это

система которая помогает думать нам нестандартно. Искать решения там

где, кажется их нет, и находить максимально короткие и максимально

эффективные пути достижения цели. Инновационные подходы. Метод

мозгового штурма может быть успешно применён для разработки новых

подходов к обучению и педагогической практике, что ведет к повышению

качества образования.

Эффективность методической работы. Использование мозгового

штурма в методической работе позволяет педагогам находить новые пути

решения образовательных задач, адаптируя программы под потребности

обучающихся. Решение педагогических задач. С помощью мозгового штурма

можно создавать стратегии для решения различных педагогических задач,

начиная от улучшения учебных планов до внедрения новых технологий.

В заключении хочется отметить, что метод мозгового штурма является

мощным инструментом для генерации идей и решений в педагогике,

способствуя инновациям и улучшая образовательные процессы.

.



В раздел образования