Авторы: Макомова Марина Анатольевна, Луконина Елена Михайловна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Кугесьский детский сад "Крепыш" Чебоксарского муниципального округа
Населённый пункт: п.Кугеси
Наименование материала: Статья
Тема: Метод мозгового штурма
Раздел: дошкольное образование
Существует множество методик для повышения эффективности работы
педагогического коллектива. Сегодня расскажем об одном из методов ТРИЗ -
теории решения изобретательских задач. А именно о методе мозгового
штурма, о возможностях использования данного метода в организации
методической работы, который способствует достижении эффективности и
результативности
методического
сопровождения
педагогических
работников, решении педагогических задач и создания инновационных
подходов.
Что же такое метод мозгового штурма или брейнсторминг? Метод
мозгового штурма, или брейнсторминг ― это способ коллективного поиска
решений для самых разных задач. Его используют в сферах, связанных с
анализом информации. Целью мозгового штурма является получение
нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени.
Добиваются
этого
за
счет
генерирования
максимального
количества
разнообразных идей в процессе совместного обсуждения в коллективе,
команде, которые могут быть использованы на практике.Метод мозгового
штурма еще называют методом мозговой атаки, имея ввиду атаку на задачи.
Эту технику придумал американский психолог и основатель сети
рекламных агентств Алекс Осборн. Один из вариантов мозгового штурма он
использовал со своими с сотрудниками еще в 1930-х и описал в книге Как
придумывать», впервые опубликованной в 1942 году. Ключевая мысль
Осборна заключалась в том, что чем больше разных предложений получится
сгенерировать, тем выше будут шансы найти подходящее решение. Позже
его метод перекочевал в сферу бизнес-образования и стал применяться для
обучения предпринимателей как в США, так и в Европе. В 60-е годы этот
метод пользовался популярностью и его считали самым перспективным,
преподватели
различных
университетов
выработали
множество
модификаций.Сейчас придумано уже много способов брейнсторминга, но
все они основаны на технике, описанной Осборном.
Несмотря на хаотичность процесса поиска идей, у хорошего мозгового
штурма есть определенные правила. Осборн сформулировал главные
правила мозгового штурма так:
1. Нельзя осуждать и критиковать чужие идеи.
2.
Участников
надо
настроить
на
то,
чтобы
они
предлагали
самые
невероятные решения, которые могут прийти им на ум.
3. Важно обсудить максимально возможное количество идей, в надежде, что
количество перейдет в качество.
4. Участники должны дополнять, интегрировать и развивать идеи, которые
уже были озвучены другими.
Чтобы мозговой штурм привел к результатам, необходимо подобрать
подходящую технику в зависимости от количества участников в коллективе, а
также назначить модератора. ( выбрать в каждой группе «Аналитика» и
«Генераторов идей». Он будет фиксировать все идеи на флип-чарте, чтобы
ни одна не потерялась в пылу обсуждения, а также контролировать
обстановку,
не
допуская
балагана.
Нужно
выбрать
место
и
время,
подходящие для всех, а также ознакомить сотрудников с техниками и
правилами брейнсторминга заранее. Важно убедиться, что все участники
группы могут свободно высказывать свои идеи и не боятся критики и
негативной оценки.
Мозговая атака проводится в несколько этапов:
В начале перед участниками процесса четко ставится задача — чего нужно
достичь и в какие сроки, какое количество идей необходимо предложить,
кто является заказчиком, к какому решению команда в итоге придет.
Затем команда переходит к генерированию идей. На этом этапе все
участники мозгового штурма предлагают варианты решения проблемы —
чем больше, тем лучше. Здесь важно не отметать даже самые абсурдные, на
первый взгляд, идеи, а тщательно фиксировать все предложения. На этом
этапе жестко пресекается любая критика и оценка идей.
После того как все предложения зафиксированы и есть из чего выбрать,
можно переходить к оценке и анализу. Это экспертный этап, где включается
критическое мышление и навыки систематизации, взвешивание всех за и
против, при котором отбираются только самые подходящие идеи. На этом
этапе ни в коем случае нельзя критиковать авторов идей, которые не войдут
в шорт-лист лучших. Это противоречит концепции брейнсторминга.
Методов проведения мозгового штурма множество.
1.Существует несколько основных методов мозговой атаки. Среди них даже
есть индивидуальный
мозговой
штурм,
который
предполагает,
что
высказывает разные идеи и оценивает их критически, отбирая лучшие, один
и тот же человек.
2.Другой интересный пример брейнсторминга — это обратный мозговой
штурм, когда участники должны предлагать ответы на вопросы типа «Как
сделать самый худший проект?» или «Как добиться провала нашего
проекта?». Целью такого мозгового штурма является выявление явных и
потенциальных недостатков, сформулировав которые можно будет искать
способы их предотвратить или преодолеть.
3.Еще один метод брейнсторминга — штурм с предварительной экспертной
оценкой идей. Он задает высокие требования к участникам, которые должны
обладать профессиональной экспертизой в своей сфере, а также иметь опыт
мозгового штурма в группе. Такой процесс проводится в несколько этапов:
— каждый из участников заранее готовится и самостоятельно генерирует
идеи;
— группа собирается для ознакомления с озвученными идеями, выбирает
несколько лучших вариантов, обсуждает их плюсы и минусы;
— затем каждую отобранную идею участники обсуждают в мини-группах,
сужая список вариантов до основных и ранжируя их по приоритетности;
— еще один раунд брейнсторминга с обсуждением каждой идеи, который
приводит к финальному отбору лучших вариантов.
Из опыта своей профессиональной деятельности. Часто на практике мы
сталкиваемсяс
вопросами
расстановки
кадров,
разногласиями
между
педагогами и родителями и тд, различными педагогическими ситуациями.
Данную
методику
мы
используем
часто.
Она
привлекает
нас
своей
простотой. Если приглядется, то казалось бы в кратчайшие сроки с
минимальной тратой аремени в четыре шага можно эффективно решить ту
или иную проблему.
План
1. Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3.Обсуждение идей.
4. И принятие решения.
На педагогических советах, семинарах, круглых столах он эффективен
для
решения
проблемных
и
педагогических
ситуаций,
с
которыми
повседневно сталкиваются педагоги. Он нравится и коллегам, тем, что он
является
коллективнымметодом
решения
задач,
и
поэтому
здесь
увеличивается сила за счет объединения усилий.
Метод привлекателен тем, что он помогает работать с людьми разных
возрастов, разного уровня специальностей. Он доступен и для детей и для
взрослых. Доступен даже для тех, если кто-то не компетентен в этом
вопросе. Здесь не требуется предварительное обучение кроме ведущего,
который должен знать теорию метода.
Также мозговой штурм мы можем использовать ежедневно, для
развития фантазий, воображения, для раскрепощения. Можно показать , что
у одной и той же задачи есть
много разных решений и что каждая
правильна, но только для своих конкретных условий..
Таким образом, подводя итоги, мозговой штурм - это система, которая
помогает нам работать с людьми разных возрастов, разного уровня
компетентности педагогов в рамках педагогического сообщества. Это
система которая помогает думать нам нестандартно. Искать решения там
где, кажется их нет, и находить максимально короткие и максимально
эффективные пути достижения цели. Инновационные подходы. Метод
мозгового штурма может быть успешно применён для разработки новых
подходов к обучению и педагогической практике, что ведет к повышению
качества образования.
Эффективность методической работы. Использование мозгового
штурма в методической работе позволяет педагогам находить новые пути
решения образовательных задач, адаптируя программы под потребности
обучающихся. Решение педагогических задач. С помощью мозгового штурма
можно создавать стратегии для решения различных педагогических задач,
начиная от улучшения учебных планов до внедрения новых технологий.
В заключении хочется отметить, что метод мозгового штурма является
мощным инструментом для генерации идей и решений в педагогике,
способствуя инновациям и улучшая образовательные процессы.
.