Автор: Будикова Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №190"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие по ФЭМП в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Занятие по математике в старшей группе с
использованием ИКТ «Путешествие по
сказке»
Интеграция образовательных областей: познавательная,
коммуникативная, здоровье сберегающая, игровая.
Задачи.
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 8.
Учить правильно, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который
по счету?», «На котором месте?».
Продолжать ориентироваться на листе бумаги, закрепить название
фигур.
Умение уменьшать и увеличивать число на единицу.
Развивать сообразительность, внимание, память и логическое
мышление.
Воспитывать интерес к математике, желанию помочь героям в трудной
ситуации, желание заниматься.
Материалы и оборудование:
демонстрационный материал: мультимедиа.
раздаточный материал: камни с цифрами, ключ, разрезанный на три
части, листки бумаги, цветные карандаши,
Содержание организационной деятельности:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Вводная часть
-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Дети проходят на места
.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы
попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо, тогда отправляемся.
1-2-3-4-5
Мы пойдем сейчас гулять
Там, где солнышко сияет
Счастьем сердце наполняет
Все желания исполняет.
Переделаем сто дел
Но и это не предел
Каждый стульчик свой найдет
И в мир сказки попадет.
Воспитатель: Садитесь на стульчики.
Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Сказка не простая, волшебная, с
математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глаза.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем.
Воспитатель: Открываем глаза.
Презентация
1 слайд. Мы, ребята, оказались возле дворца. Сказка начинается.
2 слайд. Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то
царь по своим царским делам, а дочка дома осталась.
3 слайд. Вышла она в сад погулять, а тут налетел злой волшебник, подхватил
царевну и унес в тридевятое царство.
4 слайд. Пошел ее искать Иван-царевич. Идет день, идет два.
Подходит к избушке на курьих ножках.А там живет Баба Яга.
5 слайд. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга дала Ивану
клубочек, который поможет найти замок, в котором сидит наша царевна. Но
рассказала, что по дороге будет мост, на котором много змей. И пройти через
него можно если Иван Царевич выполнит ее задания. Поможем Ивану-
царевичу?
Вот конверты с заданиями , но они все разного размера ,давайте расставим
их в правильном порядке, от самого короткого до самого длинного
Молодцы !
- Сколько всего конвертов?
- Посчитайте слева направо.
- А теперь посчитайте их в обратном порядке справа налево.
- Какой по порядку голубой конверт?
-, какого цвета конверт , находится между красным и жёлтым?
Воспитатель: Молодцы, дети! Вот вы и справились с 1 заданием.
Ну что открываем 2 конверт ? Какого он цвета?
Дети: Конверт зелёного цвета.
Задание : Поставь цветы в вазы.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат вазы и цветы.
Необходимо поставить в вазы такое количество цветов, какое число
написано на вазе.
(Дети собирают цветы и ставят в вазы)
Воспитатель:Молодцы ребята !
Воспитатель: Открываем 3 конверт. Какого он цвета
Дети: Конверт жёлтого цвета.
Воспитатель достает геометрические фигуры – прямоугольник, круг,
треугольник, овал, квадрат.
Воспитатель. В нём какие-то фигуры …Какую фигуру вы здесь видите?
Воспитанники. Прямоугольник.
Воспитатель. Как их можно назвать одним словом?
Воспитанники. Геометрические фигуры
Воспитатель. Назовите другие геометрические фигуры.
Ответы детей.
Воспитатель. На вашем столе тоже есть геометрические фигуры . задание
такое .Я буду называть предметы, а вы выложите у себя на столе, ту
геометрическую фигуру, на которую похож этот предмет.
Воспитатель. Тарелка, дверь, крыша дома, огурец, кубик.
Воспитатель. Сколько всего фигур?
Воспитанники. Пять.
Воспитатель. Молодцы ребята. Открываем 4 конверт Какого он цвета ?
Дети: Конверт голубого цвета
Воспитатель. Задание называется «Неделька»
- Сколько всего дней недели ?
- У нас с вами 7 карточек , Посмотрите сколько точек. Каждая точка
обозначает свой день недели. Я сейчас раздам вам карточки и
по команде вы выстроитесь в правильной последовательности. Готовы!
«Неделя стройся!» Назовите свой день недели.
Вторник , назови своих соседей.
Четверг , назови своих соседей.
Суббота , назови своих соседей.
Понедельник , назови своих соседей.
Воспитатель. Молодцы ребята. Открываем 5 конверт Какого он цвета ?
Дети: Конверт оранжевого цвета
Игра «Молчанка»
Воспитатель У вас на столах лежат карточки .Я вам буду задавать
вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой.
Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только
показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у пяти собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у трёх котов?
Воспитатель Молодцы! Открываем 6 конверт Какого он цвета ?
Дети: Конверт чёрного цвета
.
Воспитатель:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья ? Для этого
мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
игра «Скажи наоборот»
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи
Дидактическая
– внутри;
Легкий – тяжелый.
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Закрыть – открыть /книгу/
Надевает – снимает /свитер/
Опускает - поднимает
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
(На каждом листочке написано слово - дети называют ему
противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)
Воспитатель Молодцы! Открываем 7 конверт Какого он цвета ?
Дети: Конверт белого цвета
Воспитатель: Нужно отгадать загадки
1.Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
2.На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?)
3.У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит?
4.У Наташи кукла- Маша
Мишка плюшевый- у Паши,
У Танюши- кошка,
У Жени – матрёшка,
Лошадка у Павлушки,
Машина у Илюшки.
Сколько всего игрушек?
Воспитатель Молодцы! Справились с заданием .
7 слайд. И отправился Иван-царевич дальше. Катился клубочек, катился, и
упал в глубокое синее море. Пригорюнился Иван-царевич, как вдруг,
выплывает к нему русалка, и говорит:
- Помогу я тебе, Иван-царевич клубочек достать, но сначала задание мое
нужно выполнить.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу. (на
столах альбомный квадратный лист и простые карандаши.
Перед
вами совсем пустой ковер, который нужно украсить. Приготовьтесь слушать
задание и рисовать:
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте синий круг;
в левом нижнем углу нарисуйте фиолетовый прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый овал.
8 слайд. Воспитатель: - Проверяйте. Где нарисован зеленый квадрат?
Какая фигура в левом нижнем углу? Мы справились с заданием. Нашла
русалка на дне морском клубочек, отдала его Ивану Царевичу. Перед тем
как отправиться дальше, давайте мы немножко отдохнем.
Дети встают около столов.
Физкультминутка
Иван-Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся, руки в сторону, развел,
и пошел, пошел, пошел,
за царевной в глушь лесную,
вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.
Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. Посмотрите, видите,
перед нами стоит замок. Вот вход в замок.
9 слайд. Дверь, за которой спрятана царевна, завалена камнями. Чтобы
войти в замок нужно разобрать камни.
Перед вами на столах лежат камушки, нужно выложить числовой ряд
от 1 до 8 слева направо. Все приготовились, начали работать.
Посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
Попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 8 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3
и 5.
Назовите соседей числа 6.
Какое число стоит после 7
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Теперь
можно войти.
10 слайд.
Воспитатель: Вот и спас Иван-царевич прекрасную принцессу.
11 слайд.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы. Помогли Ивану-царевичу освободить
царевну.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернулись
Мир волшебный не забудем.
Воспитатель: Открываем глаза.
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад
.
Воспитатель: (Рефлексия)
- Дети, вам понравилось наше занятие ? (Ответы детей)
- Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей)
- Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)
- Сколько заданий вы сегодня выполнили? (Десять)
Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными,
помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями. Я
уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!
В награду за это жители сказочного города прислали вам сказочные
раскраски.