Напоминание

Использование приёмов и средств обучения в коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи.


Автор: Жиляева Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: Г.Курган
Наименование материала: Статья
Тема: Использование приёмов и средств обучения в коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование приемов и средств обучения в коррекции

речевых

нарушений

у

дошкольников

с

тяжелыми

нарушениями речи».

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи относятся к категории

детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) наблюдаются:

Ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, нарушение

звукопроизносительной стороны речи, несформированность

фонематических процессов.

Снижена потребность в общении, не сформированы формы

коммуникации (диалогическая и монологическая речь).

Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития.

Пространственные нарушения в дальнейшем, обуславливают

выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию,

дисграфию), нарушения счета.

Снижен

уровень

произвольного

внимания,

слуховой

памяти, продуктивность запоминания.

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из

актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции

речевых

нарушений.

Перед

дошкольным

учреждением

стоит

задача

всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а

также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для

реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи

детей в различных её формах, используя современные технологии, методы,

приёмы и средства обучения.

Приемы и средства обучения относятся к понятию «Педагогическая

технология», которую можно представить следующей формулой

и увидеть

на слайде:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) +

формы обучения. (На слайде).

На нашей встрече мы представим лишь некоторые нетрадиционные

приемы и средства обучения для преодоления речевых нарушений у

дошкольников с ТНР.

Использование приемов Су - Джок терапии в сочетании с

упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию лексико-

грамматических категорий способствует повышению физической и

умственной работоспособности детей, оказывая стимулирующее влияние на

развитие речи.

Формы работы с использованием массажеров Су – Джок могут быть от

использования массажа и пальчиковой гимнастики, до автоматизации

поставленных звуков, совершенствования лексико – грамматических

категорий, проведения звукового и слогового анализа.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех

цветов: красный, синий, зеленый. По заданию ребенок показывает

соответствующий обозначению звука шарик.

В упражнениях «Раздели слова на слоги» ребенок называет слог и

берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Для автоматизации поставленных звуков в речи ребенок поочередно

надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая

слова, фразу или стихотворение.

Использовать шарики Су – Джок можно и при формировании лексико-

грамматических категорий у детей:

Упражнение «Один - много». (Прокатывать шарик по ладони- от пальцев к

основанию). Примеры: лист-листы, стол-столы.

Аналогично можно проводить упражнение «Назови ласково»

«Шар обратно прокати, слово измени» Примеры : мяч-мячик, стол-

столик

Мы

также

используем шарики

при

совершенствовании

навыков

употребления предлогов.

На

столе

коробка,

по

инструкции

взрослого

ребенок

кладет

шарики соответственно:

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

Положи красный шарик в коробку, синий – за коробку; зеленый – около

коробки, желтый на коробку.

- Куда я положила зеленый шарик? (в коробку).

- Откуда я достала красный шарик? (из коробки) и т. д.

Использование приемов Су - Джок терапии позволяет

значительно

повысить

эффективность

коррекционо-

логопедической работы.

Переходя

к

следующему

вопросу

моего

выступления:

«Применение камушков «Марблс» для преодоления речевых нарушений у

детей с ТНР», хочется отметить, что — это один из нетрадиционных приемов

обучения, интересный для детей.

«Марблс» представляют собой готовые наборы стеклянных камушков

разного цвета, формы.

В работе с детьми используем следующие игры:

«Выложи по контуру»

«Заполни картинку камушками», они помогают при закреплении

лексических тем, обогащают словарь, развивают мелкую моторику

рук.

Также использую игры в работе, способствующие развитию ориентировки на

листе бумаге:

«Вверх-вниз, вправо-влево». Положите красный камушек в центр

листа. Желтый— в левый верхний угол, сиий— в правый верхний

угол, зеленый — в правый нижний;прозрачный — в левый нижний.

При ознакомлении с буквами дети выкладывают буквы по контурам, по

образцам, или самостоятельно.

При формировании лексико-грамматических категорий у детей,

использую игру:

«Назови ласково». Поможем сказочному герою добраться до домика,

построив дорожку из камешков, называя при этом слова с

уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик,

столик, домик, стульчик и т. д.

Для формирования фонематического слуха и восприятия использую игры:

«Мягкий или твердый?». В данной игре может быть два варианта. Или

ребенок проговоривает звуки, слоги или слова за взрослым и «поселяет» их в

нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные) или по картинкам

определяет первый согласный звук в слове и кладет камушек в нужный

домик.

Можно использовать камушки для:

выполнения звуко-буквенного анализа слогов, слов.

составления предложений («Лиса любит рыбу») и т.д.

Также можно составлять схемы предложений.

Ну и конечно, самым излубленным упражнением у детей является

проговаривание изолированных звуков, слогов, слов, т.е. автоматизация

поставленных звуков (изолированных, в слогах, словах).

Игры:

«Помоги бабочке долететь до цветка»,

«Помоги пчелке попасть в улий». Ребенок проговаривает нужный

речевой материал и выкладывает камушки по дорожке.

Камушки «Марблс» можно использовать и в сухом бассейне. Задание:

«Найди все игрушки на изучаемый звук»

Опыт работы показывает, что использование данных игр способствует

повышению речевой активности детей, они могут быть использованы как на

индивидуальных, так и на подгрупповых занятияхдет. Дети с большим

удовольствием играют с камушками.

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки

Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес

детей к ним.



В раздел образования