Автор: Малунова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: Ярославская область, город Ярославль
Наименование материала: Проект
Тема: «Хлеб всему голова»
Раздел: дошкольное образование
Проект в
подготовительной
группе №9
«Хлеб всему голова»
Подготовила и провела
Воспитатель: Малунова М.Н.
Название проекта: «Хлеб всему голова».
Участники проекта: дети подготовительной группы №9, учитель логопед,
воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Тип проекта: краткосрочный. (1 месяц)
Сроки выполнения: 9.09.- 10.10.2024г.
Актуальность проекта.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется
значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным
отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы
решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного
процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом
труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе
выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у
детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение
к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем
столе.
Задачи проекта:
1. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
2. Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из
нас.
3. Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких
зерновых культур получают муку.
4. Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и
названиями.
5. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать
работу с родителями детей для полноценного развития личности ребенка и
закреплению знаний о хлебе, хлебобулочных изделий.
6. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и
уважения к людям сельскохозяйственного труда.
План работы над проектом
Э
тап
С
одержание
1-й
организационно –
подготовительны
й
1.Определение темы, постановка цели и задачи.
2.Определение методов и приемов работы.
3.Составление перспективного плана.
4.Изучение методической и специальной литературы
по теме проекта. Подбор наглядного и
демонстрационного материала, стихов, пословиц.
5.Подбор технических средств (видео – фильмы).
6. Оснащение развивающей среды
2-й рефлексивно –
диагностический
Картотека стихов и дидактических игр;
Викторина «Путешествие в пекарню».
3-й практический
1.
Оформление альбома «Пословицы, загадки о хлебе».
2. Знакомство с производством хлеба – компьютерная
презентация «Откуда к нам приходит хлеб».
3. Составление буклета для родителей по воспитанию
у дошкольников уважение к хлебу «Без хлеба и у воды
жить худо».
4. Инсценировка сказки «Колосок».
5. Викторина: «Путешествие в пекарню».
6. Прослушивание аудиосказок.
7. Кукольный театр «Петушок и бобовое зернышко»
8. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с
детьми для сюжетно–ролевых игр.
9. Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Какой бывает хлеб».
10.
Рассматривание и обсуждение репродукций картин
русских художников:
И. Шишкин «Рожь»;
А. Венецианов «На пашне»;
Ерышева «Хлебное поле»;
С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка»,
«Озимые».
4- заключительный
1.Анализ
достижения
целей
и
полученных
результатов.
2.Обогащение предметно - развивающей среды в
группе: была собрана картотека с иллюстрациями,
стихотворениями,
рассказами,
презентациями
о
книгах.
3.
Фотоотчет о реализации проекта.
4
.
Проведение
музыкально-речевого
развлечения
совместно
с
родителями
«Вот
он
хлебушек
душистый!»
5.Подведение итогов по реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми.
Б
локи
Тематика деятельности
Задачи
Познание
1.Беседы с детьми:
«Как на наш стол хлеб
пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних
условиях»;
«Хлеб – наше богатство!».
2.НОД
-Компьютерная презентация
«Откуда к нам приходит хлеб».
-
Машины-помощники.
Знакомство профессиями:
агроном, комбайнер,
пекарь, кондитер,
продавец.
- «
Хлебное путешествие» (Хлеб
в разных странах.
- «Блокадный хлеб». Бережное
отношение к хлебу.
3
.
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья»; «История
про девочку, которая наступила
на хлеб» (по мотивам сказки
Ганса Христиана Андерсена);
«Хлеб»; «Чудо – мельница!»
Познакомить детей с
историей выращивания и
приготовления хлеба; с
профессиями.
Прививать любовь к
хлебу, Родине.
Привить уважение к хлебу
и людям, вырастившим
его.
Речевое
развитие
1.
Составление рассказов по
иллюстрации «Как
выращивают хлеб».
2.Чтение художественной
литературы.
• Сказки: «Легкий хлеб»,
«Крупеничка», «Крылатый,
мохнатый, да масляный»,
«Колосок»; «Колобок»;
• В. Дацкевич «От зерна до
каравая»;
• К. Чуковский «Чудо –
дерево», «Булка»;
Продолжать развивать
интерес к художественной
литературе, развивать
память, пополнять
словарный запас.
Нацеливать детей на
активное слушание
художественного
произведения. Продолжать
знакомить с разными
жанрами произведений
(стихи, рассказы, сказки),
их особенностями, учить
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Я. Аким «Хлеб»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень
вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое
хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше
богатство»;
3. Загадки, скороговорки,
пословицы, поговорки, стихи,
приметы о хлебе.
определять жанровую
принадлежность
произведения.
Художест-
венно-
эстетическое
развитие
1.Аппликация с элементами
конструирования.
«Хлебное поле из колосков».
(оригами).
2.Лепка.
«Будет хлеб – будет и
праздник»
(лепка из соленого теста).
3.Рисование.
«Хлеб всему голова».
Раскраски по теме.
Учить созерцать красоту
окружающего мира.
Формировать
художественно-творческие
способности.
Формировать умения
согласовывать свои
действия с действиями
партнёров.
Игровая
деятельност
ь
1
.
Сюжетно – ролевые игры
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария»;
«Хлебозавод».
2. Дидактические игры
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
Развивать ориентировку в
пространстве, закреплять
навык построения в
колонну; упражнять в
беге; воспитывать
самостоятельность;
воспитывать выдержку и
дисциплинированность.
Развивать внимание,
закреплять и
активизировать словарь,
воспитывать
самостоятельность,
закреплять знания детей о
профессиях (комбайнер,
агроном, пекарь. кондитер
и другие).
«Кто больше назовет
хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»; «Как
превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».
3
.
Подвижные игры
«Каравай»,
«Посадили зернышко»,
игра – эстафета «Кто скорее
отвезёт зерно на элеватор»,
старинная игра «Пирог»,
игра с мячом «Вопрос-ответ»,
«Кто быстрее соберет
колосья?»,
игра – эстафета «Хлебный
магазин».
Развивать ориентировку в
пространстве, закреплять
навык построения в
колонну; упражнять в
беге; воспитывать
самостоятельность;
воспитывать выдержку и
дисциплинированность.
Работа с родителями.
1.
Беседа с родителями о проекте.
2.
Совестное чтение в семьях произведений по теме хлеб.
3.
Привлечение родителей к приготовлению разных видов хлеба.
4.
Дегустация хлеба, испеченного родителями.
5.
Подведение итогов проекта: музыкально – речевое развлечение «Вот
он хлебушек душистый!»
Ожидаемый результат:
- формирование у детей представления о ценности хлеба;
- получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это
происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой
работы многих людей;
- воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду
людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Итоги проекта:
• Дети узнали о процессах обработки зерна и выпечки разнообразных
хлебобулочных изделий, о роли хлеба для каждого человека.
• Дети перестали крошить хлеб во время еды, баловаться, играть с ним. Они
теперь знают цену хлеба и сколько труда было вложено даже в самый
маленький кусочек.
• Дети узнали откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека.
Через чтение художественной литературы воспитывали бережное и
уважительное отношение к хлебу
.