Автор: Уткина Наталия Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Буйского
Населённый пункт: с. Буйское Уржумский район Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока по курсу "Регионоведение"
Тема: "Традиции и обычаи русского народа "
Раздел: среднее образование
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8–9 классов
по теме «Традиции и обычаи русского народа»
Цели занятия:
− Формирование представлений о том, что любовь и уважение к нашей стране –
России складывается из любви к своему краю, региону, к его культуре и истории,
людям, его населяющим, гордости за их достижения.
− Формирование ценностного отношения к истории своего региона, культуре и
традициям.
- Сформировать представления о том, как складывались традиции и обычаи
русского народа нашего края, выявить особенности их формирования.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, преемственность
поколений.
Основные смыслы: народные традиции и обычаи представляют собой уникальную
связь прошлого с настоящим. Традиции могут многое рассказать о жизненном
укладе, быте, о характерных особенностях и признаках русского народа.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает
использование презентации, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
– сценарий,
- рабочий лист ученика;
– методические рекомендации,
- карточки с заданием;
– презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (10 минут)
Вступительное слово учителя.
Учитель: Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную
историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны
гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием и обычаями.
Беседа по предварительным вопросам
Учитель организует разговор в классе по двум-трем выбранным им вопросам:
Какие традиционные праздники отмечают в Кировской области?
Какие народные обычаи существуют в Кировской области?
Какие традиционные костюмы и украшения носят в регионе?
Какие религиозные обряды и традиции существуют у русского народа?
Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог
краткой беседы переходит к теме «Традиции и обычаи русского нарда»
Просмотр презентации
Учитель: Теперь давайте посмотрим презентацию, в которой рассказывается об
основных традициях и обычаях русского народа Кировской области.
Демонстрация презентации (дикторский час)
Традиционные праздники в Кировской области отмечают как общероссийские, так
и местные праздники. Среди наиболее популярных - Масленица, Пасха, Троица,
День города Кирова.
Масленица празднуется в феврале-марте перед Великим постом. Этот языческий
праздник символизирует проводы зимы и встречу весны. Во время Масленицы
пекут блины, устраивают гулянья и катания на санях.
На Пасху пекут куличи и красят яйца. По традиции в этот день ходят в гости, дарят
подарки и разговляются после Великого поста.
Одним из главных летних праздников является Троица. В этот день украшают дома
березовыми ветками, пекут пироги и устраивают гулянья на природе.
День города Кирова отмечается ежегодно в октябре. Проводятся концерты, ярмарки
и другие мероприятия. Это любимый праздник жителей областного центра.
Народные обычаи Жители Кировской области придерживаются различных
народных обычаев, многие из которых имеют языческое происхождение.
Распространены обряды, связанные с календарными праздниками и циклами
сельскохозяйственных работ. Например, встреча весны с песнями и хороводами,
закликание дождя в период засухи, обряды, сопровождающие сев и сбор урожая.
Сохраняются семейные обычаи - крестины, свадьба. Популярны различные гадания,
в том числе на Ивана Купалу и в ночь на Рождество.
Большую роль в жизни местных жителей играет православие. Распространены
крестные ходы, паломничества к святым местам и источникам.
Какие традиционные праздники отмечают в Кировской области?
Ответы учащихся: Среди основных - Масленица, Пасха, Троица, День города
Кирова. Также отмечают Рождество, Ивана Купалу и другие.
Какие Обычаи?
Распространены календарные, семейные обряды, гадания, а также обычаи,
связанные с православной традицией.
Какие религиозные обряды и традиции существуют в Кировской области?
Ответы учащихся
Широко распространено православие, в том числе паломничества, крестные ходы,
церковные обряды.
Многие из вас хотя бы раз побывали за пределами Кировской области. Все жители
России говорят на русском языке. Но одинаково ли они произносят одни и те же
слова?
- Нет. Мы говорим по-разному.
Мы не говорим о людях другой национальности, а о русских людях. Костромичи,
вятчане, москвичи – все говорят немного по-разному. А почему? Давайте
попробуем разобраться.
Язык – это, прежде всего, средство общения людей.
Язык – исторически сложившаяся система словестного выражения, обладающая
определенным звуковым, лексическим, и грамматическим строем и служащая
средством общения в человеческом обществе.
Все мы пишем на русском языке одинаково, а вот говорим не одинаково.
Существуют десятки разных вариантов русского разговорного языка. Это
диалекты.
Диалект – разговорный вариант языка, которым пользуется ограниченное число
людей, связанных общностью территории, находящихся в постоянном и живом
общении друг с другом; не имеет письменной
В свою очередь диалекты делят на наречия и говоры. формы
Говор – мельчайшая единица диалекта, однородного по особенностям речи на
общей территории распространения в одинаковой этнической среде
Вятский говор.
Вятские говоры - группа русских говоров, распространённых преимущественно в
бассейне реки Вятки на территории исторической области Вятская земля.
В Кировской области представлено несколько говоров. Чем объяснить различия
вятских говоров?
У вятских жителей был своеобразный говор. Такого говора и по сегодняшний день
не встретишь в другом уголке России: особенное растяжение на последнем слоге в
произносимом слове.
До сегодняшнего дня вятчане дательный падеж при разговоре перемешивают с
творительным. К примеру, ели щи с кускам, трудились рукам, ходил с вам в лес.
Звуки при разговоре заменяются другими: звук ц заменяется звуком ч. К примеру,
можно часто слышать такие слова: улича, курича, птича.
Звук ч перед т произносят вятчане как ш, звук о в конце слова звучит как ё. К
примеру, произносят штё вместо что.
Коренные вятчане в разговоре употребляют устаревшие слова и выражения.
Особенно такой говор с большим набором устаревших слов и выражений
встречается в следующих районах: Орловском, Котельническом, Нолинском и
Слободском.
Часть 2. Основная. (25 минут)
Итак, мы с вами увидели, что традиции и обычаи Кировской области разнообразны
и уникальны. Они являются важной частью культурного наследия
России. Сохранение местных традиций способствует развитию региональной
идентичности и передаче опыта из поколения в поколение. Изучение обычаев и
обрядов позволяет лучше узнать историю и духовную культуру русского народа,
населяющего Кировскую область.
Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих традициях.
Предлагаю подумать немного и найти соответствие начала и конца пословиц о
русских традициях
Задание с карточками
Описание задания: учитель включает на экране слайд задание №1. Части пословиц
находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. После выполнения
задания учитель включает слайд с правильной подборкой пословиц. Проверка
задания.
1. С пчелой поладишь - медку
достанешь
да ключ потерян.
2. Тише едешь - дальше будешь
пораньше вставай да свой затевай
3. Ума палата
от того места, куда едешь.
4. Хлеб на стол - и стол престол
а выскочить некуда.
5. Чудеса в решете - дыр много
а на добрых сами катаются.
6. Шито-крыто
с жуком
свяжешься -
в навозе
окажешься.
7. На сердитых воду возят
а узелок-то тут.
8. На чужой каравай рот не разевай
а хлеба ни куска - и стол доска
Справочная информация для учителя:
1.
С пчелой
поладишь -
медку
достанешь, с жуком
свяжешься -
в навозе
окажешься…
2.
Тише едешь - дальше будешь от того места, куда едешь.
3.
Ума палата, да ключ потерян.
4.
Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска.
5.
Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
6.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
7.
На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются
8.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Работа в группах
После выполнения задания №1
учитель предлагает школьникам поближе
познакомится с традициями и обычаями русского народа нашей области. Для
выполнения задания № 2 в группах организуется работа с карточками, на каждой
из которых предложены по 2 текста для обсуждения. (смотреть методические
рекомендации)
Карточка №1
Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий
«мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них
уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения
Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные
моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские
традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с
более обособленным образом жизни городских жителей. Большое количество
обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные
торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов
гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и
общее благополучие семьи.
Масленица – традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение
недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а
обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили
у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму.
Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в
холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и
разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания
зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины
осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках
и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную
неделю родственник ходили на блины то к теще, то к золовке, везде царила
атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и
кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей.
Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было
проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых
было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на
мужество, смелость и ловкость.
Карточка №2
Вятский говор. Говоры Кировской области неоднородны, что объясняется
различным временем заселения Вятской земли русскими,
характером
взаимодействия с местными не славянскими говорами. Массовое заселение
бассейна Вятки славянами началось относительно поздно, во 2-й половине XIV в.,
хотя проникновение немногочисленных групп славян на эту территорию могло быть
и значительно раньше. Основное ядро русских переселенцев на Вятку в период
раннего ее освоения составили новгородцы и выходцы из новгородских северных
колоний. Коренным же населением Вятских земель были различные финно-угорские
племена - предки удмуртов, коми, мари. Таким образом, русские говоры Вятского
края формировались во взаимодействии с местными финно-угорскими. Древний
новгородский говор на Вятке подвергся изменениям и стал существенно отличаться
от материнского. Своеобразие формирования вятских говоров заключается еще и в
том, что они на протяжении длительного времени почти не вступали во
взаимодействие с русскими говорами других областей русского государства, что
объясняется историческими условиями. В дореволюционный период на
крестьянские говоры было ничтожным и влияние литературного языка. Сочетанием
этих двух факторов объясняется своеобразие многих фонетических,
морфологических и синтаксических особенностей вятских говоров, причем
некоторые из этих особенностей являются очень древними, присущими
древнерусскому языку.
Карточка №3
Рождество Христово – не только светлый праздник православия, также он
символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого
праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными
идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново
открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января)
носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола,
который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво»,
состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами.
Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7
января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели
праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19
января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили
различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.
Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который
ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия.
Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи
(праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои
жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию
символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой
Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают
«Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными
пасхальными яйцами
Троица, праздновали на седьмой неделе после Пасхи (в воскресенье) В Троицу
было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями.
Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.
Обряд русской свадьбы. Молодых осыпали хмелем, так как хмель - это древний
символ плодородия и многочадия. Невеста берет с собою в дом жениха
родительское благословение и сундук с приданым. Старинный обычай -
разучивание мужа молодой женой. Смысл - таким образом молодая супруга
подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье.
Русское гостеприимство - тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций.
Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром
говорили: «Что есть в печи - на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со
словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает
его в соль и кушает.
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы. Представители от
каждой группы отвечают на один вопрос, который они обсуждали во время
групповой работы. (Особенности традиций)
Важно, чтобы ребята очень четко понимали, что народные традиции и обычаи
представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко
прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое
прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное
значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и
соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и
помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным
образом жизни городских жителей. Большое количество обрядов и традиций
связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье
детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем
успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.
В завершении учитель предлагает сыграть в игру «Филворд», в которой нужно
найти название основных традиционных праздников русского народа.
задание №3 «Основные традиционные праздники русского народа».
Игра «Филворд» с зашифрованными словами: Масленица, троица, пасха, святки,
свадьба.
Нужно найти 5 слов, которые связаны с традициями русского народа.
О
М
П
А
Д
Ь
Б
А
К
А
С
В
Я
Т
К
И
М
Т
Л
Е
В
Н
Г
С
И
Ь
Ы
Н
М
П
О
Ш
Т
Р
О
И
Ц
А
Ц
Й
Е
Т
У
Ф
Е
С
Х
А
По окончании задания учитель в свободной форме подводит итог игры, акцентируя
внимание обучающих на том, что народные традиции и обычаи представляют собой
уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с
настоящим.
Часть 3. Заключение (5 минут)
В завершении занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора
с использованием выражений типа:
из услышанных / прочитанных сегодня традиций и обычай наибольшее
впечатление на меня произвела...
прочитанное заставило меня задуматься о том, что …
наше занятие вдохновило меня на то, чтобы…
Творческое задание: подумать и сделать
Подготовьте презентацию о традиционном празднике русского и том, как вы
вместе проводите праздник со своими родными. Расскажите об этом своим
одноклассникам.