Напоминание

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»


Автор: Архипова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида структурное подразделение "Детский сад №10" комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка
Наименование материала: Проект
Тема: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в

образовательной деятельности с дошкольниками»

Тип проекта: творческий, познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (на 2023- 2024 уч. год)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Актуальность проекта:

Развитие ребенка — это своевременное и правильное формирование у него важных

систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы

и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его

сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить

общение с новыми людьми. В данное время реализуется новая система дошкольного

воспитания, идет поиск альтернативных и неординарных путей. Внедряются новые

технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения практиков и

теоретиков дошкольного воспитания выпадают опыт и ценные идеи, накопленный в

зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам воспитания детей в

процессе всестороннего развития и формирования личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в развитии детей определяется

необходимостью внедрения современных технологий и обобщения достижений прошлого

в области воспитания.

Гипотеза:

Если использовать дидактический материал «Дары Фрёбеля», то у детей развиваются:

мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, познавательно-

исследовательская деятельность, развивается речь, формируются элементарные

математические умения.

Цель проекта: накопление представлений у детей о цвете, форме и величине предметов,

их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и

являются успешным условием овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

Для педагогов:

- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам познавательного

развития.

- Разработать программу познавательного развития детей старшего возраста с

использованием

игрового набора «Дары Фрёбеля».

- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению

детей с дарами Фребеля

- Создать систему применения игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной

деятельности с дошкольниками. 

- Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной

деятельности с дошкольниками. 

Для детей:

- формирование познавательного интереса у детей;

- сотрудничество детей и взрослых в разных видах деятельности;

- развивать у детей способность наблюдать, развивать пространственное мышление,

сенсорное восприятие, а также способствовать развитию творческих способностей,

развитию речи и зрительно-моторной координации.

- играя с детьми, знакомить их с геометрическими фигурами и телами; числами; учить

сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять

последовательности, вычитать - научить дошкольников решать логические задачи на

разбиение по свойствам.

- способствовать ускорению процесса развития у дошкольников - простейших

логических структур мышления и математических представлений. Помочь детям успешно

овладеть, в дальнейшем, основами математики и информатики.

- Воспитывать познавательный интерес, любознательность

- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр

Для родителей:

- Ознакомить родителей со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля».

- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию

представлений о сенсомоторной деятельности детей.

- Привлечь родителей к организации грамотной развивающей среды в ДОУ.

- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей среднего возраста

совместно с родителями.

Проектные действия:

1 этап – Подготовительный

Цель: Разработать проект, создание организационных условий способствующих

положительной реализации.

2 этап - Основное содержание

Цель: создание методических условий способствующих реализации

творческой деятельности у детей

3 этап – Заключительный

Цель: Подведение итогов проделанной работы по проекту.

Социальная значимость проекта :

Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся

сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

Комплект пособий и игровых наборов «Дары Фребеля» открывает новые

возможности использования данного набора в процессе реализации примерных

основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта :Круглый стол с родителями, мастер-

класс для педагогов ДОУ, тематические занятия в группах ДОУ.

Работа с

методической и

периодической

литературой

Методические

мероприятия

(консультации,

семинары,

открытые

просмотры)

Изготовление пособий

атрибутов

Практическая

работа

Октябрь

Подбор и чтение

методической

литературы

Разработка

проекта

«Познавательное

развите детей

через

использование

игрового набора

«Дары

Фрёбеля»».

Отбор игр и пособий

«Дары Фребеля» по

познавательному

развитию

Составление

рабочего

плана по

знакомству

детей с

дидактически

м материалом

и играми.

Ноябрь

Изучение книги

«Использование

игрового набора

"Дары Фрёбеля" в

образовательной

области

«Познавательное

развитие»; и 19

шт. карточек-игр.

Разработка

проекта:

«Познавательное

развите детей

через

использование

игрового набора

«Дары

Фрёбеля»».

Организация группового

пространства для

применения

дидактического

материала

Знакомств

о детей с

дидактически

м материалом

и играми.

Декабрь

Анализ учебно-

методическую

литературы по

вопросам

познавательного

развития

Разработка

информационных листов

для родителей с

рекомендациями по

ознакомлению детей с

познавательным

развитием детей

Знакомство

детей с новым

дидактически

м материалом

и играми.

Январь

Изучение опыта

работы в

интернете

Участие родителей в

пополнении развивающе

й среды пособиями и

оборудованием.

Проведение

дидактически

х игр и игр-

занятий.

Февраль

Изучение опыта

работы в

Проведение

дидактически

интернете

х игр и игр-

занятий.

Март

Изучение опыта

работы в

интернете

Консультация для

педагогов по теме:

«Теоретические

основы

педагогики

Фридриха

Фрёбеля».

Проведение

дидактически

х игр и игр-

занятий.

Апрель

Изучение опыта

работы в

интернете

Проведение

мастер-класса для

родителей

«Использование

даров Фрёбеля

Проведение

дидактически

х игр и игр-

занятий.

Май

Планирование

работы на

перспективу

Показ

практического

применения

игрового набора

«Дары Фрёбеля» в

образовательной

деятельности с

дошкольниками. 

Проведение

дидактически

х игр и игр-

занятий.

Непосредстве

нная

образовательн

ая

деятельность.

Перспективное планирование игровой деятельности в старшей группе

с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябр

ь

Знакомство с

«Дарами

Фрёбеля».

Цель:

знакомство с

цветами,

первичное

понимание

формы.

«Что в мешочке?»

Цель: развивать

сенсорные

навыки,

элементарные

математические

представления,

развивать

восприятие,

мышление,

внимание, память

«Небоскреб»

Цель: развитие

диалогической речи,

коммуникативных

навыков, умения

сотрудничать,

договариваться друг с

другом, развитие навыков

планирования

«Три

медведя»

Цель:

понимание на

слух текста

сказки,

приобщение к

художественн

ой

литературе,

формировани

е интереса к

драматизации

литературных

произведений

Октябрь

« Путешествие

«У нас в

«Фанты»

«Бабочки»

Колобка»

Цель:

приобщение к

художественной

литературе,

развитие

воображения,

мышления, речи

квартире»

Цель:

формирование

основ

безопасного

поведения в быту,

первичных

представлений об

объектах

окружающего

мира

Цель: развитие

диалогической речи,

коммуникативных

навыков, умения

сотрудничать, развитие

общения детей с

помощью вербальных и

невербальных средств,

развитие фантазии,

воображения, памяти

Цель:

становление

эстетического

отношения к

окружающем

у миру

природы,

формировани

е у детей

интереса к

изобразитель

ному

творчеству,

знакомство с

основами

композиции

Ноябрь

«На лугу»

Цель:

формирование

представлений о

разнообразии

мира природы,

расширение

кругозора,

обучение умению

выразительно

передавать

образы

окружающего

мира

«Хозяюшка»

Цель: развивать

интерес к

совместным

играм,

формировать

первичные

представления о

свойствах

объектов (цвете,

форме, размере)

«В мире фигур»

Цель: развитие

сенсорных навыков и

познавательно-

исследовательской

деятельности, развитие

элементарных

математических

представлений,

расширение кругозора,

развитие восприятия,

мышления, внимания,

памяти, игровой

деятельности

«Путаница»

Цель:

развитие

речевого

творчества,

познавательн

ой

активности,

внимания,

воображения

Декабрь

«Обводим

глазками

фигуры» Цель:

развитие

координации

движений,

крупной и

мелкой моторики

обеих рук

«Украшаем ёлку»

Цель:

становление

эстетического

отношения к

окружающему

миру,

формирование у

детей интереса к

изобразительному

творчеству

«Морские обитатели»

Цель: формирование

представлений о

разнообразии мира

природы, расширение

кругозора, обучение

умению выразительно

передавать образы

окружающего мира,

реализация

самостоятельной

творческой деятельности

«Экскурсия в

музей»

Цель:

развитие

связной

монологическ

ой речи,

активного

словаря,

развитие

интересов

детей,

любознательн

ости и

познавательн

ой

мотивации,

формировани

е первичных

представлени

й о

социокультур

ных

ценностях

нашего

народа и

общечеловече

ских

ценностях

Январь

«Зеркало»

Цель: развитие

общения и

взаимодействия

ребенка со

сверстниками,

воображения,

творческой

активности

«Что было

раньше?»

Цель: обогащение

активного

словаря, развитие

фантазии

«Пчелы и змеи»

Цель: развитие речевого

творчества,

познавательной

активности, внимания,

воображения, звуковой

культуры речи, игровой

деятельности

«Посади

дерево»

Цель:

развитие

предпосылок

ценностно-

смыслового

понимания

мира

природы,

становление

эстетического

отношения к

окружающем

у миру

природы,

стимулирован

ие бережного

отношения к

природе,

развитие

мелкой

моторики,

мышления,

воображения

Февраль

«В лес»

Цель:

становление

эстетического

отношения к

окружающему

миру природы,

развитие

любознательност

и, формирование

основ

безопасности в

природе

«Золушка»

Цель: развитие

интереса к

совместным

играм,

формирование

первичных

представлений о

свойствах

объектов

окружающего

мира

«Пир на весь мир»

Цель: формирование

первичных представлений

о семье, обязанностях в

домашнем хозяйстве,

развитие мелкой

моторики, творческого

мышления, воображения ,

игровой деятельности

«Для чего

ещё?»

Цель:

формировани

е активного

словаря,

развитие

общения

детей с

помощью

вербальных и

невербальных

средств,

развитие

фантазии,

творчества,

мышления,

мелкой

моторики,

развитие

игровой

деятельности

Март

«Умею - не

умею»

Цель:

становление

ценностей

здорового образа

жизни, развитие

координации

движений,

крупной и

мелкой моторики

обеих рук,

развитие

грамматически

правильной речи

«Магазин»

Цель:

формирование

первичных

представлений о

профессиях,

позитивных

установок к

различным видам

труда и

творчества,

развитие мелкой

моторики,

воображения,

творческой

активности

Чудесный мешочек

Цель: закрепить объёмные

геометрические фигуры

№ набора:11

«Одного поля

ягоды»

Цель:

развитие

представлени

й об

объектах

окружающего

мира, мире

природы,

развитие

сенсорных

навыков и

познавательн

о-

исследователь

ской

деятельности,

расширение

кругозора,

развитие

речевого

творчества

Апрель

«Аукцион» Цель:

учить владеть

речью как

средством

общения

Космос

Цель: учить

подбирать форму,

величину, фигуру,

развивать интерес

к совместным

играм (мышление,

воображение,

мышление)

«Аптека»

Цель: развитие общения и

взаимодействия ребёнка

со сверстниками,

воображения, творческой

активности,

формирование

познавательных действий,

первичных представлений

об объектах окружающего

мира, реализация

самостоятельной

творческой деятельности

детей

«Путешестви

е по городам»

Цель:

развитие

интереса к

совместным

играм,

формировани

е чувства

принадлежно

сти к

сообществу

детей группы,

развитие

связной речи

при

составлении

рассказа,

усвоение

норм,

принятых в

обществе,

формировани

е первичных

представлени

й о родине и

Отечестве

Май

«Кот, Петух и

Лиса»

Цель: учить

понимать на слух

текст сказки,

приобщение к

художественной

литературе,

развитие

воображения,

речи, игровой

деятельности

«Поможем

лягушке»

Цель:

формирование

позитивных

установок к

различным видам

труда и

творчества,

первичных

представлений об

объектах

окружающего

мира, об

особенностях

природы,

реализация

самостоятельной

конструктивной

деятельности

«Три котенка»

Цель: приобщение к

художественной

литературе,

формирование интереса к

драматизации

литературных

произведений, развитие

воображения, речи,

игровой деятельности,

умения эмоционально-

выразительно отображать

характер героев

«Сборщики»

Цель:

развитие

общения и

взаимодейств

ия ребёнка со

взрослыми и

сверстниками

, развитие

координации

движений,

крупной и

мелкой

моторики

обеих рук,

становление

целенаправле

нности и

саморегуляци

и в

двигательной

сфере

Перспективное планирование игровой деятельности в подготовительной

группе

с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в

процессе совместной деятельности со взрослым.

Задачи: знакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером

(анализировать, сравнивать, обобщать и т .д)

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Вязаные мячики

Цель: развивать

мелкую моторику

рук, координацию

движений

№ набора:1

Домик для листика

Цель: учим детей

строить дом из

брусочков (добавить

песни, стихи, музыку)

№ набора:3-5

Одень дерево

Цель: учить из

плоскостных

фигур наряжают

дерево

№ набора:7

Осенняя поляна

Цель: развивать

сенсомоторное

развитие

ребёнка,

определять

форму цвет и т.

д.

№ набора:12

Октябрь

В гости к белочке

Цель: учить детей

создавать образ

животных, деревьев,

поляны

№ набора:7 8 10

Соберём урожай

Цель: различать по

цвету по форме на

ощупь

№ набора:10 14

Что такое осень

Цель: учить

детей видеть

основные цвета

осени

№ набора:10 8 7

Угадай по

описанию

Цель: закрепить

название

объёмных

геометрических

фигур, учить

описывать

знакомую

фигуру

№ набора:2

Капризная

принцесса

Цель: развивать

сенсорные

навыки и

расширение

кругозора,

мышления,

внимания.

№ набора:7 8. 9

Ноябрь

Чего не стало

Цель: развивать у

детей анализировать

и сравнивать

предметы по форме

№ набора:7

Одного поля ягоды

Цель: Развитие

представлений об

объектах

окружающего мира,

мире природы.

№ набора: 3 4 5 6 7 8

9 10 J1

Мой дом мой город

Цель: Формирование

представлений о

родном городе, о доме

№ набора:7 9 8

Аэропорт

Цель: развивать

общение и

взаимодействие

ребенка со

сверстниками.

Формировать

первичные

представления о

свойствах и

отношениях

окружающего мира.

№ набора:2 3 4 5 5в 6

7 8 9 10

Гербы и флаги

Цель:

формировать

первичные

представления о

себе, о других

людях и

объектах

окружающего

мира.

№ набора:7 9 8

10

В мире фигур

Цель: развивать

сенсорные

навыки и

познавательно-

исследовательск

ую деятельность

№ набора:5 7

Туристический

автобус

Цель: Развитие

элементарных

математических

представлений.

Расширение

кругозора.

№ набора:7 9 8

Путешествие в

страну

Грамматику

Цель: учить

детей из палочек

составлять

слово, делить

слова на слоги

проводить

звуковой анализ

слова

№ набора:10 8

Декабрь

Едим, едим в гости

Цель: познакомить с

Волшебный мешочек

Цель: развивать

Зимние

фантазии

Дворец Деда

Мороза

видами транспорта,

развивать интерес к

совместным играм

№ набора:4 5 6 7

Почему я не

Цель: Развитие

интереса к

совместным играм.

Выполнять игровые

действия.

№ набора: 2 7 8 9

сенсорные навыки и

расширение

кругозора, мышления,

внимания

№ набора:1 2 3 4 7 8 9

10 J1

Подарок для друга

Цель: развивать

общение и

взаимодействие

ребенка со

сверстниками.

№ набора: 7 8 9 10

Цель: учить

детей составлять

различные

фигуры,

развивать

фантазию

воображение

№ набора:8 9

Пир на весь мир

Цель:

Формирование

первичных

представлений о

семье,

обязанностях в

домашнем

хозяйстве.

№ набора: 2 3 4

5 6 7 8 9 10 J1

Цель: учить

детей создавать

фигуру путём

преобразования

уже созданных,

не разрушая

базовые

постройки

№ набора:3 4 5 6

Кормушка для

птиц

Цель:

воспитание

эмоционально –

отзывчивого

отношения к

природе.

Реализация

самостоятельной

творческой

деятельности.

№ набора: 2 3 4

5 6 7 8 9 10 J1

Январь

Игра :на что похоже

Цель: развивать

фантазию, побудить

у детей

ассоциативному

мышлению

№ набора:7 9

Аптека

Цель: развивать

общение и

взаимодействие

ребенка со

сверстниками.

№ набора: 3 4 5 6 7 8

9 10, куклы

Игра: Красная

шапочка

Цель: поддерживать у

детей интерес к

сказке, желание

помочь сказочному

герою, приобщать к

художественной

литературе

№ набора:5 6 1 7 8 9

Королевство кривых

зеркал

Цель: Развитие

сенсорных навыков и

познавательно

исследовательской

деятельности.

№ набора3 4 5 5в 5р

6 J1 J2

В мире

геометрических

фигур

Цель: закрепить

порядковый

счёт, закрепить

объёмные и

плоскостные

фигуры

№ набора:2 7 8 9

11 14

Моя семья

Цель: учить

детей подбирать

детали к образам

людей,

развивать

мышление

воображение

№ набора:7 11 9

Февраль

Игра: Зеркало

Цель: Формирование

первичных

представлений о

себе, других людей,

Самолётная полоса

Цель: формировать

первичные

представления о

свойствах и

Военная техника

Цель:

сортировать и

упорядочивание

фигур по цвету,

Сказочный

человечек

Цель: Учить

изображать

фигуру гнома,

объектах

окружающего мира

№ набора:7 8. 9 10

отношениях

окружающего

мира(ориентация в

пространстве)

№ набора:5 6 7

по форме,

развивать

мелкую

моторику рук

№ набора:7 8 10

подбирать

форму цвет

размер

№ набора:6 8

Март

Большая стирка

Цель: учить

выделять особые

признаки фигур с

помощью

зрительного и

осязательно-

двигательного

анализатора

№ набора: 7 8 9 10

J12

Украшение для

мамочки

Цель: развивать

умение

классифицировать,

сортировать,

сравнивать,

выполнять задание по

схеме

№ набора:11

Чудесный

мешочек

Цель: закрепить

объёмные

геометрические

фигуры

№ набора:11

На лугу

Цель:

формировать

представления о

многообразии

мира природы.

Реализация

творческой

деятельности.

№ набора:7 8 9

10

Заюшкина

избушка

Цель: закрепить

умение

ориентироваться

на плоскости,

развивать

внимание,

мышление,

внимание

№ набора:2 3 4 5

7 8 9

Апрель

В мире задач

Цель: учить детей с

помощью палочек,

геометрических

фигур составлять

простейшие

примеры

№ набора:7 8 10

Космос

Цель: учить

подбирать форму,

величину, фигуру,

развивать интерес к

совместным играм

(мышление,

воображение,

мышление)

№ набора7 8 9 10 J12

Накроем на стол

Цель: дать

представление

целое делить на

части, развивать

познавательно-

исследовательск

ую деятельность

детей

№ набора:14 10

Джунгли

Цель:

формировать

представления о

многообразии

мира природы.

№ набора:7 9 8

10

В мир фантазии

Цель: Умение

создавать

сложные

конструкции,

умение словесно

обозначать

месторасположе

ние предмета

№ набора:3 4 5 6

13 14

Май

В мире весны

Цель: закрепить

объёмные

геометрические

фигуры, развивать

интерес к

совместным играм

№ набора:1-14

Морские обитатели

Цель: формировать

представления о

многообразии мира

природы .Развивать

общение со

сверстниками.

№ набора:7, 8, 9, 10

Волшебный мешочек

Цель: Развитие

сенсорных навыков,

расширять кругозор

№ набора:11

Школа

Цель: закрепить

умение

ориентироваться

на плоскости

развивать

мышление,

внимание,

воображение

№ набора:1-14

Угадай по

описанию

Цель: учить

выделять особые

признаки фигур

с помощью

зрительного,

осязательно-

двигательного

анализатора

№ набора:7

Заключительный этап

Анализ полученных результатов.

Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование

дидактических игр.

У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области

восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в

пространстве , в развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков

сенсорного воспитания и созданию условий для проведения дидактических игр.

Литература:

1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по

работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по

работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по

работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по

работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по

работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по

работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары

Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».



В раздел образования