Автор: Архипова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида структурное подразделение "Детский сад №10" комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка
Наименование материала: Проект
Тема: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Раздел: дошкольное образование
«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в
образовательной деятельности с дошкольниками»
Тип проекта: творческий, познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (на 2023- 2024 уч. год)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта:
Развитие ребенка — это своевременное и правильное формирование у него важных
систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы
и методики.
С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его
сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить
общение с новыми людьми. В данное время реализуется новая система дошкольного
воспитания, идет поиск альтернативных и неординарных путей. Внедряются новые
технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения практиков и
теоретиков дошкольного воспитания выпадают опыт и ценные идеи, накопленный в
зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам воспитания детей в
процессе всестороннего развития и формирования личности ребенка.
Таким образом, актуальность системного подхода в развитии детей определяется
необходимостью внедрения современных технологий и обобщения достижений прошлого
в области воспитания.
Гипотеза:
Если использовать дидактический материал «Дары Фрёбеля», то у детей развиваются:
мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, познавательно-
исследовательская деятельность, развивается речь, формируются элементарные
математические умения.
Цель проекта: накопление представлений у детей о цвете, форме и величине предметов,
их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и
являются успешным условием овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
Для педагогов:
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам познавательного
развития.
- Разработать программу познавательного развития детей старшего возраста с
использованием
игрового набора «Дары Фрёбеля».
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению
детей с дарами Фребеля
- Создать систему применения игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
деятельности с дошкольниками.
- Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
деятельности с дошкольниками.
Для детей:
- формирование познавательного интереса у детей;
- сотрудничество детей и взрослых в разных видах деятельности;
- развивать у детей способность наблюдать, развивать пространственное мышление,
сенсорное восприятие, а также способствовать развитию творческих способностей,
развитию речи и зрительно-моторной координации.
- играя с детьми, знакомить их с геометрическими фигурами и телами; числами; учить
сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять
последовательности, вычитать - научить дошкольников решать логические задачи на
разбиение по свойствам.
- способствовать ускорению процесса развития у дошкольников - простейших
логических структур мышления и математических представлений. Помочь детям успешно
овладеть, в дальнейшем, основами математики и информатики.
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр
Для родителей:
- Ознакомить родителей со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля».
- Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию
представлений о сенсомоторной деятельности детей.
- Привлечь родителей к организации грамотной развивающей среды в ДОУ.
- Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей среднего возраста
совместно с родителями.
Проектные действия:
1 этап – Подготовительный
Цель: Разработать проект, создание организационных условий способствующих
положительной реализации.
2 этап - Основное содержание
Цель: создание методических условий способствующих реализации
творческой деятельности у детей
3 этап – Заключительный
Цель: Подведение итогов проделанной работы по проекту.
Социальная значимость проекта :
Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся
сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
Комплект пособий и игровых наборов «Дары Фребеля» открывает новые
возможности использования данного набора в процессе реализации примерных
основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта :Круглый стол с родителями, мастер-
класс для педагогов ДОУ, тематические занятия в группах ДОУ.
Работа с
методической и
периодической
литературой
Методические
мероприятия
(консультации,
семинары,
открытые
просмотры)
Изготовление пособий
атрибутов
Практическая
работа
Октябрь
Подбор и чтение
методической
литературы
Разработка
проекта
«Познавательное
развите детей
через
использование
игрового набора
«Дары
Фрёбеля»».
Отбор игр и пособий
«Дары Фребеля» по
познавательному
развитию
Составление
рабочего
плана по
знакомству
детей с
дидактически
м материалом
и играми.
Ноябрь
Изучение книги
«Использование
игрового набора
"Дары Фрёбеля" в
образовательной
области
«Познавательное
развитие»; и 19
шт. карточек-игр.
Разработка
проекта:
«Познавательное
развите детей
через
использование
игрового набора
«Дары
Фрёбеля»».
Организация группового
пространства для
применения
дидактического
материала
Знакомств
о детей с
дидактически
м материалом
и играми.
Декабрь
Анализ учебно-
методическую
литературы по
вопросам
познавательного
развития
Разработка
информационных листов
для родителей с
рекомендациями по
ознакомлению детей с
познавательным
развитием детей
Знакомство
детей с новым
дидактически
м материалом
и играми.
Январь
Изучение опыта
работы в
интернете
Участие родителей в
пополнении развивающе
й среды пособиями и
оборудованием.
Проведение
дидактически
х игр и игр-
занятий.
Февраль
Изучение опыта
работы в
Проведение
дидактически
интернете
х игр и игр-
занятий.
Март
Изучение опыта
работы в
интернете
Консультация для
педагогов по теме:
«Теоретические
основы
педагогики
Фридриха
Фрёбеля».
Проведение
дидактически
х игр и игр-
занятий.
Апрель
Изучение опыта
работы в
интернете
Проведение
мастер-класса для
родителей
«Использование
даров Фрёбеля
Проведение
дидактически
х игр и игр-
занятий.
Май
Планирование
работы на
перспективу
Показ
практического
применения
игрового набора
«Дары Фрёбеля» в
образовательной
деятельности с
дошкольниками.
Проведение
дидактически
х игр и игр-
занятий.
Непосредстве
нная
образовательн
ая
деятельность.
Перспективное планирование игровой деятельности в старшей группе
с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябр
ь
Знакомство с
«Дарами
Фрёбеля».
Цель:
знакомство с
цветами,
первичное
понимание
формы.
«Что в мешочке?»
Цель: развивать
сенсорные
навыки,
элементарные
математические
представления,
развивать
восприятие,
мышление,
внимание, память
«Небоскреб»
Цель: развитие
диалогической речи,
коммуникативных
навыков, умения
сотрудничать,
договариваться друг с
другом, развитие навыков
планирования
«Три
медведя»
Цель:
понимание на
слух текста
сказки,
приобщение к
художественн
ой
литературе,
формировани
е интереса к
драматизации
литературных
произведений
Октябрь
« Путешествие
«У нас в
«Фанты»
«Бабочки»
Колобка»
Цель:
приобщение к
художественной
литературе,
развитие
воображения,
мышления, речи
квартире»
Цель:
формирование
основ
безопасного
поведения в быту,
первичных
представлений об
объектах
окружающего
мира
Цель: развитие
диалогической речи,
коммуникативных
навыков, умения
сотрудничать, развитие
общения детей с
помощью вербальных и
невербальных средств,
развитие фантазии,
воображения, памяти
Цель:
становление
эстетического
отношения к
окружающем
у миру
природы,
формировани
е у детей
интереса к
изобразитель
ному
творчеству,
знакомство с
основами
композиции
Ноябрь
«На лугу»
Цель:
формирование
представлений о
разнообразии
мира природы,
расширение
кругозора,
обучение умению
выразительно
передавать
образы
окружающего
мира
«Хозяюшка»
Цель: развивать
интерес к
совместным
играм,
формировать
первичные
представления о
свойствах
объектов (цвете,
форме, размере)
«В мире фигур»
Цель: развитие
сенсорных навыков и
познавательно-
исследовательской
деятельности, развитие
элементарных
математических
представлений,
расширение кругозора,
развитие восприятия,
мышления, внимания,
памяти, игровой
деятельности
«Путаница»
Цель:
развитие
речевого
творчества,
познавательн
ой
активности,
внимания,
воображения
Декабрь
«Обводим
глазками
фигуры» Цель:
развитие
координации
движений,
крупной и
мелкой моторики
обеих рук
«Украшаем ёлку»
Цель:
становление
эстетического
отношения к
окружающему
миру,
формирование у
детей интереса к
изобразительному
творчеству
«Морские обитатели»
Цель: формирование
представлений о
разнообразии мира
природы, расширение
кругозора, обучение
умению выразительно
передавать образы
окружающего мира,
реализация
самостоятельной
творческой деятельности
«Экскурсия в
музей»
Цель:
развитие
связной
монологическ
ой речи,
активного
словаря,
развитие
интересов
детей,
любознательн
ости и
познавательн
ой
мотивации,
формировани
е первичных
представлени
й о
социокультур
ных
ценностях
нашего
народа и
общечеловече
ских
ценностях
Январь
«Зеркало»
Цель: развитие
общения и
взаимодействия
ребенка со
сверстниками,
воображения,
творческой
активности
«Что было
раньше?»
Цель: обогащение
активного
словаря, развитие
фантазии
«Пчелы и змеи»
Цель: развитие речевого
творчества,
познавательной
активности, внимания,
воображения, звуковой
культуры речи, игровой
деятельности
«Посади
дерево»
Цель:
развитие
предпосылок
ценностно-
смыслового
понимания
мира
природы,
становление
эстетического
отношения к
окружающем
у миру
природы,
стимулирован
ие бережного
отношения к
природе,
развитие
мелкой
моторики,
мышления,
воображения
Февраль
«В лес»
Цель:
становление
эстетического
отношения к
окружающему
миру природы,
развитие
любознательност
и, формирование
основ
безопасности в
природе
«Золушка»
Цель: развитие
интереса к
совместным
играм,
формирование
первичных
представлений о
свойствах
объектов
окружающего
мира
«Пир на весь мир»
Цель: формирование
первичных представлений
о семье, обязанностях в
домашнем хозяйстве,
развитие мелкой
моторики, творческого
мышления, воображения ,
игровой деятельности
«Для чего
ещё?»
Цель:
формировани
е активного
словаря,
развитие
общения
детей с
помощью
вербальных и
невербальных
средств,
развитие
фантазии,
творчества,
мышления,
мелкой
моторики,
развитие
игровой
деятельности
Март
«Умею - не
умею»
Цель:
становление
ценностей
здорового образа
жизни, развитие
координации
движений,
крупной и
мелкой моторики
обеих рук,
развитие
грамматически
правильной речи
«Магазин»
Цель:
формирование
первичных
представлений о
профессиях,
позитивных
установок к
различным видам
труда и
творчества,
развитие мелкой
моторики,
воображения,
творческой
активности
Чудесный мешочек
Цель: закрепить объёмные
геометрические фигуры
№ набора:11
«Одного поля
ягоды»
Цель:
развитие
представлени
й об
объектах
окружающего
мира, мире
природы,
развитие
сенсорных
навыков и
познавательн
о-
исследователь
ской
деятельности,
расширение
кругозора,
развитие
речевого
творчества
Апрель
«Аукцион» Цель:
учить владеть
речью как
средством
общения
Космос
Цель: учить
подбирать форму,
величину, фигуру,
развивать интерес
к совместным
играм (мышление,
воображение,
мышление)
«Аптека»
Цель: развитие общения и
взаимодействия ребёнка
со сверстниками,
воображения, творческой
активности,
формирование
познавательных действий,
первичных представлений
об объектах окружающего
мира, реализация
самостоятельной
творческой деятельности
детей
«Путешестви
е по городам»
Цель:
развитие
интереса к
совместным
играм,
формировани
е чувства
принадлежно
сти к
сообществу
детей группы,
развитие
связной речи
при
составлении
рассказа,
усвоение
норм,
принятых в
обществе,
формировани
е первичных
представлени
й о родине и
Отечестве
Май
«Кот, Петух и
Лиса»
Цель: учить
понимать на слух
текст сказки,
приобщение к
художественной
литературе,
развитие
воображения,
речи, игровой
деятельности
«Поможем
лягушке»
Цель:
формирование
позитивных
установок к
различным видам
труда и
творчества,
первичных
представлений об
объектах
окружающего
мира, об
особенностях
природы,
реализация
самостоятельной
конструктивной
деятельности
«Три котенка»
Цель: приобщение к
художественной
литературе,
формирование интереса к
драматизации
литературных
произведений, развитие
воображения, речи,
игровой деятельности,
умения эмоционально-
выразительно отображать
характер героев
«Сборщики»
Цель:
развитие
общения и
взаимодейств
ия ребёнка со
взрослыми и
сверстниками
, развитие
координации
движений,
крупной и
мелкой
моторики
обеих рук,
становление
целенаправле
нности и
саморегуляци
и в
двигательной
сфере
Перспективное планирование игровой деятельности в подготовительной
группе
с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель: развивать умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях в
процессе совместной деятельности со взрослым.
Задачи: знакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером
(анализировать, сравнивать, обобщать и т .д)
Месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Вязаные мячики
Цель: развивать
мелкую моторику
рук, координацию
движений
№ набора:1
Домик для листика
Цель: учим детей
строить дом из
брусочков (добавить
песни, стихи, музыку)
№ набора:3-5
Одень дерево
Цель: учить из
плоскостных
фигур наряжают
дерево
№ набора:7
Осенняя поляна
Цель: развивать
сенсомоторное
развитие
ребёнка,
определять
форму цвет и т.
д.
№ набора:12
Октябрь
В гости к белочке
Цель: учить детей
создавать образ
животных, деревьев,
поляны
№ набора:7 8 10
Соберём урожай
Цель: различать по
цвету по форме на
ощупь
№ набора:10 14
Что такое осень
Цель: учить
детей видеть
основные цвета
осени
№ набора:10 8 7
Угадай по
описанию
Цель: закрепить
название
объёмных
геометрических
фигур, учить
описывать
знакомую
фигуру
№ набора:2
Капризная
принцесса
Цель: развивать
сенсорные
навыки и
расширение
кругозора,
мышления,
внимания.
№ набора:7 8. 9
Ноябрь
Чего не стало
Цель: развивать у
детей анализировать
и сравнивать
предметы по форме
№ набора:7
Одного поля ягоды
Цель: Развитие
представлений об
объектах
окружающего мира,
мире природы.
№ набора: 3 4 5 6 7 8
9 10 J1
Мой дом мой город
Цель: Формирование
представлений о
родном городе, о доме
№ набора:7 9 8
Аэропорт
Цель: развивать
общение и
взаимодействие
ребенка со
сверстниками.
Формировать
первичные
представления о
свойствах и
отношениях
окружающего мира.
№ набора:2 3 4 5 5в 6
7 8 9 10
Гербы и флаги
Цель:
формировать
первичные
представления о
себе, о других
людях и
объектах
окружающего
мира.
№ набора:7 9 8
10
В мире фигур
Цель: развивать
сенсорные
навыки и
познавательно-
исследовательск
ую деятельность
№ набора:5 7
Туристический
автобус
Цель: Развитие
элементарных
математических
представлений.
Расширение
кругозора.
№ набора:7 9 8
Путешествие в
страну
Грамматику
Цель: учить
детей из палочек
составлять
слово, делить
слова на слоги
проводить
звуковой анализ
слова
№ набора:10 8
Декабрь
Едим, едим в гости
Цель: познакомить с
Волшебный мешочек
Цель: развивать
Зимние
фантазии
Дворец Деда
Мороза
видами транспорта,
развивать интерес к
совместным играм
№ набора:4 5 6 7
Почему я не
Цель: Развитие
интереса к
совместным играм.
Выполнять игровые
действия.
№ набора: 2 7 8 9
сенсорные навыки и
расширение
кругозора, мышления,
внимания
№ набора:1 2 3 4 7 8 9
10 J1
Подарок для друга
Цель: развивать
общение и
взаимодействие
ребенка со
сверстниками.
№ набора: 7 8 9 10
Цель: учить
детей составлять
различные
фигуры,
развивать
фантазию
воображение
№ набора:8 9
Пир на весь мир
Цель:
Формирование
первичных
представлений о
семье,
обязанностях в
домашнем
хозяйстве.
№ набора: 2 3 4
5 6 7 8 9 10 J1
Цель: учить
детей создавать
фигуру путём
преобразования
уже созданных,
не разрушая
базовые
постройки
№ набора:3 4 5 6
Кормушка для
птиц
Цель:
воспитание
эмоционально –
отзывчивого
отношения к
природе.
Реализация
самостоятельной
творческой
деятельности.
№ набора: 2 3 4
5 6 7 8 9 10 J1
Январь
Игра :на что похоже
Цель: развивать
фантазию, побудить
у детей
ассоциативному
мышлению
№ набора:7 9
Аптека
Цель: развивать
общение и
взаимодействие
ребенка со
сверстниками.
№ набора: 3 4 5 6 7 8
9 10, куклы
Игра: Красная
шапочка
Цель: поддерживать у
детей интерес к
сказке, желание
помочь сказочному
герою, приобщать к
художественной
литературе
№ набора:5 6 1 7 8 9
Королевство кривых
зеркал
Цель: Развитие
сенсорных навыков и
познавательно
исследовательской
деятельности.
№ набора3 4 5 5в 5р
6 J1 J2
В мире
геометрических
фигур
Цель: закрепить
порядковый
счёт, закрепить
объёмные и
плоскостные
фигуры
№ набора:2 7 8 9
11 14
Моя семья
Цель: учить
детей подбирать
детали к образам
людей,
развивать
мышление
воображение
№ набора:7 11 9
Февраль
Игра: Зеркало
Цель: Формирование
первичных
представлений о
себе, других людей,
Самолётная полоса
Цель: формировать
первичные
представления о
свойствах и
Военная техника
Цель:
сортировать и
упорядочивание
фигур по цвету,
Сказочный
человечек
Цель: Учить
изображать
фигуру гнома,
объектах
окружающего мира
№ набора:7 8. 9 10
отношениях
окружающего
мира(ориентация в
пространстве)
№ набора:5 6 7
по форме,
развивать
мелкую
моторику рук
№ набора:7 8 10
подбирать
форму цвет
размер
№ набора:6 8
Март
Большая стирка
Цель: учить
выделять особые
признаки фигур с
помощью
зрительного и
осязательно-
двигательного
анализатора
№ набора: 7 8 9 10
J12
Украшение для
мамочки
Цель: развивать
умение
классифицировать,
сортировать,
сравнивать,
выполнять задание по
схеме
№ набора:11
Чудесный
мешочек
Цель: закрепить
объёмные
геометрические
фигуры
№ набора:11
На лугу
Цель:
формировать
представления о
многообразии
мира природы.
Реализация
творческой
деятельности.
№ набора:7 8 9
10
Заюшкина
избушка
Цель: закрепить
умение
ориентироваться
на плоскости,
развивать
внимание,
мышление,
внимание
№ набора:2 3 4 5
7 8 9
Апрель
В мире задач
Цель: учить детей с
помощью палочек,
геометрических
фигур составлять
простейшие
примеры
№ набора:7 8 10
Космос
Цель: учить
подбирать форму,
величину, фигуру,
развивать интерес к
совместным играм
(мышление,
воображение,
мышление)
№ набора7 8 9 10 J12
Накроем на стол
Цель: дать
представление
целое делить на
части, развивать
познавательно-
исследовательск
ую деятельность
детей
№ набора:14 10
Джунгли
Цель:
формировать
представления о
многообразии
мира природы.
№ набора:7 9 8
10
В мир фантазии
Цель: Умение
создавать
сложные
конструкции,
умение словесно
обозначать
месторасположе
ние предмета
№ набора:3 4 5 6
13 14
Май
В мире весны
Цель: закрепить
объёмные
геометрические
фигуры, развивать
интерес к
совместным играм
№ набора:1-14
Морские обитатели
Цель: формировать
представления о
многообразии мира
природы .Развивать
общение со
сверстниками.
№ набора:7, 8, 9, 10
Волшебный мешочек
Цель: Развитие
сенсорных навыков,
расширять кругозор
№ набора:11
Школа
Цель: закрепить
умение
ориентироваться
на плоскости
развивать
мышление,
внимание,
воображение
№ набора:1-14
Угадай по
описанию
Цель: учить
выделять особые
признаки фигур
с помощью
зрительного,
осязательно-
двигательного
анализатора
№ набора:7
Заключительный этап
Анализ полученных результатов.
Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование
дидактических игр.
У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области
восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в
пространстве , в развитии мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков
сенсорного воспитания и созданию условий для проведения дидактических игр.
Литература:
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары
Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары
Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары
Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары
Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары
Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по
работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары
Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».