Автор: Рыбкова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шатовская СШ
Населённый пункт: г.о.г.Арзамас, с. Шатовка
Наименование материала: статья
Тема: "Чем засорена речь учащихся нашей школы"
Раздел: начальное образование
Чем засорена речь учащихся нашей школы
Введение
Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке
существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку:
крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. Еще в глубокой древности
умные люди считали, что речь человека должна быть понятной, обдуманной, богатой,
культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.Также мы знаем,
что в древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов. Оратор – тот, кто
выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.
Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение.
В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то.
В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке.
Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными,
мудрецами и просто людьми, за которыми шли другие.
Изначально язык придумывали первобытные люди, ведь его не было совсем. Постепенно
они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира
безмолвия и одиночества. Речь в нашей жизни играет огромную роль. Она передаёт наши
мысли. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- говорил наш великий классик А.П.Чехов. Общаясь друг с другом и используя
язык, мы совершаем речевое действие.
Наша речь «растет» и «взрослеет» вместе с нами. Чем больше слов знает человек, тем точ-
нее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его
людям. Но, к сожалению, мы сплошь и рядом видим и слышим, как сильно засорена наша
речь, письменная и устная.
Выбранная мною тема исследовательской работы продиктована именно современным
положением, состоянием русской речи. Чем только она не засорена: это жаргонизмы,
слова-паразиты, сквернословия, иноязычные слова и т.д. Поэтому я считаю, что данная
тема очень актуальна.
Цель моего исследования: выяснить, чем засорена речь учащихся нашей школы, побудить
школьников к бережному отношению к чистоте языка
. Задачи:
Изучить литературу по данной теме
Провести анкетирование учащихся 5-11 классов и проанализировать полученные
результаты
Разработать текст беседы «Чем засорена наша речь и как сделать ее красивой » и
выступить с ней перед учащимися
Объект исследования – речь учащихся.
Предмет исследования – отношение учеников к проблеме сохранения чистоты нашей
речи.
Методы исследования:
Изучение специальной литературы
Анкетирование
Наблюдение
Теоретическая часть
Что портит речь человека
Для начала рассмотрим, чем вообще засоряется наша речь. Вообще, речь человека как
живой организм: она меняется, развивается, пополняется новыми словами, некоторые
слова уходят из активного употребления (историзмы, архаизмы).Изучив разную
литературу, прочитав статьи, понаблюдав за речью учащихся, я пришла к выводу о том,
что «плохие» слова можно разделить на следующие группы: жаргонизмы, слова-паразиты,
сквернословия, иноязычные слова. Итак, рассмотрим каждую группу по отдельности.
Жаргонизмы
Жаргонизмы - это жаргонные слова или выражения. Людей, которые употребляют
жаргонизмы, объединяют общие интересы. Так же можно сказать, что эти люди
объединены по социальному признаку. Например: молодежный, профессиональный,
тюремный, студенческий.
В словаре Ожегова дается следующее толкование слову «жаргон»: Жаргон-
речь какой-н. социальной или иной объединённой общими интересами группы,
содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе
искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж.
Наиболее популярным считается тюремный жаргон. Например,мне запомнилось
жаргонное слово «редиска» (плохой человек) из кинофильма «Джентльмены удачи»..
Если попытаться объяснить на простом языке, что такое жаргонизмы, то можно сказать,
что это узкоспециализированные слова, которые использует группа людей, объединенная
общими интересами или родом деятельности.
К примеру, школьные жаргонизмы:
училка - учитель (физичка, русичка, химичка и т.д., только эти слова относятся к учителю,
который ведет определенный предмет)
физра - физическая культура
шпора - шпаргалка
домашка - домашняя работа
и т.д.
В данном случае, эти жаргонизмы относятся к группе лиц "школьники", которые активно
используют их при общении между собой.
И таких примеров можно привести очень много, но смысл, думаю, понятен.
Далее хочется остановиться на словах-паразитах, которые тоже достаточно сильно
загрязняют нашу речь.
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и
бессмысленных в данном контексте слов. Синтаксически большинство «слов-паразитов»
являются вводными словами.
По мнению многих лингвистов, «слова-паразиты» используются из-за бедности
словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в некоторых случаях
на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не
имеющие проблем с речью.
«Слова-паразиты» также могут попадать в речь по причине лого фобии. Когда человек в
момент публичного выступления находится в состоянии психического стресса, то для
избегания дискомфорта произносит любое междометие, чтобы выиграть время и
собраться с мыслями. В дальнейшем эти слова могут надолго фиксироваться в речи.
Приведу примеры некоторых наиболее часто употребляемых слов-паразитов с
небольшими комментариями, дающими характеристику их владельцев.
«Кстати» — это слово употребляют в повседневной своей речи все те люди, которым не
хватает внимания.
Они могут ощущать неловкость в незнакомой компании, и поэтому и прикрывают свое
смущение этим словом.
Вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу
привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати».
«Короче» — показатель торопливости, нервозности и агрессии.
Чаще всего этим словом пользуются люди с холерическим типом темперамента.
Некоторых из них можно с уверенностью причислять к признакам неуравновешенной
нервной системы. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей
болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.
«Это самое» часто говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои
домашние обязанности.
Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно
надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою
вину на ближайших подходящих для этого жертв.
«Вообще-то» — еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей.
Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать
скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же
неуверенности в себе.
«На самом деле» проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей.
Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не
интересует. Как правило, человек-«на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает
отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же
люди – это просто публика для его жизненных выступлений.
«Типа» и «Значит» любят повторять настоящие консерваторы.
Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным
отношением к собеседнику.
«Как бы» — это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем
выдуманном мире.
Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность
от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.
«Просто» часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным.
Они зависят от своего окружения, и бояться взять на себя хоть какую-то ответственность.
А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых
людей.
Не могу не заострить ваше внимание еще на одной очень большой проблеме нашей речи-
сквернословии. Это целое явление, имеющее и другие определения: «нецензурная
брань», «ненормативная лексика», «матерные слова» и т.д. По моему мнению, это самые
непристойные, грубые слова из всех групп слов, портящих нашу речь.
Недаром это явление именуется сквернословием, от слова «скверна».
В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского
языка, сказано: Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное,
непотребное, что мерзит плотски и духовно; грязь и гниль, тление, нравственное
растление, все богопротивное».
В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать.
Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у
человека – на мать. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: Мат (прост.).
Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать». Матерные слова – неприличные
слова.
В «Универсальном словаре русского языка для школьников» читаем: Мат. Бранные
слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные.
Я абсолютна не согласна с мнением некоторых исследователей, которые считают, что
сквернословить — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до
середины XIX века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто
невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков,
но и политикой, проводимой государством. За сквернословие человека подвергали
публичной порке: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами,
хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.
Вызывает большой интерес и уважение ккнига "Юности Честное Зерцало»выпущенная
еще при Петре1-м, где писалось, что приличное поведение людей может быть признано
лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Самым важным и научно подтверждённым является то, что матерные слова опасны для
здоровья, они не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют
преступления, обворовывают людей духовно, унижают и оскорбляют, но и, впитывая в
себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводит к раннему старению и
преждевременной смерти.
Таким образом, эта группа слов, которые засоряют нашу речь, совершенно недопустима к
употреблению, особенно в речи школьников.
Следующая группа слов, также портящая чистоту нашей речи, - слова иноязычного
происхождения.
Изучая литературу по данной теме, просматривая данные статистики, я с удивлением
обнаружила, что за последние 10 лет естественней прирост иностранных слов превышает
норму в 17 раз!
С одной стороны, использование иностранных слов в современной российской жизни
абсолютно закономерно и связано с прогрессом. Как я выше отмечала, ведь язык как
живой организм: развивается, изменяется. Но не всякое значение употребляемых
иностранных слов понятно, особенно для массового восприятия. Прежде всего,это
относится к узкопрофессиональным словам. Впрочем, не ясными порой оказываются
слова, политически и экономически предназначенные для активного употребления в
самых широких слоях. Например, есть же аналоги в русском языке иностранным словам:
бартер-обмен, ребрендинг – переименование;ритейлер – продавец, торговец и т.д.
Я ни в коем случае не против иностранных слов. Без многих из них мы уже не сможем
обойтись. Например: аэропорт, аналог и аналогичный, эквивалент, компьютер, процесс,
феномен, профилактика и тысячи других слов. Вебмастера вовсю пользуются
“плагинами”, “виджетами”, мы все знаем, что такое “он-лайн”, не говоря уже про
“компьютер”. (Несколько завидуем французам.Они так берегут свой язык, что
общепринятое “компьютер” заменили своим родным словом, придумав для него новое
понятие). Но зачем засорять язык мерчендайзерами и ритейлерами, когда по сути это
означает одно и то же – продавец, торговец. Для солидности? Продавец – не солидно, а
ритейлер – значимо? Это с какой стороны посмотреть. Для умных людей – продавец – это
профессия, заслуживающая уважения. Ритейлер – общее понятие для человека
непонятной и вряд ли полезной деятельности.
По мнению многих исследователей, иноязычные слова зачастую являются данью
моде.Подводя итог вышесказанному об иноязычных словах, я бы отметила следующее:
если сквернословие абсолютно недопустимо в речи, то в отношении иностранных слов
категоричной быть никак не могу. Ведь как учили нас в 7-м классе, язык - это
развивающееся явление. Тем не менее, мне кажется, во всем нужна мера. Есть слова,
которые действительно мы используем неоправданно. С другой стороны, немало и тех
слов, которые прочно вошли в язык: информация, пообщаться, протестировать, офис,
бизнесмен и т.д.
Практическая часть
В практической части своей исследовательской работы мною было проведено следующее:
проведено анкетирование учащихся 6-х, 8-х, 10-го класса нашей школы
взято интервью у наиболее авторитетных людей нашего села, школы
изучена литература по данной теме
просмотрены художественные тексты, высказывания русских писателей о красоте
русского языка
подготовлен доклад «Как научиться красиво говорить»
составлен словарик наиболее часто употребляемых слов, засоряющих речь учащихся
нашей школы
Результаты анкетирования
«Какими словами засоряете свою речь» показали:
1.
большинство школьников даже не знают, что такое «слова – паразиты», не распознают
иноязычные слова
2.
почти все учащиеся школы употребляют в своей речи слова – паразиты;
3.
наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну, на
4.
втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин;
5.
многие ученики не замечают употребление в своей речи слов-паразитов;
6.
не все школьники считают, что слова – паразиты нужно искоренять из речи;
7.
многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами -
8.
паразитами в речи, чаще всего предлагают следить за речью и читать больше книг.
9.
7.Учащиеся8-11 классов употребляют даже слова ненормативной лексики (прост.
«матерные слова»). Среди них есть девочки