Автор: Побигай Ксения Николаевна
Должность: Педагог- психолог
Учебное заведение: МАДОУ д/с №6" Солнышко "
Населённый пункт: НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПЕСТОВСКИЙ РАЙОН, ПЕСТОВО
Наименование материала: программа
Тема: "развитие психических процессов у детей ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Утверждаю:
Заведующая МАДОУ детский сад №6
« Солнышко» г. Пестово
____________________ Карпова Н.В.
Индивидуально коррекционно - развивающая программа
« Развитие психических процессов» для Перовой Дарины.
Руководитель:
Педагог – психолог
Побигай К.Н.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для
психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период
формируются те качества, навыки и умения ребёнка, которые служат основой
его нормального физического и психического развития, а также служат
базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения. К сожалению,
в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются
отклонения в здоровье, психомоторном, психическом и речевом развитии.
Наиболее частым проявлением этого является задержка психического
развития (ЗПР).
Подобные нарушения характеризуются отставанием в
развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,
двигательной сферы, снижением у ребёнка знаний и представлений об
окружающем мире.
По результатам заключения ПМПК и проведённого диагностического
исследования методика: «Коробка форм» (Венгер),
методика: «Найди и
вычеркни» (Лиепинь) выяснилось, что у Василисы не достаточно развиты
психические процессы и временные представления. В результате чего, для
неё была разработана данная коррекционно - развивающая программа по
развитию психических процессов и развитию пространственно- временного
ориентирования. Данная программа основана на
методическом пособии
О.Н.Земцовой «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет»,
серии книг «Умные книжки»; с включением игровых упражнений и игр из
программы
А.А.Осиповой,
Л.И.Малашинской
«Программа
развития
и
коррекции внимания».
Цель программы: оказания помощи в формировании пространственно -
временных представлений у дошкольника, развитие психических процессов.
Задачи:
сформировать умение воспроизводить временные ряды (части суток,
времена года, названия месяцев, дней недели);
формировать
умение
понимать
и
использовать
слова
«вчера»,
«сегодня», «завтра»;
умение понимать и использовать понятия «сначала», «потом», «до»,
«после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»
научить ориентироваться в схеме собственного тела;
воспринимать
местоположение
и
удалённость
предметов
в
пространстве (в знакомом и незнакомом помещении);
воспринимать пространственные отношения между предметами;
ориентироваться на листе бумаги;
правильно использовать и понимать пространственные предлоги ( за, в,
на, под, около, между и др);
Способствовать развитию внимания, памяти
Развивать мышление
Развивать творческое воображение;
Форма проводимой работы:
Форма работы - индивидуальная.
Длительность программы:
Программа состоит из 40 занятий. (20 тем).
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия 20-25 минут.
Условия реализации:
Для
проведения
занятий
ребёнку
необходимо
методическое
пособие
О.Н.Земцовой «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет»,
серии книг «Умные книжки»
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для
ребенка с ОВЗ 5-6 лет.
№
Задачи
Наименование форм работы,
упражнений
1
Тема: «Сравнение предметов».
Задачи:
1.Учить сравнивать, находить отличия по
двум картинкам (стр. 2-3 «Грамотейка»)
2.Уметь работать по устной инструкции
взрослого;
3.Развитие
логического
мышления,
зрительного
восприятия,
внимания
(«Задачки для ума»)
5.Развитие мелкой моторики (в пособии
«Послушный карандаш).
«Найди
отличия
между
двумя
картинками», «Расставь кубики по
порядку», «Покажи вазу…», «Что
из чего делают», «Для чего нужны
эти предметы», «Обведи грибочки
и
цветочки»,
«Закрась
утку»,
«Рисуем узоры на клетках»
«Слушай и хлопай» (закрепление
осенних
месяцев
1
хлопок
–
сентябрь; 2 хлопка – октябрь, 3
хлопка
-
ноябрь)
Взрослый
называет
название
месяца,
ребёнок
хлопает
определённое
количество
раз
в
ладоши
и
наоборот)
«Собери «Танграм» по образцу»
2
Тема: «Сравнение предметов».
Задачи:
1.Развитие
логического
мышления,
зрительного
восприятия,
произвольного
внимания;
2.Развивать
умение
устанавливать
закономерности
и
подбирать
пару
к
предмету по аналогии ( в пособии «Задачки
для ума»).
3.Проводить
прямые,
волнистые
линии,
аккуратно раскрашивать рисунок не выходя
«Рассмотри и ответь», «Дорисуй и
раскрась»,
«Дорисуй
контуры
предметов»,
«Сложи
овощи»,
«Что из чего делают», «Обведи
уточку
и
жука»,
«Раскрась
паровозик, другой заштрихуй в
определённом
направлении»,
«Нарисуй большие и маленькие
квадраты»
«Выложи домик по образцу» -
«Танграм».
за контур (в книге «Грамотейка» стр.4-5)
4.Развитие
внимания,
восприятия,
ориентировки
по
клеткам
(«Послушный
карандаш» пособие)
3
Тема: «Сравнение предметов».
Задачи:
1.Учить соотносить слова и картинки по
замыслу (в книге «Грамотейка» стр. 6)
2.Учить сравнивать количество предметов,
правильно
использовать
математические
знаки («Грамотейка» стр. 7)
3.Развивать
зрительное
восприятие
и
внимание (пособие «Задачки для ума»)
4.Уметь устанавливать закономерность в
подборе подходящей пары по аналогии
(«Задачки для ума»)
5.Развивать
мелкую
моторику
и
ориентировку на листе в клетку (пособие
«Послушный карандаш)
«Соедини слово с картинкой»,
«Посчитай, сравни, поставь знак»,
«Найди заплатку для коврика»,
«Кто
что
ест»,
«Посчитай
и
напиши
ответ»,
«Обведи
предметы», «Раскрась бабочку, а
другую закрась слева направо.
«Слушай и хлопай» (закрепление
осенних
месяцев
1
хлопок
–
сентябрь; 2 хлопка – октябрь, 3
хлопка
-
ноябрь)
Взрослый
называет
название
месяца,
ребёнок
хлопает
определённое
количество
раз
в
ладоши
и
наоборот)
Собери
«Колумбово
яйцо»
по
образцу.
4
Тема: « Определение высоты и длины
предмета».
Задачи:
1.Учить отгадывать загадки.
2.Определять длину и высоту предметов,
определять очерёдность по возрастанию.
3.Развитие мелкой моторики.
4.Развитие памяти.
5.Развитие
логического
мышления,
«Отгадай
загадки
(о
дереве,
земляники,
жёлуде)
-
«Грамотейка» стр. 8;
«Определи ленты по длине, цветы
по высоте, расставь цифры» -
книжка
«Цифры
и
числа»;
«Обведи рисунок по пуктирным
линиям (рисунок «Лес» - книжка
«Грамотейка»);
«Найди
закономерность
и
дорисуй
недостающие предметы в пустых
клеточках» - (книжка «Задачки
зрительного
восприятия,
произвольного
внимания.
для ума»)
«Выложи жирафа по образцу»-
«Колумбово яйцо»
5
Тема: « Пространственные предлоги».
Задачи:
1.Учить правильно использовать в речи
пространственные предлоги.
2. Развивать моторику.
3.Развивать пространственное мышление.
4.Устанавливать
закономерность
и
подбирать пару к предмету по аналогии.
«Запомни рыб на картинке» (стр.
10 «Грамотейка»)
«Сосчитай количество предметов,
установи неравенство» (стр. 11
«Грамотейка»)
«Какой
домик
склеить
по
заготовке?»
(пособие
«Задачки
для ума»)
«Найди пару» (там же)
«Найди
парные
картинки,
звучащие одинаково, но разные по
значению»; «Колумбово яйцо» -
«Выложи зайчика по образцу»
6
Тема: « Пространственные предлоги».
Задачи:
1.Учить правильно использовать в речи
пространственные предлоги.
2.Развивать моторику (проводить волнистые
и дугообразные линии)
3.Развивать логическое мышление. Учить
подбирать подходящую пару по аналогии.
4.Развивать
слуховое
внимание,
произвольное внимание.
«Рассмотри и составь рассказ по
картинке» (стр. 12 «Грамотейка»).
«Нарисуй
волны»
(стр.
13
«Грамотейка»)
«Посчитай
и
нарисуй
нужную
цифру»
(пособие
«Цифры
и
числа»)
«Назови
предметы,
когда
их
станет много» (пособие «От слова
к рассказу)
«Что лишнее в каждом ряду?»
«Подбери
парк»
(пособие
«Задачки для ума)
«Слушай и хлопай» (закрепление
осенних
месяцев
1
хлопок
–
сентябрь; 2 хлопка – октябрь, 3
хлопка
-
ноябрь)
Взрослый
называет
название
месяца,
ребёнок
хлопает
определённое
количество
раз
в
ладоши
и
наоборот)
«Выложи лисичку по образцу» -
«Танграм»
7
Тема: « Признаки предметов».
Задачи:
1.Учить
решать
задачи
на
сообразительность.
2.Учить группировать предметы по разным
признакам и объяснять свой выбор.
3.Развивать мелкую моторику.
4.Развивать
зрительное
восприятие,
произвольное внимание.
5.Развитие
моторо
-
двигательного
внимания.
Логические
задачи
(стр.
14-15
пособие «Грамотейка»)
«Найди пару каждому предмету»
(пособие «Задачки для ума»).
«Обведи по пунктирной линии,
продолжи ряд».
Игра
«Кто
летает?»
(Дети
показывают
движения
и
звукоподражания)
«Выложи мышку по образцу» -
«Колумбово яйцо».
8
Занятие № 8
1.Развивать
мелкую
моторику,
учить
проводить прямые параллельные линии.
2.Устанавливать
закономерности
и
подбирать подходящую пару предметов по
аналогии.
3.Развивать зрительную память, слуховое
внимание, произвольное внимание.
«Выполни
штриховку
фигур
в
направлении,
«Подбери
к
головным
уборам
подходящие
предметы
(инструменты)»
«Повтори ритмический рисунок
(хлопки)». «Выложи рисунок из
палочек по памяти»
9
Тема:
«пространственные
понятия
«направо»,
«налево,
«около»,
«между»,
«рядом».
«Найди нужную пару из картинок
(«Грамотейка» стр. 18)
Задачи:
1.Учить ориентации на картинке.
2.Ввод
пространственных
понятий
«направо», «налево», «около», «между»,
«рядом»
3.Учить соотносить картинки по смыслу.
4.Учить
решать
нестандартные
задачи:
делить предметы на две равные части.
5.Закреплять
навыки
ориентации
на
картинке,
повторить
пространственные
понятия
«направо»,
«налево,
«около»,
«между», «рядом»
6.Развивать
слуховое
внимание,
произвольное внимание.
«Покрась забор двумя разными
способами»
(1-1;
2-2)
«Грамотейка»
стр.
19.
«Срани
группу
предметов,
определи
число, запиши цифры, поставь
правильный
математический
знак» («Цифры и знаки» стр. 8)
«Определи
в
какую
рубашку
одеты Тишка и Кузя…» (пособие
«Вправо-влево» стр. 1)
Игра «Что слышно?» (Предметы,
издающие знакомые детям звуки,
ширма)
10
Занятие № 10
Задачи:
1.Учить различать и правильно называть
материалы, из которых сделаны предметы;
уметь
образовывать
прилагательные
от
существительных.
2. Развивать зрительное восприятие, учить
соотносить животного и птицу со следами
на картинке; уметь определять кто живёт на
севере и на юге страны.
3.Закреплять
навыки
ориентации
на
картинке,
повторить
пространственные
понятия
«направо»,
«налево,
«около»,
«между», «рядом»
4.
Развивать
слуховое
восприятие
и
произвольное
внимание;
моторно-
«Образуй
слова
по
образцу»
(«Грамотейка» стр. 20)
«Найди каждому
«Слушай и хлопай» (закрепление
зимних
месяцев
1
хлопок
–
декабрь; 2 хлопка – январь, 3
хлопка
-
февраль)
Взрослый
называет
название
месяца,
ребёнок
хлопает
определённое
количество
раз
в
ладоши
и
наоборот)
Игра
«По
новым
местам»
(цветные
круги,
на
которые
встают дети) По сигналу «На
новое место» ребёнок встаёт на
другой цветовой круг.
двигательное внимание.
11
Тема: « Классификация предметов».
Задачи:
1.Учить
классифицировать
предметы
по
группам: «продукты», «овощи», «фрукты».
2.Учить
решать
нестандартные
задачи
(разрезать квадрат на 4 равные части тремя
способами).
3.Закреплять
знания
о
зимующих
и
перелётных птицах.
4. Развивать зрительную память, внимание.
«Раздели предметы на 3 группы.
Объясни
свой
выбор
(«Грамотейка» стр. 22)
«Раздели торты на 4 равные части
тремя способами» (там же)
«Обведи зимующих птиц красным
карандашом,
а
перелётных
–
синим (стр. 4 «Что нас окружает)
«Вспомни какого цвета игрушки»
(стр. 1 «Запомни картинки»)
«Хлопни
1
раз
,если
месяц
декабрь; хлопни 2 раза – январь;
хлопни 3 раза – февраль».
12
Тема: « Классификация предметов».
Задачи:
1.Учить
классифицировать
предметы
по
группам: «фрукты», «овощи», «ягоды».
2.Развивать координацию движения руки,
ориентировку на листе бумаги.
3.Закреплять
знания
о
порядковом
и
количественном составе числа.
4.Упражнять детей в умении осуществлять
поисковые
действия
умственного
и
практического
плана;
развивать
память,
внимание, конструктивное мышление.
5.Развивать
моторно
-
двигательное
внимание, умение расслаблять мышцы тела
«Расскажи,
что,
где
растёт.
Объясни свой выбор».
«Дорисуй узоры (стр. 25 пособие
«Грамотейка»),
Обведи
по
пунктирным линиям. Продолжи
ряд
(тетрадь
«Послушный
карандаш» стр. 4)
«Рассмотри
картинки
и
реши
примеры» (стр. 6 тетрадь «Цифры
и числа).
«Кукла и солдат» (напрягать и
расслаблять мышцы тела)
Игра
«Танграм»-
«Выложи
ворону» по памяти
13
Тема: « Часы».
«Назови всех домашних животных
на
картинке»
(стр.26
пособие
Задачи:
1.Учить
концентрировать
внимание;
распознавать
по
контуру
предметы
на
общем рисунке.
.2Учить ориентироваться на листе бумаги:
использовать
в
речи
пространственные
предлоги «над», «между», «около», «под»…
3.Познакомить с разными видами часов; их
назначением,
рассмотреть
циферблат
и
стрелки; определять час и минуты.
4.Развивать
мелкую
моторику;
развитие
внимания,
координации
слухового
анализатора.
«Грамотейка»)
«Раскрась кружков на 2 больше,
чем…
«Какая игрушка находится в …?»
(тетрадь «Вправо-влево» стр 3)
«Для чего нужны часы?» (тетрадь
«Весёлые часы»)
Игра «Четыре стихии»
«Дорисуй по образцу» (работа в
тетради в клетку)
«Выложи
пароход»
-
игра
«Колумбово яйцо» по образцу.
14
Тема: « Закономерности».
1.Обогащать
пассивный
и
активный
словарь.
2.Развивать
логическое
мышление,
зрительное
восприятие,
произвольное
внимание.
3.Установление
закономерностей
по
аналогии. Решение примеров.
4.Развитие
конструктивного
мышления,
умение осуществлять поисковые действия
умственного и практического плана.
5.Развитие мелкой моторики рук.
«Составь
предложения
по
картинкам» (пособие «От слова к
рассказу» стр. 10.
«К
каким
сказочным
героям
принадлежат
эти
вещи?»
«Подбери
пару
по
аналогии».
«Реши
примеры»
-
пособие
«Задачки для ума» стр. 12
Выложи лисичку из «Танграма»
15
Тема: « Штриховка предметов»
Задачи:
1.Учить
решать
нестандартные
задачи.
«Задачи
на
развитие
сообразительности»
(«Грамотейка» стр. 30)
«Определи
недостающие
и
находить на зашумлённых картинках цифры
и
называть
их.
Развивать
зрительное
восприятие, внимание.
2.Узнавать природные явления, определять
к какому времени году они относятся.
3.Составлять
предложения
по
картинке,
активизировать словарный запас.
4.Развивать мелкую моторику рук, обводить
по пунктирным линиям, заштриховывать в
определённом направлении, рисовать узор
по клеточкам.
последующие числа» (задание на
листе)
«Назови
природное
явление
и
скажи
время
года»
(«Что
нас
окружает» тетрадь стр. 9)
«Составь
предложения
по
картинке» (стр. 10 пособие
«От слова к рассказу»).
«Обведи,
заштрихуй,
раскрась»
( стр. 5 пособие «Послушный
карандаш»
Выполнение задания на бланках
конъюктурных проб.
16
Тема: « Зашумлённые картинки.»
Задачи:
1.Учить ориентироваться на листе бумаги,
использовать пространственные предлоги.
2.Учить группировать предметы – «чайная
посуда»,
«столовая
посуда»,
«кухонная
посуда»; «овощи», «фрукты»
3.Развитие
памяти,
конструктивного
мышления.
4.Развивать внимание, восприятие.
«Учимся
составлять
задачи
и
решать»
(пособие
«Цифры
и
числа» стр. 8)
«Кто
где
стоит
на
картинке»
(пособие «Вправо-влево…» стр 4
«Назови,
посчитай,
вспомни
фрукты
и
овощи»
(«Что
нас
окружает» стр 10).
«Сколько овощей ты видишь на
картинке (зашумлённые картинки)
Обведи
каждый
овощ
определённым цветом»
17
Тема: Определение времени по часам.
Задачи:
1.Формировать пространственно-временные
представления (определение времени по
часам).
«Весёлые часы. Определи час»
стр. 10 тетрадь «Весёлые часы»..
«Назови инструмент и скажи к
какой
группе
инструментов
относится»
(стр.11
«Что
нас
окружает»).
2.Решение логических задач.
3.Учить умению осуществлять поисковые
действия в умственном и практическом
плане.
4.Закрепление
названия
музыкальных
инструментов
(струнные,
клавишные,
ударные)
5.Развитие
речи,
мышления,
внимания;
Формирование внимания, развитие скорости
реакции.
Игра «Кого назвали, тот и лови!»
(игра с мячом)
Игра «Колумбово яйцо» «Собери
по образцу медведя»
18
Тема: « Домашние животные».
Задачи:
1.Расширять знания о домашних птицах
(название,
внешний
вид,
особенности
внешнего вида и строения в зависимости от
среды обитания, название самки и самца, их
птенца;
уход
человека
за
птицами).
Обогащение
словаря
прилагательными,
существительными, глаголами. Наречиями,
пространственными предлогами. Развитие
связной речи.
2.Развитие
ориентировке
на
листе
в
клеточку.
3. Развитие зрительной памяти, восприятия,
произвольного внимания.
4.Развитие
логического
мышления,
конструктивных навыков, ориентировки в
пространстве.
5. Развитие слухового восприятия.
Беседа о домашней птицы. Стр. 32
«Грамотейка».
Составление
небольшого рассказа.
«Повтори рисунок. Петушок и
утка» работа на листе в клеточку.
«Обведи всех домашних птиц».
«Запомни всех домашних птиц».
«Хлопни 2 раза, если услышишь
название домашней птицы, 1 раз –
дикой птицы»
Игра «Кто летает?»
«Выложи
ласточку»
-
игра
«Колумбово яйцо»
19
Тема: « Домашние животные».
«Помоги ёжику вернуться домой»
стр.34 «Грамотейка».
Задачи:
1.Развивать концентрацию внимания.
2. Развивать ориентировку в пространстве.
3.Уметь устанавливать последовательность
событий по серии сюжетных картинок.
4.Развивать мелкую моторику.
«Какой
плот
ближе?»
стр
5
тетрадь «Вправо-влево…»
«Привяжи
шарики
к
нужным
ответам» стр.11 «Цифры и числа».
«Определи
последовательность
событий и расскажи» стр.14 в
пособии «Задачки для ума».
Упражнения
с
карандашом
(моторика).
«Выложи рисунок из палочек по
памяти»
20
Тема: « Домашние животные».
Задачи:
1.Развивать
зрительное
восприятие
и
внимание.
2.Развивать логическое и пространственное
мышление.
3. Развивать речь (составлять рассказ по
серии сюжетных картинок; делить слова на
слоги)
4.Развитие мелкой моторики.
«Раскрась кружков на три больше,
чем ёжиков; на один меньше чем
белок;
на
два
больше
чем
медвежат…Какие числа у тебя
получились? На какие меньшие
два числа их можно разложить»
(пособие «Грамотейка» стр.35)
«Разложи
картинки
последовательно
и
составь
связный рассказ», «Раздели слово
… на слоги. Хлопни в ладоши
(топни ногой) столько раз сколько
слогов в слове» (серия сюжетных
картинок).
«Обведи линии вокруг контура по
центру каждой дорожки».
«Кто
спрятался
на
картинке,
найди и раскрась. Как назвать
этих животных одним словом?»
пособие «Грамотейка» стр. 37.
Игра «Море-берег» выполняется
стоя.
Положить
канат
или
верёвку.
С
одной
стороны
«берег»,
с
другой
«море».
Перешагивать по слову взрослого.
Далее взрослый, выполняя вместе
движения, начинает путать детей.
«Берег» команда, а сам остаётся в
«море» и т.д.
Задачки на сообразительность
«Рассмотри картинки и ответить
на
вопросы:
сколько
детей
оставили обувь, сколько внуков у
бабушке,
сколько
за
окошком
кошек, сколько Змеев-Горыночей
за скалой?» пособие «Задачки для
ума» стр. 15
«Выложи с помощью «Танграма»
животное»
21
Тема : « Умный и самый умный».
Задачи:
1.Развитие логического мышления, памяти и
речи.
2.Развитие ориентировки на себе, от себя; на
листе бумаги в клеточку.
3.Закреплять
умение
классифицировать
предметы, развивать внимание.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Развитие
произвольной
регуляции
деятельности.
6.
Закреплять
умение
классифицировать
«Какая
машина
находится
справа…?»
Ориентировка
на
картинке. пособие «Вправо-влево»
стр. 6
«Раскрась,
обведи
по
образцу,
продолжи
узор
на
листе
в
клеточку.
Закрась
вазу
в
определённом
направлении»
пособие «Послушный карандаш»
стр. 7
Игра «Звери, птицы, рыбы»
(Мяч).
Дети становятся в круг. Один из
играющих берет в руки какой-
животных, птиц, рыб.
нибудь предмет и передает его
соседу справа, говоря: «Вот птица.
Что за птица?»
Сосед
принимает
предмет
и
быстро отвечает (название любой
птицы).
Затем он передает вещь другому
ребенку, с таким же вопросом.
Предмет передается по кругу до
тех
пор,
пока
запас
знаний
участников
игры
не
будет
исчерпан.
Так же играют, называя рыб,
зверей. (называть одну и ту же
птицу, рыбу, зверя нельзя).
Игра на внимание «Берег-река».
22
Тема: « Составление узоров»
Задачи:
1.Развитие логического мышления, памяти и
речи.
2.Закреплять
умение
классифицировать
предметы, развивать внимание.
3.Развитие мелкой моторики.
4. Умение действовать по образцу и устной
инструкции.
5.Формирование
пространственно-
временных представлений.
«Продолжи
предложение
по
образцу», «Измени слово один
верблюд,
нет
кого
много
верблюдов…»
стр.
40
«Грамотейка»
«Определяем минуты и часы на
циферблате» стр. 6-7 «Весёлые
часы» пособие
«Обведи
по
контуру»
стр.
41
«Грамотейка»
«Раскрась
рыбку
по
образцу»,
«Продолжи
узор»
стр.8
«Послушный карандаш» пособие
«Кому
из
спортсменов
нужны
спортивные принадлежности» стр.
13 пособие «Окружающий мир».
Выложи человечка из «Танграма»
23
Тема « Повторение темы классификации.»
Задачи:
1.Учить группировать предметы – «овощи»,
«фрукты», «посуда», «одежда», транспорт»,
«мебель»;
находить
несоответствия
на
картинках.
2.Развитие мелкой моторики.
3.Учить анализировать сложные формы и
воссоздавать
их
из
частей
на
основе
восприятия
и
сформированного
представления;
4.развивать сенсорные способности у детей,
пространственное представление, образное
и
логическое
мышление,
воображение,
смекалку и сообразительность;
5.развивать
навыки
контроля
и
самоконтроля
в
процессе
умственной
деятельности.
Набор картинок по темам «Найди
«семью»
(материал
кабинета).
Группировка картинок.
«Всё
ли
правильно
нарисовал
художник?»
стр.
42
пособие
«Грамотейка».
«Помоги медвежонку добраться
до рыбки – сосчитай до 10…»
стр.43
пособие
«Грамотейка»
Составление
предложений
по
сюжетной
картинке.
Стр.
44
пособие «Грамотейка».
Игра
на
межполушарное
взаимодействие
«Кулак-ребро-
ладонь» (цветные карточки)
«Проведи
линию,
не
отрывая
карандаш
от
листа»,
«Помоги
малышу найти маму» стр. 45
«Собери по образцу «Колумбово
яйцо». Кто быстрее!»
Слушай и хлопай» (закрепление
весенних месяцев 1 хлопок – март;
2 хлопка – апрель, 3 хлопка - май)
24
Тема « Повторение темы классификации.»
Задачи:
1.Учить
находить
несоответствия
на
картинках.
«Найди ошибки на картинках»
стр.46 «Грамотейка».
«Четвёртый
лишний.
Объясни
свой выбор»» стр. 15 в пособии
«Что нас окружает».
2.Развивать
умение
классифицировать
предметы
по
существенному
признаку,
обобщать.
3.Решение
задач
на
сложение,
использование математических знаков.
4.Формировать пространственно-временные
представления.
5.
Развитие
образного
и
логического
мышления,
воображения,
смекалки
и
сообразительности;
навыков
контроля
и
самоконтроля
в
процессе
умственной
деятельности.
Реши задачу и запиши решение
стр.
18.
Пособие
«Цифры
и
числа». «Назови соседей числа…»
«Продолжи
предложение…»
стр.10-11 пособие «Весёлые часы»
«Собери по образцу самолёт в
игре «Колумбово яйцо».
Слушай и хлопай» (закрепление
весенних месяцев 1 хлопок – март;
2 хлопка – апрель, 3 хлопка - май)
25
Тема: « Четвёртый лишний».
Задачи:
1.Развитие
внимания,
зрительного
восприятия
2.Учить определять лишний предмет из
группы предметов.
3.Развитие
мелкой
моторики
и
пространственных ориентировок на листе
бумаги, уметь работать по образцу.
4.Развитие произвольной регуляции.
«Выбери
только
те
геометрические
фигуры,
из
которых состоят предметы» стр.16
пособие «Цифры и числа».
Игра «4-ый лишний» (карточки
кабинета психолога).
«Нарисуй по точкам ключик для
Буратино»
стр.
49
пособие
«Грамотейка»
Игра на развитие произвольности
«Берег-река».
26
Тема: « Транспорт».
Задачи:
1.
Развитие
зрительного
восприятия,
собирать из частей целое и определять
количество целых предметов.
2.Учить группировать картинки по видам
транспорта: наземный, воздушный, водный.
«Собери
из
частей
целые
предметы и посчитай» стр. 50
пособие «Грамотейка».
«Найди
и
назови
наземный,
воздушный и водный транспорт»
стр. 52 там же.
«Нарисуй картинки в зеркальном
изображении» стр.53 там же.
3.Развитие
пространственных
представлений.
4.Развитие образной памяти.
5.Закрепление
представлений
о
геометрических
фигурах,
о
способах
видоизменения их путём составления новых
геометрических фигур.
«»Найди и назови предметы» стр.
11 пособие «Влево-вправо»
«Запомни
картинки»
стр.
4
пособие «Запомни картинки»
Игра «Танграм» - выложи птицу.
Слушай и хлопай» (закрепление
весенних месяцев 1 хлопок – март;
2 хлопка – апрель, 3 хлопка - май)
27
Тема: « Повторение темы транспорт».
Задачи:
1.Решение задач на сообразительность.
2.Формировать временные представления,
речь
3.Развитие
мелкой
моторики
и
ориентировки на листе в клеточку.
4. Формирование причинно-следственных
связей.
5.Развитие
слухового
внимания
и
произвольности.
«Посмотри на картинку и реши
задачу»
стр.
51,55
пособие
«Грамотейка».
«Часы нам помогают» стр. 54.
«Продолжи предложение» стр. 8
Пособие «Весёлые часы».
«Обведи, не отрывая карандаш от
линии, заштрихуй по образцу»
стр.10
пособие
«Послушный
карандаш».
Игра «По новым местам».
«Выложи
последовательно
картинки и составь небольшой
рассказ» (материал кабинета)
«Угадай чей звук» игра
28
Тема: « Повторение темы транспорт».
Задачи:
1.Развитие концентрации внимания.
2.Решение математических нестандартных
задач.
«Музыкальный лабиринт» стр.58
пособие «Грамотейка».
«Рассмотри
картинки
и
реши
задачи»
стр.
55
пособие
«Грамотейка».
«Обведи карандашом пунктирные
линии, не отрывая его от листа»
3.Развитие мелкой моторики и ориентации
на листе в клеточку.
4.Развитие временных представлений.
5.Развитие скоростной реакции.
стр. 61 «Послушный карандаш».
«На
каких
часах
время
соответствует картинке?» стр. 12
пособие «Весёлые часы».
Игра «Какого позвали, тот и лови»
стр. 90 пособие «Диагностика и
коррекция
внимания»
А.А.Осипова.
«Выложи
ракету»
-
игра
«Колумбово яйцо»
29
Тема: « Штриховка»
1.Формирование временных представлений.
2.Развитие творческого мышления. Решение
математических задач на сообразительность.
3.Развитие
мелкой
моторики
и
ориентировки на листе в клеточку.
4.Развитие слухо-речевой памяти.
5.Учить
ребенка
справляться
с
импульсивностью,
трудностями
переключения, развивает избирательность
реакций и внимания и речевую регуляцию
деятельности.
«Что можно сделать за 5 минут, за
полчаса. За 2 часа?» Задание с
опорой
на
картинки.
стр.15
пособие «Весёлые часы».
Решение задач «На даче созрели
ягоды» стр. 66, 67.
Задание
«Обведи
предмет
по
пунктирной линии и раскрась»,
«Дорисуй картинку по образцу»
стр.12
пособие
«Послушный
карандаш».
Заучивание «Считалка» стр.100 из
пособия
«Диагностика
и
коррекция
внимания»
А.А.Осипова.
Игра «Кулак-ребро-ладонь»
30
Тема: « Сходство и различия предметов».
Задачи:
1.Развитие концентрации внимания, умение
находить сходство и различие в предметах;
временных представлений
«Найди парные картинки» стр.70
пособие «Грамотейка».
«Придумай задачу на сложение»
стр. 67
«Выполни задание по образцу»
стр.
10
пособие
«Послушный
2.Решение математических задач.
3.Развитие мелкой моторики и ориентации
на листе в клеточку.
4.Формирование
моторно-двигательного
внимания; скоростной реакции.
5.Формироваие временных представлений.
карандаш».
«Колесо
обозрения»
стр
13
пособие
«Вправо-влево,
вверх-
вниз»
Выполнение
конъюктурной
пробы.
Игра «По новым местам» пособие
«Диагностика
и
коррекция
внимания» А.А.Осипова.
31
Тема: «Вчера» « Сегодня» « Завтра».
Задачи:
1.Формирование временных представлений.
Упражнять
в
употреблении
понятий
«вчера», «сегодня», «завтра».
2.Развитие мышления и речи.
3.Учить работать по образцу.
4.Учить
ребенка
справляться
с
импульсивностью,
трудностями
переключения,
развитие
избирательности
реакций и внимания
Игра «Вчера, сегодня, завтра»
«Продолжи предложение…»,
Стихотворение
«Птичка
летает,
птичка играет, птичка поёт».
«Найди закономерности. Нарисуй
фигуру в пустой клетке» стр. 74
пособие «Грамотейка».
«Нарисуй справа точно такую же
картинку» стр.77 там же.
«Найди
2
одинаковых
светильников» стр. 78 там же.
Составь
рассказ
по
серии
сюжетных картинок. (4 картинки)
32
Тема: « Сравнение предметов».
Задачи:
1.Учить
сравнивать
и
устанавливать
сходство
между
картинками;
развивать
произвольное внимание, переключение и
распределение внимания.
«Сравни две картинки. Найди 5
отличий»
«Обведи
цветы
по
пуктирной
линии
и
раскрась»
стр.
69,85
пособие «Грамотейка».
«Найди картинку и назови её» стр.
14 по пособию «Вправо-влево…»
2.Развитие мелкой моторики.
3.Развитие пространственных ориентировок.
4.Развитие образной памяти.
5.Развитие слухового внимания.
«Запомни картинки и соедини по
памяти» стр. 9 пособие «Запомни
картинки».
«Угадай
по
звуку»
пособие
«Диагнстика
и
коррекция
внимания» А.А.Осипова
Слушай и хлопай» (закрепление
летних месяцев 1 хлопок – июнь; 2
хлопка – июль, 3 хлопка - август)
33
Тема: «Фигуры»
Задачи:
1.Развитие восприятия формы. Закреплять
знания о геометрических фигурах (ромб,
прямоугольник, трапеция, овал).
2.Развитие памяти и внимания.
3.Развитие
ориентировки
на
листе
с
помощью схемы.
4.Развитие
мышление.
Учить
находить
сходство и различие на картинках.
5.Развитие межполушарных связей.
«Назови
фигуры
и
соедини
с
предметами»
стр.
15
пособие
«Числа и цифры».
«Запомни
картинки.
Посчитай
сколько каких животных. Запомни
их число. Назови по памяти». Стр.
13 пособие «Запомни картинки»
«Развиваем ориентировку» стр. 15
пособие «Впараво-влево, вверх-
вниз».
«Найди
отличая
между
двумя
картинками»
стр.
86
пособие
«Грамотейка»
«Покажи фигуры двумя руками»
Слушай и хлопай» (закрепление
летних месяцев 1 хлопок – июнь; 2
хлопка – июль, 3 хлопка - август)
34
Тема: «Фигуры»
Задачи:
1.Учить
различать
и
называть
геометрические
тела
(куб,
шар,
конус,
«Назови геометрическое тело и
найди
похожий
предмет»,
«Чудесный
мешочек»
стр.
95
«Грамотейка».
параллелепипед, цилиндр).
2.Развитие мышления, речи, воображения.
3.Развитие ориентировки на листе бумаги.
4. Развитие произвольного внимания.
5.Развитие
моторно-двигательного
внимания
«Придумай рассказ по картинке»,
«Подбери
к
картинкам
подходящие слова»
«Обведи картинки по пунктирным
линиям» стр. 97
«Что, где лежит на картинке,
используй
слова»
слева
от»,
«справа от», «ближе», «дальше»,
«около»…стр.
12
пособие
«Вправо-влево…»
Выкладывание фигур из палочек.
Игра «По новым местам» пособие
«Диагнстика
и
коррекция
внимания» А.А.Осипова
35
Тема: «Фигуры»
Задачи:
1.Учить
различать
и
называть
геометрические тела (куб, шар, цилиндр,
конус, параллелепипед).
2.Развитие мышления, речи, воображения.
3.Развитие ориентировки на листе в
клеточку, мелкой моторики.
4.Развитие произвольного внимания,
конструктивного мышления.
5.Развитие межполушарных связей.
«Назови геометрическое тело и
найди на него похожий предмет»
стр. 95.
«Придумай рассказ о котёнке по
картинке», «Подбери к картинкам
подходящее слово» стр. 96, 100.
«Обведи фигуры по пунктирным
линиям. Раскрась» стр. 97
Закрепление
«Что,
где
лежит?
Используй
слова
«слева
от»,
«справа
от»,»
вверху-внизу»,
«ближе-дальше»,
«около»,
«между»…
Стр. 12 по пособию «Вправо-
влево, вверх-вниз».
Развивающие упражнения:
«Выложи из палочек по памяти»
«Нарисуй фигуры двумя руками»
(материал психолога)
Слушай и хлопай» (закрепление
летних месяцев 1 хлопок – июнь; 2
хлопка – июль, 3 хлопка - август)
36
Тема: « Повторение»
Задачи:
1.Учить
классифицировать
предметы
по
группам «рабочие инструменты», «посуда»,
«игрушки»,
«насекомые»,
«птицы»,
«одежда».
2.Развитие
мышления
и
речи;
учить
понимать переносный смысл пословиц.
3.Развитие памяти.
4.Развитие
мелкой
моторики
и
слухо-
речевой памяти.
5.Развитие
концентрации
и
объёма
внимания.
«Помоги папе, маме и малыщу
найти
свои
вещи»
стр.
102
«Грамотейка».
«Подбери
к
картинке
нужное
слово» стр. 104.
«Посчитай
сколько
насекомых,
запомни, найди нужные цифры»,
«Определи
каких
насекомых
больше, меньше, поровну» стр.
106
«Грамотейка».
пособие
«Диагнстика
и
коррекция
внимания» А.А.Осипова
«Выучить предложение «каждый
охотник желает знать…», а потом
на каждое слово подними нужную
картинку с цветом.
«Нанизывай бусины по образцу»
(пособие
«Диагнстика
и
коррекция
внимания»
А.А.Осипова)
Литература:
1.Земцова О.Н. сборник развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет) М.:
Махаон, Азбука-Аттикус, 2020 г.
2. Земцова О.Н. книга развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет)
«Весёлые часы» Махаон, Азбука-Аттикус, 2019 г.
3. Земцова О.Н. книга развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет)
«Вправо-влево, ввех-вниз. Ориентируемся в пространстве» Махаон, Азбука-
Аттикус, 2019 г.
4.Земцова О.Н. книга развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет)
«Задачки для ума. Развиваем мышление» Махаон, Азбука-Аттикус, 2019 г.
5. Земцова О.Н. книга развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет) «От
слова к рассказу. Развиваем речь» Махаон, Азбука-Аттикус, 2019 г.
6. Земцова О.Н. книга развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет)
«Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику» Махаон, Азбука-
Аттикус, 2019 г.
7. Земцова О.Н. книга развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет) «Что
нас окружает. Познаём мир» Махаон, Азбука-Аттикус, 2019 г.
8. Земцова О.Н. книга развивающих заданий из серии «Умные книжки» для
занятий с детьми старшего дошкольного возраста (для детей 5-6 лет) «Цифры
и числа. Учимся считать» Махаон, Азбука-Аттикус, 2019 г.
9.Осипова А.А «Диагностика и коррекция внимания. Программа 5-9 лет».
М.:Творческий центр «Сфера» 2004 год.
10.Стребелева Е.А «Психолого-педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста». М.: Просвещение 2017 год.