Напоминание

Механизм преемственности метапредметных результатов


Автор: Лысова Людмила Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Матакская средняя общеобразовательная школа имени Семена Артемьевича Уганина"
Населённый пункт: село Матаки
Наименование материала: Презентация
Тема: Механизм преемственности метапредметных результатов
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовила учительница начальных классов МБОУ « Матакская сош » Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Лысова Людмила Алексеевна
Механизм

преемственности

метапредметных

результатов


ФГОС

Стандарт

это

средство

обеспечения

стабильности

качества

образования

,

его

постоянного

развития

.


В

основе

ФГОС

лежит

принцип

:

В

основе

ФГОС

лежит

принцип

:

Единство



преемственности

Единство



преемственности

основных

образовательных

основных

образовательных

программ

начального

программ

начального

общего

,

среднего

общего

,

среднего

образования

и

духовно

-

образования

и

духовно

-

нравственного

развития

и

нравственного

развития

и

воспитания

учащихся

.

воспитания

учащихся

.

В

основе

ФГОС

лежит

принцип

:

В

основе

ФГОС

лежит

принцип

:

Единство



преемственности

Единство



преемственности

основных

образовательных

основных

образовательных

программ

начального

программ

начального

общего

,

среднего

общего

,

среднего

образования

и

духовно

-

образования

и

духовно

-

нравственного

развития

и

нравственного

развития

и

воспитания

учащихся

.

воспитания

учащихся

.


1.

Требования

к

результатам



Что

такое

преемственность

Преемственность

это

связь

между

явлениями

в

процессе

развития

в

природе

,

обществе

и

познании

,

когда

новое

,

сменяя

старое

,

сохраняет

в

себе

некоторые

его

элементы

.


Преемственность

в

образовании

.

Требования к результатам

это

система

связей
,
обеспечивающая

взаимодействие

основных

задач

,

содержания

и

методов

обучения

и

воспитания

с

целью

создания

единого

непрерывного

образовательного

процесса

на

смежных

этапах

развития

ребенка

.


1. Требования к результатам

Основанием

преемственности

разных

ступеней

образовательной

системы

может

стать

ориентация

на

ключевой

стратегический

приоритет

непрерывного

образования



формирование

умения

учиться
.
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы»

Путь достижения этой цели –

формирование УУД,

обеспечивающих компетенцию

«научить учиться», а не только

освоение учащимися конкретных

предметных знаний и навыков в

рамках отдельных дисциплин.


Приоритетная цель школьного

образования:

развитие у ученика

способности

самостоятельно ставить

учебную задачу,

проектировать пути её

реализации,

контролировать и

оценивать свои

достижения.

Научить
учиться

Метапредметные результаты
НОО •
освоенные обучающимися

универсальные учебные

действия (познавательные,

регулятивные и

коммуникативные),

обеспечивающие

овладение ключевыми

компетенциями,

составляющими основу

умения учиться,

и межпредметными

понятиями
• ООО •
освоенные обучающимися

межпредметные понятия и

универсальные учебные

действия (регулятивные,

познавательные,

коммуникативные),

способность их

использования в учебной,

познавательной и

социальной практике,

самостоятельность

планирования и

осуществления учебной

деятельности и организации

учебного сотрудничества с

педагогами и сверстниками,

построение индивидуальной

образовательной траектории


РЕГУЛЯТИВНЫЕ



УУД


• НОО •
принимать и сохранять учебную

задачу;

– учитывать выделенные

учителем ориентиры действия;

– планировать свое действие;

– осуществлять контроль;

– адекватно воспринимать оценку

учителя;

– различать способ и результат

действия;

– оценивать правильность

выполнения действия;

– вносить необходимые

коррективы;

– выполнять учебные действия;
• ООО
самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и

формулировать для себя новые

задачи;

- самостоятельно планировать пути

достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и

познавательных задач;

- соотносить свои действия с

планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей

деятельности в процессе

достижения результата, определять

способы действий, корректировать

свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

УУД
• НОО •
осуществлять поиск

информации;

– использовать знаково –

символические средства;

– строить высказывания;

– ориентироваться на

разнообразие способов

решения задач;

– основ смыслового чтения;

– осуществлять логические

действия с изучаемыми

объектами;
• ООО •
- определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать

основания и критерии для

классификации, устанавливать

причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение и

делать выводы;

- умение создавать, применять и

преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения

учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;


КОММУНИКАТИВНЫЕ

УУД
• НОО •
– учитывать разные мнения;

– формулировать собственное

мнение и позицию;

– договариваться в

совместной деятельности;

– строить высказывания;

– задавать вопросы;

– контролировать действия;

– адекватно использовать

речевые средства;
• ООО •
организовывать учебное сотрудничество

и совместную деятельность; работать

индивидуально и в группе;

формулировать, аргументировать и

отстаивать своё мнение;

- осознанно использовать речевые

средства в соответствии с задачей

коммуникации; владение устной и

письменной речью, монологической

контекстной речью;

- формирование и развитие

компетентности в области

использования ИКТ

- формирование и развитие

экологического мышления, умение

применять его в познавательной,

коммуникативной, социальной

практике и профессиональной

ориентации.


Технологии

формирования

УУД
Проблемное обучение •
НОО

Проблемные ситуации:

«Найди лишнее»,

«Раздели на группы»,

«Сравни и укажи

отличия», задания на

развитие мышления,

внимания, памяти.

ООО

Верные / неверные

утверждения,

найди третье

лишнее, собери

слова в группу


Проектная деятельность

НОО

Творческие

проекты

по

русскому

языку:

1

класс

-

«Скороговорки»,

«Сказочная

страничка».

2 класс-«И в шутку и всерьез»,

«Пишем письмо», «Рифма», «В

словари за частями речи».

3

класс



«Рассказ

о

слове»,

«Семья слов», «Тайна имени»,

«Зимняя

страничка»,

«Имена

прилагательные в загадках».

4класс-«Говори

правильно!»,.

ООО

«Что в имени тебе моем?»,

«Деловые бумаги в школе»,

«Сочинение по картине»

«Лексикон учащихся моей

школы»


ПРОБЛЕМЫ
• 1.Выполнение единых требований, предъявляемых основной образовательной программой к формированию , развитию и оценке метапредметных результатов. • 2. Преемственность в применении современных образовательных технологий в процессе обучения (от использования элементов образовательной технологии до ее полной реализации). • 3. Преемственность между учебно-методическими комплексами ( данная проблема требует глубокого анализа с целью определения оптимального варианта выбора УМК). • 4. Взаимодействие учителей начальной школы и учителей – предметников основной школы по ключевым проблемам, возникающим в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.

ОТСУТСТВИЕ



преемственности

Мы вам подготовили таких

замечательных детей, а вы…

Да ваши дети ничего не

знают и не умеют!!!

Учитель начальной школы

Учитель основной школы

Содержание

Ц

е

л

и

Т

е

х

н

о

л

ог

и

и


Механизм

решения
• 1. Реализация методической проблемы школы « Проблема преемственностии развития метапредметных результатов на разных ступенях обучения ; • 2. Составление программы методического сопровождения по обеспечению преемственности , включающей семинары - практикумы , уроки - лаборатории , круглые столы , мастер - классы ; • 3. Соглсование УМК начальной и основной школы ; • 4. Согласованность содержания рабочих программ учителей начальной и основной школы ( раздел « Планируемые результаты »); • 5. Посещение администрацией и взаимопосещение уроков в начальной и основной школе ; • 6. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности ;

Построение

единой

образовательной

среды

Построение

единой

образовательной

среды

Процесс

обучения

Что и как оценивается?

Отношения:

Учителя –дети -родители

Определение единых

ЦЕЛЕЙ и задач всего

коллектива педагогов

Подбор единого комплекса

СРЕДСТВ (технологии, УМК

и т.д.) для достижения этих

целей и задач

Совместно полученный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Требования к педагогам и детям


Алгоритм

организации

преемственности

1.
Образование временного метод . объединения учителей 4- х и будущих 5- х классов ( на календарный год )
2.
Договоренность об общих целях ( портрет выпускника ).
3.
Открытые уроки в 4- м кл . для учителей осн . школы .
4.
Совместные уроки в 4- м кл . учителей осн . и нач . школы .
5.
Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4- го кл .
6.
Открытые уроки в 5- м кл . для метод . объединения
7

.
Определение эффективности – диагностика , анализ

1

шаг

.

Методическое

объединение

начальной

и

основной

школы

Актуальность
• Установление тесного взаимодействия учителей основной и начальной школы со II полугодия 4 класса. • Общая заинтересованность в ожидаемых результатах.
Трудности
Отсутствие стратегического кадрового планирования.

2

шаг

.

Согласование

целей

,

содержания

и

технологий

Актуальность
• Детально вырисовывается портрет выпускника начальной школы • Преемственность в содержании, технологиях
Трудности
Не все педагоги понимают и принимают технологии

3

шаг

.

Посещение

и

анализ

уроков

в

4-

м

классе
Актуальность • Выявление уровня сформированности УУД • Более глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, требований, предъявляемых к ним.
Трудности
• Увеличение нагрузки на учителей начальных классов • В организации посещений уроков • Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого- то – детали содержания)

4

шаг

.

Совместные

уроки

в

4-

м

классе

Актуальность
• Знакомство с будущим учителем- предметником в более комфортных условиях • Снижение уровня тревожности учащихся. • Сближение позиций учителей в формировании УУД.
Трудности
• Сотрудничество и взаимопонимание учителей начальной и основной школы не устанавливается. • Проблемы недопонимания учителя и учеников по ходу урока. • Восприятие отдельными учащимися урока как не учебную ситуацию.

5

шаг

.

Диагностика

предметных

и

метапредметных

результатов

учащихся

на

выходе

из

4

класса

Актуальность
• Выявление истинной картины психологического состояния, уровня сформированности УУД учащихся. • Организация работы по их корректировке. • Объективная информация для работы с учащимися и родителями.
Трудности
• Недоверие учителей основной школы к результатам диагностики. • Отсутствие психолога в ОУ.

6

шаг.

Посещение первых уроков

в 5-м классе

Актуальность
• Обсуждение проблем адаптации • Реализация на практике предыдущих совместных договоренностей ( о преемственных технологиях).
Трудности
• Неготовность учителей следовать совместным договоренностям в рамках преемственных технологий

7

шаг

.

Определение

эффективности

организации

преемственности

Актуальность
• Сокращение сроков адаптации • Чувство удовлетворенности и уверенности всех участников образовательного процесса. • Новый стимул к продолжению работы.
Трудности
• Некоторые учителя формально относятся к формированию УУД учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям, умениям, навыкам) учащихся • Отсутствие единой образовательной программы для начального и основного звена.

1. Требования к результатам

ВЫВОД

:

Преемственность



это

двухсторонний

процесс

.

С

одной

стороны



начальная

ступень

,

которая

формирует

умение

учиться

,

которое

необходимо

для

дальнейшего

обучения

в

основной

школе

.

С

другой

стороны



основная

школа

,

которая

развивает

(

а



не

игнорирует

)

накопленный

в

начальной

школе

потенциал

.




В раздел образования