Механизм преемственности метапредметных результатов
Автор: Лысова Людмила Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ"Матакская средняя общеобразовательная школа имени Семена Артемьевича Уганина" Населённый пункт: село Матаки Наименование материала: Презентация Тема: Механизм преемственности метапредметных результатов Раздел: среднее образование
Подготовила
учительница
начальных
классов
МБОУ
«
Матакская
сош
»
Дрожжановского
муниципального
района
Республики
Татарстан
Лысова
Людмила
Алексеевна
Механизм
преемственности
метапредметных
результатов
ФГОС
Стандарт
–
это
средство
обеспечения
стабильности
качества
образования
,
его
постоянного
развития
.
В
основе
ФГОС
лежит
принцип
:
В
основе
ФГОС
лежит
принцип
:
Единство
преемственности
Единство
преемственности
основных
образовательных
основных
образовательных
программ
начального
программ
начального
общего
,
среднего
общего
,
среднего
образования
и
духовно
-
образования
и
духовно
-
нравственного
развития
и
нравственного
развития
и
воспитания
учащихся
.
воспитания
учащихся
.
В
основе
ФГОС
лежит
принцип
:
В
основе
ФГОС
лежит
принцип
:
Единство
преемственности
Единство
преемственности
основных
образовательных
основных
образовательных
программ
начального
программ
начального
общего
,
среднего
общего
,
среднего
образования
и
духовно
-
образования
и
духовно
-
нравственного
развития
и
нравственного
развития
и
воспитания
учащихся
.
воспитания
учащихся
.
1.
Требования
к
результатам
Что
такое
преемственность
•
Преемственность
–
это
связь
между
явлениями
в
процессе
развития
в
природе
,
обществе
и
познании
,
когда
новое
,
сменяя
старое
,
сохраняет
в
себе
некоторые
его
элементы
.
Преемственность
в
образовании
.
Требования к результатам
–
это
система
связей
,
обеспечивающая
взаимодействие
основных
задач
,
содержания
и
методов
обучения
и
воспитания
с
целью
создания
единого
непрерывного
образовательного
процесса
на
смежных
этапах
развития
ребенка
.
1. Требования к результатам
Основанием
преемственности
разных
ступеней
образовательной
системы
может
стать
ориентация
на
ключевой
стратегический
приоритет
непрерывного
образования
—
формирование
умения
учиться
.
«…главная
задача
начальных
классов
–
это
научить
ребенка
учиться.
Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым
годом
все
труднее
и
труднее
овладевать
знаниями,
без
которого
он
становится
неуспевающим
и
неспособным.
Вот
здесь
и
возникает
разрыв
между
начальными
классами
и
дальнейшими
ступенями
обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки
ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно
представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А
потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в
руках
ребенка
действовал
быстро
и
безотказно.
Учитель
даже
не
интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его
постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный
инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не
может дальше учиться».
В.А. Сухомлинский,
книга «Разговор с молодым директором школы»
Путь достижения этой цели –
формирование УУД,
обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а не только
освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков в
рамках отдельных дисциплин.
Приоритетная цель школьного
образования:
•
развитие у ученика
способности
самостоятельно ставить
учебную задачу,
•
проектировать пути её
реализации,
•
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Научить
учиться
Метапредметные результаты
НОО
•
освоенные обучающимися
универсальные учебные
действия (познавательные,
регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие
•
овладение ключевыми
компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
•
и межпредметными
понятиями
•
ООО
•
освоенные обучающимися
межпредметные понятия и
универсальные учебные
действия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
•
способность их
использования в учебной,
познавательной и
социальной практике,
•
самостоятельность
планирования и
осуществления учебной
деятельности и организации
учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками,
•
построение индивидуальной
образовательной траектории
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
УУД
•
НОО
•
принимать и сохранять учебную
задачу;
•
– учитывать выделенные
учителем ориентиры действия;
•
– планировать свое действие;
•
– осуществлять контроль;
•
– адекватно воспринимать оценку
учителя;
•
– различать способ и результат
действия;
•
– оценивать правильность
выполнения действия;
•
– вносить необходимые
коррективы;
•
– выполнять учебные действия;
•
ООО
самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя новые
задачи;
•
- самостоятельно планировать пути
достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач;
•
- соотносить свои действия с
планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата, определять
способы действий, корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
УУД
•
НОО
•
осуществлять поиск
информации;
•
– использовать знаково –
символические средства;
•
– строить высказывания;
•
– ориентироваться на
речевые средства;
•
ООО
•
организовывать учебное сотрудничество
и совместную деятельность; работать
индивидуально и в группе;
формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
•
- осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и
письменной речью, монологической
контекстной речью;
•
- формирование и развитие
компетентности в области
использования ИКТ
•
- формирование и развитие
экологического мышления, умение
применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной
практике и профессиональной
ориентации.
Технологии
формирования
УУД
Проблемное обучение
•
НОО
•
Проблемные ситуации:
«Найди лишнее»,
«Раздели на группы»,
«Сравни и укажи
отличия», задания на
развитие мышления,
внимания, памяти.
ООО
Верные / неверные
утверждения,
найди третье
лишнее, собери
слова в группу
Проектная деятельность
•
НОО
•
Творческие
проекты
по
русскому
языку:
1
класс
-
«Скороговорки»,
«Сказочная
страничка».
•
2 класс-«И в шутку и всерьез»,
«Пишем письмо», «Рифма», «В
словари за частями речи».
•
3
класс
–
«Рассказ
о
слове»,
«Семья слов», «Тайна имени»,
«Зимняя
страничка»,
«Имена
прилагательные в загадках».
•
4класс-«Говори
правильно!»,.
ООО
«Что в имени тебе моем?»,
«Деловые бумаги в школе»,
«Сочинение по картине»
«Лексикон учащихся моей
школы»
ПРОБЛЕМЫ
•
1.Выполнение единых требований, предъявляемых основной
образовательной программой к формированию , развитию и оценке
метапредметных результатов.
•
2. Преемственность в применении современных образовательных
технологий в процессе обучения (от использования элементов
образовательной технологии до ее полной реализации).
•
3. Преемственность между учебно-методическими комплексами ( данная
проблема требует глубокого анализа с целью определения оптимального
варианта выбора УМК).
•
4. Взаимодействие учителей начальной школы и учителей –
предметников основной школы по ключевым проблемам, возникающим в
образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.
ОТСУТСТВИЕ
преемственности
Мы вам подготовили таких
замечательных детей, а вы…
Да ваши дети ничего не
знают и не умеют!!!
Учитель начальной школы
Учитель основной школы
Содержание
Ц
е
л
и
Т
е
х
н
о
л
ог
и
и
Механизм
решения
•
1.
Реализация
методической
проблемы
школы
«
Проблема
преемственностии
развития
метапредметных
результатов
на
разных
ступенях
обучения
;
•
2.
Составление
программы
методического
сопровождения
по
обеспечению
преемственности
,
включающей
семинары
-
практикумы
,
уроки
-
лаборатории
,
круглые
столы
,
мастер
-
классы
;
•
3.
Соглсование
УМК
начальной
и
основной
школы
;
•
4.
Согласованность
содержания
рабочих
программ
учителей
начальной
и
основной
школы
(
раздел
«
Планируемые
результаты
»);
•
5.
Посещение
администрацией
и
взаимопосещение
уроков
в
начальной
и
основной
школе
;
•
6.
Взаимодействие
урочной
и
внеурочной
деятельности
;
Построение
единой
образовательной
среды
Построение
единой
образовательной
среды
Процесс
обучения
Что и как оценивается?
Отношения:
Учителя –дети -родители
Определение единых
ЦЕЛЕЙ и задач всего
коллектива педагогов
Подбор единого комплекса
СРЕДСТВ (технологии, УМК
и т.д.) для достижения этих
целей и задач
Совместно полученный
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Требования к педагогам и детям
Алгоритм
организации
преемственности
1.
Образование
временного
метод
.
объединения
учителей
4-
х
и
будущих
5-
х
классов
(
на
календарный
год
)
2.
Договоренность
об
общих
целях
(
портрет
выпускника
).
3.
Открытые
уроки
в
4-
м
кл
.
для
учителей
осн
.
школы
.
4.
Совместные
уроки
в
4-
м
кл
.
учителей
осн
.
и
нач
.
школы
.
5.
Диагностика
предметных
и
метапредметных
результатов
учеников
на
выходе
из
4-
го
кл
.
6.
Открытые
уроки
в
5-
м
кл
.
для
метод
.
объединения
7
.
Определение
эффективности
–
диагностика
,
анализ
1
шаг
.
Методическое
объединение
начальной
и
основной
школы
Актуальность
•
Установление тесного
взаимодействия
учителей основной и
начальной школы со II
полугодия 4 класса.
•
Общая
заинтересованность в
ожидаемых
результатах.
Трудности
Отсутствие
стратегического
кадрового
планирования.
2
шаг
.
Согласование
целей
,
содержания
и
технологий
Актуальность
•
Детально
вырисовывается
портрет выпускника
начальной школы
•
Преемственность в
содержании,
технологиях
Трудности
Не все педагоги понимают
и принимают
технологии
3
шаг
.
Посещение
и
анализ
уроков
в
4-
м
классе
Актуальность
•
Выявление уровня
сформированности
УУД
•
Более глубокое
изучение
индивидуальных
особенностей
учащихся, требований,
предъявляемых к ним.
Трудности
•
Увеличение нагрузки на
учителей начальных
классов
•
В организации посещений
уроков
•
Разные подходы к анализу
урока (для кого-то важнее
технологичность,
деятельность, а для кого-
то – детали содержания)
4
шаг
.
Совместные
уроки
в
4-
м
классе
Актуальность
•
Знакомство с будущим
учителем-
предметником в более
комфортных условиях
•
Снижение уровня
тревожности учащихся.
•
Сближение позиций
учителей в
формировании УУД.
Трудности
•
Сотрудничество и
взаимопонимание учителей
начальной и основной
школы не устанавливается.
•
Проблемы недопонимания
учителя и учеников по ходу
урока.
•
Восприятие отдельными
учащимися урока как не
учебную ситуацию.
5
шаг
.
Диагностика
предметных
и
метапредметных
результатов
учащихся
на
выходе
из
4
класса
Актуальность
•
Выявление истинной
картины психологического
состояния, уровня
сформированности УУД
учащихся.
•
Организация работы по их
корректировке.
•
Объективная информация
для работы с учащимися и
родителями.
Трудности
•
Недоверие учителей
основной школы к
результатам
диагностики.
•
Отсутствие психолога в
ОУ.
6
шаг.
Посещение первых уроков
в 5-м классе
Актуальность
•
Обсуждение проблем
адаптации
•
Реализация на практике
предыдущих
совместных
договоренностей ( о
преемственных
технологиях).
Трудности
•
Неготовность учителей
следовать совместным
договоренностям в
рамках преемственных
технологий
7
шаг
.
Определение
эффективности
организации
преемственности
Актуальность
•
Сокращение сроков
адаптации
•
Чувство удовлетворенности
и уверенности всех
участников образовательного
процесса.
•
Новый стимул к
продолжению работы.
Трудности
•
Некоторые учителя
формально относятся к
формированию УУД
учащихся, по-прежнему
большее внимание
уделяется ЗУН (знаниям,
умениям, навыкам) учащихся
•
Отсутствие единой
образовательной программы
для начального и основного
звена.