Автор: Ильясова Алёна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: публикация статьи
Тема: "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Внеурочная
деятельность
является
важной
составляющей
образования,
позволяющей развить учебные и творческие способности учащихся. Она дополняет
учебный процесс, стимулирует учеников к саморазвитию и самореализации. С 2023 года в
России вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС),
которые
предусматривают
ряд
изменений
в
организации
внеурочной
деятельности в школах.
Одной из основных целей новых ФГОС является развитие творческого потенциала
обучающихся. Для этого предусмотрено расширение списка предметов и областей
деятельности, в рамках которых может осуществляться внеурочная работа. Кроме
традиционных кружков по физике, математике и иностранным языкам, школы смогут
предложить своим ученикам занятия по робототехнике, программированию, дизайну и
другим новым направлениям.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС 2023-2024
С появлением новых ФГОС в 2023 и 2024 годах внеурочная деятельность также
подвергается некоторым изменениям и требованиям. Новые требования ФГОС 2023-2024
направлены
на
более
глубокое
и
комплексное
развитие
учащихся,
учет
их
индивидуальных особенностей и интересов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной
целью
внеурочной
деятельности
является
создание
условий
для
всестороннего развития учащихся, обеспечивая им возможность самореализации и
раскрытия своих способностей. Основные задачи внеурочной деятельности включают:
вовлечение учащихся в интересные и познавательные занятия;
развитие творческого мышления и фантазии;
поддержка и поощрение талантливых детей в различных областях, таких как
искусство, спорт, наука и технологии;
формирование коммуникативных навыков и умения работать в коллективе;
развитие самостоятельности, ответственности и целеустремленности;
поддержка детей в выборе своего жизненного пути и профессии;
разностороннее
развитие
физических,
эмоциональных,
интеллектуальных
и
социальных сфер личности;
поддержка социализации и адаптации учащихся в обществе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НОВЫМ
ФГОС:
Цифровая грамотность
Творчество и искусство
Спорт и физическая активность
Природоведение и экология
Научные исследования и инженерия
Помимо цифровой грамотности, новые ФГОС предлагают развивать творчество и
искусство. В рамках внеурочной деятельности по этому направлению учащиеся смогут
заниматься рисованием, музыкой, танцами, театром и другими видами творчества. Это
поможет развивать воображение, творческое мышление, а также выражать себя и свои
эмоции через различные художественные формы.
Спорт и физическая активность также являются важным направлением внеурочной
деятельности. Занятия спортом не только помогут детям поддерживать хорошую
физическую форму, но и развивать такие важные качества, как выносливость, сила,
координация движений, командный дух. Внеурочные занятия спортом могут включать
различные виды спорта: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, хоккей и многое другое.
Природоведение и экология стали еще одним важным направлением внеурочной
деятельности по новым ФГОС. Занятия в этой области позволят учащимся узнать больше
о природе, экосистеме, растениях и животных, а также об основных принципах
экологической безопасности и устойчивого развития.
Научные исследования и инженерия также получили признание в новых ФГОС.
Школьники смогут заниматься экспериментами, проводить научные исследования,
изучать принципы работы различных устройств и инструментов. Это поможет развить
логическое мышление, творческий подход и интерес к науке и технике.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование внеурочной деятельности предполагает определение целей, задач и
содержания занятий, выбор методов и форм работы, а также организацию обратной связи
и контроля достижения промежуточных и итоговых результатов. Каждая рабочая
программа может содержать не менее двух вида внеурочной деятельности.
ВЫБОР ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Кружки и секции — организация деятельности по определенной тематике: спорт,
художественное творчество, наука и техника, социальные и гуманитарные науки и другие
направления.
2. Мастерские и лаборатории — обустройство специализированных помещений для
проведения практических занятий по определенной образовательной области (например,
робототехника, техническое моделирование, кулинарные исследования).
3.
Проектная деятельность
— организация работы групп учащихся по решению
конкретных задач, связанных с исследованием, анализом, проектированием или созданием
продукции на основе приобретенных знаний и умений.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Соответствие интересам и потребностям учащихся
Связь с основными образовательными программами
Реализация компетентностного подхода
Научно-исследовательская и практическая направленность
Доступность и безопасность проведения занятий
При выборе видов внеурочной деятельности необходимо учитывать интересы и
потребности учащихся, а также их возможности и способности. Важно, чтобы эти виды
деятельности
были
связаны
с
основными
образовательными
программами,
способствовали развитию компетенций и формированию навыков и умений.
Реализация внеурочной деятельности по новым ФГОС 2023-2024 годов требует от
педагогов грамотного планирования и организации процесса обучения. Педагоги должны
иметь
возможность
выбирать
из
различных
видов
внеурочной
деятельности
и
подстраиваться под потребности и особенности каждого учащегося.
ВЫБОР ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагог должен выбрать виды внеурочной деятельности, соответствующие
интересам и потребностям учащихся.
Необходимо учитывать возраст учащихся, их способности и уровень развития.
Разнообразие видов внеурочной деятельности позволяет детям проявить свои
таланты и интересы, развить различные навыки и компетенции.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Для успешного планирования занятий необходимо:
Определить цели и задачи занятий
Разработать программу внеурочной деятельности, включающую логическую
последовательность занятий и выбор методов и форм работы
Учесть интересы учащихся и предоставить им возможность самостоятельно
выбирать направления активности
Сделать упор на практическую деятельность и включить элементы игры и
творчества
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА
Важным
аспектом
проведения
занятий
является
организация
рабочего
пространства. Для этого необходимо:
Обеспечить все необходимые материалы и инструменты для проведения занятий
Учесть эргономические требования и обеспечить комфортную обстановку для
учащихся
Создать условия для свободного движения и взаимодействия участников занятий
Обратить внимание на безопасность и организовать соответствующие мероприятия
ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка и коррекция деятельности являются неотъемлемой частью организации и
проведения занятий. Для этого необходимо:
Определить критерии оценки и использовать различные методы и формы
оценивания
Проводить регулярные проверки и анализ результатов деятельности учащихся
Осуществлять дифференцированный подход к оценке и корректировать планы
занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика
Важно помнить, что успешная организация и проведение занятий по
внеурочной деятельности способствует развитию учащихся, формированию их
личности и раскрытию их творческого потенциала.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка результатов внеурочной деятельности может проводиться по разным
критериям. Одни из них включают оценку знаний, другие — оценку умений и навыков.
Также могут быть использованы критерии, связанные с развитием личности ученика,
такие как самостоятельность, ответственность, организованность и т. д.
Для проведения оценки результатов можно использовать разнообразные методы,
например, устные или письменные экзамены, тестирование, выполнение практических
заданий, самооценка и взаимооценка. Очень важно, чтобы оценка была объективной и
справедливой, поэтому нередко к оцениванию приглашаются несколько преподавателей
или специалистов в соответствующей области.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль результатов внеурочной деятельности позволяет отследить прогресс
учеников, выявить проблемные места и предпринять меры по их устранению. Он также
помогает оценить эффективность проводимых занятий и вносить коррективы в учебный
процесс в случае необходимости.
Для контроля результатов можно использовать различные инструменты, например,
задания для самостоятельной работы, задания для практической деятельности, портфолио
учащегося и т. д. Важно, чтобы контроль был систематическим и регулярным, чтобы
вовремя выявлять и корректировать возникающие проблемы.
В целом, оценка и контроль результатов внеурочной деятельности играют важную
роль в образовательном процессе. Они позволяют оценить достижения учеников, а также
улучшить качество проводимых занятий. Правильное использование методов оценки и
контроля позволяет создать благоприятные условия для развития и обучения учащихся
.