Напоминание

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС"


Автор: Ильясова Алёна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: публикация статьи
Тема: "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Внеурочная

деятельность

является

важной

составляющей

образования,

позволяющей развить учебные и творческие способности учащихся. Она дополняет

учебный процесс, стимулирует учеников к саморазвитию и самореализации. С 2023 года в

России вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС),

которые

предусматривают

ряд

изменений

в

организации

внеурочной

деятельности в школах.

Одной из основных целей новых ФГОС является развитие творческого потенциала

обучающихся. Для этого предусмотрено расширение списка предметов и областей

деятельности, в рамках которых может осуществляться внеурочная работа. Кроме

традиционных кружков по физике, математике и иностранным языкам, школы смогут

предложить своим ученикам занятия по робототехнике, программированию, дизайну и

другим новым направлениям.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС 2023-2024

С появлением новых ФГОС в 2023 и 2024 годах внеурочная деятельность также

подвергается некоторым изменениям и требованиям. Новые требования ФГОС 2023-2024

направлены

на

более

глубокое

и

комплексное

развитие

учащихся,

учет

их

индивидуальных особенностей и интересов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной

целью

внеурочной

деятельности

является

создание

условий

для

всестороннего развития учащихся, обеспечивая им возможность самореализации и

раскрытия своих способностей. Основные задачи внеурочной деятельности включают:

вовлечение учащихся в интересные и познавательные занятия;

развитие творческого мышления и фантазии;

поддержка и поощрение талантливых детей в различных областях, таких как

искусство, спорт, наука и технологии;

формирование коммуникативных навыков и умения работать в коллективе;

развитие самостоятельности, ответственности и целеустремленности;

поддержка детей в выборе своего жизненного пути и профессии;

разностороннее

развитие

физических,

эмоциональных,

интеллектуальных

и

социальных сфер личности;

поддержка социализации и адаптации учащихся в обществе.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НОВЫМ

ФГОС:

Цифровая грамотность

Творчество и искусство

Спорт и физическая активность

Природоведение и экология

Научные исследования и инженерия

Помимо цифровой грамотности, новые ФГОС предлагают развивать творчество и

искусство. В рамках внеурочной деятельности по этому направлению учащиеся смогут

заниматься рисованием, музыкой, танцами, театром и другими видами творчества. Это

поможет развивать воображение, творческое мышление, а также выражать себя и свои

эмоции через различные художественные формы.

Спорт и физическая активность также являются важным направлением внеурочной

деятельности. Занятия спортом не только помогут детям поддерживать хорошую

физическую форму, но и развивать такие важные качества, как выносливость, сила,

координация движений, командный дух. Внеурочные занятия спортом могут включать

различные виды спорта: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, хоккей и многое другое.

Природоведение и экология стали еще одним важным направлением внеурочной

деятельности по новым ФГОС. Занятия в этой области позволят учащимся узнать больше

о природе, экосистеме, растениях и животных, а также об основных принципах

экологической безопасности и устойчивого развития.

Научные исследования и инженерия также получили признание в новых ФГОС.

Школьники смогут заниматься экспериментами, проводить научные исследования,

изучать принципы работы различных устройств и инструментов. Это поможет развить

логическое мышление, творческий подход и интерес к науке и технике.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование внеурочной деятельности предполагает определение целей, задач и

содержания занятий, выбор методов и форм работы, а также организацию обратной связи

и контроля достижения промежуточных и итоговых результатов. Каждая рабочая

программа может содержать не менее двух вида внеурочной деятельности.

ВЫБОР ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Кружки и секции — организация деятельности по определенной тематике: спорт,

художественное творчество, наука и техника, социальные и гуманитарные науки и другие

направления.

2. Мастерские и лаборатории — обустройство специализированных помещений для

проведения практических занятий по определенной образовательной области (например,

робототехника, техническое моделирование, кулинарные исследования).

3.

Проектная деятельность

— организация работы групп учащихся по решению

конкретных задач, связанных с исследованием, анализом, проектированием или созданием

продукции на основе приобретенных знаний и умений.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Соответствие интересам и потребностям учащихся

Связь с основными образовательными программами

Реализация компетентностного подхода

Научно-исследовательская и практическая направленность

Доступность и безопасность проведения занятий

При выборе видов внеурочной деятельности необходимо учитывать интересы и

потребности учащихся, а также их возможности и способности. Важно, чтобы эти виды

деятельности

были

связаны

с

основными

образовательными

программами,

способствовали развитию компетенций и формированию навыков и умений.

Реализация внеурочной деятельности по новым ФГОС 2023-2024 годов требует от

педагогов грамотного планирования и организации процесса обучения. Педагоги должны

иметь

возможность

выбирать

из

различных

видов

внеурочной

деятельности

и

подстраиваться под потребности и особенности каждого учащегося.

ВЫБОР ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог должен выбрать виды внеурочной деятельности, соответствующие

интересам и потребностям учащихся.

Необходимо учитывать возраст учащихся, их способности и уровень развития.

Разнообразие видов внеурочной деятельности позволяет детям проявить свои

таланты и интересы, развить различные навыки и компетенции.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Для успешного планирования занятий необходимо:

Определить цели и задачи занятий

Разработать программу внеурочной деятельности, включающую логическую

последовательность занятий и выбор методов и форм работы

Учесть интересы учащихся и предоставить им возможность самостоятельно

выбирать направления активности

Сделать упор на практическую деятельность и включить элементы игры и

творчества

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА

Важным

аспектом

проведения

занятий

является

организация

рабочего

пространства. Для этого необходимо:

Обеспечить все необходимые материалы и инструменты для проведения занятий

Учесть эргономические требования и обеспечить комфортную обстановку для

учащихся

Создать условия для свободного движения и взаимодействия участников занятий

Обратить внимание на безопасность и организовать соответствующие мероприятия

ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка и коррекция деятельности являются неотъемлемой частью организации и

проведения занятий. Для этого необходимо:

Определить критерии оценки и использовать различные методы и формы

оценивания

Проводить регулярные проверки и анализ результатов деятельности учащихся

Осуществлять дифференцированный подход к оценке и корректировать планы

занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика

Важно помнить, что успешная организация и проведение занятий по

внеурочной деятельности способствует развитию учащихся, формированию их

личности и раскрытию их творческого потенциала.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка результатов внеурочной деятельности может проводиться по разным

критериям. Одни из них включают оценку знаний, другие — оценку умений и навыков.

Также могут быть использованы критерии, связанные с развитием личности ученика,

такие как самостоятельность, ответственность, организованность и т. д.

Для проведения оценки результатов можно использовать разнообразные методы,

например, устные или письменные экзамены, тестирование, выполнение практических

заданий, самооценка и взаимооценка. Очень важно, чтобы оценка была объективной и

справедливой, поэтому нередко к оцениванию приглашаются несколько преподавателей

или специалистов в соответствующей области.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль результатов внеурочной деятельности позволяет отследить прогресс

учеников, выявить проблемные места и предпринять меры по их устранению. Он также

помогает оценить эффективность проводимых занятий и вносить коррективы в учебный

процесс в случае необходимости.

Для контроля результатов можно использовать различные инструменты, например,

задания для самостоятельной работы, задания для практической деятельности, портфолио

учащегося и т. д. Важно, чтобы контроль был систематическим и регулярным, чтобы

вовремя выявлять и корректировать возникающие проблемы.

В целом, оценка и контроль результатов внеурочной деятельности играют важную

роль в образовательном процессе. Они позволяют оценить достижения учеников, а также

улучшить качество проводимых занятий. Правильное использование методов оценки и

контроля позволяет создать благоприятные условия для развития и обучения учащихся

.



В раздел образования