Напоминание

"Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению детей с задержкой психического развития"


Автор: Григорьева Дарья Алексеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ г.Мурманска СОШ №13
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации к обучению детей с задержкой психического развития"
Раздел: начальное образование





Назад




ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Учитель-дефектолог

Григорьева Д.А.

Актуальность

Важным условием формирования учебной деятельности является

мотивация. Именно мотивационная готовность играет решающую

роль в формировании психологической готовности к школе.

Эффективной технологией при оптимизации учебной мотивации

может быть использование на уроках дидактических игр. Игровая

форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования

учащихся

к

учебной

деятельности.

Именно

игра

способна

активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным.

Направленность на решение

педагогической проблемы

Игровая деятельность позволяет вести учебный процесс на

оптимальном уровне, создавать благоприятную эмоциональную

атмосферу познавательной деятельности, развивать мышление, речь,

психические функции. В игре быстрее закрепляются и углубляются

знания, развивается память, что приводит к повышению мотивации

обучения. Применение данного метода позволяет решать ряд

педагогических и психологических проблем, возникающих у детей

младшего школьного возраста с ЗПР.

Формируемые жизненные

компетенции

Формирование внутренней мотивации учения

Развитие коммуникативных навыков

Расширение представлений об окружающем мире с опорой на

жизненный опыт ребенка

Цель и задачи

Цель: повышение уровня учебной мотивации обучающихся с ЗПР на

основе использования дидактических игр.

Задачи:

Обогащение эмоционального, коммуникативного и социального

опыта ребенка;

Расширение внутреннего мотивационного потенциала личности

ребенка;

Активизация познавательного интереса.

Особенности работы педагога

Систематизация процесса коррекционной работы по повышению уровня учебной

мотивации обучающихся с ЗПР следующей последовательностью этапов работы:

I этап – уточнение

знаний ребенка о

школе на основе

заданных

упражнений

II этап – внедрение

игры для освоения и

запоминания

учебного материала

III этап –обобщение

полученных знаний .

Объяснение

необходимости

обучения в школе

посредством игры.

I этап

Целью данного этапа является уточнение знаний детей о школе на

основе заданных упражнений. Учащиеся выполняют задания,

предложенные педагогом, которые предъявляется в виде иллюстраций.

Этапы

Содержание

Способы

предъявления

Виды заданий

Материал

I этап

уточнение

знаний

ребенка о

школе на

основе

заданных

упражнен

ий

1.1 Уточнение

знаний о

школьных

принадлежностя

х

Иллюстрация +

описание задания

Анализ иллюстрации и объяснение выбора

Предметы, необходимые

обучающемуся в школе

(пенал, ручка, тетрадь)

1.2

Формирование у

учащихся

понимание

правил

поведения в

школе

Иллюстрации +

описание

инструкции

Анализ иллюстраций, прослушивание задания,

различение правильного и неправильного

поведения на уроке

Иллюстрации,

демонстрирующие правила

поведения на уроке

Уточнение знаний детей о школьных

принадлежностях, умении их называть;

воспитание собранности и

аккуратности.

Демонстрация правильного и неправильного

поведения на уроке

Если мне

нужно выйти

из класса,

то я ….

На уроке я …,

а не ….

Виды используемых заданий на I этапе:

Предъявляются

игра

и

инструкция–

Анализ

иллюстрации

и

объяснение выбора

Предъявляются игры и сюжет– Анализ сюжетов, составление

рассказа к сюжетам.

Предъявляются иллюстрации и описание инструкции - Анализ

иллюстраций, прослушивание задания.

II этап

II этап - моделирование подхода к решению проблемы

формирования повышения мотивации к обучению. Учащимся, для

освоения учебного материала, предлагается использование игры с

целью активизации познавательной деятельности.

Этапы

Содержание

Способы предъявления

Виды заданий

Материал

II этап

внедрение игры

для освоения и

запоминания

учебного

материала

2.1 Упражнения

для развития

сознательного

(осознанного)

чтения

Упражнение+текст+личный

опыт

Логическое упражнение

Анализ предоставленного задания,

объяснение его смысла и решение.

Список слов из двух и

более слогов

2.2 Упражнение

на развитие

памяти

Упражнение+иллюстрация

++текст

Упражнение на развитие

ассоциативной памяти

Анализ предоставленного задания,

выполнение его и обоснование точки

зрения.

Иллюстрации и слова,

связанные с ними по

смыслу

Логические упражнения

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово.

Пример: автомобиль, тормоз (Ав-тор)

колос, рота, ваза

молоко, нерест, таракан

кора, лото, боксер

Из каждого слова взять последние слоги, составить новое слово.

Пример: соломка, пора, мель(ка-ра-мель)

пуловер, пальто, билет

лиса, бельмо, буклет

мебель, ружьё

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Читать

Уборка

Молоко

Писать

Сад

Виды используемых заданий на II этапе:

Предъявляются

упражнение

и

инструкция–

Анализ

иллюстрации и объяснение выбора

Предъявляются иллюстрации и описание инструкции - Анализ

иллюстраций, прослушивание задания.

III этап

На данном этапе происходит обобщение полученных знаний.

Учащимся предлагаются игры, которые направлены на объяснение

необходимости обучения в школе.

Этапы

Содержание

Способы

предъявления

Виды заданий

Материал

III этап

обобщение

полученных

знаний.

3.1 Подведение

детей к

пониманию

необходимости

обучения

Упражнение+текст

Упражнение на развитие у

детей положительной

мотивации к школьному

обучению

Стихотворение

С.Я. Маршака

"Кот и лодыри"

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

Отвечают лодыри:

- Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

- Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.

— Быть лодырем - это плохо или хорошо?

— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?

— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?

— Зачем люди учатся?

— Зачем дети ходят в школу?

Виды используемых заданий на III

этапе

Предъявляются упражнение и инструкция:

Анализ

прочитанного

произведения

для

определения

темы

произведения;

Умение выделять нужную информации для анализа;

Умение

структурировать

и

анализировать

полученную

информацию;

Умение сравнивать и делать выводы по прочитанному тексту.

Вывод

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить

основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое

большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет

успешность учебной деятельности.

Важную роль в формировании и поддержании мотивации занимает

использование игровых технологий. Развивающие игры и

упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных

навыков, психических процессов, мелкой моторики, положительной

мотивации к обучению.



В раздел образования