Автор: Дрига Наталья Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СОШ №50
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Игры и задания для развития языкового анализа и синтеза
Раздел: начальное образование
Ю.Е. РОЗОВА, Т.В. БЕЛОЗЕРЦЕВА
ПРЕОДОЛЕИЕ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Игры и задания для развития языкового анализа и синтеза
Развитие слогового анализа и синтеза
Игры для развития слогового анализа и синтеза
1.
«Последний слог в слове – за собой»
Описание игры. Логопед называет слог. Дети должны назвать такой слог,
чтобы получилось слово. Например: КО - ни(- ты, -тик, -жа, -сы, -мар, -ра,
-чан). Побеждает тот, кто последним называет слог.
2. «Цепочка слогов»
Описание игры. Логопед называет слово. Дети делят слово на слоги,
определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с
такого же слова.
Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, ры-ба, ба-ран и др.
3.«Лото»
Описание игры. Логопед раздает учащимся карточку с изображением одного
предмета,
названием
которого
является
односложное,
двусложное,
трехсложное слово и пустыми ячейками вокруг.
Учащиеся должны
заполнить пустые ячейки, выбирая из слов-картинок (написанных слов) те
слова, слоговой состав которых совпадает со слоговым составом названия
предмета на игровом поле. Побеждает тот, кто быстрей и правильно заполнит
все ячейки.
1
4. «Считай слоги, придумывай слова»
Описание
игры.
Логопед
раздает
учащимся
предметные
картинки.
Учащийся
определяет
количество
слогов
в
названии
предмета,
изображенного на картинке, и придумывает свое слово с таким же
количеством слогов.
5. «Телеграф»
Описание игры: Телеграфист (его роль выполняет логопед или ученик)
стучит молоточком по столу один, и два или три раза и просит угадать, какое
слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные
слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры
учитель указывает тему для телеграмм: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и
др. Или дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их
слоговой состав – «отправляет» телеграммы.
6. «Слоговой поезд»
Описание игры: Распределить слова-картинки по своим вагонам. Количество
окошек в вагоне – количество слогов в слове.
7. «Учим куклу говорить»
Оборудование: кукла, предметные рисунки.
2
Описание игры: Учитель знакомит детей с игровой ситуацией: «Наша кукла
совсем малышка и разговаривает так, как маленькие дети. Она называет
только начало слова, первый слог. Давайте научим говорить ее правильно,
будем договаривать за нее последние части слов». Ученик с куклой в руке
показывает предметную картинку и произносит первый слог ее названия.
Дети хором заканчивают слово. Игра может проводиться и без предметных
рисунков. Учащиеся должны самостоятельно придумать конец слова.
8. «Поймай рыбку»
Оборудование: коробка – аквариум, предметные картинки с прикрепленными
к ним магнитами, удочка с магнитом вместо крючка.
Описание
игры:
Дети
по
приглашению
учителя
магнитной
удочкой
вылавливают из «аквариума» предметные рисунки, произносят название
предмета по слогам, определяют их количество и место ударения в слоге.
9. «Волшебный мешочек»
Оборудование: мешочек из плотной ткани, игрушки, предметные картинки.
Описание игры: Логопед заранее помещает в мешочек различные игрушки
или предметные картинки. Во время игры он достает их из мешочка. Дети
хором произносят название игрушек (предметов) по слогам и пальчиками
показывают количество слогов. Учитель может предложить учащимся
подойти к мешочку, достать игрушку, произнести их названия по слогам,
называть
количество
слогов
и
ударный
слог,
положить
предмет
в
соответствующую корзинку (коробку и др.).
10. «Эхо»
Описание игры: Логопед произносит слово, дети хором повторяют только
ударный слог, как эхо. Например: «Города – да, пуговица – пу, колесо – со».
Задания для развития слогового анализа и синтеза
1. Сколько слогов в каждом слове? Соедини слова с подходящими схемами.
3
2. На дне аквариума камешки: 1 камень- 1 слог, 2 камня- 2 слога, 3 камня – 3
слога. Под каким камнем может спрятаться каждый обитатель аквариума?
3. Распредели вещи по корзинам.
4.Соотнеси слово и схему.
4
5. Соедини слова с подходящими к ним схемами.
6. Кто в каком доме живёт?
7. Соедини слова с подходящими к ним схемами.
5
8. На какой слог падает ударение, отметь на схеме.
9. Определи количество слогов в каждом слове.
6
10. Поднимаясь по ступенькам, дели слова на слоги. Количество слогов
обозначай цифрой.
11. Составь из слогов слова. Напиши нужный слог в рамочку.
12. Помоги белке и ёжику собрать грибы и яблоки, Посмотри на слоговые
схемы, нарисованные на корзинках.
13. Раздели слова на слоги, напиши их количество.
7
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
Игры для развития звуко-буквенного анализа и синтеза
1.«Какой звук потерялся?»
Описание игры: Логопед читает знакомое детям стихотворение. В одном из
слов он не проговаривает первый звук, дети обнаруживают искаженное
слово, произносят его правильно и указывают, какой звук потерялся.
Например: « Буря мглою небо …роет…» (кроет– потерялся звук «к»).
2. «Разложи вещи по полкам»
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Игровое действие – разложить предметные картинки по трем
полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии
которых звук, указанный учителем, находится в начале слова. На вторую –
те, в названии которых звук находится в середине. На третью – те, в названии
которых звук находится в конце.
3. «Последний звук в слове – за тобой»
Оборудование: предметные рисунки, игрушки.
Описание
игры:
Логопед
показывает
картинку,
называет
предмет,
изображенный на ней, не произнося последний звук слова названия: «Сто…»
(стол). Учащиеся хором договаривают необходимый звук «л».
4. «Где спрятался зайчик?»
Оборудование: предметные картинки, картинка «заяц».
Описание игры: Логопед знакомит с игровой ситуацией: «Зайчик решил
поиграть с нами в прятки. Он спрятался за рисунком, название которого
начинается со звука… (учитель называет звук). Где спрятался зайчик?»
Учащиеся выполняют звуковой анализ, называют предмет на рисунке,
снимают его с наборного полотна, проверяют, там ли находится зайчик.
5 «Бусики»
Оборудование: фишки-магниты (красный, синий, зелёный) для обозначения
гласного, твердого или мягкого согласного, магнитная доска.
8
Описание игры: Логопед произносит в разбивку гласные,
твердые или
мягкие согласные звуки или слова, которые начинаются с гласного, твердого
или мягкого согласного. Учащиеся ставят на доску
соответствующую
фишку, составляя «бусы».
6. «Камень и подушка»
Оборудование:
карточки
с
изображением
камня
и
подушки,
набор
предметных картинок.
Описание игры: На одном наборном полотне выставляется рисунок камня, на
другом – рисунок подушки (символы твердости и мягкости). Вызванный к
доске ученик, получив набор картинок, располагает их на наборном полотне
таким
образом,
чтобы
под
рисунком
камня
оказались
картинки
с
изображением
предметов,
название
которых
начинаются
с
твердого
согласного звука, а под рисунком подушки – с мягкого согласного.
7. «Пять слов»
Описание игры: Вызванный ученик по сигналу логопеда делает пять шагов
вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с любого нового
звука (заданного звука).
8. «Запрещённый звук»
Описание игры: Логопед последовательно называет слова, дети повторяют
только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.
9. «Звук заблудился»
Описание игры: Логопед читает стихотворный текст и в одном из слов
заменяет один из звуков (слова-паронимы). Дети должны правильно
произнести искажённое слово и назвать звук, который «заблудился» - попал
не в своё слово.
Например: «На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры».
10. «Звуковая эстафета»
Оборудование: сигналы - условные обозначения гласных и согласных
звуков.
9
Описание игры: Логопед называет слово, загадывает определенный звук
(первый, последний, второй и др.). Дети поднимают сигнал с условным
обозначением этого звука.
11. «Угадай звук»
Описание игры: Логопед называет цепочку слов, в которых встречается один
и тот же звук. Ученик, отгадавший звук первым, получает право загадать
свою загадку.
Задания
для развития звуко-буквенного анализа и синтеза
1. Найди место звука в слове (начало, середина, конец) и отметь
соответствующий квадрат на схеме.
2. Определи в каждом «облаке» лишнюю картинку. Обрати внимание на
последний звук в слове.
3. Составь слова из первых звуков названий картинок. Запиши слова.
10
4. Соедини буквы и первые звуки названий картинок и составь слово.
5. Выдели указанный звук в каждом слове и составь новое слово.
Ответ:_________________
6. Вставь первую букву в слова, узнаешь имена друзей Маши и Вити.
Обозначь первый звук в каждом слове.
7.Сколько звуков в словах. Поставь точки и напиши ответ цифрой.
11
8. Дорисуй и раскрась звуковые схемы слов.
9.Прочитай транскрипцию слов. Запиши слова.
10. Составь слова по схемам. Каждый раз начинай от среднего квадрата.
11. Выбери букву из квадрата соответствующую положению точки на каждой
схеме и составь из них слово.
12
12. Рассмотри внимательно картинки. Назови общий звук для данных слов.
Запиши ответ.
13
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста
Игры для развития языкового анализа и синтеза на уровне предложения
1. «Мы тоже»
Описание игры: Логопед читает текст, учащиеся шагают на месте. В конце
каждого предложения дети должны остановиться, если подходит по смыслу
сказать: «Мы тоже!», если нет – промолчать.
Текст: «Однажды первоклассники пошли в лес. Они хотели набрать много
грибов и ягод. Дети взяли большие корзины. Все ребята дружно вошли в лес.
Лес был дремучий. Сосны и ели были высокие. Ребята стали кричать: «Ау-
ау!». Лес отвечал эхом. Грибы и ягоды очутились в корзинах ребят.
Довольные первоклассники вернулись домой.»
2. «Стрелочники»
Описание игры: В этой игре ученики – «стрелочники», пропускающие на
нужный путь тексты (предложения, слова) – «поезда». Логопед читает текст
(предложение,
слово),
«стрелочник»
поднимает
сигнал
с
цифрой,
соответствующей количеству предложений в тексте (слов в предложении,
звуков в слове).
3. «Повтори – посчитай»
14
Описание игры:
учащиеся делятся на две команды. Логопед читает
предложение. 1 команда должна точно его повторить, а 2 команда считает
количество слов в этом предложении. Потом команды меняются заданиями.
4. «Что получилось?»
Описание игры: Логопед читает слова и предложения. Учащийся записывает
слова на листочек, а предложения в тетрадь. Затем ребенок отвечает на
вопросы: «Что записано на листочке? (слова) Что написано в тетради?
(предложения) Прочитайте все предложения. Что получилось? (текст,
рассказ) Прочитайте слова. У вас получилось предложение? Что нужно
сделать, чтобы получилось предложение?».
Например: «Октябрь. Наступила осень. Месяц. Холодный. На дворе
ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Самый.
Животные готовятся к зиме».
5.«Цепочка»
Описание игры: На карточках буквы, слоги, буквосочетания, знаки
препинания, слова. Нужно сложить законченное предложение и произнести
его вслух.
6 . «Телеграмма»
Описание игры: Логопед по буквам передаёт телеграмму. Ученики должны
принять её, составить правильно предложение. Правильно его прочитать.
7. «Сосчитай и покажи»
Описание игры: Логопед читает предложение. После этого называет любое
слово из предложения. Учащиеся должны определить место слова в
предложении (какое по счёту указанное слово) и показать (поставить фишку)
это слово на числовом ряду. Например: «Малыши гуляют в парке. Гуляют».
8. «Соседи»
15
Описание игры: Логопед читает предложение. После этого называет любое
слово из предложения. Учащиеся должны определить место слова в
предложении, назвать слово, предшествующее данному слову, следующее за
ним. Например: «Каждый вечер Марина гуляла в парке».
9. «Исправь ошибку»
Описание игры: Логопед читает два предложения.
В
каждой
паре
предложений указать правильное и неправильное предложение. Например:
«Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло
солнце».
10. « Найди пару»
Описание игры: Логопед читает предложение.
На
доске
нарисованы
различные варианты графических моделей предложений. Учащийся должен
выбрать нужную схему к каждому предложению.
Задания
для развития языкового анализа и синтеза
на уровне
предложения и текста
1.Составь и запиши предложения.
2.Составь предложения по картинкам из 4 (5) слов.
16
3. Закончи предложения.
4. Составь предложение о солнце (сосульках, воробьях), выбрав нужные
слова.
5. Вставь предлоги в предложения.
17
8. Восстанови порядок слов в предложении.
9. Напиши предложения, отделяя слова и ставя знаки препинания.
10.Выдели первый слог из названий картинок, запиши его. Объедини слоги
в слова и предложение.
18
11. Выдели последний слог из названий картинок, запиши его. Объедини
слоги в слова и предложение.
12. Вставь пропущенные орфограммы. Определи границы предложений в
тексте. Озаглавь текст.
13. Вставь пропущенные орфограммы. Из данных предложений составь и
запиши текст.
19
14.Укажи такой порядок предложений в квадратиках, чтобы получился
текст.
15. Расшифруй и запиши текст.
Муравейник.
Порядок слов для фонематического анализа и синтеза
(по Е.Д. Буриной)
20
Схема
Варианты слов для анализа
Выделение гласного звука из односложного слова
Мак, шар, зал, шаг, бок, сон, пол, йод брод, пух, шум,
пруд, сын, дым, рысь, кит, рис, тигр, люк, крюк, трюк,
мех, мел, плед, вещь, лев, клен, мёд, лёд, мяч, ряд.
Анализ и синтез односложных слов
,
,
Ау, Иа (ослик).
Ум, ус, он.
Мы, вы, ты,я.
Мак, сок, сон, сын, сом, сыр, шум, шар, мак, дым, лук,
лоб, нос, рот, рак, кот, ток, жар, хор.
Конь, соль, руль, боль, пыль, моль, рысь, лось, лай, май,
вой.
Мир, мел, рис, лён, лес, люк, пёс, ёж, юг, яд.
Лень, мель, семь, день, пень, тень, пять, меч, мяч, ель.
Стол, слон, крот, стул, кран.
Торт, порт, борт, зонт, бант.
Винт, бинт, тигр.
Анализ и синтез двусложных слов
Ива, Ира, осы, ура, усы, уха.
Козы, ваза, роза, зубы, лужи, мыши, норы, вода, горы,
ноты.
21
Лето, зима, небо, река, часы, кино, весы, перо, юла, ежи,
еда.
Море, заря, руки, гуси, кони, дыня, поля, туча, роща,
дача.
Люди, гиря, дети, мячи, пища, щуки, лещи, вещи.
Олень, улей, иней.
Банан, вагон, кулак, замок, каток, рулон, газон, кулон,
камыш, гараж, сахар, парад, город.
Голубь, фонарь, сарай, карась, лошадь, калач, силач,
сухарь.
Лимон, пенал, пилот, пирог, песок, сироп, венок, енот,
ежик, юмор.
Совет, моряк, балет, катер, садик, ларёк, салют, шатёр,
шофёр, палец.
Герань, дикарь, герой, якорь.
Ветер, перец, берег, билет, пенёк, финиш.
Мебель, метель, зелень, тюлень, ремень, сирень.
Лампа, сумка, полка, галка, палка, парта, булка, доска,
дупло.
Миска, весна, десна, весло, лямка, ветка, фишка, ферма,
тепло, ядро, юбка, ямка, юрта.
Рамки, санки, носки, туфли, кошки, доски, лапти,
мышки.
Майка, зайка, гайка, ручка, пальма, кольцо, судьба,
дочка, пальто, бочка, мальва.
Чайка, лейка, мечта, письмо, печка.
Стена, спина, глина, прима.
Страна, струна, груша.
22
Анализ и синтез трехсложных слов
Канава, забота, голова, работа, домино, корова, сорока,
молоко, собака, погода, борода, музыка.
Колесо, малина, бузина, победа, курица.
Телега, семена, перина, рябина, берёза, вечера.
Беседа, череда, ребята, лимоны, ябеда.
Городок, молоток, кувырок, поводок.
Тарелка, точилка, поделка, морилка, дубинка.
Различные схемы трехсложных
слов со стечением согласных
Анализ и синтез четырехсложных слов и более сложной структуры
Классификация слов для слогового анализа и синтеза
(по А.К. Марковой)
№
Схема
Варианты слов для анализа
1
Двухсложные слова из открытых слогов.
Мама, лапа, дача, рука и др.
2
Трехсложные слова из открытых слогов.
Малина, канава, машина и др.
3
Односложные слова.
Мак, дом, сок, нос, кот и др.
4
Двухсложные слова с закрытым слогом.
Диван, лимон, мебель и др.
5
Двухсложные слова со течением согласных в
середине слова
Банка, ветка, кочка и др.
6
Двухсложные слова из закрытых слогов.
Тюльпан, компот, ватка и др.
7
Трехсложные слова с закрытым слогом.
Бегемот, телефон и др.
8
Трехсложные слова со стечением согласных.
Комната, ботинки и др.
9
Трехсложные слова со стечением согласных и
закрытым слогом.
Ягнёнок, половник и др.
10
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
Таблетка, матрёшка и др.
11
Односложные слова со стечением согласных в
начале или середине слова.
Стол, шкаф, спорт и др.
12
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
Плётка, кнопка, стопка и др.
13
Трехсложные слова со стечением согласных в начале
Страничка, клубничка и др.
23
и середине слова.
14
Многосложные слова из открытых слогов.
Черепаха, пуговица и др.
Памятки для учащихся
(по Е.Д. Буриной)
24
«Шаги контроля»
Ориентировочные карточки для проверки письменных работ
(по Н.П.Карпенко)
Ориентировочная карточка №1 применяется для тех видов письма, где
не используются орфографические правила. Состоит из двух частей.
25
Ориентировочная карточка №2 предназначена для поиска орфографических
ошибок.
26