Автор: Долинская Оксана Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 71 им. П.Ф. Батулы г.о. Донецк"
Населённый пункт: город Донецк, ДНР
Наименование материала: статья
Тема: Современные пути достижения вершин профессионального развития учителей общественно-гуманитарных дисциплин
Раздел: среднее образование
Современные пути достижения вершин профессионального развития
учителей общественно-гуманитарных дисциплин
Долинская Оксана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Школа № 71 им. П.Ф. Батулы г.о. Донецк»
Особенности организации и проведения урока в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС)
Аннотация.
В статье представлены результаты исследования по
проблеме проведения современного урока в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Раскрыты
формы и методы работы, направленные на овладение педагогами способами и
навыками проведения современного урока в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: подготовка специалистов, обучающиеся школы, метод
проектов, игровое проектирование.
В наше время актуальной проблемой является тема современного урока в
соответствии с ФГОС, поскольку требуется новый подход к подготовке и
проведению урока. Чтобы каждый урок достигал своей цели и обеспечивал
качественную
подготовку
учащихся,
развивая
их
творческое
сознание,
необходимо использовать новые технологии.
Современная жизнь характеризуется быстрыми темпами развития и
высокой
подвижностью.
Для
нынешних
старшеклассников
открывается
множество возможностей. Поэтому выпускники школы должны научиться
самостоятельно развиваться и совершенствоваться, для чего необходимы
определенные действия. В школе заложены основы подготовки учеников к
жизни, и поэтому сегодня требования к образованию меняют свои приоритеты:
акцент делается на развитие, а не только на усвоение знаний.
Несмотря на появление новых технологий и средств обучения (что
приводит к изменениям в целях образования), уроки все еще остаются
ключевой формой организации учебного процесса. Для того, чтобы урок
соответствовал требованиям второго поколения образовательных стандартов,
его необходимо сделать новым и современным!
Внедрение ФГОС выявило проблему, которая скопилась за годы
традиционных методик проведения уроков и отсутствия методической базы.
Все эти факторы препятствуют внедрению новых форм и технологий. Это
происходит
также
из-за
нечеткого
понимания
системы
учителями,
переходящими на работу по новым стандартам. На данный момент существует
множество разрозненного материала, который не позволяет получить четкую
картину – именно это является основной проблемой.
Цель: ознакомить слушателей с возможностью систематизировать свои
знания о ФГОС, а также представить современный урок в контексте внедрения
основного образовательного стандарта.
Современная школа стремится раскрыть способности каждого ученика, а
также воспитать порядочного и патриотичного человека, готового к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. Она также ставит целью дать
прочные знания основ наук, сформировать высокую сознательность и
подготовить к сознательному выбору профессии.
В связи с этим, проведение современного урока требует перехода к новой
системно-деятельностной
образовательной
парадигме,
связанной
с
принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый
стандарт. Основная идея системно-деятельностного подхода заключается в том,
что новые знания не даются в готовом виде. Обучающиеся должны
«открывать»
их
сами
в
процессе
самостоятельной
исследовательской
деятельности. Каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ
ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности, чтобы решать эти задачи.
В современном мире, где информационные технологии стремительно
развиваются, меняются цели и содержание образования, появляются новые
средства и технологии обучения, урок остается вечной и главной формой
обучения.
Общеобразовательная школа отвечает за подготовку учеников к жизни,
труду и творчеству, поэтому работа учителя должна претерпеть изменения и
отойти от традиционных форм обучения и воспитания. Учителю необходимо
построить урок так, чтобы широко вовлечь учащихся в самостоятельную
творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному их
применению.
Современный урок, как и любой другой урок, проводится учителем.
Качество самого урока и его результаты напрямую зависят от мастерства
учителя.
Умение учителя подать учебный материал, создать ситуации успешности,
доброжелательную атмосферу на уроке, использование современных методов
работы для того, чтобы сделать урок интересным и воспитать творчески
думающего ученика - – задача современного педагога.
Если основной формой организации обучения является урок, то в рамках
системно- деятельностного подхода учителю необходимо знать:
принципы построения урока;
современные педагогические технологии;
методы ведения урока;
средства;
приёмы;
примерную типологию уроков;
критерии оценивания урока.
Структура современного урока:
1. Самоопределение деятельности (Орг. момент).
2. Актуализация опорных знаний.
3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации).
4. Открытие новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.
7. Включение нового знания в систему знаний (повторение).
8. Рефлексия деятельности.
Современному уроку предъявляются следующие требования:
хорошо
организованный урок (желательно в хорошо оборудованном кабинете) должен
иметь:
хорошее начало и хорошее окончание;
учитель
должен
спланировать
свою
деятельность
и
деятельность
обучающихся;
четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок
должен
быть
проблемным
и
развивающим:
учитель
сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность обучающихся;
вывод делают сами обучающиеся;
минимум репродукций и максимум творчества и сотворчества;
время сбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие
аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение
детей;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым;
И самое главное - урок должен иметь результат!!!
Но и у современного урока существуют свои недостатки:
1. Как правило, не учитываются особенности класса при организации
учебного процесса (психолого-педагогическая характеристика класса, визуалы-
аудиалы-кинестетики.)
2. Отсутствует мобилизующее начало урока, (необходима мотивация,
сообщение
целей,
планируемых
результатов,
показ
значимости
урока,
постановка проблемы).
3. Недостаточно чётко формулируются и реализуются задачи урока
(знания, умения, воспитание, развитие, применение знаний и умений в жизни).
4. Редко и малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные,
групповые и общеклассные формы.
5. Не уделяется достаточно внимания инструктажу о выполнении
домашнего задания: дифференциации и индивидуализации заданий по объему и
сложности. Связь домашнего задания с будущим уроком. Сохранение опорных
знаний в тетрадях, инструктаж о выполнении домашнего задания.
Как мы знаем, сегодня подростки имеют доступ к огромному объёму
информации. Они в совершенстве проявляют искушенность в технике,
прекрасно ориентируются в новых технологиях. В связи с этим важно участие
школьников в учебной и внеурочной деятельности, требующей использование
компьютерных технологий (например, создание мультимедийных презентаций
по темам с последующей их защитой).
Память детей стала гораздо хуже. Виной тому почти поголовная
компьютеризация и смена принципов работы СМИ в 1990-х — 2000-х. Карты
памяти и жесткие диски, а также доступ в Интернет чуть не с наручных часов
автоматически отменили необходимость надолго запоминать формулы и
правила, заучивать поэмы или прозаические отрывки.
Необходимо обратить внимание на то, что за прошедшее десятилетие
достаточно кардинально меняется позиция учащихся в отношении учебной
деятельности. Так как происходит падение значимости знаниевых аспектов,
учащимся
необходимо
видеть
практическую
значимость
знаний,
иметь
возможность использовать личностный опыт на уроках и во внеурочной
деятельности.
Значительно выросло недоверие к учителям и взрослым
вообще.
Конфликт отцов и детей — старая тема, но сегодня подросток вполне готов
пользоваться
плодами
и
завоеваниями
родителей,
только
так,
чтобы
ответственность за это была минимальной. Деньги как главный критерий
преуспевания, «личного успеха», стали фактором первичной оценки человека.
Мало
зарабатывающий
учитель
не
может
при
таких
условиях
быть
авторитетом.
Нам известно, что снижение грамотности и ухудшение навыков ручного
письма шагают параллельно с распространением и освоением компьютеров.
В современном уроке педагог должен вести обучающихся по пути
субъективного
открытия,
управлять
проблемно-поисковой
или
исследовательской
деятельностью
обучающихся,
создавать
условия
для
появления у обучающихся мотива к самоизменению, личностному росту. На
традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на
учителя, а в современном уроке учитель должен использовать деятельностный
подход. Новые требования к результатам образовательной деятельности
диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного
процесса.
На
сегодняшний
день
при
планировании
урока
учитель
должен
использовать
программу,
также
составить
или
творчески
использовать
технологическую карту урока.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в
начальной школе и возможность достижения планируемых результатов
освоения
основных
образовательных
программ
на
ступени
начального
образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты:
позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных
умений
(универсальных
учебных
действий),
в
соответствии
с
требованиями ФГОС второго поколения,
существенно
сократить
время
на
подготовку
учителя
к
уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного
процесса по темам.
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации пространства (формы
работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и
прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку
материала и диагностические задания на проверку его понимания и
усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Хочется отметить, что к числу образовательных технологий, отражающих
современное видение образовательного процесса, относится метод проектов,
который в полной мере обеспечивает формирование исследовательской
деятельности учащихся через активные формы и методы преподавания, а также
позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку
проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и
контроле своей деятельности.
При использовании метода проекта учитель должен поставить перед
собой следующие задачи:
- педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- практические (реализация компетентностного подхода к результатам
обучения);
- социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности).
Существует несколько видов проектов:
1. Инновационный проект.
Инновационным принято называть проект, идея и замысел которого
возникли, как правило, не на основании анализа работы конкретного
образовательного учреждения, а в результате творческой дискуссии по какой-то
проблеме, мозгового штурма, рефлексивно-ролевой игры, просто в результате
размышлений или инсайта (озарения).
2. Исследовательский проект.
В исследовательском проекте акцент, как правило, делается на том, что
авторы ожидают что-то выявить, установить корреляцию (взаимосвязь) между
какими-то факторами, выяснить причины, попытаться установить хотя бы
примерное соотношение.
По
мнению
специалистов,
наилучшие
результаты
реализации
исследовательских проектов могут быть получены в условиях научной
лаборатории, созданной в школе, или даже учреждения, имеющего статус
школы-лаборатории.
3. Образовательные проекты социально-гражданских инициатив.
Данный вид условно называют проектами, ибо никаких документов, в
которых бы подробно проектировалась на бумаге будущая деятельность, как
правило, не составляется.
Данный тип проекта имеет большую практическую направленность.
Примерные темы: «Твоя семья», «Наши ветераны», «Трудовой десант», «Дом, в
котором ты живешь».
Также для реализации учебных задач современный учитель должен
вводить в практику нетрадиционные виды уроков: урок-лекция, киноурок, урок
исследовательского
типа,
урок-экскурсия,
урок-семинар
(уроки
совершенствования знаний), интегрированные и бинарные уроки, урок-игра,
урок-путешествие, урок развития речи и т.д. Особенно часто, и это оправдано
педагогическим опытом, используются уроки с игровыми моментами.
Современный урок по ФГОС отличается от других своим использованием
компьютерной техники и информационных технологий. Это позволяет сделать
процесс обучения более эффективным, так как используется интерфейс,
индивидуализация, обратная связь и расширение наглядности. Традиционные
технологии уже не могут обеспечить все возможности, которые предоставляют
Новые Информационные Технологии (НИТ). Проще говоря, НИТ позволяют
обрабатывать
больший
объем
информации
с
высокой
скоростью,
что
способствует лучшему усвоению материала, оптимизации учебного процесса и
повышению
мотивации
учащихся.
С
учетом
вышеизложенного,
эти
возможности следует использовать как одну из форм работы.
Исходя из вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что ФГОС вводят
новое понятие – учебная ситуация. Под этим понятием подразумевается такая
особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя находят
предмет своего действия, исследуют его, например, переформулируют, или
предлагают свою версию и т.д., частично - запоминают. Современный урок
должен
отличатся
информационной
насыщенностью,
увеличением
доли
самостоятельной
учебной
деятельности
школьников
с
различными
источниками
информации,
высокой
интерактивностью
взаимодействия
участников образовательного процесса, оставаясь при этом комфортным,
ориентированным
на
развитие
личности
каждого
ребенка
в
условиях
коллективного обучения.
Успех современного урока, зависит от личности
учителя,
его
профессионализма
в
современных
методах
преподавания,
индивидуального
подхода
к
каждому
ученику.
Несомненно,
успех
современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма,
современности используемых методик и индивидуальный подход к ученикам.
На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Интеграция знаний
должна быть во все предметы (межпредметные связи).
Список литературы:
1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / Н.А.
Бондарева. – М.: Просвещение, 2012.
2.
Гин
А.А.
Приемы
педагогической
техники.
Свобода
выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность / А.А. Гин. – М.:
Вита-Пресс, 2011.
3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная
технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2011.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное
пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2010.
5. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем
они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. – 2010. – № 2.
6. Окунев, А.А. Спасибо за урок, дети! / А.А. Окунев. – М.: Просвещение,
2004.
7. Окунев, А.А. Урок? Мастерская? Или... / А.А. Окунев. – СПб.: филиал
изд-ва «Просвещение», 2008.
8. Поляков, С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.
Поляков. – М., 2010 г.
9. Чернобай, С.В. Технология подготовки урока в современной
информационной
образовательной
среде
(серия
«Работаем
по
новым
стандартам») (ФГОС) / С.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012.
10. Якушина, Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС / Е.В.
Якушина. – М., 2012.