Устройство и техническая характеристика генератора
Автор: Асманов Александр Владимирович Должность: преподаватель специальных механических дисциплин Учебное заведение: КГА ПОУ Дальневосточный технический колледж Населённый пункт: Приморский край г.Уссурийск Наименование материала: Методическое пособие Тема: Устройство и техническая характеристика генератора Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБ-
РАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ТЕМА
:
Особенности устройства, технического обслуживания и ремонта
генератора переменного тока
По специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильно-
го транспорта»
УССУРИЙСК
2016
2
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры механических
специальностей
Протокол № 1 от «26» сентября 2016г.
Зав.кафедрой механических
специальностей
___________________ Михальченко М.В.
Автор: Асманов А.В., преподаватель специальных механических дисциплин
Рецензент: Лазутченков А.Н., заместитель генерального директора-главный глав-
ный инженер ОАО «25ЦАРЗ».
Аннотация : Учебно-методическое пособие предназначено для студентов оч-
ной и заочной форм обучения средних профессиональных учебных заведений,
обучающихся по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта».
Определение и устранение неисправностей электрооборудования автомо-
билей представляет определенную трудность из-за сложности конструкции элек-
трических устройств и вследствие того, что их функционирование в системе взаи-
мосвязано. Это учебно-методическое пособие позволит студентам изучить устрой-
ство генератора переменного тока, определять причины неисправностей его рабо-
ты, а так же устранять их.
Учебно-методическое
пособие
написано
простым
доступным
языком
и
представляет большую практическую ценность при подготовке студентов по про-
фессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».
Данное пособие может быть использовано как на теоретических, лабораторно-
практических занятиях, так и для самостоятельного изучения
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Устройство и техническая характеристика генератора..........................................3
2 Возможные неисправности, их причины и методы устранения...........................6
3 Контрольные проверки генератора.......................................................................... 8
3.1 Проверка генератора электронным осциллографом.......................................9
3.2 Проверка обмотки возбуждения ротора........................................................10
3.3 Проверка статора.............................................................................................11
3.4
Проверка вентилей выпрямительного блока................................................11
3.5 Проверка дополнительных диодов.................................................................. 13
3.6 Проверка регулятора напряжения...................................................................14
3.7 Проверка конденсатора.................................................................................... 15
4 Ремонт генератора.................................................................................................. 16
4.1 Разборка генератора........................................................................................17
4.2 Сборка генератора............................................................................................18
4.3 Замена щеткодержателя................................................................................. 18
4.4 Замена дополнительных диодов....................................................................... 19
4.5 Замена подшипников ротора............................................................................19
5 Список используемой литературы......................................................................20
4
1 Устройство и техническая характеристика генератора
Рисунок 1 - Генератор 37.3701
1 - крышка со стороны контактных ко-
лец;
2 - выпрямительный блок;
3 - вентиль выпрямительного блока;
4
-
винт
крепления
выпрямительного
блока;
5 - контактное кольцо;
6 - задний шарикоподшипник;
7 - конденсатор;
8 - вал ротора;
9- вывод «30» генератора;
10 - вывод «61»генератора;
11 - вывод «В» регуляторе напряжения;
12 - регулятор напряжения;
13-щетка;
14-шпилька крепления генератора к натяж-
ной планке
15 - шкив с вентилятором;
16 -полюсный наконечник ротора;
17 - дистанционная втулка;
18 - передний шарикоподшипник;
19 - крышка со стороны привода;
20 - обмотка ротора,
21 -статор;
22 - обмотка статора;
23 - полюсный наконечник ротора;
24 - буферная втулка;
25 - втулка;
26 - поджимная втулка
Генератор типа 37.3701 - переменного тока, трехфазный, со встроенным
выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого враще-
ния (со стороны привода). Для защиты от грязи задняя крышка генератора закры-
5
та защитным кожухом 4. Возможны разные варианты конструкции защитного ко-
жуха и воздухозаборника.
Статор 21 и крышки 1 и 19 стянуты четырьмя болтами. Вал 8 ротора вра-
щается в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится
через щетки и контактные кольца 5.
Трехфазный переменный ток, индуктируемый в обмотке статора, преобра-
зуется в постоянный выпрямительным блоком 2, прикрепленным к крышке 1.
Электронный регулятор 12 напряжения объединен в один блок со щеткодержа-
телем и крепится также к крышке 1.
Рисунок 2 - Схема соединений генератора
1 - аккумуляторная батарея;
2 - генератор
3 - комбинация приборов
4 - резистор 51 Ом, 5 Вт;
5- диод;
6 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
7 - блок предохранителей;
8 - реле зажигания;
9 - выключатель зажигания
Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подво-
дится к выводу «В» регулятора (вывод «61» генератора) через предохранитель 2 и
контрольную лампу 6, расположенную в комбинации приборов 3. После пуска
двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, уста-
новленных на выпрямительном блоке генератора.
Работа генератора контролируется контрольной лампой 6 в комбинации
приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигате-
6
ля - гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в
полнакала говорит о неисправностях в системе генератора.
До 1995 г. напряжение в системе электрооборудования автомобиля контро-
лировалось электронным вольтметром в комбинации приборов. Когда оно было в
норме - светодиод вольтметра не светился. Если напряжение было выше нормы
-светодиод мигал, а если пониженное - светился постоянно.
С 1996 г. изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя.
Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и прикреплен к
щеткодержателю, т.е образует с ним неразъемный узел. У нового регулятора
напряжения отсутствует вывод «Б» и напряжение подается только к выводу «В».
По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и
в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы
На небольших партиях автомобилей могут быть установлены генераторы
производства Словении, Болгарии или Германии. Эти генераторы взаимозаменяе-
мы с генератором 37.3701 по характеристикам и установочным размерам, но
несколько отличаются по конструкции. В данной главе описывается только отече-
ственный генератор 37.3701, как основной для автомобилей ВАЗ-21213.
Предупреждение
1. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой,
а «плюс» - подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включе-
ние батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора и они
повредятся.
2. Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной ба-
тареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме
«30» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и
электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
3. Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже
кратковременным соединением зажима «30» генератора с массой. При атом через
вентили протекает значительный ток и они повреждаются.
7
2 Возможные неисправности, их причины и методы устранения
ПРИЧИНА
МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
Контрольная лампа не загорается при включении зажигания. Контрольные прибо-
ры не работают
Перегорел
предохранитель
2
в
основ-
ном блоке предохранителей
Замените предохранитель
Обрыв в цепи питания комбинации при-
боров:
Проделайте следующее:
- не подается напряжение от штекера
«Б» основного блока предохранителей к
комбинации приборов;
- проверьте провод «0» и его соединения
от блока предохранителей до комбина-
ции приборов;
- не подается напряжение от реле зажи-
гания к основному блоку предохрани-
телей
- проверьте провод «ГЧ» и его соедине-
ния
от
реле
зажигания
до
блоков
предохранителей
Не срабатывает выключатель или реле
зажигания:
Проделайте следующее:
- неисправна контактная часть или реле
зажигания
- проверьте, замените неисправную кон-
тактную часть выключателя или реле за-
жигания;
- не подается напряжение от выключате-
ля к реле зажигания
единения между выключателем и реле
зажигания;
- обрыв или нарушение контакта в про-
воде, соединяющем с массой реле зажи-
гания
- проверьте провод «Ч» и его соедине-
ния от реле зажигания на массу
Контрольная лампа не загорается при включении зажигания и не горит при работе
двигателя. Контрольные приборы работают. Аккумуляторная батарея разряжена
Перегорела
контрольная
лампа
или
недостаточный
прижим
контактов
па-
трона лампы к печатной плате
Замените
перегоревшую
контрольную
лампу,
подогните
контакты
патрона
лампы или замените его
Обрыв в цепи между комбинацией при-
боров и штекером «61» генератора
Проверьте «КБ» провод и его соедине-
ния от генератора до комбинации при-
боров
Износ или зависание щеток, окисление
контактных колец
Замените щеткодержатель со щетками,
протрите кольца салфеткой, смоченной
в бензине
Поврежден регулятор напряжения (об-
рыв между выводом «Ш» и массой)
Замените регулятор напряжения
Отсоединился провод от вывода «В» ре-
гулятора напряжения
Присоедините провод
Короткое замыкание в положительных
Замените выпрямительный блок
8
вентилях
Отпайка выводов обмотки возбуждения
от контактных колец
Припаяйте выводы или замените ротор
генератора
Нет контакта между выводами «В» и
«Ш» регулятора напряжения и вывода-
ми
щеток
(у
генераторов
выпуска
до
1996 г.)
Зачистите выводы «В» и «Ш» регулято-
ра напряжения и выводы щеток, подо-
гните выводы регулятора
Контрольная лампа ярко горит или светится в полнакала при работе двигателя.
Аккумуляторная батарея разряжена
Проскальзывание ремня привода гене-
ратора
Отрегулируйте натяжение ремня
Поврежден регулятор напряжения
Замените регулятор напряжения
Повреждены вентили выпрямительного
блока
Замените выпрямительный блок
Повреждены
диоды
питания
обмотки
возбуждения
Замените
диоды
или
выпрямительный
блок
Обрыв или короткое замыкание в об-
мотке статора, замыкание ее на массу
Замените статор генератора
Контрольная лампа светится при работе двигателя. Аккумуляторная батарея пе-
резаряжена
Поврежден регулятор напряжения (ко-
роткое замыкание между выводом «Ш»
и массой)
Замените регулятор напряжения
Повышенная шумность генератора
Ослаблена гайка шкива генератора
Подтяните гайку
Повреждены подшипники генератора
Замените задний подшипник или перед-
нюю крышку с подшипником
Межвитковое замыкание или замыкание
на массу обмотки статора (вой генерато-
ра)
Замените статор
Короткое замыкание в одном из венти-
лей генератора
Замените выпрямительный блок
Скрип щеток
Протрите щетки и контактные кольца
хлопчатобумажной
салфеткой,
смочен-
ной в бензине
9
3 Контрольные проверки генератора
Проверка генератора на стенде
Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соот-
ветствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки
должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца
чистыми.
Рисунок 3 - Схема соединений для проверки генератора на стенде:
1-генератор;
2-контрольная лампа 12 B,3 Вт;,
3 - вольтметр;
4 - амперметр;
5– реостат
6 – выключатель
7 - аккумуляторная батарея
Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на ри-
сунке. Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на
выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин
-1
. Дайте
генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу
тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А.
Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неис-
правностях в обмотках статора и ротора или о повреждении вентилей. В этом слу-
чае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить ме-
сто неисправности.
Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения рото-
ра 5000 мин
-1
. Реостатом 5 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на
выходе генератора, которое должно быть (14,1 ±0,5) В при температуре окружаю-
щего воздуха и генератора (25±10)
0
С.
10
Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регу-
лятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если
напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения
поврежден, и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет
укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и
вентили генератора.
3.1
Проверка
генератора
электронным
осциллографом
Рисунок 4 - Схема соединений для проверки генератора осциллографом:
1- контрольная лампа 12 В, 3 Вт;
2- генератор;
3- вольтметр;
4-реостат;
5 - амперметр;
6- выключатель;
7- аккумуляторная батарея
Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точ-
но и быстро проверить исправность генератора и определить характер поврежде-
ния.
Для проверки соберите схему согласно рисунку. Отсоедините провод обще-
го вывода трех дополнительных диодов от штекера «В» регулятора напряжения и
примите меры, чтобы наконечник отсоединенного провода не замкнулся с массой
генератора. К штекеру «В» регулятора присоедините провод от аккумуляторной
батареи через контрольную лампу 1. Таким образом, обмотка возбуждения будет
питаться только от аккумуляторной батареи.
11
Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения ротора до
1500-2000 мин
-1
. Выключателем 6 отключите аккумуляторную батарею от клеммы
«30» генератора и реостатом 4 установите ток отдачи 10 А.
Рисунок 5 - Форма кривой выпрямленного напряжения генератора:
I - генератор исправен;
II - вентиль пробит;
III - обрыв в цепи вентиля (обмотке статора)
Проверьте по осциллографу напряжение на клемме «30» генератора. При
исправных вентилях и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет
пилообразную форму с равномерными зубцами (I). Если имеется обрыв в обмотке
статора либо обрыв или короткое замыкание в вентилях выпрямительного блока –
форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов, и появляются
глубокие впадины (II и III).
Проверив форму кривой напряжения на клемме «30» генератора и убедив-
шись, что она имеет нормальный вид, проверяют напряжение на штекере «61» или
на наконечнике провода, отсоединенного от штекера «В» регулятора напряжения.
Эти точки являются общим выводом трех дополнительных диодов (см. рис. Схема
соединений генератора), питающих обмотку возбуждения при работе генератора.
Форма кривой напряжения здесь также должна иметь правильную пилообразную
форму. Неправильная форма кривой свидетельствует о повреждении дополнитель-
ных диодов.
3.2
Проверка
обмотки
возбуждения
ротора
Обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомоби-
ля, сняв только защитный кожух и регулятор напряжения вместе с щеткодержа-
телем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца,
12
омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в обмотке возбужде-
ния, и не замыкается ли она массой.
3.3
Проверка
статора
Статор проверяется отдельно, после разборки генератора. Выводы его об-
мотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя.
В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы
и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора, и не замыкаются ли
ее витки на массу.
Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который
происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока. Статор с
такой поврежденной обмоткой замените.
Наконец необходимо проверить специальным дефектоскопом, нет ли в об-
мотке статора короткозамкнутых витков.
3.4
Проверка
вентилей
выпрямительного
блока
Рисунок 6 – Схемы для проверки вентилей выпрямителя
1 - аккумуляторная батарея;
2 - контрольная лампа;
3 - генератор;
13
I - проверка одновременно «положительных»
и«отрицательных» вентилей;
II - проверка «отрицательных» вентилей;
III
- проверка «положительных» вентилей
Неисправный вентиль пропускает ток только в одном направлении. Неис-
правный – может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), или пропускать
ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
В случае повреждения одного из вентилей выпрямителя необходим
Короткое замыкание вентилей выпрямительного блока можно проверить,
не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккуму-
ляторной батареи и генератора и сняв защитный кожух. Также отсоединяется про-
вод от вывода «В» регулятора напряжения. У генератора со старым регулятором
напряжения необходимо еще отсоединить вывод «5» регулятора напряжения от
клеммы «30» генератора.
Проверить можно омметром или с помощью лампы (1-5 Вт, 12 В) и аккуму-
ляторной батареи, как показано на рисунке.
Предупреждение
1. С цепью упрощения крепления деталей выпрямителя три вентиля (с
красной меткой) создают на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Эти
вентили «положительные» и они запрессованы в одну пластину выпрямительного
блока, соединенную с выводом «30» генератора. Другие три вентиля («отрица-
тельные» с черной меткой) имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряже-
ния. Они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную
с «массой».
Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и
«отрицательных» вентилях. Для этого «плюс» батареи через лампу подсоедините
к зажиму «30» генератора, а «минус» к корпусу генератора (I). Если лампа горит,
то «отрицательные» и «положительные» вентили имеют короткое замыкание.
Короткое замыкание «отрицательных» вентилей можно проверить, соеди-
нив «плюс» батареи через лампу с одним из болтов крепления выпрямительного
блока, а «минус» с корпусом генератора (II) . Горение лампы означает короткое за-
мыкание в одном или нескольких «отрицательных» вентилях. Следует помнить,
что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков об-
мотки статора
на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается
реже, чем короткое замыкание вентилей.
Для проверки короткого замыкания в «положительных» вентилях «плюс»
батареи через лампу соедините с зажимом «30» генератора, а «минус» - с одним из
14
болтов крепления выпрямительного блока (III). Горение лампы укажет на короткое
замыкание одного или нескольких «положительных» вентилей.
Обрыв в вентилях без разборки генератора можно обнаружить либо осцил-
лографом, либо при проверке генератора на стенде по значительному снижению
(на 20-30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если об-
мотки, дополнительные диоды и регулятор напряжения генератора исправны, а в
вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока яв-
ляется обрыв в вентилях.
3.5
Проверка
дополнительных
диодов
Рисунок 7 – Схема проверки дополнительных диодов
1 - аккумуляторная батарея;
2 - контрольная лампа;
3 – генератор
Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить без снятия
и разборки по схеме, приведенной на рисунке.
Также как и для проверки вентилей выпрямительного блока, при этом
необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и генератора, снять
защитный кожух генератора и отсоединить провод от вывода «В» регулятора
напряжения.
«Плюс» батареи через лампу (1-3 Вт, 12 В) присоедините к выводу «61» ге-
нератора, а «минус» к одному из болтов крепления выпрямительного блока.
Если лампа загорится, то в каком-то из дополнительных диодов имеется ко-
роткое замыкание. Найти поврежденный диод можно только сняв выпрямитель-
ный блок и проверяя каждый диод в отдельности.
Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по ис-
кажению кривой напряжения на штекере «61», а также по низкому напряжению
(ниже 14 В) на штекере «61» при средней частоте вращения ротора генератора.
15
3.6
Проверка
регулятора
напряжения
Рисунок 8 – Схемы для проверки регулятора напряжения:
а - выпуска с 1996 г.;
6 - выпуска до 1996 г.;
1 - аккумуляторная батарея;
2 - вывод «масса» регулятора;
3 - регулятор напряжения;
4 - вывод «Ш» регулятора;
5 - вывод «В» регулятора;
6 - контрольная лампа;
7 - вывод «Б» регулятора напряжения
Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном и автоматиче-
ском изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напря-
жение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты
вращения и тока нагрузки генератора.
Проверка на автомобиле
Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до
16
15-30 В класса точности не хуже 1,0.
Порядок выполнения:
1. После 15 мин работы двигателя на средних оборотах при включенных
фарах замерьте напряжение между клеммой «30» и массой генератора. Напряже-
ние должно находиться в пределах 13,6-14,6 В.
2. В том случае, если наблюдается систематический недозаряд или переза-
ряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в ука-
занные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.
Проверка снятого регулятора
Регулятор, снятый с генератора, проверяется по схеме, приведенной на рис.
8. Регулятор, применявшийся до 1996 г, лучше проверять в сборе со щеткодержа-
телем, по схеме (б), так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов
щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержате-
ля.
Порядок выполнения:
1. Между щетками включите лампу 1-3 Вт, 12 В. К выводам «В», «Б» (если
он есть) и к массе регулятора присоедините источник питания сначала напряжени-
ем 12 В, а затем напряжением 15-16 В.
2. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во
втором - гаснуть.
3. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не го-
рит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между
щетками и выводами регулятора напряжения (у генератора выпуска до 1996 г.).
3.7
Проверка
конденсатора
Конденсатор служит для защиты электронного оборудования от импульсов
напряжения в системе зажигания, также для снижения помех радиоприему.
Повреждение конденсаторе или ослабление его крепления на генераторе
(ухудшение контакта с массой0 обнаруживается по увеличению помех радиоприе-
му при работающем двигателе.
Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром
или тестером (на шкале 1-10 МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент
присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна откло-
ниться
в
сторону
уменьшения
сопротивления,
а
затем
постепенно
вернуться
обратно.
Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть
2,2 мкФ±20 %.
17
генератора
Рисунок 10 – Детали генератора
1 - регулятор напряжения в сборе с
щеткодержателем у генераторов
выпуска с 1996 г.;
2 - регулятор напряжения и щетко-
держатель у генератора выпуска
1996 г.;
3 - колодка вывода дополнительных
диодов;
4
- изолирующие втулки;
5
- выпрямительный блок;
6
- контактный болт;
7
- статор;
8 - ротор;
9 - дистанционная втулка;
10 - внутренняя шайба крепления подшип-
ника втулка;
11 - крышка со стороны привода;
12 - шкив;
13 - наружная шайба крепления подшип-
ника;
14-стяжной болт;
15 - передний шарикоподшипник ротора;
16-втулка;
17 - крышка со стороны контактных ко-
лец;
18-буферная втулка;
19 - поджимная втулка;
20 - -конденсатор
Порядок выполнения:
1. Очистите и продуйте генератор сжатым воздухом. Ослабив стяжной хо-
мут, отсоедините воздухозаборник 3 (см. рис.9) от патрубка защитного кожуха 4.
Отвернув два винта 1 и гайки с удлинителя 5 контактного болта, снимите защит-
ный кожух 4. Отсоедините провод 6 от вывода «61» генератора и отверните удли-
нитель 5 контактного болта.
2. Застопорьте шкив генератора захватом, входящим в комплект приспособ-
ления 67.7823.9504, отверните гайку крепления шкива и съемником спрессуйте
шкив. Снимите шпонку и коническую шайбу шкива.
3. В комплект приспособления 67.7823.9504 входит обычный съемник и за-
19
хват. Последний состоит из двух стальных полуколец, которые вкладывают в ру-
чей шкива. Полукольца имеют такое же сечение, как и ремень привода генератора.
С одной стороны они соединены шарнирно, а с другой снабжены рычагами, кото-
рые сжимаются одной рукой при снятии шкива.
4. Отсоедините провод от штекера «В» регулятора напряжения.
5. Отсоедините провода регулятора и конденсатора от клеммы «30» генера-
тора, отверните винты крепления регулятора 1 (см. рис. 10) напряжения и снимите
его.
6. У генераторов выпуска до 1996 г., чтобы не сломать щетки при снятии
щеткодержателя, вставьте лезвие отвертки между корпусом регулятора 2 и щетко-
держателем и частично выдвиньте регулятор из генератора, оставив на месте щет-
кодержатель. После этого наклоните и извлеките регулятор совместно со щетко-
держателем из генератора. Снимите конденсатор 20, отвернув винт крепления.
7. Отверните гайки стяжных болтов 14 и снимите крышку 11 генератора и
ротор 8.
8. Отверните гайки болтов, соединяющих наконечники вентилей с вывода-
ми обмотки статора и извлеките статор 7 из крышки 17 генератора.
9. Отверните гайку контактного болта 6, отсоедините от колодки 3 штекер
провода дополнительных диодов и снимите выпрямительный блок 5.
4.2
Сборка
генератора
Собирается генератор в последовательности, обратной разборке.
При сборке генератора выпуска до 1996 г. (с разборным узлом регулятор-
щеткодержатель) во избежание поломки щеток, перед установкой регулятора со
щеткодержателем на место необходимо не вставлять полностью щеткодержатель в
регулятор, а лишь частично задвинуть и в таком виде вставить в генератор. После
установки щеткодержателя на место в крышке генератора, легким нажатием на ре-
гулятор «двиньте ere в генератор.
Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более
0,4 мм. Поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстия специальный
калибр.
Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприка-
саться с гайкой.
Гайку шкива затягивайте моментом 38,4-88 Н∙м (3.9-9,0 кгс∙м).
4.3
Замена
щеткодержателя
Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5
мм, то замените щеткодержатель со щетками.
У генератора выпуска до 1996 г. для замены выдвиньте щеткодержатель из
корпуса регулятора напряжения, нажав на вывод «В».
20
Чтобы не повредить щетки, снимать и устанавливать регулятор напряже-
ния с щеткодержателем необходимо как описано в подразделе 4.1 и в подразделе
4.2.
У генераторов выпуска с 1996 г. с неразборным узлом регулятор-щеткодер-
жатель заменяется щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.
Перед установкой регулятора напряжения с новым щеткодержателем на
место продуйте гнездо в генераторе от угольной пыли и протрите от масла, сме-
шанного с угольной пылью.
4.4
Замена
дополнительных
диодов
Для замены отпаяйте вывод поврежденного диода и аккуратно извлеките
его из пластмассового держателя, не допуская резких ударов по выпрямительно-
му блоку. Затем очистите место установки диода от остатков эпоксидной смолы,
установите и припаяйте новый диод.
Вывод диода с цветной меткой припаивайте к выводам вентилей. После
припайки приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой.
4.5
Замена
подшипников
ротора
Чтобы извлечь неисправный подшипник из крышки со стороны привода,
отверните гайки винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снимите
шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессуйте подшипник. Если гайки винтов
не отворачиваются (концы винтов раскернены), то спилите концы винтов.
Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том
случае, если отверстие для подшипника не деформировано и диаметр его не более
42 мм. Если отверстие имеет большой диаметр или деформировано, замените
крышку новой.
Подшипник в крышку запрессовывается на прессе и затем зажимается
между двумя гайками. После затягивания гаек концы винтов раскерните.
При замене подшипника ротора со стороны контактных колец необходимо
подшипник поврежден, то повреждается и гнездо в крышке.
Подшипник снимается с ротора съемником и напрессовываете на прессе.
21
5
Список
используемой
литературы
1. Просвирин А.Д., Гор А.И., Дехтярь Б.А. и др. Автомобили ГАЗ3102. Ру-
ководство по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию. М.: Атласы
автомобилей, 1998
2. Тимофеев Ю.Л., Тимофеев Г.Л. Ильин Н.М. Электрооборудование авто-
мобилей: Устранение и предупреждение неисправностей. М.: Транспорт, 1998
3. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт лег-
ковых автомобилей . М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2000
4. Руководство по ремонту, каталог деталей Автомобили ВАЗ 2108-09. М.:
Агро-пресс, 1999
22
23