Автор: Босенко Светлана Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ пгт. Ярославский
Населённый пункт: пгт.Ярославский Хорольский муниципальный округ
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: "Три склонения имён существительных"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по русскому языку в 4 «Б» классе
на РМО 4 декабря 2024 г
Учитель: Босенко С.В.
Тема урока: «Три склонения имен существительных».
Цель:
познакомить
учащихся
с
грамматической
категорией
имени
существительного – склонение.
Обучающие цели:
- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном
числе;
-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го
склонения;
-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их
рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной
деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету
Воспитывающие:
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах, в парах;
-
воспитание
самостоятельности,
аккуратности,
усидчивости,
целеустремленности.
Задачи:
1.
Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён суще-
ствительных и наличие у существительных трёх склонений.
2.
Формировать умение определять склонение имён существительных в началь-
ной форме.
3.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
готовность
открыто
выражать
свою
позицию
на
уроках,
адекватная
самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и
последовательность
действий;
контроль
своей
деятельности
способом
сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и
результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания;
формулирование проблемы и её
решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и
построение
модели;
выбор
основания
и
критерия
для
сравнения;
классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с
другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в
паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые
результаты:
Умение
определять
тип
склонения
имён
существительных.
Тип урока
- урок изучения нового материала с элементами уровневой
дифференциации.
Основные
методы
-
объяснительно-иллюстрированный,
наглядный,
самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в
парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, тетрадь, презентация.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточка со словом СКЛОНЕНИЕ,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник,
тетрадь, карточки-знаки: сигналы 2 цветов (зеленый, красный).
Структура и содержание урока.
I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Пожмите соседу по парте руку, улыбнитесь друг другу.
Что необходимо для успешной работы на уроке? (желание узнать новую инфор-
мацию)
II Актуализация знаний.
Учитель:
-Открываем тетрадь и записываем
Число (4 декабря)
Классная работа.
1.
Работа с перфокартами
.
-определите падеж выделенных имен существительных, отметьте ответ в
таблице.
1)Разноцветное коромысло над рекой повисло.
2)Длинной шеей я кручу, груз тяжелый подхвачу.
3)Над избушкой висит хлеба краюшка.
4)Вьется веревка, на конце - головка.
5)Бегут по дорожке доски, да ножки.
6)Черный конь скачет в огонь.
7)На пяти проводах отдыхает стая птах.
8)В тесной избушке ткут холсты старушки.
9)В воде купался, а сух остался.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
И.п.
+
Р.п.
+
+
Д.п.
+
В.п.
+
+
Т.п.
+
П.п.
+
+
2.Взаимопроверка в парах.
(Друг другу дети ставят кружок зеленого цвета, если все правильно, красного
цвета, если есть ошибки)
Кто работу выполнил правильно - поднимите зеленый сигнал, а красный – тот,
кто выполнил с ошибками.
III
.Самоопределение к деятельности.
1.Прочитайте предложение:
Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .
- Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери)
- Как в предложении они соединены? (Союзом И)
- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным, дополнением)
- Какой частью речи они выражены? (Это имя существительное)
- Определите их род и падеж. (Женский род, предложный падеж)
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? (Ответы
детей)
(Учитель дописывает окончания – на слайде
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери .
- Что вы заметили? (Окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?
(Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому
и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)
На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить. (Ставлю ? знак)
2.Подведение к теме урока.
- А сейчас пододвиньте к себе тетради.
Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуе-
мое)
Главная неизменяемая часть слова? (корень)
Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
Изменяемая часть слова? (окончание)
Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
Существительные
молоко,
кофе,
пальто
имеют
форму
только
….?
(единственного числа)
В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на
вопросы кто? или что? (в начальной форме)
Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ. (карточку – на доску)
Подберите к нему однокоренные слова (склониться, поклон, склоненный)
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
IV. Сообщение темы урока. Постановка цели.
- Прочитайте название темы на с.89 учебника.
- Что вас удивило в формулировке темы нашего урока? Какие новые слова вы
здесь увидели? (Три склонения)
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (О трех склонениях имен существи-
тельных)
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
- Сформулируйте задачи урока.
(ПОЗНАКОМИТЬСЯ с тремя группами склонений имен существительных,
НАУЧИТЬСЯ определять склонение имен существительных)
V. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику. Работа в группах.
Упр. 153, (с.89)
- Прочитайте слова в каждой группе. К какой части речи они относятся? (Это
имена существительные).
- Определите род у имен существительных. (1 гр слов –ж.р. и м.р.,2гр. Слов – м.р.
и ср. р., 3 гр. Слов – ж.р. с Ь знаком на конце)
- Я вам, ребята предлагаю разбиться на 3 группы и провести исследование.
- Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одина-
ковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при скло-
нении.
1 группа – изменяет по падежам слова лиса, сестра, папа
2 группа – изменить по падежам слово гнездо, стол, окно;
3 группа – изменить по падежам слово с тепь, рожь, глушь
– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.
1 строка – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 строка – м. р. с
; с. р. с окончанием -о, -е.
3 строка – ж. р. ь с
ВЫВОД
Ребята должны сделать вывод:
что окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех
падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух
других групп.
-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Сколько групп склонений в русском языке? (Три)
- Что для них характерно? (они имеют одинаковые окончания при изменении по
падежам)
Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить
на 3 большие группы – 3 склонения.
(На слайде постепенно появляются окончания имен существительных и, что они
разделились на три группы – 1,2,3 склонение имен существительных)
К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с
и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь
.
2.Закрепление знаний.
1.Работа со словарными словами.
- С красной строки, с заглавной буквы, через запятую записываем слова:
Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье,
деревня, аптека, яблоня.
Проверка
Учитель:
- Проверяем внимательно с экрана. Я открываю (Слайд)
- Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.
- Поднимите, пожалуйста, зеленый сигнал те, у кого нет ошибок. А красный -
те, у кого есть ошибки.
2.Комментированное письмо:
В записанных словах выделите расставить ударение, выделить окончания,
укажите род.
3.Распределение существительных по склонениям.
-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? (на окончание и род).
-По цепочке определяем склонение у наших слов.
4.
Закрепление нового
материала
В ПАРЕ
Подчеркните только имена существительные 3 склонения: НА ЛИ-
СТОЧКАХ
Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день,
лень, пень, боль, сушь.
5.Работа с новыми словарными словами.
- Разгадайте ребус (Слайд) ответ – БЕСЕДА (разговор, обмен мнениями) - это
словарное слово и второе словарное слово с сегодняшнего урока – это слово БЕ-
СЕДОВАТЬ.
- Какие это слова? (Однокоренные)
- Летняя постройка для отдыха в парке или саду (беседка)
- Специально организованная беседа (собеседование)
- Человек, участвующий в беседе (собеседник)
- Вести беседу (беседовать)
В толковом словаре об этих словах сказано так: БЕСЕДА (разговор, обмен мне-
ниями) (Слайд) ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ- значение слова
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Игра «Узнай падеж»
(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети
определяют падеж.)
- Форма какого падежа является начальной?
- Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п)
- Вопрос кому? (Д.п.)
- Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)
- Вспомогательное слово нет (Р.п.)
- Предлоги к, по (Д.п.)
- Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)
- Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
- Вопрос что? (И.п. и В.п)
- Предлоги о, об (П.п)
Вывод:
- Молодцы! Вы были внимательны на уроках и серьезно изучали новый материал.
Упр.155, (с.90) (Самостоятельная работа)
-
Какого
склонения
данные
имена
существительные?
Докажите.
- Как об этом сказано в учебнике, прочитайте на с.90.
VII.Подведение итогов урока.
- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке? (ТРИ)
- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.
(Именительный падеж, единственное число, род, окончание)
- Так почему же в предложении, с которым мы работали в начале урока в именах
существительных СЕСТРЕ и ДОЧЕРИ разные окончания?
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд11)
Кто доволен своей работой? Чем? Поднимите руку
Домашнее задание.
1.Правило.
2.Упр.156