Автор: Сергеева Кристина Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ"
Населённый пункт: с. Кинель-Черкассы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Культура поведения. Этикет"
Раздел: среднее образование
Групповое профилактическое занятие "Культура поведения. Этикет"
Цель занятия: формирование культуры поведения, навыков этикета и
уважения к окружающим среди учащихся старших классов.
Время проведения: 40 минут.
Количество участников: до 20 человек.
Возраст аудитории: 14–17 лет.
Формат работы: интерактивная лекция + ролевые игры + обсуждение.
Ход занятия:
Этап 1. Приветствие и вводная часть
Педагог-психолог приветствует класс, представляет тему занятия и
объясняет его цели. Важно подчеркнуть актуальность темы и важность
вежливого поведения в современном обществе.
Сегодня поговорим об одном важном аспекте нашей жизни – культуре
поведения и правилах этикета. Они помогают сделать нашу повседневную
жизнь комфортнее, избежать конфликтов и строить хорошие отношения.
Этап 2. Мини-лекция "Что такое культура поведения?"
Кратко рассказываю участникам, что включает в себя понятие "культура
поведения", почему она важна и какие существуют нормы этикета.
Основные тезисы лекции:
- Культура поведения – это набор правил и норм, регулирующих поведение
людей в различных ситуациях.
- Важность соблюдения этих норм: создание комфортной атмосферы,
проявление уважения к другим.
- Основные принципы этикета: уважительность, внимательность,
корректность.
Этап 3. Практическая часть "Ролевые ситуации"
Участники делятся на группы по 3–4 человека. Каждой группе предлагается
разыграть небольшую сценку на заданную тему (например, визит в гости,
знакомство, конфликтная ситуация). После каждой сцены группа зрителей
комментирует действия актеров, отмечает ошибки и дает рекомендации.
Примеры ситуаций:
- Знакомство с новыми одноклассниками;
- Поведение в общественных местах (транспорт, кафе);
- Телефонный звонок незнакомому человеку;
- Разговор с учителем вне учебного процесса.
Этап 4. Общее обсуждение
После завершения всех сценариев психолог организует общее обсуждение
увиденных примеров поведения. Вопросы для обсуждения:
- Что понравилось в поведении персонажей?
- Где были допущены ошибки и как их можно было избежать?
- Почему соблюдение этикета важно именно сейчас, в подростковом
возрасте?
Этап 5. Заключение и рефлексия
В конце занятия участники делятся впечатлениями и выводами. Психолог
подводит итоги, подчеркивает ключевые моменты занятия и благодарит всех
за участие.
Заключительные слова психолога:
"Этикет – это язык уважения и понимания. Сегодня мы увидели, насколько
он важен для построения гармоничных отношений. Надеюсь, эти знания
помогут вам в повседневной жизни!"