Автор: Николаева Татьяна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" с валеологическим направлением Населённый пункт: Удмуртия, г.Можга Наименование материала: конспект урока Тема: Согласные звуки [с], [с"], буква с Раздел: начальное образование
Учитель: Николаева
Татьяна Анатольевна
МБОУ «СОШ №1» с
валеологическим направлением
Обучение грамоте, 1 класс
Учебник (УМК): «Школа 2100», Букварь
Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Тема урока : Согласные звуки [с], [с'], буква с.
Тип урока : получение новых знаний (интегрированный урок)
Цели урока:
Познакомить учащихся с согласными звуками [с], [с'], буквой с.
Развивать умение характеризовать звуки русского языка, умение
работать по учебнику, делать предположения по названию текста,
иллюстрации
к
тексту,
внимание,
наблюдательность,
слушать
и
слышать учителя и товарищей, отвечать полным предложением на
поставленные вопросы на уроке.
Воспитывать
бережное
отношение
к
окружающей
среде,
аккуратности в работе.
Оборудование: картинки светлячка, слона, лисичек (грибы), осина;
печатные буквы; мастера – Слоговой, Ударный, Тим, Том.
Ход урока
1. Организационный момент
А) Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок
!
Б) Повторение школьных правил на уроке
В) В конце нашего урока, если правильно выполним все задания, вы
должны сделать вывод о том, как должны учиться ученики нашей
школы. А для этого я вам буду после каждого задания открывать
буквы.
2. Самоопределение к деятельности.
Игра «Доскажи словечко» /по мере отгадывания слов на доске
появляются картинки/
А) То погаснет, то зажжется,
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый … (светлячок)
Б) Ходит длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный хобот,
Ты узнал, кто это? … (слон)
В) Ходят в рыженьких беретах –
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются … (лисички)
- Что общего в словах светлячок, слон, лисички?
- С какой буквой на уроке мы сегодня познакомимся?
- Откроем буквари на стр.60 и проверим наши предположения.
- Прекрасно, открываем первую букву - Ч .
3. Работа по новой теме по учебнику.
А) - Все вместе произнесем звук [с] и дадим ему характеристику.
- Как мы его произносим: при произношении встречается преграда
или воздух проходит свободно? Значит Какой этот звук?
-
Закрыли
пальчиками
ушки.
Каким
будет
являться
звук [с]
по
глухости-звонкости? /в букварях рисуем чёрную шляпку на «схеме-
человечке», учитель на доске/
-
Какого
цвета
в
«схеме-человечке»
на
ногах
будут
башмачки?
Почему?
При
затруднении
обращаемся
к
картинкам
слона
и
лисичек.
/в
букварях
на
«схеме-человечке»
закрашиваем
один
ботинок синего цвета, другой - зеленого, учитель на доске/
- Как графически будем обозначать звуки [с], [с']?
Вывод: на письме звуки [с], [с'], обозначаются буквой с.
Обратная связь: у кого «человечек» получился таким же, поднимите
руку.
- Открываем следующую букву О.
Б) Буква с предлагает нам поиграть в игру «Собери слова» /на доске
записаны слоги/
НА
О КА
СА ПОГ
ТОК РОД
СИ
(народ, сапог, каток, осина)
- Прочитать слоги. /хором/
- Прочитайте слог, в котором первый звук мягкий (си)
- Какие изученные гласные звуки «говорят» читай твердо? ([а], [о],
[у], [ы]).
- Молодцы, с этим заданием мы тоже справились и смело открываем
следующую букву О.
4. Первичное закрепление материала по букварю.
А) Найдите последний столбик слов на стр.60 букваря и прочитайте
про себя.
- Какое слово непонятно?
-
А
какое
из
прочитанных
слов
нам
сегодня
на
уроке
уже
встречалось? (осина)
-
С
помощью
наших
помощников
попробуем
сделать
звуко-
буквеный
анализ
слова
осина. /
1
ученик
работает
у
доски
с
проговариванием,
остальные
на
местах;
на
доске
картинки
Мастеров; картинка осины/
Вопросы-подсказки: 1. Сколько в слове гласных звуков? Какие?
2. Сколько слогов? Почему? Как проверим?
3. Что просит сделать ударный мастер?
4. Определим друзей Тома и Тима.
- Что вы знаете об этом дереве? /выслушивание ответов детей,
рассказ учителя в 2-3 предложениях об этом дереве/
Взаимопроверка в парах: поменяйтесь учебниками и поставьте знак
«+» рядом с этим словом, у кого получилось так же, как на доске.
Обратная связь: поднимите руку, кому поставили знак «+».
- Открываем следующую букву Т.
5.
Физкультминутка. /какой звук встретится почти в каждом
слове?/
На с толе с тояла ми с ка,
Под с толом с идела ки с ка.
Как с о с и с ки пахнут вку с но!
Не до с тать с о с и с ки ки с ке.
Потянула с катерть ки с ка –
Бац! Накрыло ки с ку ми с кой,
А с о с и с ки уне с
Ви с лоухий с тарый пе с .
- Открываем следующую букву Н.
Б) Игра «Друзья Тома и Тима»
Мальчики будут друзьями Тома, а девочки – друзьями Тима. Если в
слове
услышите
твердый
звук [с],
то
хлопают
мальчики,
если
мягкий звук [с'] – девочки.
Сад, колос, карась, бусы, суп, сила, сыр, селедка, барсук, собака,
село, осел.
- Молодцы, открываем следующую букву И. Том и Тим очень рады,
что никто не попался в ловушку.
В) – Осталось открыть последнюю букву, а значит и выполнить
последнее задание.
- Найдите на стр. 60 картинку с сороками. Что под ней написано?
- А что подписано под правой картинкой?
- Я ничего не понимаю, нарисованы дети, а предложение про сорок?
Как это понимать?
- А есть ли у нас в классе сороки?
6. Работа над рассказом «Сорока» на стр.61.
- Прочитайте название текста?
- Кто является автором рассказа?
- О чем будем читать? Проверим наши предположения. (чтение
текста; по ходу чтения идет словарная работа).
Вопросы после чтения всего текста.
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Что понравилось? (не понравилось)
- Часто ли сороке удается стащить чужого птенца? Какое слово
подсказало? (полакомиться).
- С каким чувством автор описывает сороку? Она ему нравится или
он ее ругает?
- Открываем следующую букву Л.
На доске: Ч О О Т Н И Л
- Кто из вас как и сорока в рассказе внимательный, наблюдательный
и сообразительный?
- Какое слово можно составить из этих букв? (ОТЛИЧНО)
- Как же должны учиться ученики нашей школы? А что для этого
нужно сделать? (быть внимательными и старательными на всех
уроках).
7.
Рефлексия
Закончите высказывание:
- Я понял, что …
- Я запомнил, что …
- Оказывается …
- Меня удивило, что …
- Я затрудняюсь …
8. Итоги урока
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какие звуки может обозначать эта буква?
- Дайте характеристику этому звуку?