Автор: Руденко Татьяна Николаевна
Должность: Учитель математики и физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ пос. Уральский"
Населённый пункт: пгт Уральский
Наименование материала: Презентация
Тема: по теме " Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и физики"
Раздел: среднее образование
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области
«Гражданское и патриотическое воспитание на
уроках математики и физики»
Подготовила:
учитель математики и физики
МОУ «СОШ пос. Уральский»
Татьяна Николаевна Руденко
пгт Уральский, 26 марта 2025 г.
«Гражданское и патриотическое воспитание в ФГОС ОО
ФГОС ООО обеспечивает: формирование российской гражданской идентичности обучающихся как
составляющей
их
социальной
идентичности,
представляющей
собой
осознание
индивидом
принадлежности
к
общности
граждан
Российской
Федерации,
способности,
готовности
и
ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного
участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и
норм поведения;
ФГОС ООО определяет требования к результатам освоения программы основного общего образования:
42.1.1. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
«Гражданское и патриотическое воспитание в ФГОС ООО
42.1.2. Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка,
истории,
культуры
Российской
Федерации,
своего
края,
народов
России;
ценностное
отношение
к
достижениям
своей
Родины
-
России,
к
науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному
наследию
и
памятникам,
традициям
разных
народов,
проживающих в родной стране.
Федеральная рабочая программа воспитания. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков…:
●
максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебных
предметов
для
формирования
у
обучающихся
российских
традиционных
духовно-
нравственных
и
социокультурных
ценностей,
российского
исторического
сознания
на основе исторического просвещения;
подбор
соответствующего
содержания
уроков,
заданий,
вспомогательных
материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
●
выбор
методов,
методик,
технологий,
оказывающих
воспитательное
воздействие
на
личность
в
соответствии
с
воспитательным
идеалом,
целью
и
задачами
воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
● привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов,
явлений
и
событий,
инициирование
обсуждений,
высказываний
своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
Реализация рабочей программы воспитания через модуль: «Урочная деятельность».
«Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и
физики»
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через создание проблемных ситуаций;
через
привлечение
внимания
к
ценности
изучаемого
материала,
формирование и высказывание личного мнения;
через личность самого учителя.
«Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и физики»
При изучении в 5 -6 классе темы «Прямоугольник. Площадь прямоугольника», «Треугольник, Виды
треугольников» учащиеся приводят примеры фигур и их применение. Я напоминаю о форме
современного конверта и фронтового письма-треугольника.
Решите уравнения и узнайте, какой род войск на фронтах Великой Отечественной войны были самый
многочисленный. Почему?
1. 5х + (3х – 3) = 6х +11
2. 3х – (10 + 5х) = 54
3. (х – 7) – (2х + 9) = -13
4. 0,6 + (0,5у – 1) = у + 0,5
5. 15(х +2) – 30 +12х
6. 6,8 = х + 5(3х + 1,2)
Х
А
П
Т
О
Е
-3
0, 05
7
0
- 1,8
- 32
«Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и физики»
Найдите значение выражения:
а) 5% от 400 – 20% от 40
б) 25% от 8 + 2% от 250
в) (10% от 290) . (30% от 200 + 50% от 14)
Значение
первого
выражения
-
это
число
одной
из
знаменательных
дат
Великой
Отечественной
войны,
значение
второго
выражения
-
месяц,
значение третьего выражения - год.
№ 1 Через какое время истребитель времен Великой Отечественной войны ЯК – 3,
имевший скорость 650 км/ч, мог догнать бомбардировщик, находившийся от него на
расстоянии 3 км и летевший со скоростью 500 км/ч?
«Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и физики»
№ 2 Сила, действовавшая на снаряд первой советской боевой ракетной установки
«катюша», равна 19,6 кН. Выпущенный из нее снаряд летел на расстояние 8 км. Какую
работу совершила установка по выпуску всех своих снарядов, если их у нее 16?
№ 3
Изучив некоторые технические характеристики Як-3, выполните следующие
задания:
1.
Вычислите силу давления на крыло самолёта при нормальном атмосферном
давлении.
2.
Напишите уравнение движения самолёта, совершившего взлёт, полёт и посадку;
постройте график этого движения.
3. Найдите силу тяги, развиваемую двигателем, при максимальной и посадочной
скоростях полёта.
4. Какова кинетическая, потенциальная и полная энергия самолёта при заданном
потолке и максимальной скорости полёта.
5. Вычислите работу, совершаемую двигателем за время горизонтального полёта.
Скорость и дальность полёта выберите сами, исходя из технических характеристик
машины.
«Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и физики»
№ 4 «Корабли-герои Великой Отечественной войны» При погружении подводной
лодки на дно выбирают только каменистое дно, подводным лодкам запрещается
ложиться на дно, если оно песчаное или илистое. Почему объясните с точки
зрения физики?
№ 5 «Броня крепка, и танки наши быстры» Танк Т-34 – самый массовый средний
танк
Великой
Отечественной
войны
–
разработан
конструкторским
бюро
Харьковского
завода
под
руководством
М.
И.
Кошкина.
Вес
прославленного
советского танка Т-34 составляет 309 кН, длина той части гусеницы, которая
соприкасается с полотном дороги, 3,5 м, ее 30 ширина 55 см. Вычислите давление
танка на грунт.
№ 6 Автомат АКМ делает 600 выстрелов в минуту. Пороховой заряд одного
патрона 1,6 г. Рассчитать, какое количество тепла может выделиться за одну
минуту. Теплота сгорания пороха 4 Дж/кг.
«Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и физики»
Использование эпиграфов к уроку.
«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это
оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека,
но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением
приблизиться к совершенству». Л.Н. Толстой.
«Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
«Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать
только моей Родине…» А.С. Попов
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,
личными, семейными и родовыми наклонностями» К. Д. Ушинский
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство –силой его патриотизма». Г. Чернышевский
«Гражданское и патриотическое воспитание на уроках математики и физики»
Использование эпиграфов
«Я не вижу моего врага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами
... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал
немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои
знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский —
столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».
Знаменитый авиаконструктор С. А. Лавочкин
Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли
одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть
эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда будет победа
за нами. Г. К. Жуков
Спасибо за внимание